Мария Заллеская – Кульминация на фермате. Хроника свиридовских торжеств

Георгий Васильевич Свиридов… Обойдёмся без дежурных юбилейных эпитетов «выдающийся, великий, гениальный». Имя композитора и так дорого и любимо каждому, кому не безразлично понятие «Родина», кто, несмотря ни на что, ощущает неразрывную связь со своими корнями, своей землёй, своим народом. И всё-таки примешивается толика грусти при общем обзоре мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею Свиридова.

Богата земля Русская талантами, но всё же не до такой степени, чтобы оставлять практически незамеченным столетие композитора масштаба Георгия Васильевича. Москва и Санкт-Петербург, мягко говоря, не слишком балуют поклонников Свиридова – в наших «культурных столицах» до сих пор нет ни музея, ни памятника; нет даже мемориальной доски, увековечивающей его память! При этом все московские свиридовские мероприятия «столкнулись» в один день: и в Большом театре, и в концертном зале имени Чайковского, и в «Филармонии-2», и в Большом зале консерватории концерты прошли 16 декабря. Ничуть не умаляя значение и уровень каждого из этих концертов, нельзя не сказать следующее. Понять желания дирекций представить публике «яичко ко Христову дню», конечно, можно. Но в то время, когда музыка Свиридова неоправданно редко исполняется «вживую», заставлять поклонников буквально разрываться между четырьмя концертными залами – значит вообще игнорировать их интересы. Обычно в случае «круглых дат» юбилейные концерты идут если и не в течение всего года, то хотя бы в течение месяца. У Свиридова «года Свиридова» не было…

«За Державу обидно!» – можно было бы сказать вслед за таможенником Верещагиным. Можно было бы, не будь на нашей культурной карте Курска. Вот где отметили свиридовский юбилей достойно – не формально «для галочки», а за всех, поистине во всероссийском масштабе.

008Память своего великого земляка в Курске чтут особо. В 2005 году здесь был установлен единственный (!) в России памятник Георгию Васильевичу и открыт мемориальный дом-музей в Фатеже – маленьком городке под Курском, где родился Свиридов. Курский музыкальный колледж и Детская школа искусств № 1 носят имя композитора; в 2015 году начал действовать «Мемориальный концертно-экспозиционный Свиридовский центр искусств»; на средства Администрации Курской области изданы книги «Неизвестный Свиридов» А.Ф Ведерникова и А.А. Золотова и «Чистая музыка. Из русской жизни» А.А. Золотова. Всего за 2015 год силами курян было проведено свыше 200 всевозможных мероприятий, собравших более 15 тысяч участников.

Старт юбилейным торжествам был дан 26 октября с открытием XVI музыкального фестиваля имени Г.В. Свиридова. В этот день на сцену Драматического театра имени А.С. Пушкина вышли хоровая капелла «Курск», хоры Курского музыкального колледжа и Курского педагогического колледжа, сводный хор детских школ искусств Курска, а также вокальный ансамбль  «Вдохновение», фольклорный ансамбль «Полдень» и танцевальные ансамбли «Соловьиный край России» и «Надежда».

Начиная с января 2015 года симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов филармонии по поручению Комитета по культуре Курской области ездили по районным центрам с программой, посвященной 100-летию Свиридова. 8 ноября в Большом зале филармонии состоялся заключительный концерт данного проекта под названием «О России петь».

17 ноября Курск принимал у себя симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина. А 25 ноября симфонический оркестр Курской филармонии под управлением Игоря Сукачёва представил  слушателям программу «Неизвестный Свиридов», составленную из фрагментов оперетт «Огоньки», «Настоящий жених», «Девушка из провинции» и героической комедии «Раскинулось море широко…». В концерте принимали участие солисты Светлана Саркисян, Дарья Малёнкина, Андрей Капралов, ансамбль «Россы», а также гостья из Воронежа Анастасия Старжевская и Волгограда – Роман Байлов и Леонид Маркин.

29 ноября прошла XXI Детская хоровая Ассамблея, в рамках которой выступили хоровые коллективы не только из Курска и Железногорска (Курская область), но и из Липецка, Воронежа, Орла, Ростова-на-Дону, Москвы и Красногорска (Московская область).007

Один из концертов Свиридовского фестиваля был посвящен фортепианной музыке. 1 декабря перед курянами выступил народный артист РФ Николай Луганский. Вокальное же творчество Георгия Васильевича было представлено в концерте 5 декабря в Фатеже силами лауреатов конкурсов камерного пения имени Г.В. Свиридова: Петра Мигунова, Дмитрия Полкопина, Владимира Печёнкина.

