28 октября в Рязанском музыкальном театре состоялась премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Это первый спектакль в рамках Творческой оперной лаборатории – нового совместного проекта Рязанского музыкального театра и АНО «Музыкальное театральное объединение «Опера».
«Моцарт и Сальери» – одно из самых лаконичных произведений в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. В качестве либретто композитор взял одноимённую трагедию А.С. Пушкина, в которой музыка является не только главным действующим лицом, но и символом эпохи просвещения.
В канун 225-летнего юбилея А.С. Пушкина свой взгляд на конфликт двух гениев представили режиссёр – солист Рязанского музыкального театра Сергей Гайдей, дирижёр Рязанского музыкального театра Сергей Кисс, солист Рязанского музыкального театра Владимир Лютиков (тенор) и приглашённый солист Алексей Свиридов (баритон).
Сальери шёл к признанию путём упорного ежедневного труда, а произведения Моцарта появлялись на свет легко и непринуждённо. Римский-Корсаков отмечал, что в центре сюжета его оперы – столкновение двух непримиримых героев – художника и рационалиста, таланта и заурядности, гения и злодейства. «А гений и злодейство – две вещи несовместные. Не правда ль?» Ответить на этот вопрос зрителям помогает сам Пушкин, роль которого исполнил артист хора театра Антон Свиркин. Для этой роли он написал текст, убедительно и органично сочетающийся со стилем великого классика.
Постановщики оперируют тем фактом, что в 1997-м году Миланский суд оправдал Антонио Сальери. Тем не менее, до сих пор существуют разные версии на этот счёт. Трогательная встреча трёх гениев в финале ставит под сомнение ссору Моцарта и Сальери и убеждает в том, что трагедия Пушкина основана на легенде, но не обоснована документально.
В постановке звучит музыка не только Римского-Корсакова, но и Моцарта, и даже Сальери. Дирижёр-постановщик Сергей Кисс проделал огромную работу, чтобы отыскать произведения Сальери и максимально деликатно вплести их в музыкальную и сюжетную канву спектакля.
Проникновенное исполнение «Реквиема» Моцарта хором Рязанского музыкального театра (хормейстер Марина Козлова) погружает зрителей в эпоху и позволяет вживую услышать произведение, над которым по сюжету работает композитор.
Художник-постановщик спектакля – доцент кафедры сценографии и сценического костюма РГИСИ Валерий Полуновский. Он создал декорации в классическом стиле, подчёркивающие смысловое, эмоциональное и музыкальное наполнение оперы.
Премьерные показы прошли с аншлагами и овациями, а значит, авторская трактовка оперы «Моцарт и Сальери» нашла отклик в сердцах публики.
Фотографии и текст предоставлены пресс-службой Рязанского музыкального театра.