Оренбург. «Арап Петра Великого». Версия 2023
17.06.2023
Памяти Владимира Каширского
27.06.2023

Соблюдая законы жанра

В Музыкальном театре Кузбасса возник «Служебный роман».
Мюзикл известного композитора и продюсера Кима Брейтбурга с либретто Сергея Сашина появился на кузбасской сцене силами мощной творческой группы:режиссёр-постановщик Наталья Индейкина, хореограф-постановщик Евгения Хробостова, музыкальный руководитель Валерия Брейтбург, художник-постановщик Юлия Гольцова, художник по свету Евгений Козин.
В своё время широкую известность и всенародную любовь получил телевизионный фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман», однако мюзикл, по словам режиссёра, является самостоятельным произведением с определённым композиторско-музыкальным взглядом автора. Одной из магистральных тем стала история последней любви немолодых людей, достигших, как в советское время считалось, осени жизни. Режиссёр Наталья Индейкина касается в спектакле нескольких тем, главной из которых становится, конечно же, тема обретения любви людьми, казалось, утратившими индивидуальность и вкус к жизни. Калугина (Елена Ляшенко, Анастасия Петрова) вследствие огромной душевной раны не способна видеть в людях людей, Новосельцев (Владимир Жуков, Сергей Гнедь) – отец, мать, нянька – пожертвовал собой ради детей. И вдруг они обретают нежданный подарок судьбы – взаимную любовь, преобразующую обоих. «Это история чуда, абсолютного перерождения людей в любви», – говорит режиссёр.
Тема любви по-другому показана в паре Рыжова-Самохвалов. Несчастливая любовь Ольги Рыжовой (Кристина Валишевская), которую она пронесла через всю жизнь, выйдя замуж за нелюбимого мужчину, вскрывает трагедию этой женщины, которую спасает оптимизм и вера в «новый день». «Пусть улыбки дарит людям новый день!» – напевает Ольга Петровна. Самохвалов (Олег Брылёв, Антон Грошев) – человек с кристальной биографией, полностью готовой к дальнейшим загранкомандировкам. Однокурсники, не сумевшие вскарабкаться по служебной лестнице, уважения с его стороны не достойны. Самохвалов показан откровенно слабым, гнилым человеком, его образ сделан почти без полутонов.
Особое место в мюзикле отведено артистам балета, которые не только исполняют многочисленные танцевальные номера, но и поют, в комментировании происходящего на сцене уподобляясь участникам хора древнегреческого театра.
Богатая музыкальная палитра спектакля, наполненная колоритом ритмов рок-н-ролла, блюза, песен советских композиторов, позволила постановщикам искать новые смыслы в знакомом сюжете. Так, художник-постановщик Юлия Гольцова предполагает несколько вариантов прочтения сценографии зрителем в зависимости от заложенных в её концепцию идей.«Например, как рассказ том, что статистика – скучная наука, люди в учреждении заняты своими личными проблемами пресной повседневной жизни, – размышляет художник. – В произведении заложена отсылка к тому, как мы жили раньше, как функционировало типичное советское учреждение: все выходили покурить, продавали колготки, интересовались модой, никто особенно не жил работой, несмотря на кажущуюся перегруженность папками. Безусловно, люди делали дело, но их интересы были в другой сфере. Тогда не было строгого дресс-кода, модницы приходили на работу и хвастались новыми нарядами. Люди умели наслаждаться жизнью так, как сейчас не умеют. И в нашей постановке человек выделен и виден на фоне декораций. Исключение – Калугина и Новосельцев, которые совсем махнули на себя рукой. Калугина внутренне человек достаточно свободный, об этом говорит её позиция в скандале с Рыжовой. Она человечна, несмотря на то, что, может быть, не всё видит вокруг. В её учреждении есть некая свобода, она не станет наказывать сотрудников за яркие наряды».
Соблюдая законы жанра, композитор Ким Брейтбург оснащает мюзикл «Служебный роман» сразу несколькими стопроцентными хитами – монологом Калугиной «Одинокие ночи», размышлениями Новосельцева в музыкальном отрывке «Вполне обычные мечты», захватывающим развитием событий в драйвовых номерах «Всё ради карьеры!» и «Кастаньеты». Вместе с тем музыкальная драматургия позволяет авторам находить неожиданные темы, подхваченные видеорядом. «Видеоряд спектакля транслирует в основном старинные и сталинские интерьеры, – говорит художник-постановщик Юлия Гольцова. – Эти здания создавали архитекторы, которые учились ещё до революции. Их наследие пусть не везде, но сохранилось. Кстати, в Кемерове очень много подобной архитектуры, интересных зданий, арок. Думаю, это подчеркнуто видеорядом мюзикла, идущим на большом экране театра. В советское время люди ходили в кино на хорошие фильмы, например, прекрасные французские комедии. Была тяга к красоте. Люди умели наслаждаться жизнью так, как они сейчас не умеют. Спектакль об этом тоже – о том, что жизнь есть, есть красота, она рядом, стоит только поднять голову, очутиться вне выгородки статистической конторы. В этом есть некий момент сюрреализма. Офисная жизнь запротоколирована. В спектакле ткань этого протокольного пространства прорывается – неожиданными видеофрагментами, балетными номерами, откуда ни возьмись возникающими яркими вещами. Жизнь есть, и мы должны научиться жить полной жизнью».
Невероятно яркие и предельно динамичные массовые сцены авторства Евгении Хробостовой в исполнении артистов балета раскрывают внутреннюю свободу персонажей, их стремление находить радость в повседневности. Хореограф славится своей способностью органичной работы с предметами. Вот и в этой постановке одной из самых зрелищных стала сцена «Всё ради карьеры!», в которой исполнитель главной роли Новосельцева и артисты балета демонстрируют акробатическую легкость в обращении с телефонными проводами советского образца, превращающимися в гигантские скакалки. Смех и аплодисменты публики достались остроумно сделанному музыкальному номеру «Кастаньеты», в котором Новосельцев, собираясь было проявить «побольше интеллекта» в нелёгком деле соблазнения начальницы, забывается и в угаре начинает изображать тореадора, попутно (что в голову пришло) исполняя балладу о несчастной любви моряка Хосе.
Работа хореографа сделала более объёмными истории секретарши Верочки (Анна Теплова, Елизавета Войтенко) и Бубликова (Александр Лодягин, Валентин Разуков), флиртующих на вечере у Самохвалова, а Бубликов и вовсе примеряет образ Элвиса Пресли. Добавляет пикантности появление крепко выпившего Боровских (Евгений Лихманов), который пытается поцеловать перепуганную напором Новосельцева Людмилу Прокофьевну. Колоритным получился у Ивана Ильчука и Алексея Маслова образ Ивановны, уборщицы, с классическим «натоптали, интеллигенты!». Хохот зрительного зала вызывает почти каждое появление активистки Шуры (Елена Новикова, Светлана Мухтарума) с её первобытно-боевым кличем «Местком!». Первые зрители без преувеличения восторженно приняли новую постановку Музыкального театра Кузбасса. «Служебный роман» – пятый мюзикл Кима Брейтбурга, поставленный на кузбасской сцене, и у нового детища композитора есть все основания разделить счастливую судьбу его предыдущих творений.
Светлана Алпатова

Фотографии предоставлены пресс-службой Музыкального театра Кузбасса, автор фотографий – Александра Бондаренко.