В олимпийской столице прошла торжественная церемония, посвященная открытию Года российского кино. Одним из ее героев стал дирижер, лауреат четырех Государственных премий РФ Юрий Башмет.
В сочинском кинотеатре «Люксор» прошла премьера документального фильма режиссера Бориса Добровольского о Зимнем международном фестивале искусств Юрий Башмета, который сейчас проходит в городе.
«Мы не зря постоянно говорим, что наш фестиваль – это фестиваль искусств. Сегодня мы увидим фильм, который снят о предыдущем фестивале. Он очень гармонично вписывается в открытие Года кино», – сказал Башмет.
В рамках церемонии Башмет оставил отпечатки рук на сочинской «Площади достижений» и разрезал красную ленточку. Ранее свои отпечатки здесь оставили Святослав Говорухин, Александр Митта, Иосиф Кобзон, Игорь Жижикин и другие.
Второй день фестиваля был посвящен балету. 14 февраля на сцене Зимнего театра состоялся гала концерт в честь юбилея прославленной балерина – Анны Павловой (1881-1931)
«Павлова – это облако, парящее над землей, Павлова – это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…», – так восторженно отзывалась о балерине пресса.
«Ее исполнение …было доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу», – писал балетмейстер-реформатор Михаил Фокин; сама же Павлова свою «тайну» раскрывала просто: «секрет моей популярности – в искренности моего искусства».
Попав в труппу Мариинского театра практически сразу после окончания Санкт-Петербургского хореографического училища, она исполняла партии в классических балетах своей эпохи. Но подлинной мировой славой Анна Павлова была обязана Сергею Дягилеву и его знаменитой антрепризе «Русские сезоны», раскрывшей перед парижской публикой русское искусство в совершенно новом свете. Именно здесь Михаил Фокин поставил для нее «Умирающего лебедя» – и незатейливая лирическая пьеса Камилла Сен-Санса из «Карнавала животных» обрела вторую жизнь в балете, а трехминутная хореографическая миниатюра – непревзойденной вершиной балетного искусства, символом классического танца вообще.
Однако будучи искренней пропагандисткой классического балета, Павлова не была чужда новым изысканиям современного искусства. Так, во время турне по США она снялась в фильме «Немая из Портичи» по опере-балете Д. Обера, исполнив главную роль.
Именно с показа этого фильма навсегда запечатлевшем искусство балерины, и начался балетный гала-концерт Зимнего международного фестиваля в Сочи, посвященный 135-летию со дня рождения и 85-летию со дня смерти Анны Павловой.
В гала-концерте, программу которого открыл «Умирающий лебедь», традиционно приняли участие примы и ведущие солисты лучших хореографических трупп Европы: премьеры Финского национального балета Юн Хё Чжин Михаил Крчмар; ведущие солисты балетной труппы Венской Государственной Оперы, выпускники Санкт-Петербургской Академии хореографии им. Вагановой Мария Яковлева и Владимир Шишов; первые солисты балета Парижской «Grand Opera» Лаура Эке и Одрик Безар; а также еще одна пара из петербургской балетной школы – начинавшие в Мариинском театре прима балета дрезденского театра «Semperoper» Елена Востротина и солист Государственного балета Берлина Дмитрий Семионов. В их исполнении зрители смогли насладиться лучшими фрагментами классических петербургских балетных спектаклей конца XIX – начала ХХ вв., в которых блистала Анна Павлова.
В завершение программы были представлены дивертисмент из балета «Раймонда» А. Глазунова в хореографии М. Петипа – его триумфальная премьера в 1899 г. была одним из первых спектаклей, в котором была занята только принятая в труппу Мариинского театра молодая Павлова. Свою хореографическую редакцию, основанную на классической версии М. Петипа с элементами хореографии Р. Нуриева, хореограф Хосе-Карлос Мартинес, возглавляющий сегодня балетную труппу «Grand Opera», впервые представил в 2013 г.; ее исполнили артисты Национальной балетной труппы Испании.
Зимний международный фестиваль искусств открылся концертом в субботу. Впервые в России на нем выступил иранский пианист Рамин Барами, исполнивший Первый концерт для клавира Баха совместно с камерным оркестром “Солисты Москвы” под управлением Юрия Башмета. На открытии выступила также японская скрипачка Акико Суванаи.
По материалам пресс-службы фестиваля
Редактор сайта Жилокова Лада