Екатерины Великой не будет, зато появится некий новый персонаж – в Свердловской детской филармонии приступили к репетициям нового спектакля, это будет мюзикл «Капитанская дочка».
Любимая поколениями, она уже давно и прочно вошла в русскую и в мировую культуру. Самого Пушкина не раз пытались «сбросить с корабля современности», но его повесть о любви и пугачевском бунте всегда оставалась вне политики. Ее продолжали читать при любых политических режимах, на всех континентах.
Мы поговорили с двумя представителями команды создателей мюзикла. Знакомьтесь: преподаватель ВГИКа, главный балетмейстер Московского детского музыкального театра юного актёра, заслуженный работник культуры Российской Федерации Майрбек Матаев и музыкальный руководитель Московского детского музыкального театра юного актёра и Московского театра для детей и молодёжи «Экспромт», заслуженный учитель Российской Федерации Алла Тарасова. У обоих за плечами огромный профессиональный опыт постановки музыкальных спектаклей.
В составе постановочной группы «Капитанской дочки» Майрбек Матаев осуществляет функции режиссера по пластике, Алла Тарасова – музыкального руководителя. Алла Михайловна уже принимала участие в постановках Театра мюзикла Детской филармонии, для Майрбека Матаева это первый опыт работы с творческой командой Свердловской детской филармонии, но вовсе не первая встреча!
Майрбек Матаев: «Видел вашего легендарного «Дубровского» в Москве этой весной. Его привозили в рамках Больших гастролей и показывали на сцене нашего театра. Замечательный спектакль! Сейчас ждём «Сирано де Бержерак» на фестиваль «Видеть музыку». Очень наслышан, обязательно посмотрим».
- Помните ли вашу первую в жизни встречу с «Капитанской дочкой»?
Алла Тарасова: Прекрасно отношусь к этой повести и всегда любила читать. Особенно помню свое сочинение в 6 классе и фразу: «Когда пришёл Пугачев, он начал стрелять из пистолета». Моя учительница литературы её зачеркнула, сказав, что пистолетов тогда не было.
Майрбек Матаев: Помню, как в детстве мы всей семьей смотрели фильм «Капитанская дочка». Мама – учитель русского языка и литературы, и мы частенько, после программы «Время» смотрели какой-нибудь хороший фильм. Очень запомнилась чёрно-белая экранизация, где актриса Ия Репина играла Машу Миронову (фильм 1959 года, режиссёр Владимир Каплуновский – примеч. авт.). Но при всей моей богатой практике постановки спектаклей по всей стране и за рубежом, этот мюзикл – первая встреча с «Капитанской дочкой» в качестве создателя спектакля.
- Каким будет мюзикл «Капитанская дочка» здесь, в Детской филармонии?
Майрбек Матаев: Далеко от Пушкина уходить нельзя. Он не учит и не читает мораль, он просто показывает, как любовь делает героев лучше, взрослее, помогает им преодолеть все испытания и буквально спасает их жизни. Все, что происходит в жизни – есть и на сцене. Чистая трогательная история. Любовь. Предательство. Трогательные сцены с Машей Мироновой и Гринёвым. Прекрасны их человеческие взаимоотношения, сама музыкальность пьесы.
Это вообще характерно для музыки Евгения Загота. Интересный молодой современный композитор, очень творческий, глубокий человек. Он много пишет, дирижирует. Хорошо чувствует музыку, чётко выстраивает, находит неординарные переходы, создает интересные арии. С его музыкой удобно работать.
Нам очень повезло с художником по костюмам – Оксаной Бакеркиной. Она предлагает много интересно, правильно, адекватно. Творец! Создает хорошие правильные линии, четко держит характер персонажа в костюме и историю самого костюма в эпохе. Это здорово.
Всего в спектакле будет занято 25 актеров, плюс детская труппа (они составят потешное войско). Все ребята очень заинтересованные, настроены на работу, отлично включаются в процесс.
Алла Тарасова: В спектакле не будет Екатерины Великой, нет её встречи с Машей. Швабрин раскаивается в суде и на этом финал. Зато замечательно выписана роль Пугачёва. Глубокий, философский, неоднозначный образ.
Майрбек Матаев: Пушкина очень интересовала личность Пугачёва. При этом в спектакле в принципе не заложена озлобленность, нет настоящего бунта, боевых действий. Он остается где-то «за кулисами». Зато есть некий Филарет, игумен войска Пугачёва, который, как некий Люцифер, руководит этим процессом. Он организует, выстраивает символы, которые делают значимым самого Пугачёва, заставляют народ в него поверить.
