«Jekyll&Hyde» предупреждает
После триумфа «Бала вампиров» сезона 2011г. Питерской Музкомедии долго не удавалось выдать по настоящему яркую премьеру. Только в конце прошлого года генеральный директор театра на Итальянской Юрий Шварцкопф сделал рискованный, но как выяснилось, точный шаг.
Мюзикл «Джекилл и Хайд» («Jekyll&Hyde») Фрэнка Уайлдхорна и Лесли Брикасса на Западе хорошо известен с начала девяностых годов. Но для российской публики – это открытие совершенно неизвестного. Правда, много лет назад в театре Моссовета шёл вариант пьесы Брикасса по мотивам повести Роберта Льюиса Стивенсона с использованием отдельных фрагментов музыки Уайлдхорна, но то был драматический спектакль. Нынешний же питерский «Джекилл и Хайд» – оригинальная театральная версия именно музыкального спектакля. Не перенесённого с другой сцены, а созданного специально для театра Музкомедии Миклошом Габором Кереньи (KERO).
Постановщик нескольких оперетт в Петербурге, венгерский режиссёр у себя на родине славится именно мюзиклами. И тем, что с успехом руководит универсальной будапештской труппой, на высоком уровне обеспечивающей спектакли и оперетты, и мюзикла. В Петербурге при выборе исполнителей этого направления пока что работает исключительно кастинговая система. Но попытки воспитать универсальных артистов «в своём здоровом коллективе» уже есть – театральный институт набрал специальный актёрский курс мюзикла, и молодёжь обучается на базе нашей Музкомедии.
Содержание «Джекилла» достаточно драматично. В основе – древний как мир постулат о том, что в Homo sapiens присутствуют и борются два начала: добро и зло. Разрабатывая эту идею, молодой талантливый учёный Генри Джекилл близко подходит к разгадке тайны психических заболеваний. Но для завершения работы ему необходима серия опытов с больными. Не получив поддержки ханжески настроенного попечительского совета, Джекилл вынужден продолжать эксперимент на себе. Это приводит его к трагичному раздвоению личности, вторая половина которой – маньяк-убийца Хайд. Мучительные метания между двумя ипостасями собственного я и двумя любимыми женщинами приводят героя к решению прервать свою кошмарную жизнь.
Либретто мюзикла несколько облагородило ситуацию по сравнению с первоисточником. Homo Стивенсона ставит опыт на себе, желая испытать сильные ощущения ради них самих, тогда как герой мюзикла попадает в ловушку эксперимента, желая спасти отца и подарить людям панацею от безумия. Но такое смещение акцентов не сильно, нужно сказать, упрощает ситуацию. Более того, делает её донельзя актуальной:
«Будешь в обществе гордых учёных ослов,
Постарайся ослом притвориться без слов.
Ибо каждого, кто не осёл
Обвиняют немедля в подрыве основ.
Но содержание мюзикла и спектакля этим не исчерпывается. Смысл его в том, что сколь благородна ни была бы цель, человек не должен выпустить разрушительного джина из бутылки, пока он Человек.
Музыка «Джекилла», написанная в девяностых годах ещё очень молодым композитором, вполне актуальна сегодня. Потому что это хорошая музыка с добротно выстроенной музыкальной драматургией, на которой удобно базироваться отличному спектаклю. В нём, формально относящемуся к лёгкому жанру, удалось замечательным образом соединить драматичность с авантюрностью, упоение жестокостью с тихой тоской по идеалу, вульгарно-отвратительное с аристократически-благородным, чувственное с духовным. То есть, собрать и выстроить в гармоничное целое то, что Джекилл так дерзко разъял на части в самом себе.
Кереньи – замечательный мастер. Он решает серьёзные, даже трагедийные сцены, абсолютно не изменяя стилистике мюзикла в лучших её проявлениях, мастерски распоряжаясь сценическим пространством, не жертвуя зрелищностью, нигде не снижая темпоритмический накал. Упругим рефреном проходят сцены мерзкой действительности уличной жизни Лондона, сменяясь страшными сценами в обители скорби или зарисовками циничного ханжества попечительского совета. Эти три плана одинаково безумны и дики. В таком социуме зверства Хайда запрограммированы, джин-убийца естественным образом выпущен на простор зла. Есть только два светлых оазиса – дом невесты Эммы и душа проститутки Люси. Но доброта бессильна: Джекилл уже не может остановить кровожадную стихию, в нём побеждает страсть разрушения. Хайд душит, забивает насмерть, уничтожает своих циничных противников, но убивает и Люси. В краткий миг просветления Джекилл бросается к своей невесте, но, уже не справляясь с собой, шарахается и от неё. С пистолетом в руках взбегает вверх по винтовой лестнице, выстрел, осечка, крик мольбы о спасительной смерти…и друг стреляет. Очень точно выстроенный и эмоционально сильный финал.
Спектакль Кереньи при всей жёсткости его мизансценических и ритмических рамок – поле для яркого актёрского самовыражения. Свободно и одновременно идеально точно действует многоликий вокально-пластический ансамбль – агрессивные безумцы в доме скорби, уличные персонажи лондонского «дна», эффектные участницы эротического шоу или леди и джентльмены высшего общества – артистично выполняющие совсем не простые задачи хореографа (Акош Тихани) и режиссёра.
Выразителен, иногда до степени гротеска рисунок роли каждого из перслнажей-солистов, а их здесь немало. Но особое наслаждение – следить за виртуозной актёрской работой Кирилла Гордеева. Его мгновенные превращения из Джекилла в Хайда, совершенная органика и великолепный вокал демонстрируют очень высокий класс профессионализма. Однако, посетив спектакль с другим составом исполнителей, уже не знаешь, кому отдать предпочтение: драматизм Ростислава Колпакова, особенно в финале, захлёстывает как бы не больше.
Ещё одна очень яркая удача – Люси Наталии Диевской. Девушка из публичного дома, никаким унижением не сломленная, моментами трогательно-беззащитная и очень женственная сыграна-спета актрисой раскованно и даже дерзко, но с той проникновенностью и страстью, которая заставляет вспомнить героинь Достоевского.
В прекрасном актёрском ансамбле нельзя не выделить колоритную Манану Гогитидзе – Леди Бэконсфилд, квинтэссенцию сытой злобной женской властности в ханжеском обличии. Сладострастная месть Хайда, стягивающего петлю на шее дородной высокопоставленной матроны, как и все остальные разборки с тартюфами из попечительского совета, вовсе не вызывает зрительского сочувствия к жертвам. Но в том то и дело, что, начав убивать, Хайд больше не разделяет потенциальных «клиентов» на хороших и плохих людей. Черта перейдена, возврат невозможен, единственный выход – самоуничтожение. Питерский спектакль предупреждает об этом.
«Джекилл и Хайд» – это абсолютно музыкальный театр, в котором действие движут музыкальные номера, где оркестр, темпераментно ведомый Александром Нефедовым, вступает в активный диалог со сценой; где хорошо поют и естественно существуют в выразительной пластике; где подвижная, графичная сценография Чёрса Кела и изощрённый театральный свет Петера Шомфаи мгновенно меняют атмосферу и настроение. Здесь всё, органично и мастеровито, а попросту – талантливо. Потому, наверное, трагический финал не оставляет чувства безнадёжности: художественность одаривает катарсисом. И, тем не менее…«Jekyll&Hyde» предупреждает…
Нора Потапова
С-Петербург
Апрель2015