Петербургская филармония открывает 104-й концертный сезон в день рождения Дмитрия Шостаковича и представляет публике нового главного дирижера Академического симфонического оркестра
25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония, носящая имя композитора, открыла 104-й концертный сезон. В этот день музыку Шостаковича исполнил старейший симфонический оркестр страны, чья история неотделима от его личной и творческой биографии: Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступал под управлением главного дирижёра филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. В программе концерта прозвучали Шестая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в этом зале этот же оркестр осуществил 85 лет назад, в 1939 году, под управлением Евгения Мравинского, и Второй фортепианный концерт Брамса, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского Илья Папоян.
Также 25 сентября в фойе Чайковского Большого зала филармонии открылась основанная на ранее неизвестных документах и экспонатах выставка «Застывшая музыка», посвящённая 185-летию здания Петербургского Дворянского собрания, с 20-х годов прошлого столетия известного всему миру как Большой зал филармонии. Выставка рассказывает об истории его строительства, о культурных и общественно-политических событиях, состоявшихся в нем. В пространстве выставки будет звучать «золотой рояль» – подарок императора Александра III Придворному музыкантскому хору, ныне всемирно известному Заслуженному коллективу России. Более ста лет этот инструмент был безмолвным свидетелем смены исторических эпох: 2 и 15 октября известный петербургский пианист Николай Мажара исполнит программу из сочинений русских композиторов XIX века. Концерты пройдут в фойе Чайковского.
В Музитории филармонии в тот же день состоится первая лекция одного из шести лекционных абонементов – новшества сезона 2024-2025. Впервые в новейшей истории Петербургская филармония предложила слушателям абонементы не только в Большой и Малый залы, но и в Музиторий. Шесть тематических лекционных абонементов посвящены различным историко-музыкальным сюжетам ХVIII-ХХ веков.
30 сентября свой сезон откроет Академический симфонический оркестр филармонии: концерт станет первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – с началом сезона он вступает в должность художественного руководителя и главного дирижёра оркестра. Солист – один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт будет посвящен 100-летию со дня рождения дирижёра Арнольда Каца.
В новом сезоне в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат два сочинения, написанные в XXI веке: исполнение Данте-симфонии № 5 «Рай» Бориса Тищенко будет посвящено 85-летию со дня рождения композитора (в 2009 году оркестр и дирижер осуществили мировую премьеру сочинения), на открытии XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» в декабре прозвучит мировая премьера симфонии современного композитора Валерия Воронова, посвященной Заслуженному коллективу России.
«Борис Иванович Тищенко был, не побоюсь этого слова, мои старшим другом. Мы очень уважительно относились друг к другу, и я просто люблю его музыку, поэтому, собственно, она и будет исполнена, – рассказал на пресс-конференции перед открытием сезона Николай Алексеев, народный артист России, главный дирижер Петербургской филармонии, – С Валерием Вороновым мы знакомы лет двадцать – и его музыку я исполню впервые. Он – ученик Кшиштофа Мейера, композитора и автора замечательной книги о Дмитрии Шостаковиче, его сочинения довольно часто звучат в нашей стране – в Перми, в Екатеринбурге, их часто исполняет Юрий Башмет, не так давно Фортепианный концерт звучал в Мариинском театре – так что имя Валерия Воронова известно. Симфония, которую нам предстоит исполнить, – первая у композитора, и она посвящена нашему оркестру».
На пресс-конференции, предваряющей открытие сезона, Димитрис Ботинис, вступающий в должность художественного руководителя и главного дирижёра Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, поблагодарил руководство филармонии за оказанное доверие, а музыкантов – за доброе отношение.
«Должен сказать, что за годы нашего сотрудничества с Петербургской филармонией, а это больше десяти лет, у нас установилось, как мне кажется, удивительное взаимопонимание и взаимоуважение, поэтому я очень рад, что наши отношения обретают теперь новую форму, думаю что у нее есть все шансы стать плодотворной и счастливой. Кроме того, мне, как представителю петербургской дирижерской школы, радостно вернуться в этот город и на более регулярной основе отдавать ему свои силы и свои умения, – отметил Димитрис Ботинис, – Академический симфонический оркестр – это оркестр с большой историей и с большими традициями. Но я думаю, что не стоит бояться нового, нельзя забывать, что мы тоже можем создавать новые традиции, и, я даже сказал бы, что это и есть задача дирижера – привносить свой исполнительский стиль, оставлять свой почерк. Думаю, что оркестр вступает в новую для себя эпоху, и мне бы хотелось чтобы она была живая, красочная и энергичная».