Там есть очень интересные вещи. Лейтмотивом через весь спектакль проходит линия судьбы, тема предначертания, происхождения человека, в том числе и Пугачева. Отсюда некий персонаж. Периодически появляется на сцене таинственная женщина-судьба: «Слышишь, тихо, тихо, тихо бродит Лихо…». Эту роль исполняет …. Говорю ей: «Ты создатель природы. Бог. Мать. Провидение. Линия судьбы. Ты каждого из своих персонажей создаешь. Оставляешь одного единственного своего Пугачева и исчезаешь. Но ты постоянно где-то здесь»…
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей работе в этой постановке.
Алла Тарасова: Сложность в том, что Евгений Загот написал произведение для крупного музыкального театра, в котором есть хор, балет, оркестр и дирижёр. Необходимо адаптировать его для Детской филармонии без потери качества спектакля, и особенно большой объем работы предстоит по музыкальной части. Необходимо переписать все партитуры на тот состав, что будет занят в спектакле, определить тональности, высоту, поменять формы, перераспределить линии, партии для инструментов, певческие номера. Здесь даже не только музыка, а скорее логистика. Такая работа требует больших базовых знаний, а на поверхности практически не видна. Это все равно, что разобрать мешок гречки пинцетом. Вроде бы гречка и гречка, сварил и съел, а то, что её до этого перебрали, и не особенно видно в итоге.
Майрбек Матаев: Создавая пластический рисунок спектакля, я ничего сложного не придумываю. Все должно быть естественно, легко читаемо, чтобы не отвлекать от главного. Если переборщить с хореографическим рисунком, эту легкость можно потерять. Мне очень повезло, что в коллективе есть хореограф Игорь Ходаковский. Мы с ним работаем в содружестве и соавторстве. Очень хорошо, что в этой труппе есть и Елена Коновалова – замечательный помощник режиссёра с режиссёрским образованием и видением.
Очень хорошо, что в труппе Театра мюзикла Свердловской детской филармонии появилась постоянная балетная труппа. При этом спектакль у нас будет универсальным, и для этого есть все возможности: вокалисты прекрасно двигаются, а танцоры могут петь. В этом своя уникальность.
- Насколько масштабной будет «Капитанская дочка»?
Майрбек Матаев: Всего в спектакле будет занято 25 актёров, плюс детская труппа (они составят потешное войско). Все ребята очень заинтересованные, настроены на работу, отлично включаются в процесс.
Изначально есть понимание того, что спектакль будет гастролировать. Художник Егор Фёдоров учитывает это при создании декораций. И нам очень повезло с художником по костюмам – Оксаной Бакеркиной. Она предлагает много интересно, правильно, адекватно. Творец! Создаёт хорошие правильные линии, чётко держит характер персонажа в костюме и историю самого костюма в эпохе. Это очень здорово.
Самое главное, здесь замечательный директор (заслуженный работник культуры РФ Людмила Скосырская – примеч. авт.). Она сама человек чудесный, ещё и профессиональный, ещё и женщина, и ещё мама. Это очень видно. Она собирает вокруг себя лучших, интересных людей, профессионалов своего дела, и эти творческие люди прекрасно уживаются здесь друг с другом. Это не каждому директору дано. Это тоже талант.
Премьера «Капитанской дочки» Свердловской детской филармонии состоится 26, 27 октября 2024 года и обещает стать интересным, крупным событием в культурной жизни Екатеринбурга. Как откликнется спектакль в душах своих первых зрителей? Быть может, современная интерпретация мюзикла Евгения Загота режиссёром спектакля –заслуженным артистом Российской Федерации, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, основателем и художественным руководителем Детского музыкального театра юного актёра (ДМТЮА), художественным руководителем Московского музыкального театра для детей и молодёжи «Экспромт» Александра Фёдорова представит хорошо знакомое произведение А. С. Пушкина в новом свете, раскрывая новые смыслы и наводя на размышления о сегодняшнем дне. А возможно для кого-то этот спектакль станет первым знакомством с великим романом Пушкина и запомнится навсегда.
Подготовила Юлия Табачкова, фотографии предоставлены пресс-службой Свердловской детской филармонии.