Гала-концерт звезд российского балета откроет перекрестный Год туризма России-Испании
04.04.2016
В Новосибирской консерватории исполнят «Девять фортепианных сонат» С.С. Прокофьева
04.04.2016

На сцене Пермского театра оперы и балета Первый опус Стравинского и Opus Magnum Элгара

7 апреля на сцене Пермского театра оперы и балета состоится концерт Большого симфонического оркестра, за дирижерским пультом – Валерий Платонов. В программе — Первая симфония Игоря Стравинского и Вариации на оригинальную тему (Энигма) Эдуарда Элгара.

В основу программы из произведений русского и британского классиков положен принцип контраста. С одной стороны — сверхпопулярные «Энигма-вариации», в некотором роде хрестоматия для музыканта-исполнителя. И с другой — Симфония ми-бемоль мажор, первый опус Стравинского, который исполняется нечасто.

Валерий Платонов, дирижер Пермского театра оперы и балета: «Оба произведения я буду исполнять впервые. Первая симфония — не самое известное произведение Стравинского, фактически, его дипломная работа. Безусловно, эта музыка мало похожа на того зрелого Стравинского, которого мы все знаем. Эта симфония — Стравинский совсем ранний, и этим он интересен. Здесь он пока еще не определился. И, тем не менее, зная сегодня весь путь, который композитор прошел в своем творчестве, можно увидеть в его симфонии первые зерна будущего именитого Стравинского».

Стравинский оставил три чисто инструментальные симфонии, одна из которых — «Симфония в трех движениях». А первая, Es-dur, написана в 1907 году в период ученичества. В этом произведении заметно влияние учителей и вдохновителей композитора, Римского-Корсакова, Глазунова и, в лирических эпизодах, Чайковского. Еще одна причина объединить эти два произведения — особое звучание оркестра, лиричностью и мягкостью интонации, которые присущи многим произведениям русских композиторов, присутствуют и в произведении Элгара.

«Вариации на оригинальную тему Элгара не нуждаются в представлении. Это очень популярное произведение. В этом плане Вариации выступают антитезой Симфонии. И всё же, на мой взгляд, у них есть точки соприкосновения. Притом, что Элгар — это чистый английский стиль, мне в нем слышатся некоторые образные и эмоциональные связи с русской традицией» – рассказывает Валерий Платонов, дирижер Пермского театра оперы и балета.

Название «Энигма» (лат. «загадка») не случайно, в названиях вариаций скрыты самые близкие композитору люди. Неявно звучащая в вариациях тема, упомянутая Элгаром в комментариях к произведению, также представляет собой загадку. Отгадать ее пытаются до сих пор, раскрывая в листках из домашнего альбома самые разные смыслы.

Попытаться разгадать «Энигму» Элгара, а также подробнее узнать о произведениях и авторе можно будет на лекции. Состоится она за час до начала концерта. Ведущая — музыковед Анна Фефелова.

Следующий концерт Большого симфонического оркестра состоится 27 апреля в рамках ежегодного проекта «Дни духовной музыки в Перми». Прозвучат произведения Вагнера, Дворжака и Брукнера. 

По материалам пресс-службы