Большие традиции и создание новых
29.09.2024
«Беда должна сплотить театральное сообщество».
04.10.2024

Международный День музыки

Ростовский государственный музыкальный театр 2 октября отмечает Международный день музыки Симфоническим концертом, посвященным композиторам-юбилярам 2024 года.

Международный День музыки – праздник, объединяющий миллионы людейво всём мире. А для коллектива Ростовского музыкального – уже традиционно, замечательныйповод вспомнить и сыграть блистательные симфонические партитуры великих творцов.
2 октября артисты оркестра и главный дирижер театра Михаил Грановский будут отмечать этот прекрасный осенний праздник на Большой сцене.
В этом сезоне в Ростовском музыкальном театре решили превратить концертв своеобразное музыкальное приношение композиторам-юбилярам, на которых 2024 год оказался исключительно щедр:
Михаил Иванович Глинка(1 июня 1804) – 220 лет, Бедржих Сметана(2 марта 1820) – 200 лет
Антон Брукнер(4 сентября 1824 года) – 200 лет, Николай АндреевичРимский-Корсаков(18 марта 1844) – 180 лет, Пабло де Сарасате(10 марта 1844) – 180 лет ,Рихард Штраус(11 июля 1864) – 160 лет, Альфред ГарриевичШнитке(24 ноября 1934) – 90 лет.
Первое отделение концерта объединит яркий и праздничный испанский колорит. Откроет концерт главная тема «Арагонской хоты», которую основоположник русской классической музыкиМихаил Иванович Глинка «подслушал» во время своего путешествия по Пиренейскому полуострову в 1845 году.
Николай Андреевич Римский Корсаков никогда не скрывал своего восхищения творчеством «отца-основателя» русской композиторской школы и до конца жизни называл себя«глинкианцем». Влияние традиций особенно заметно в его«Испанском каприччио» – блестящем по колориту и мастерству оркестровки сочинении, рисующем картины природы,народных празднеств, быта и характера испанцев.
Две пьесы Пабло де Сарасате, непревзойденного испанского скрипача-виртуоза и композитора, органично чередуются с пьесами отечественных авторов. Благодаря искусству«Паганини конца века» концертный репертуар исполнителей всего мира обогатился изысканными и одновременноэффектными произведениями, и Концертная фантазия натемы «Кармен» с «Наваррой» для двух скрипок – безусловно, одни из самых популярных и востребованных.
Через «Королевский испанский марш» общая связующаянить первого отделения протягивается и к сочинению Альфреда ГарриевичаШнитке – сюите из балета «Эскизы» помотивам произведений Н. В. Гоголя. Эта выпуклая, острохарактерная музыка полна гротесковых находок, которые, мыуверены, не раз вызовут улыбку на вашем лице.
Вторая часть вечера приглашает окунуться в мир глубокихмузыкальных переживаний и размышлений о разных вопросах человеческого бытия. Главные герои вошедших в егопрограмму сочинений выстраиваются в объемный философский ряд: Родина – Художник – Бог…
Так, симфоническая поэма «Влтава» из цикла «Моя Родина» чешского композитора Бедржиха Сметаны, живописующая путь и красоты главной реки страны, наполнена мощным патриотическим посылом.
«Четыре песни» ор. 27 Рихарда Штрауса написаны на стихиего современников и соотечественников – немецких поэтов-неоромантиков Карла Фридриха Хенкеля, Генриха Гарта и Джона Генри Маккея. Их имена упомянуты неслучайно– ибо удивительное слияние поэтического текста и музыкив цикле, с одной стороны, делают их настоящими соавторами композитора, а с другой – определяют образный строй.Это своего рода протест лирического героя против обыденности, прозаичности и несвободы – через возвышение действительности до альтруистического идеала, размышлениенад духовно-личностной проблематикой. Специально длянашего вечера маэстро Михаил Грановский осуществил собственную редакцию перевода поэтических текстов цикла.
Наконец, сочинение Антона Брукнера, австрийского композитора, считавшего музыку одним из главных путей служения Богу, а целью своих произведений – отражение единстватворца и его творений, обретение гармонии с мирозданиеми создание настоящего «звучащего космоса», завершитпраздничный концерт. «TeDeum» («Тебе Бога хвалим») – старинный христианский гимн, и Брукнеру удалось дополнитьего содержание торжественно-возвышенной музыкой. Самавтор называл эту партитуру для солистов, хора и оркестра«гордостью своей жизни», и она по праву считается одной излучших в его творчестве.
Программа концерта:
I ОТДЕЛЕНИЕ
• М. ГЛИНКА.
Испанская увертюра №1 «Арагонская хота»
• П. де САРАСАТЕ.
Концертная фантазия на темы оперыЖ. Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
I. Introduction. Allegro moderato (Арагонес)
II. Moderato (Хабанера)
III. Lento assai
IV. Allegro moderato (Сегидилья)
V. Moderato-Animato (Цыганскийтанец)
Солист – лауреат международных конкурсовСергей Поспелов
• Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.
Симфоническая сюита «Испанское каприччио»
I. «Альборада»
II. «Вариации»
III. «Альборада»
IV. «Сцена и песня гитаны»
V. «Астурийское фанданго»
• П. де САРАСАТЕ.
«Наварра» для двух скрипок с оркестром
Солисты – лауреаты международных конкурсовХирокоНинагава, Сергей Поспелов
• А. ШНИТКЕ.
Сюита из балета «Эскизы»
I. Марш «Лебедь, Рак и Щука»
II. «Детство Чичикова»
III. «Майор Ковалёв»
IV. «Чиновники»
V. «Испанский королевский марш»
VI. «Pas de deux»
VII. «Шабаш»
VIII. Марш «Лебедь, Рак и Щука»

II ОТДЕЛЕНИЕ
• Б. СМЕТАНА.
Симфоническая поэма «Влтава»из цикла «Моя Родина»
• Р. ШТРАУС.
«Четыре песни» ор. 27
I. «Cäcilie» («Цецилия»), ст. Г. Гарта
II. «Ruhe, meineSeele!»(«Отдохни, моя душа!»),
ст. К. Фр. Хенкеля
III. «HeimlicheAufforderung»
(«Тайный призыв»), ст. Дж. Г. Маккея
IV. «Morgen» («Завтра»), ст. Дж. Г. Маккея
Солистка – лауреат международных конкурсовРоксана Манвелова
• А. БРУКНЕР.
«TeDeum» для солистов, хора и оркестра
I. «TeDeum» («Тебе Бога хвалим,Тебе Господа исповедуем»)
II. «Teergo» («Тебе убо просим,помози рабам Твоим»)
III. «Аеternafac» («Сподоби со святымиТвоими в вечной славе Твоей царствовати»)
IV. «Salvumfac» («Спаси люди Твоя, Господи,и благослови достояние Твое»)
V. «Inte, Domine, speravi» («На Тя, Господи,уповахом: да не постыдимся во веки»)
Солисты – Наталья Дмитриевская, Ольга Земскова,Кирилл Чурсин, Даниэль Мартынов
Артисты хора
Симфонический оркестрРостовского государственногомузыкального театра
Дирижер – главный дирижер театра Михаил Грановский

Михаил Грановский

Михаил Грановский

Оркестр театра

Оркестр театра