Джаз по-русски!
21.12.2024
Литературный марафон. Продолжение
27.12.2024

Космический незабываемый Джаз-хор!

– Марина Юрьевна, Джаз-хор и до выхода в эфир на центральном ТВ знали и любили. Вы покорили не один международный конкурс, завоевали почти два десятка гран-при, множество раз становились лауреатами первой степени. Вы работаете в академическом, эстрадно-джазовом, этническом направлениях… А что принес коллективу опыт работы на канале «Россия-1»?
– Когда поступило предложение попробовать себя в шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!», сомнений было предостаточно. И ответа нашего продюсеры ждали оперативно. Приглашение пришло 26 ноября прошлого года, а 16 декабря мы уже были на съемках в Москве. Люфта приготовить что-то специально для проекта не оказалось, поэтому представляли то, что у нас есть в программе. Боялись, конечно, не пройти далеко, но рискнули. Для меня отправной точкой стал именно всероссийский эфир – красивая «картинка», качественные звук и свет, исключительное портфолио. А дальше уже не загадывали. Хотелось показать, что мы есть в природе.
В результате все произошедшее считаю важнейшим событием в жизни коллектива за многие годы. Действительно, мы постоянно работаем на концертах, фестивалях, конкурсах, в том числе за границей, но такой узнаваемости еще не было. Это стало ясно уже на концерте, который состоялся в Свердловской академической филармонии вскоре после показа по центральному телевидению Гала-концерта в Кремле с нашим участием. Мы поняли, что наш зритель поменялся. Если раньше послушать нас приходили в основном свои (родители, друзья, дети помладше, коллеги, которые следят за нашей жизнью), то сейчас аудитория активно расширяется за счет новых зрителей. Это радует.

– Насколько сложна съемка в подобном проекте?
– Невероятно сложна физически. Организаторы по этой причине не берут детские коллективы. Но мы вновь решили рискнуть с учетом того, что в Джаз-хоре старший детский возраст – от 12 лет. Само шоу создавалось в павильонах Мосфильма. Приезжать на саундчек требовалось к половине шестого утра и уже в распетом состоянии. Вот и в день финала в 6:00 на саундчеке девочки без дублей исполнили сложную композицию с невероятными верхами. На сцену вышли лишь 12 часов спустя, все это время мы находились в студии, на ногах. С другой стороны, процесс захватывает. Там как в кино: макияж, стилисты, съемка профайлов, интервью. Все это – хорошая тренировка умения работать в постоянно меняющихся условиях. В последний день, например, изменили порядок номеров, нас вызвали на дополнительную репетицию. Выдерживать такой цейтнот, сохраняя тонус, получается не у всех. Однако у наших девочек, которые в этот период репетировали практически в ежедневном режиме, и это помимо школы и других занятий, хватило выдержки и мастерства.
В итоге мы забрали «серебро» шоу и приз в полмиллиона рублей, но самое главное – рассказали людям о себе, показали, что мы умеем, продемонстрировали, как хор может быть не только классической историей. Сделали это ярко, спев в финале одно из коронных и необычных наших произведений – «Безумных птиц» Стивена Лика. Именно его из восьми предложенных номеров выбрали редакторы телепроекта.

– Ваши уральские поклонники безотрывно следили как за шоу в первой половине 2024 года, так и с не меньшим восторгом прильнули к экранам в начале декабря, когда Джаз-хор участвовал в гала-концерте «Ну-ка, все вместе! Хором!» в Кремлевском Дворце…
– Выступление в Кремле – отдельный памятный момент. За 10 дней до выезда нам отправили программу, ни одного произведения из которой мы не знали. Последнее выслали вообще за сутки до поезда, его пришлось учить в дороге. Но с такими обстоятельствами тоже необходимо уметь справляться. Если понимаешь, что хочешь достичь больше, то должен быть готов к серьезным испытаниям.
Концепция гала-концерта строилась на выходах солистов, объединенных в дуэты, трио, квартеты. А сопровождали их три хора – из Московского инженерно-физического института и Татарстана, плюс мы. Наш коллектив находился на сцене ровно час, много был в кадре. Один из пронзительных эпизодов – исполнение с Софьей Бабич песни «Стоя» (ее как раз учили в поезде). Эта композиция с глубоким философским смыслом о силе человеческого духа победила по итогам зрительского голосования в одном из предыдущих сезонов проекта, а Софья (инвалид-колясочник) будет открывать следующий сезон. Кроме того, наша солистка Мария Евдокимова записала последнюю фразу этого концерт. Так, грандиозная программа в главном зале страны завершилась на девушке из Джаз-хора. Это дорогого стоит!
В целом приглашение в Кремль – большая удача. Неважно, сольно мы там пели или нет. Это работа бок о бок с артистами высокого уровня, личное знакомство с признанными и восходящими звездами, участие в песне, которую презентовал Игорь Крутой… Это круто, поверьте! Начав сотрудничество с каналом «Россия-1» в конце прошлого года, в этом декабре мы его символично завершили, получив уникальнейший опыт.

