Интерактивный веризм
12.02.2016
Она всё-таки веселится
12.02.2016

Венский костюм русской оперетты

ЕКАТЕРИНБУРГ

ОПЕРЕТТА И. ШТРАУСА «ВЕНСКАЯ КРОВЬ»

Сколько раз уже сказано: Свердловский театр музыкальной комедии в «лёгком жанре» – законодатель. Но что удивительно – сколько ни говори, всё будет правдой, и каждая новая постановка театра – тому подтверждение. Вот и недавняя премьера «Венской крови» убедительно показала: возрождение классической оперетты, о которой столько лет уже мечтают поклонники жанра, началось, и именно здесь, в Екатеринбурге.

Сцена из спектакля. Балдуин – Евгений Елпашев (слева), Йозеф – Владимир Фомин (справа).

Сцена из спектакля. Балдуин – Евгений Елпашев (слева), Йозеф – Владимир Фомин (справа).

Спросите: а как же другие театры, другие премьеры? История в том, что в свердловской «Венской крови» всё сошлось, и излюбленные «пустячки», которых обычно не хватает, не хватает только к лучшему.

В либретто – авторы русской версии Константин Рубинский и Надежда Самоликова – нет откровенных переиначиваний оригинального сюжета Виктора Леона и Лео Штайна на новый лад и иных ссылок на современность, кроме как литературных и чисто аллюзивных. Авторы екатеринбургской версии вполне корректно и по-нашему отредактировали режиссёрский вариант либретто, сделанный г-жой Николь Вебер (австрийский автор оригинального спектакля), в котором нет политики и иных временных и социальных аспектов – нет ничего, кроме водевильного сюжета и вневременной темы любви. По стилю и формату екатеринбургское либретто скорее напоминает пьесу Н. Эрдмана, но без претензий на первенство или стремления «нос утереть». Есть много очень точных, но не в лоб отсылок к «Летучей мыши», однако текст звучит и слушается как совершенно самостоятельный, он удобен для артистов (которые с видимым удовольствием играют его и импровизируют) и довольно остроумен.

В режиссуре тоже заметно наше, родное редактирование. Взяв за основу (как и в случае с либретто) постановочное решение г-жи Вебер, режиссёр спектакля Сергей Юнганс (ученик Кирилла Стрежнева) и театр (ах, как чувствуется это слаженное и очень вкусное совместное «музицирование», что так любит актёрская вольница) ставят спектакль на одном дыхании. Он легко разгоняется и, как по накатанной, идёт, нет – перелетает от эпизода к эпизоду, набирая в скорости и энергетике. Актёры, кажется, порхают по сцене, восхищая своей пластичностью, органикой и горящим взором, какой бывает у служителей театра в увлечении своей работой – Игрой!

_announcements_917Сценография и костюмы пришли из Германии: «Венская кровь» – совместный проект Свердловской музкомедии и мюнхенского театра am Gärtnerplatz. Отсюда высококлассные лекала роскошных костюмов, так что и без того красавицы и красавцы екатеринбургской труппы приобрели европейский лоск и шарм. А парики, а аксессуары! Как будто внешне традиционная сценография единой установки выглядит по-театральному стильно, солидно и дорого.

Для знающих – ссылки на амуров, лукаво глядящих на зрителей с порталов мюнхенского театра, больше известного как театр Кювелье и являющегося одним из старейших и красивейших театральных зданий мира. Эти два очаровательных купидона по-своему «дирижируют» спектаклем, то подгоняя, то разводя героев «Венской крови». Замечательно настроена музыкальная, и особенно вокальная часть спектакля. На моей памяти — это первый случай в театре, когда так хорошо выверен и выведен баланс живых голосов и микрофонов в классической оперетте. Последние, к слову, слышатся не сразу, просто кажется, в театре волшебным образом стала лучше акустика. Столь же чисто звучит оркестр, который тоже словно купается в красоте и праздничности штраусовских вальсов, полек, галопов – дирижёр Сергей Царегородцев. Очень стильно и лихо вписалась в общую историю хореография Натальи Москвичёвой. И, конечно, здесь есть, где разгуляться истосковавшемуся по классическому жанру поющему актёрству. В этом спектакле очень высокий вокальный уровень и нет неинтересных персонажей. Настоящий премьер – Евгений Елпашев в роли Балдуина, любвеобильного графа, попадающего в сети женских интриг: против него объединяются и начинают «дружить» собственная супруга Габриэла, которую играет очаровательная Ольга Балашова, любовница-танцовщица Франциска Кальяри – настоящий мастер жанра, з. а. России Светлана Кадочникова и молодая характерная звезда театра Людмила Локайчук – манекенщица и служанка Пепи. Высший актёрский класс – роль отца Франциски: старикашка-флейтист Каглер в исполнении з. а. России Павла Дралова – это блестящее жонглирование интонациями, виртуозный жанровый каскад и море обаяния.

Хороши все – один к одному, настоящий ансамбль – и музыкальный, и актёрский…

Как известно, Иоганн Штраус-сын оперетты под названием «Венская кровь» никогда не писал. Это был подарок друзей – в знак восхищения и уважения к таланту композитора. Свердловская музкомедия сделала подарок любителям классической оперетты, соединив европейский шик с русским театром. В общем, получилась настоящая оперетта по-русски.

декабрь 12 (2)

автор ЕЛЕНА ЕЗЕРСКАЯ

Фото предоставлено пресс-службой Свердловского академического театра музыкальной комедии.