В ноябре 2023 года в Якутске состоялся оперный фестиваль — третий за всю историю региона.
Не знаю, было ли запланировано открытие взлётно-посадочной полосы аэропорта специально к началу фестиваля, но это обстоятельство благоприятствовало его проведению. Всего семь, а если повезёт – шесть часов лёту – и авиационный борт переносит пассажиров из Москвы на территорию вечной мерзлоты. Из плюс 15-ти в минус 34-е, из ночи – в день, из теплой московской осени в предновогоднее заснеженное Заполярье.
Десять дней в Якутске – самая необычная фестивальная история из тех, свидетелем которых мне доводилось быть до сих пор. Вместо привычного «забега на короткую дистанцию» и плотного графика спектаклей – на этот раз погружение в жизнь театра во всём её многообразии. Пока артисты готовились к фестивальным показам, в промежутках между постановками, удалось познакомиться с театром поближе.
«Саха Опера Балет» не раз подтверждал статус оперного, а не просто музыкального театра. Так было и во время прошлогодних гастролей на сценах Большого и Мариинки. Без сомнения, фестиваль это положение упрочил. Присутствие в фестивальной афише фамилий композиторов Бородина и Россини, Бизе и Кальмана позволяло оценить не только полномасштабный оперный репертуар театра, но и степень риска, на которую отважились организаторы, пригласив выступить в своих постановках артистов из других городов.
Чтобы ввестись в спектакль за несколько репетиций, исполнителю необходимы не только большой энтузиазм, опыт и мастерство, – необходимы и готовность труппы и отлаженность всего театрального механизма. Наблюдая, как размеренно и чётко работают обувной и костюмерный цеха под предводительством главного художника театра Саргаланы Ивановой, как увлечённо рисуют, пудрят и завивают гримёры во главе с Ваирой Аргуновой – вспомнила родной ЛГИТМИК, в котором художников водили на практику на «Ленфильм» и учили индивидуальному подходу к артисту. Оказалось, что в Якутске и работают выпускники альма-матер – во время гастролей в Петербурге Михайловский театр даже предлагал им остаться, что неудивительно – такому уровню позавидовали бы многие столичные труппы.
Главный режиссёр театра Татьяна Саввинова ведёт репетицию, изредка останавливая артистов и уточняя мизансцены. Несмотря на деликатность присутствия, именно это всевидящее око направляет процесс в правильное русло, чтобы постановочный замысел захватил зрителя.
Начало каждого спектакля – как отправление огромного лайнера в дальнее плавание – со своим инструктажем, дорожной картой, командами и приметами. Разница только в том, что корабль должен вернуться на сушу целым и невредимым, а зритель — преображённым. Иначе зачем и начинать?
Театральная атмосфера – абсолютно непредсказуемая вещь. Конечно, её создаёт личность режиссёра и команда, но также она зависит от множества совершенно непредсказуемых и, казалось бы, несоразмерных факторов: жизнеутверждающего тона помрежа, звучащего по громкой связи, и звукового баланса в зале, ассортимента в театральном буфете, подвижничества администраторов и режиссёрского управления, присутствия художественного руководителя театра и директора, который замечает художественные нюансы и по ходу дела может умело разрешить тонну насущных проблем, от появления в театре представителей министерств и вручения ими обыкновенных благодарственных писем.
Сам факт того, что должность замминистра культуры Якутии занимает певица Марина Силина, задействованная в театральном процессе, говорит о многом. Когда по окончании фестиваля она подошла лично поблагодарить каждого солиста труппы и участника фестиваля – это ещё раз подтвердило то, что в Якутском театре знают, как создать настроение артистам, заботятся об имидже коллектива и его привлекательности для зрителей.
В пространстве бывшего Дворца культуры, которое занимает театр, особые роли отведены звукорежиссёру и художнику – эти герои невидимого фронта могут превратить современное здание в красочную Севилью или торжественный Путивль эпохи Князя Игоря, в эффектный Мулер Руж или многоярусное пространство большого оперного театра. В их силах сделать так, чтобы зритель забыл и о спартанском кресле, на котором сидит, и о голове впередисидящего зрителя, которая закрывает часть сцены.
Когда в «хоре мальчиков» из «Кармен» выходят танцевать настоящие мальчишки из балетной школы , а невидимый хор поёт за кулисами; когда главных героев в «Сильве» можно разглядеть как на киноэкране с разных ракурсов, благодаря вращению круга и быстрой смене мизансцен; когда хор, выстроившийся в «Князе Игоре» над оркестровой ямой, перекликается с обеих сторон, заполняя пространство; когда на гала-концерте солисты выходят в зал к зрителям по специально выстроенному в середине партера помосту – это примеры великолепной работы художника в музыкальном театре.