– Какие бы еще события уходящего 2024-го вы выделили для себя как наиболее значимые?
– Свой денежный приз за победу на шоу «Ну-ка, все вместе» мы использовали для поездки в Минск. Мы отправились туда по личному приглашению Ольги Янум, главного дирижера Государственной Академической хоровой капеллы Республики Беларусь. Там Джаз-хор дал большой сольный концерт в Белорусской государственной филармонии и был встречен с невероятной теплотой. Следом мы с девочками провели двухчасовой мастер-класс в Национальной академии музыки.
В мае собрали свердловского зрителя на свою юбилейную программу «Пой всему миру», посвященную 45-летию Детской филармонии. В ней Джаз-хор постарался отразить все, что сумел наработать за 30 с лишним лет своего существования. Среди прочего представили органную мессу в сопровождении короля инструментов, которую пели в первый и пока единственный раз.
В этом же месяце нас внезапно пригласили на открытие нового здания Третьяковской галереи в Москве и первую церемонию вручения Национальной премии в области музейного дела им. Д.С. Лихачева, учрежденную Министерством культуры РФ, которая станет ежегодной. На столь статусном и волнительном событии, где присутствовали первые лица Российской Федерации, Джаз-хор представил легендарный «Адиемус» Карла Дженкинса.
В ноябре практически нон-стопом мы дали сольный концерт в Нижнем Тагиле. Сразу после поехали в Пермь на фестиваль современной музыки «Саунд-59», помимо выступления, показали развернутый мастер-класс. Дальше были гала-концерт в Кремлевском Дворце и еще одна наша программа на два отделения «Пой всему миру» в Свердловской государственной академической филармонии Екатеринбурга. Плюс 14 декабря мы стали участниками большого концерта выпускников Капеллы мальчиков и юношей Детской филармонии. Такой вот насыщенный на события календарный год!

– Востребованность, которая впечатляет и рождает логичный вопрос: каковы планы коллектива на будущее и география его выступлений?
– Анонсирую с осторожностью и без подробностей, понимая, что все вокруг сегодня нестабильно. В следующем сезоне Джаз-хор пригласили в концертный зал мирового уровня «Зарядье» в Москве. Будем вновь исполнять «Адиемус» в сотрудничестве с известным дирижером Дмитрием Волосниковым. Сейчас начали репетировать, вспоминать это непростое произведение. С маэстро Волосниковым у нас планируется и новый этно-оркестровый проект на русском языке, с участием московского фольклориста Сергея Старостина и мультиинструменталиста Сергея Кревенского. Не забудем и про свою основную программу: на юбилее Магнитогорской консерватории вновь прозвучит «Пой всему миру». Интенсивность выступлений такова, что очень много музыки приходится держать в голове постоянно.

– Одной из отличительных особенностей Джаз-хора является акапельное исполнение большинства песен. Как отмечают эксперты, такой подход невероятно сложен для любых артистов. Тем не менее вы предпочитаете звучать без инструментального сопровождения. Почему?
– Много лет назад эта идея пришла мне в голову. Захотелось погрузиться в натуральный вокальный звук. Стало понятно, что это звучит совсем по-другому. Ничто не мешает восприятию. Нет ощущения чего-то лишнего, особенно оно возникает, когда работаешь с фонограммой. И постепенно мы с девочками начали больше работать акапельно – слушать, интонировать, строить. Увлекло всех. Теперь ориентирую репертуар на то, чтобы было много акапельной музыки. Да, здесь не расслабишься, нужно все время слушать. Мы начинаем учить этому рано, с 8 лет. Такая музыка хороша и для зрителя. Натуральный человеческий голос – самодостаточен и прекрасен при грамотном подходе. Не стоит его недооценивать.

– Марина Юрьевна, нельзя не отметить, что репертуар вашего коллектива всегда вызывает живой отклик, состоит из разноплановых и интересных композиций. Что помогает его формировать?
– Это, прежде всего, внутреннее ощущение: да – нет, нравится – не нравится. Я слушаю большое количество разной музыки. Детской, взрослой, ансамблевой. Все, что слышу, преломляю под нас. Выбираю тщательно, даже придирчиво. Люблю современных композиторов, которые много сейчас пишут, в том числе для хоров. Смотрю все, мне интересно. О репертуаре помню буквально каждую минуту. Иногда, кажется, даже во сне продумываю его.

