Европейские дни оперы в Музыкальном театре
05.05.2017
С 20 мая 2017 года Музей АЗ представляет новый выставочный проект “ИГРА”
10.05.2017

“Микадо, или Город Титипу” – первая английская оперетта на сцене Свердловской музкомедии

27 и 28 апреля в Свердловском театре музыкальной комедии состоялась премьера оперетты «Микадо, или Город Титипу» композитора Артура Салливана и автора либретто Уильяма Гильберта.

Она – самое знаменитое творение дуэта Гилберт&Салливан, британских авторов, сравнимых талантом с Джонатаном Свифтом, Бернардом Шоу, Уильямом Теккереем, с одной стороны, и Жаком Оффенбахом – с другой. Драматург Гилберт дружил и сотрудничал с Чарльзом Диккенсом, а поклонниками оперетт Салливана были Клод Дебюсси и Игорь Стравинский. Что же до «Микадо», то в Англии оперетту с удовольствием «вкушали» королева Виктория и японский принц Комацу. Предприимчивым американцам она принесла рекордные доходы, а в Москве роль Нэнки-Пу с успехом исполнял молодой Костя Алексеев (будущий великий Станиславский).

Произведение Гилберта и Салливана «Микадо» остается самой популярной и успешной музыкальной комедией всех времен. Ее головокружительная музыка удачно сочетается с великолепным остроумием сатирического либретто, которое сохранило свою колкость и свежесть на протяжении более столетия.
Известно, что большинство классических оперетт созданы для романтического бегства от скуки и прозы жизни. Гилберт и Салливан предложили собственный рецепт: без стеснения поставили реальность с ног на голову и отправили зрителя вместе со своими героями в головокружительное путешествие «вверх тормашками». Экзотические персонажи «Микадо» – жители мифической Японии и несуществующего городка Титипу – будто сошли со страниц красочного «комикса». Сюжет – настоящая карусель комичных ситуаций, рискованных намёков и весёлых провокаций. Вряд ли хоть одна шутка в нём касается японцев, и в этом главный секрет: «Микадо» – история «на все времена». В Великобритании – про англичан, в Италии – про итальянцев, в Германии – про немцев, а в России, разумеется, о нас!

Для режиссера Алексея Франдетти и его команды оперетта-комикс «Микадо, или город Титипу» это вторая работа в Свердловском музкоме; весной 2016 года в театре Франдетти поставил музыкальную драму «Бернарда Альба».

Хореограф Ирина Кашуба, получив приглашение из Екатеринбурга в постановочную группу оперетты-комикса, погрузилась в изучение японской культуры, истории, традиций, посещала лекции при Государственном музее Востока. Ирина нашла много материалов по хореографии, работе с веерами и познакомилась с одним из видов традиционного японского боевого искусства иайдо — это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча катана.

Перед художником Анатолием Шубиным задача стояла не простая – совместить в костюмах и на сцене современность и традиционную «Японию». Художник максимально облегчил пространство сцены театра, а акцент сделал на многоцветные яркие атласные костюмы с необычными «принтами», которых пришлось сшить около сотни.

Композитор – Артур Салливан
Автор либретто – Уильям Гилберт
Автор русского текста – Аркадий Застырец
Постановка – лауреат национальной театральной премии “Золотая Маска” АЛЕКСЕЙ ФРАНДЕТТИ (Москва)
дирижёр-постановщик – АНТОН ЛЕДОВСКИЙ
сценография и костюмы – заслуженный художник РФ АНАТОЛИЙ ШУБИН
хореография – ИРИНА КАШУБА (Москва)
хормейстер – СВЕТЛАНА АСУЕВА
свет – ИВАН ВИНОГРАДОВ (Москва)
звук – СЕРГЕЙ МЕЩЕРЯКОВ

В постановке заняты: солисты Ольга Балашова, Юлия Дякина, Анастасия Ермолаева, Светлана Кадочникова, Татьяна Мокроусова, Ярослава Прокофьева, Анастасия Сутягина, Ирина Цыбина, Анатолий Бродский, Сергей Вяткин, Евгений Елпашев, Александр Копылов, Алексей Литвиненко, Андрей Опольский, Олег Прохоров, Алексей Пьянков, Дмитрий Соловьёв, Владимир Фомин, Михаил Шкинёв; артисты хора и балета, воспитанницы Детской студии, а также группа ИЗУМРУД.

Спектакль идет в сопровождении оркестра Свердловского театра музыкальной комедии.