Однако, когда зрители пытаются расслышать князя Игоря, который напрасно силится быть услышанным из глубины сцены – это упражнение на выносливость, устроенное звукорежиссёром, увы, не работает ни на образ спектакля, ни на имидж театра. Как говорят в Якутске «Голос – три ведра, и что?».
Акустика (и звукорежиссёрская рубка) – кровеносная система оперного театра, оркестровая яма – его сердце. В якутском оперном театре шесть дирижёров. Накануне «Сильвы» приехал ещё один – главный дирижёр Свердловского театра музыкальной комедии Борис Нодельман. По правде говоря, его появление не вызвало энтузиазма в оркестре – профсоюз старался не допустить переработок, но даже в отведённые считанные часы маэстро сумел преобразить и звучание оркестра, и разговорную речь ансамбля. Великолепный музыкант, мастер «лёгкого жанра» Борис Нодельман шутил, не отрываясь от партитуры, сам садился за рояль, пускался на творческие провокации, аккомпанируя арии Сильвы то в классическом, то в джазовом стиле.
С первого взгляда возникшее взаимопонимание с исполнительницей главной роли – солисткой московского музыкального театра «На Басманной» Ириной Сухановой и её партнёром – превосходным Эдвином, солистом Московской оперетты Николаем Семёновым – привело к тому, что оперетта произвела фурор, став пиком фестиваля.
Одна из лучших современных исполнительниц оперетты, звезда в полном смысле слова, Ирина Суханова покорила коллег и зрителей красивейшим тембром голоса и невероятной органичностью сценического существования. Об этом в завершение фестиваля с благодарностью говорил её якутский коллега: «Мы смотрели и слушали Ирину как завороженные, как в кино, и труппа стала играть иначе. Её непосредственность и обаяние, восторг и ирония, гордость, возмущение, безмятежность и азарт – для нас это был настоящий мастер-класс по актёрской игре. Суханова показала, какой должна быть оперетта».
Ожидал ли такого эффекта продюсер Алексей Садовский, обдумывая концепцию фестиваля и выбирая кандидатуры приглашённых солистов, но так или иначе, его огромный опыт и знание музыкального театра привели к тому, к чему привели.
Для открытия фестиваля был выбран «Князь Игорь» – блокбастер Андрея Борисова, за семь лет существования успевший стать классикой. Роскошная динамичная постановка с вращающейся платформой-диском и проекцией, изумительного качества графикой на огромном экране – достояние Якутского театра, а картина «Половецкие пляски», поставленная специально для этого спектакля французским хореографом Режисом Обадья – хореографический шедевр, который сам по себе является поводом для визита в Якутск знатоков современного танца.
Достойно открыли фестиваль Александр Морозов из Мариинского театра, выступивший в партии Князя Галицкого, и хорошо известный якутским зрителям москвич Павел Диденко, на этот раз представший в роли хана Кончака.
В «Севильском цирюльнике» кроме Павла Диденко в роли доктора Бартоло блистал дирижёр-постановщик спектакля Алессандро Биччи, прибывший в Якутск на несколько дней специально для участия в фестивале.
Превосходная Кармен из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Андреева покорила публику не только качественным вокалом и абсолютным соответствием традиционному образу героини оперы, но и напомнила о современной трактовке Карменситы, предложенной в балете Матсом Экком и Анной Лагуной.
История подкаблучника, которым предстаёт в этой постановке Хозе, была досконально пережита и исполнена солистом Ростовского музыкального театра Вадимом Бабичуком. Опера звучит на французском языке, как она и написана в оригинале, и нельзя не отметить замечательное произношение исполнителей их намеренную грубоватость, тем не менее не лишившую спектакль современного парижского лоска.
Население Якутска – без малого четыреста тысяч жителей. Это немногим более, чем подмосковный Подольск и вдвое меньше, чем Балашиха. «У нас такие зрители, что, если им что-то не понравится, они за словом в карман не полезут – и скажут, и напишут», – предупредили меня. Не знаю, сколько в Якутске живёт поклонников музыкального театра, но билеты на Гала-концерт закончились за три дня, и у тех, кто спрашивал лишний билетик на морозе в минус двадцать пять градусов должен был возникнуть серьёзный стимул.
Этот стимул, безусловно, был, так как от спектакля к спектаклю зрительский интерес нарастал, а оркестр, хор, балет, опера и театральные цеха с возрастающим воодушевлением работали до самого финала. О том, что фестиваль оказался событием долгожданным, свидетельствует и завершающий трёхчасовой Гала-концерт с участием приглашённых солистов и артистов театра нескольких поколений. Остаётся только пожелать, чтобы проведение оперного фестиваля в Якутске стало традицией, потому что всё необходимое для этого есть.
Светлана Потемкина
Фотографии предоставлены пресс-службой театра, автор фотографий – Кристина Новгородова.