– А существует ли такая песня, которую вы мечтаете исполнить, но по каким-то причинам это пока не удалось сделать?
– Моя мечта – чтобы кто-то из композиторов создал именно для нас глобальное произведение, был бы с нами в диалоге, мы бы могли обсуждать написанное. Надеюсь, шанс однажды представится.
Современная музыка в целом дает возможность сотворчества, что меня очень привлекает, поскольку сам Джаз-хор постоянно трансформируется. В коллективе все время появляются разные краски, меняется качество голосов. Сегодня у меня одна звуковая палитра, а через год придут другие певцы. И зазвучит иное. С темпами и тембрами можно играть. И даже те произведения, которые остаются с нами надолго, обретают новые акценты. Иногда что-то убираем, потом вновь возвращаем. Безостановочный круговорот. Бывает, в одном составе хорошая альтовая партия. Потом вдруг взлетают сопрано. Поэтому и произведения не остаются в первозданном виде. И современные композиторы этот люфт допускают.

– В вашей работе присутствует серьезная педагогическая составляющая. Трудно ли учить подростков, договариваться с ними?
– Джаз-хор сложности переходного возраста, наверное, касаются в меньшей степени. Ведь после 8 лет мы в коллектив не принимаем. Набрав девочек еще малышками, прививаем им дисциплину, воспитываем в духе своих традиций: я не могу опоздать или пропустить репетицию, даже если она в воскресенье или в праздник, в день рождения, во время отпуска родителей. Хор – всегда в приоритете! Те, кому это подходит, идут с нами дальше. Родители тоже во всем поддерживают. Взаимопонимание и ответственность – самое важное. И, наверное, вся моя педагогика здесь сводится к тому, чтобы помочь девочкам найти нишу в коллективе, чтобы им было комфортно. Я сама – человек очень ответственный. Не могу себе позволить прийти позже условленного времени, не выполнить обещание. Это незыблемые ценности. К чему их и приучаю.

– Если попытаться описать Джаз-хор емко, буквально несколькими словами, то какие вы бы выбрали?
– Дисциплина. А еще дружба, взаимопонимание, ответственность перед другими, работоспособность. Нередко перед важными выступлениями половина состава болеет, как это случилось накануне концерта во взрослой филармонии Екатеринбурга 7 декабря. Тем не менее все сумели собраться с силами и выйти, не подвели ни коллектив, ни зрителя. Потому что Джаз-хор именно такой!

– Вас часто зовут в жюри различных творческих состязаний. По какую сторону конкурса сложнее: быть претендентом на звание или оценивать?
– Совершенно разные эмоции от каждого из процессов. Когда ты сам в ходе конкурса выступил и ждешь результатов, ощущение всегда зыбкое, неровное, кажется, все остальные лучше. Никогда не исключаешь появление серьезного соперника, тем более, если заявляешься на суперпрестижное состязание. Мы были в Японии, где высочайшая конкуренция. Вернулись не с гран-при, но с «золотом». Ездили в Уэльс. Этот турнир запомнился съемками ВВС, огромными шатрами на три тысячи мест в чистом поле, выступлениями вообще без репетиций, без понимания акустики зала. К счастью, из Великобритании тоже привезли первое место. Однако конкурсы всегда выматывают, держат в напряжении.
Находясь в жюри, ты спокоен. С одной стороны, понимаешь ответственность. С другой, все равно оцениваешь достаточно субъективно. Единственное, зная внутреннюю кухню, стараешься не занижать баллы. Даже если коллектив не очень хорошо поет, понимаешь, что за этим стоит большая работа. Кроме того, в отечественных конкурсах присутствует возможность непосредственного контакта: любой участник может подойти к жюри и спросить о выставленных баллах. Нужно быть готовым обосновать свое мнение, что довольно сложно, но все же проще, чем состязаться самим.

– Это интервью выйдет в преддверии Нового года, предлагаем завершить его поздравлением, адресованным вашим воспитанницам, родителям, поклонникам.
– Дорогие друзья, крепкого здоровья всем-всем-всем! Нам с детьми – интересных проектов, чтобы жизнь была наполнена, чтобы мы все время находились в поиске, не останавливались, дарили радость своим зрителям, никогда не ставили точку, а только многоточие. Оно мотивирует к чему-то новому – идеям, встречам, знакомствам, программам… И в итоге выстраивается удивительная цепочка. Когда меня спрашивают сейчас, зачем Джаз-хору нужно было шоу на телевидении, понимаю, что это не пройдет бесследно, обязательно выведет в следующее звено, на очередной этап. Каждому желаю искреннего любопытства к миру, неравнодушия к жизни и движения вперед! С наступающими Новым годом и Рождеством!

Беседовали Юлия Табачкова и Наталья Скачко.

Фотографии предоставлены пресс-службой Свердловской детской филармонии.

1

Гала-концерт победителей шоу «Ну-ка, все вместе» в Кремлевском дворце

2

Гала-концерт победителей шоу «Ну-ка, все вместе» в Кремлевском дворце

3

Гала-концерт победителей шоу «Ну-ка, все вместе» в Кремлевском дворце

5

Гала-концерт победителей шоу «Ну-ка, все вместе» в Кремлевском дворце