28 июля в рамках I Международного фестиваля «Русская опера» на территории Рязанского Кремля состоялся показ оперы С.В. Рахманинова «Алеко» в совместной постановке Рязанского областного музыкального театра и театра «Геликон-опера».
– Мы не могли не отдать ещё раз дань любви и памяти великому русскому композитору и пианисту С. В. Рахманинову в год его 150-летия. Для нас это интересный опыт работы с солистами столичных оперных театров в полномасштабной оперной постановке, а для рязанцев и гостей города – уникальная возможность увидеть оперу «Алеко» не на сцене, а в природных декорациях Рязанского Кремля, – рассказала директор-художественный руководитель Рязанского областного музыкального театра Марина Чернышова.
Опера «Алеко» с первых же показов в 1893 году вошла в историю мирового искусства на равных с творениями признанных мастеров. А между тем, она была создана молодым композитором всего за семнадцать дней. И сегодня эта камерная лирико-психологическая опера с напряженным драматическим действием никого не оставляет равнодушным. Именно поэтому режиссёры – заслуженный артист Российской Федерации Вадим Заплечный и лауреат международных и всероссийских конкурсов, солист Рязанского музыкального театра Сергей Гайдей – взялись за постановку оперы «Алеко» в Рязани. Мелодичная и яркая музыка С. В. Рахманинова, драматичные и выразительные стихи А. С. Пушкина, обрамлённые историческими декорациями Рязанского Кремля, создали уникальную атмосферу, в которую смог погрузиться каждый зритель.
Фабула оперы повторяет сюжет поэмы Александра Пушкина «Цыгане». Пролог же – неожиданная, но достаточно логичная и органичная версия режиссёра Вадима Заплечного. Действие начинается со сцены дуэли Онегина и Ленского, рядом с ними в роли одного из секундантов – сам Пушкин.
– В нашем спектакле «Алеко» – своего рода продолжение «Евгения Онегина». Где скитался Онегин несколько лет после дуэли? Никто не знает, а вернулся он совсем другим человеком. Вот мы в эту сторону и решили направить внимание зрителей, предложить им поразмышлять. Такая идея – объединить этих двух персонажей в одного, – резюмировал Вадим Заплечный.
Образы главных героев постановки воплотили лауреаты международных и всероссийских конкурсов, артисты Московского академического музыкального театра «Геликон-опера»: Алеко – Георгий Екимов, Земфира – Мария Лобашева, Молодой цыган – Давид Посулихин, Старый цыган – заслуженный артист Российской Федерации Александр Киселёв, Старая цыганка – заслуженная артистка Российской Федерации Лариса Костюк.
Яркие, колоритные массовые сцены из жизни цыган удалось воплотить благодаря грации и пластике артистов балета Рязанского музыкального театра. На зелёной лужайке рядом с Дворцом князя Олега и Успенским собором развернулись разудалые пляски – то дерзкие и страстные, то чувственные и плавные. Вокальное мастерство артистов хора Рязанского музыкального театра позволило передать характер и нравы вольных цыган и смену их настроения – от безмятежного и размеренного в начале оперы, до горького и скорбного в финале.
Большим сводным оркестром, в состав которого вошли артисты оркестра Рязанского музыкального театра, руководил главный дирижёр Рязанского музыкального театра Ариф Дадашев.
Реакция публики превзошла все ожидания. Рязанцы опровергли миф о том, что опера – жанр не для всех. Жители и гости города говорили, что увидели незабываемое зрелище – истинное торжество русского искусства!
Ирина Бочарова (Рязань)
Фотографии предоставлены Рязанским музыкальным театром, автор фотографий –
Алексей Самохин.