Покоренная Москва

Три выступления Уральского камерного хора Пермской филармонии состоялись благодаря личному приглашению Маэстро Валерия Гергиева.

В этом году Московский Пасхальный фестиваль проходит в 20-й раз. Открытие его хоровой программы развернулось в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, где выступили Уральский государственный камерный хор, камерный хор «Нижний Новгород»и Московский Синодальный хор.
Этот концерт – одно из ключевых событий фестивальной афиши, как и сама идея пасхального «собора» хоров в Москве. Эта программа всегда была международной и за двадцать лет уже открыла фестивальной публике десятки хоровых коллективов из разных стран мира. Но в этом году по понятным причинам ее формат – российский.
Между тем, именно Московский Пасхальный фестиваль первым стал собирать хоровые форумы в постсоветское время и давать возможность музыкантам выступить с концертами и на сценах, и в храмах, и на «благотворительных» площадках, принять участие в уникальном хоровом гала, собирающем в зале Чайковского сразу несколько коллективов. В этом году на Московском Пасхальном выступают хоры из Москвы, Перми, Нижнего Новгорода, Твери, Кисловодска, Петербурга, Краснодара, Владикавказа, Архангельска, Казани, Иваново. Концерты проходят не только в Москве, но и в 14 российских городах.
Под сводами главного Храма страны Уральский камерный хор звучал аскетично, с тихой сфуматной краской, исполнив интереснейшую программу русской духовной музыки трех столетий – от Дмитрия Бортнянского и Александра Никольского до Павла Гребенщикова и Георгия Свиридова.
А также сочинение протоирея, священномученика Георгия Извекова, расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне, – строгую и торжественно радостную песнь из его Пасхального концерта «Снизшелеси».
Чистый, благородный звук и тонко продуманная динамика, сложнейшее многоголосное движение гармонических созвучий – то словно растворявшихся в воздухе, то, наоборот, набиравших, слой за слоем, крепкую вертикаль, – все это произвело неизгладимое впечатление на слушателей, которых в зале на 1500 мест было порядка 800 (ограничения из-за пандемии в Москве продолжают осуществляться более жестко, чем в Перми). Обычно чопорная и сдержанная московская публика принимала пермяков тепло и дружелюбно.

Во второй день гастролей УГКХ отправился в Тверь. Дорога оказалось чрезвычайно трудной: вместо трех часов из-за пробок она заняла все четыре. Распеваться пришлось прямо на публике: прихожане уже заполнили помещение Воскресенского кафедрального собора – главного храма Тверской области. Церковь была возведена в 1913 году, выполнена в неорусском стиле и стилизована под формы новгородской и псковской архитектуры. В храме пребывает благодатный образ иконы Божией Матери Державной, которому с особой любовью поклоняются прихожане. Среди чудотворных икон храма особое место занимает список с Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, которая была династической иконой Дома Романовых. Также в соборе находится рака с частицей мощей св. блгв. Вл. кн. Михаила Тверского.
Уникальная двухчасовая программа включала в себя как церковные песнопения (Стихира на крестном ходе Пасхальной Заутрени «Воскресение Твое, Христе Спасе» обычного напева, глас 6 й), так и духовные сочинения русских и современных российских композиторов: Павла Гребенщикова, Александра Никольского, Георгия Извекова, Георгия Свиридова, Дмитрия Бортнянского, ПавлаЧеснокова, Павла Речкунова, Антона Вискова.
Внутреннее пространство собора привлекает посетителей храма и прихожан своим простором. В этот раз их было более 300 человек – пожилые люди, молодые пары, дети, молодежь. Отсутствие столпов в центральной части храма настроило всех на особый молитвенный лад. Великолепная акустика передавала каждый вздох души музыкантов. Напротив, слушатели, которые заполнили все проходы и балконы, внимали исполнителям, не дыша. Во время выступления в зале шелестело: ангелы к нам спустились, сами ангелы!..
От имени митрополита Тверского и Кашинского – главы Тверской митрополии Уральский камерный хор приветствовал протоирей отец Георгий (Белодуров). Он поздравил всех присутствующих со Светлым праздником Пасхи, сердечно благодарил пермяков за «трепетный и очищающий праздник души» и вручил им Благодарность митрополита Тверского и Каширского, главы Тверской митрополии «за участие в культурно-просветительской деятельности Тверской епархии».
Хор покидал храм под аплодисменты и крики «Браво!». Прихожане выстроились в два ряда, образовав коридор, и неистово скандировали…

Зал Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (Москва) с небольшим органом, который так и называется «органный», рассчитан всего на 100 мест. На выступление третьего дня были приглашены педагоги хоровых, театральных, хореографических, фольклорных и других коллективов.
С особой теплотой слушатели принимали сочинения, где с глубоким чувством уносились ввысь просветленные голоса солисток: Ирины Барановой, Жанны Потаповой, Людмилы Четиной, Светланы Гудковой.
На концерте присутствовала органистка Юлия Иконникова, с которой хор неоднократно сотрудничал, исполнив«Литургию» и мессу Etinterrapax А. Гречанинова, Реквием А. Шнитке и Мессу Шарля Видора для двух хоров и двух органов при участии хора юношей Пермской хоровой капеллы и Томаса Оспиталя (Франция) в рамках VIII Международного фестиваля органной музыки Пермской филармонии.
Большая честь и радость для всего коллектива – встретить на концерте большого и давнего друга, московского композитора Антона Вискова, который подарил мировые премьеры своих сочинений – «Литургию Святого Иоанна Златоуста» и «Приношение Богородице» именно Уральскому камерному хору Пермской филармонии. Во время концерта прозвучало его произведение «Святая Дева» на стихи народной поэзии. Также в его редакции были исполнены «Воскресение Христово видевше» из музыки к фильму «Воскресение» и «Величание Пасхи» Георгия Свиридова.
Композитор почти плакал от избытка чувств и все норовил захлопать между частями программы, хотя ведущая Елена Ерастова строго предупредила зал, что делать этого не стоит, дабы не смазать восприятие. После концерта Антон Висков признался, что такой палитры звуковых и голосовых красок не слышал ни от одного хора! А маэстро Владислав Новик каждый раз находит в казалось бы знакомых произведениях все новые и новые нюансы, акценты, тонкости и вибрации.
Не выдерживала накала духовных страстей и простая московская публика, постоянно сбиваясь на аплодисменты между частями и сама смущаясь от такой несдержанности. Трепетная настолько, что буквально не шевелилась, хотя зал был крохотный, и каждый шорох и кашель буквально звучали как гром. В итоге так хлопали и кричали «Браво!», что, казалось, обрушится потолок…
По итогам XX Московского Пасхального фестиваля Уральский государственный камерный хор получил Диплом за участие от художественного руководителя фестиваля Валерия Гергиева.
Маргарита Неугодова