Стильный винтаж из индийской лавки

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ОПЕРА Ж. БИЗЕ «ИСКАТЕЛИ ЖЕМЧУГА»

В афише Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» появилось новое название: «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе. Такая редкость на оперных сценах России не может не заинтересовать. Тем более у Юрия Александрова, который способен виртуозно актуализировать что угодно. На этот раз мэтр удивил ещё больше. Словно бы ухмыльнулся: надоела современная режиссура? Нате! Мы умеем всё! И поставил высококлассную вампуку. А так как со временем оперные штампы, отнюдь не изведясь, бодро переоделись в современную одежду, прежний наряд мадам вампуки может сегодня показаться не просто сладостной ностальгией, а прямо-таки новаторством!

Надир – Сергей Алещенко, Лейла – Евгения Кравченко

Надир – Сергей Алещенко, Лейла – Евгения Кравченко

Заподозрить Александрова в создании талантливой пародии не получается: всё слишком всерьёз чувствительно. Настолько, что уже не смешно, а трогательно и даже как-то физически приятно. Словно вкушаешь щербет. Много не употребишь, но иногда отпустить интеллект и предаться плотским наслаждениям – почему бы нет? Тем более, что музыку Бизе написал недурную, оркестр молодого дирижёра Максима Валькова звучит почти упоительно (не считая некоторого дисбаланса в самом начале увертюры), отменно поющий-танцующий хоровой ансамбль из 12 человек услаждает слух и взор, да и солисты стараются по мере сил. Всё здесь, как в «настоящей» опере: герой с нежным тенором Сергея Алещенко необъятен. Другой Надир – Влад Мазанкин – берёт темпераментом и красивым полным голосом. Если бы не огрехи на верхах, оба вполне могли привести дам в экстаз. Кирилл Жаровин (Вождь Зурга) строен и презентабелен, он хороший певец и харизматичный актёр, это видно-слышно хотя бы в его серьёзном монологе второго акта. А что слишком проникся эстетикой старой романтической оперы, так ведь задача у него такая. Другой Зурга – Сергей Калинов – от него не слишком отстал, особенно к финалу, когда распелся.

В женской номинации победила Евгения Кравченко, уверенно выдавшая все трели и верха. Голос чистый, сценическое поведение свободное, позы просто со старинных открыток с изображениями оперных див. Олеся Гордеева тоже выглядит стильно, но поёт с излишней тремоляцией в голосе. А в общем, обе «г-жи N были милы». Злодеи Антона Морозова или Владимира Феляуэра исправно озвучивали наперченную смесь хана Гирея и Нурали из нетленного «Бахчисарайского фонтана».big_14508529821

А происходило всё это в обстановке совершенно эксклюзивной: сначала ощущение, что ты попал в эпоху немого экзотического кино с изысканным музыкальным сопровождением; затем – в лавку индийских товаров, где количество блестящих тканей и искусственных драгоценностей зашкаливает. И наконец – в мыльную оперу. Но при ближайшем рассмотрении никакая она не мыльная, а самая натуральная романтическая опера и есть. Именно по такому музыкальному театру ностальгирует большинство публики, особенно категории «кому за 30». И нет смысла её, публику, винить, ибо в сочетании с волшебно красивой музыкой и неплохим пением вся эта возведённая в степень бесконечности сладкая условность действительно трогает! Абсолютные в своей первозданной глупости и пошлости старотеатральные приёмы вдруг начинают отменно работать, чувствительная мишура в соединении с мастерской партитурой забирает в плен и дарит классическое оперное блаженство. Мозг тебе сообщает, что на сцене неважнецкий индийский фильм с пением и танцами, но твоё эмоциональное начало предательски шепчет: а может, так и надо? И поскольку за оперу отвечает скорее чувство, чем интеллект, тут ты и сдаёшься. Правда, уже в следующую минуту, когда из-за изящно поваленного дерева высовывается фигура ужасно зверского злодея, один из героев в упор не узнаёт через тюлевую занавеску разряженную в блеск героиню, а трагический персонаж воздевает руки до колосников, ты, пристыжённый, приходишь в себя: ну, надо же, как Александров с Вячеславом Окуневым развели! А вот вопрос: развели или предложили стильный винтаж?

янв 2016 — копияавтор НОРА ПОТАПОВА

Фото предоставлено пресс-службой Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера».