«Новая Россия» Юрия Башмета – в Центральном музее музыкальной культуры
28.10.2014
Видеомост Москва – Дели о Фестивале российской культуры в Индии.
30.10.2014

«Анна» на сцене

unnamed (1)В краснодарском Музыкальном театре состоялась премьера современного балета «Анна Каренина» по мотивам одноименного романа Л.Н. Толстого. Хореограф – постановщик – заслуженный деятель искусств Кубани Александр Мацко, сценография Анастасии Глебовой, художник по костюмам Андрей Климов, художник по свету Тарас Михалевский, видеоконтент Татьяны Барановой.

Спектакль…

Не успев стать фактом искусства, балет Александра Мацко уже заявил о себе как социокультурный феномен: билеты на новый спектакль краснодарского Музыкального театра были раскуплены задолго до его премьеры. Причин небывалого зрительского ажиотажа несколько. Во- первых, огромный интерес к роману во всем мире. «Анна Каренина» неоднократно находила хореографическое воплощение в творчестве величайших балетмейстеров современности, в том числе, Бориса Эйфмана (напомним, что мировая премьера его «Анны» состоялась именно на сцене краснодарского Музыкального театра). Логично, что на Кубани, где балет, в том числе и современный, очень любят, премьера не могла не вызвать зрительского интереса.

Вторая причина вытекает из художественной политики театра и является прямым следствием последних удачных постановок. В особенности – постановки мюзикла А. Пантыкина «Гоголь. Чичиков. Души» по мотивам поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Новый балет воспринимается как вторая часть диптиха, продолжение неисчерпаемой по глубине и всеохватности темы русской духовной жизни. Премьера – и очередная личная вершина хореографа.

В балете «Анна Каренина» творческий почерк Александра Мацко приобрел новое и очень важное качество: умение строить крупную форму. Структура балета напоминает совершенную химическую формулу, в которой все составные части притягиваются между собой прочными молекулярными связями. Музыкальный ряд подчиняется  закономерностям симфонического цикла. При стилевом многообразии музыкального материала, драматургические узлы балета – встреча на вокзале, излечение Кити, торжество «русской идеи» Левина, апофеоз любви Анны и Вронского, трагический финал – строятся на симфонической музыке П.И. Чайковского. Музыка же, как из семечка, вырастает из одноголосного напева «Во поле березка стояла» в чистейшем исполнении воспитанника Детской студии театра Дмитрия Лагоды.

В известном одноименном фильме Джо Райта – Тома Стоппарда с гениальной музыкой Дарио Марианелли (по признанию А. Мацко, фильм сильно повлиял на него) тоже используется «Березка». Но в фильме русский шлягер воспринимается неким штампом, сродни матрешкам и медведям, элементом театральной игры. Здесь он символ неприкаянности русской души и щемящего сиротства. Невозможно не восхититься оригинальным применением Сарабанды Генделя в сцене осуждения Анны в оперном театре. Архаичный жанр как нельзя более точно характеризует ханжескую мораль светского общества.

В балете выразительные и действенные массовые сцены. При этом линии главных героев хорошо читаются. Сколько изобретательности в сцене скачек («Пляска смерти» К. Сен-Санса)! Смятение Анны, недовольство Каренина, поражение Вронского происходят на волнующем фоне конных состязаний. (Несмотря на настоящий выстрел из пистолета, ни одна лошадь, ввиду их отсутствия на спектакле, не пострадала.) А сколько юмора в сцене «мужской охоты» на музыку Марианелли!

Режиссерское начало в спектакле в каком-то смысле перевесило хореографическое. Но не стоит забывать, что артисты – замечательные артисты балетной труппы Музыкального театра: лауреаты международного конкурса Татьяна Крюкова (Анна) и Николай Фоменко (Вронский), Владимир Медянский (Каренин), Сергей Желонкин (Стива), Юлия Бельдекова (Кити) и Юрий Парфенов (Левин) – только ступили на путь освоения емких, многогранных и противоречивых образов романа – балета.

Пролетевшие на одном дыхании 2 часа 10 минут театрального времени вобрали все линии великого русского романа. Ощущается глубокое уважение к тексту, который для автора балета (вслед за Львом Толстым) есть полнокровная симфония русской жизни.

… и его автор

Главный режиссер и главный балетмейстер Музыкального театра, заслуженный деятель искусств Кубани, лауреат  ремии им. Л.Г. Гатова Александр Мацко один из самых молодых главных режиссеров в России. Родился в военном городке Татищево-5, в 1996 году поступил в Саратовскую консерваторию на театральный факультет, затем – в РАТИ – ГИТИС на режиссерский курс профессора Р.Г. Виктюка. Участник школы Американского Танцевального Фестиваля (ADF), по итогам которого получил грант на обучение в США. В июле 2002-го обучался в Танцевальной школе в Лондоне по классу «Джаз- танец». Сотрудничество с краснодарским Музыкальным театром началось в 2003 г. с постановки оперетты И. Штрауса «Веселая вдова». В том же году он выступил в качестве второго режиссера и балетмейстера в постановке Р.Г. Виктюка — опере «Дочь короля Рене» («Иоланта») П.И. Чайковского. В сентябре 2003 года был приглашен в краснодарский Музыкальный театр в качестве главного балетмейстера и режиссера. С 2013 г. – художественный руководитель Международного фестиваля современной хореографии в Краснодаре.

Первый спектакль «на зрителя» театр сыграл для старшеклассников. – Современная молодёжь воспринимает коллизию романа Толстого совершенно по-своему. И мне интересно это восприятие. Я обеими руками «за» показы для молодежи, – рассказывает Александр Мацко. – Мне многие говорили после премьеры, или писали в соцсетях: надо прочитать (или перечитать) роман! Мама одной девочки позвонила в театр и сказала: «Если театр может заставить сегодняшнюю молодежь оторваться от компьютера, раскрыть книгу и обратиться к литературе – то низкий поклон людям театра, которые в нем работают!»

Мне было безумно приятно это услышать. И я считаю, что это наша победа!

unnamed (2)

unnamed (3)

unnamed (4)