В Крымской государственной филармонии прозвучат «Шедевры неоклассики»
11.04.2016
Международный фестиваль им. Николая Петрова впервые пройдет в стенах Московской консерватории имени П.И. Чайковского
12.04.2016

Минуло почти 125 лет, но опера не покидает российских подмостков и регулярно появляется на зарубежной сцене. В театральном сезоне 2015-2016 годов она была поставлена в крупнейших театрах мира: в Большом театре России и в Парижской Национальной Опере.  Музыка “Иоланты”, которая кажется такой ясной и прозрачной, на самом деле таит в себе целый ряд серьёзных технических сложностей, преодоление которых заведомо подразумевает высокий профессиональный уровень как солистов, так и оркестра.  Ушли в прошлое бесчисленные часы творческих поисков, художественных решений, спевок и репетиций. Занавес открывается. Постановщики спектакля: музыкальный руководитель и дирижёр Валерий Воронин,  режиссёр-постановщик Константин Балакин, художник-постановщик Елена Вершинина, хормейстер-постановщик – Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Галина Дунчева, художник по свету  Ирина Вторникова, режиссёр по пластике Анна Дмитриенко являют слушателям новую «Иоланту». 

В первый день премьеры с партией осторожного до подозрительности и безотчётно любящего свою слепую дочь короля Рене выступил солист Большого театра –   Заслуженный артист России Пётр Мигунов (бас); партию слепой с рождения «Иоланты» исполнила солистка Астраханского театра оперы и балета, лауреат международных и всероссийских конкурсов Елена Разгуляева (сопрано). В прошлом году она дебютировала с этой партией на Исторической сцене Большого театра у режиссёра Сергея Женовача.  Партию порывистого, нежного и страстного рыцаря Водемона предъявил публике солист астраханского театра оперы и балета, лауреат международного конкурса Алексей Михайлов (тенор).

Теперь несколько слов об особенностях новой постановки:

Астраханский государственный театр Оперы и Балета в своём спектакле обращается к тексту первоначального либретто, возвращая содержанию «Иоланты» сакральный эзотерический смысл. При работе над спектаклем постановочной группе пришлось соблюдать жёсткие финансовые условия, продиктованные кризисным временем. Однако постановщики сумели выйти из непростого положения. Они использовали в сценографии значительный фрагмент декорации другого спектакля, но представили его в новом ракурсе. Такое переосмысление придало совершенно иное звучание организующему элементу сценографии, получившему абсолютно новый образный смысл.   

Не вступая в конфликт с внешним сюжетом оперы, постановщики создали на сцене замкнутое пространство Иоланты – круг, оградивший её от реальной жизни, от всякого постороннего глаза, от опасности случайно узнать правду о своём физическом недостатке.  Никто извне не имеет права нарушать пределы этого круга. В то же время, самой Иоланте неведом мир за его пределами, но интуитивно её влечёт к неведомому.

Сценически необычно решён  ключевой монолог искусного мавританского целителя  Эбн-Хакиа. Он – явление другого мира. Его философия непонятна во владениях короля Рене. Врач убеждён в нерасторжимом единстве духовного и материального. Режиссёр – постановщик Константин Балакин прибегнул к аллюзии, связанной с Ветхим заветом. В процессе монолога врачевателя о двуединстве миров и в доказательство этого двуединства посох в его руках даёт живые побеги.

Особое место в опере занимает тема розы. Когда  Водемон рассказывает Иоланте о солнце, небе и сиянии звёзд, из-под колосников лавиной осыпаются лепестки роз, выстилая через всю сцену красный ковёр. Так в спектакле усиливается момент, когда в душе Иоланты просыпается любовь. Но не только это. Чтобы прозреть, вырваться из круга физического, Иоланте  необходимо мощное волевое усилие, духовный подвиг. И она совершает его – не ради себя, а ради спасения жизни человека, которого полюбила. Она с готовностью идёт на муки по этому красному ковру – пути страдания. 

Центральным модулем декорации является трёхметровое готическое кадило, которое  на протяжении всего спектакля переживает  трансформацию.  На последних минутах оперы, когда Иоланта прозревает, кадило, источающее благодать (свет) и раскачиваясь на цепях устремляется ввысь. В церковном богослужении кадило символизирует присутствие Святого Духа. Именно к Нему обращает в финале взор благодарная и просветлённая Иоланта.

В вечер премьеры постановщикам удалось подарить астраханским слушателям  светлый спектакль с музыкой изумительной красоты, которая омывает обновляющей гармонией и  приоткрывает завесу материального мира перед истинным смыслом мироздания. По словам, музыкального руководителя спектакля Валерия Воронина «Иоланта» – это опера о том, чего не хватает нам всем».