Но не только концертами жил в эти дни юбилейный Курск. 13 декабря в Литературном музее была представлена новая экспозиция, посвященная повседневной жизни Свиридова. 132 предмета из московской квартиры композитора на Большой Грузинской ныне выставлены в Курске, благодаря совместным усилиям областного комитета по культуре и  племянника Свиридова, президента национального Свиридовского фонда и директора Свиридовского института, заслуженного деятеля искусств РФ Александра Белоненко. «Кульминацией» и центром экспозиции стал массивный рабочий стол Георгия Васильевича, за которым были созданы многие из его великих произведений.

К свиридовским торжествам смело можно отнести и музыкальную премьеру «Барышни-крестьянки», состоявшуюся в Драматическом театре имени А.С. Пушкина 13 декабря. Над спектаклем работали: режиссер-постановщик –  заслуженная артистка России Елена Гордеева, художник-постановщик – лауреат Государственной премии России Александр Кузнецов, композитор – Вадим Шосман. «Дорогие зрители, вас ждет спектакль, который  искрится юмором, легкой шутливой интонацией, прозрачной тонкой сказочной атмосферой. А волшебная музыка так и завораживает!» – сообщает рекламный проспект постановки. Казалось бы, причем тут Свиридов? Вот только у тех, кому посчастливилось побывать на этом спектакле, таких вопросов не возникало. Курская инсценировка пушкинской повести получилась настолько светлой, чистой, можно сказать «исконно русской» по духу, что являла собой настоящую живую иллюстрацию ко многим страницам музыки Свиридова. И благодарная публика, изголодавшаяся в наш век «перформансов», «акционизмов» и «режиссёрского театра» по наивной простоте и реализму, уже практически изжитых с современных сцен, наградила актёров и постановщиков продолжительной бурной овацией.

14 декабря стал, пожалуй, главным днём не только Свиридовского фестиваля, но и юбилейных торжеств в целом. Утром состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски, установленной на стене здания Театра кукол на улице Радищева, 2. Во дворе этого дома семья Свиридовых жила после переезда из Фатежа, с 1924-го по 1928 год.

006Затем куряне и почётные гости переехали на другой свиридовский адрес – пересечение улиц Ленина и Золотой. Здесь в 1930-х годах находились музыкальная школа и техникум, где Свиридов получил начальное музыкальное образование. Теперь открыт Свиридовский сквер с новыми удобными скамейками, фонарями, газонами, реконструированным фонтаном. Конечно, всё это великолепие можно будет по достоинству оценить лишь с наступлением тепла, но и в нынешний ненастный декабрьский день летевшие с неба крупные хлопья снега под звуки «Метели», льющиеся из репродукторов, создавали неповторимую символическую картину.

А вечером вновь гостеприимно распахнул свои двери Драматический театр. Здесь состоялся торжественный вечер, посвященный 100-летию Георгия Васильевича Свиридова, названный Александром Белоненко «кульминацией всего свиридовского года».  Разнообразная программа концерта могла удовлетворить любые вкусы самой взыскательной публики. Симфонический оркестр филармонии под управлением Юлии Жарковой сыграл «Время, вперёд!» и «Романс»; Светлана Саркисян и Дарья Малёнкина спели дуэт из оперетты «Огоньки»; Людмила Борисова внесла трагическую нотку проникновенным исполнением блоковской «Невесты», а народный артист Эстонской ССР Мати-Йоханнес Пальм потрясающе даже не спел, а гротескно сыграл «Как яблочно румян» на стихи П.-Ж. Беранже. Кантата «Курские песни» прозвучала силами Курского сводного хора и Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко; солистка – заслуженная артистка РФ Дарья Лейбова.

Во втором отделении коллектив Владислава Чернушенко представлял фрагменты из цикла «Песнопения и молитвы»; «Три хора» из музыки к трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович»; «Пять хоров на слова русских поэтов» и «Три миниатюры». Вообще Государственная академическая капелла и сам Владислав Чернушенко – постоянные участники Свиридовских фестивалей, чьё выступление неизменно покоряет слушателей высочайшим мастерством.

К юбилеям всегда примешивается толика грусти… Но как сказал о Свиридове народный артист СССР Владимир Минин: «Он стоял, как утёс. Ветры моды его обдували, а он оставался непоколебимым». Нам остаётся только надеяться, что празднование 100-летнего юбилея Свиридова это только первая остановка, говоря музыкальным языком, – фермата перед неизбежным новым витком постижения творчества русского гения.

Мария ЗАЛЕССКАЯ