В предстоящем сезоне Петербургская филармония готовится отметить несколько важных дат:
– 50-летие присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича – дате посвящён Абонемент № 6 «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», в котором прозвучат сочинения, ставшие вехами в тесно связанных биографиях композитора и филармонии;
– 80-летие Победы – дате посвящён Абонемент № 5 «Великие симфонии военных лет» (в его программе – сочинения Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Мечислава Вайнберга, Арама Хачатуряна и симфонии Дмитрия Шостаковича, неразрывно связанные с историей Ленинградской – Петербургской филармонии), а также лекционный абонемент «Слушай, Ленинград!” и грандиозная, основанная на уникальных артефактах, выставка «Возвращение», посвященная реэвакуации оркестра Ленинградской филармонии и концертной афише Филармонии 1944-45 годов;
– 90-летие дирижёра-лауреата Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии Александра Дмитриева, возглавлявшего коллектив с 1977 по 2018 годы. Многие сочинения, исполнение которых вошло в совместную историю оркестра и дирижёра, прозвучат в программах Абонемента № 4 «Академический симфонический оркестр филармонии». Его кульминацией станет концерт 19 января 2025 года, в день 90-летия Александра Дмитриева: в этот вечер оркестр выступит под управлением главного дирижёра Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, сольную партию исполнит Николай Мажара;
– 90-летие присвоения оркестру Ленинградской филармонии, старейшему симфоническому коллективу страны, почетного звания, ставшего именем собственным – Заслуженный коллектив Республики, сегодня оркестр известен как Заслуженный коллектив России. С посвящением дате пройдут концерты Абонемента № 3 «Первый симфонический оркестр России»;
– 200-летие со дня рождения композитора Антона Брукнера: второй сезон Петербургская филармония вместе со всем музыкальным миром отмечает юбилей одного из главных симфонистов: пять из десяти его симфоний прозвучали в прошлом сезоне, в этом Абонемент № 2 «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» продолжится.
На декабрь запланированы события XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который в этом году будет посвящён 25-летию основания Юрием Темиркановым.
2 ноября, в годовщину ухода из жизни маэстро Юрия Темирканова, в Большом зале филармонии состоится концерт, посвященный памяти дирижёра: Заслуженный коллектив России, на протяжении 35 лет неразрывно связанный с Юрием Темиркановым, исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Вторую симфонию Брамса, антракт из музыки к драме «Розамунда» Шуберта и Фортепианный концерт Шумана, солистка – Елизавета Леонская, прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира.
«Этот сезон – первый, который мы встречаем без Юрия Хатуевича Темирканова. 2 ноября исполнится год, как он ушел. Естественно мы об этом помним – и 2 ноября в Малом зале филармонии откроется мемориальная выставка “Юрий Темирканов. Мгновения…”. В тот же день в Москве, в Московской государственной консерватории имени Чайковского, с которой мы в июне заключили Соглашение о сотрудничестве, также откроется выставка, посвященная Юрию Хатуевичу Темирканову как дирижеру и педагогу – напомню, что он был почетным профессором Московской консерватории. Такой запрос, очень правильный и своевременный, к нам поступил, мы над этой выставкой сейчас работаем», – рассказала Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям.
Наряду с упомянутыми выставками «Застывшая музыка», посвящённой 185-летию здания Санкт-Петербургского Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии), «Возвращение», посвящённой 80-летию Победы, Юлия Кантор анонсировала намеченную на декабрь выставку «Дом милосердия», посвященную малоизвестным страницам в истории здания Дворянского собрания, где в 1914 году был открыт госпиталь.
«Мы соблюдаем все требования музейной безопасности, при этом – мы не музей. Ни в одном музее, когда в экспозиции появляется подлинный музыкальный инструмент, являющийся экспонатом, он никогда не звучит. Но, поскольку мы не музей, на ближайшей выставке – “Застывшая музыка” – мы сделаем два концерта на императорском рояле Александра III из коллекции Петербургского Дворянского собрания, ныне – Петербургской филармонии. На двух концертах прямо в пространстве выставки, в фойе Чайковского Большого зала, прозвучат те произведения, которые исполнялись на этом рояле в последней трети XIX века: этот рояль молчал 110 лет, он последний раз публично звучал летом 1914 года».
Пресс-релиз и фотографии предоставлены пресс-службой Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича.