Эпическое хулиганство
12.02.2016
Отчаяние и пустота за красивым фасадом
12.02.2016

Всё будет хорошо!

КРАСНОДАР

ОПЕРЕТТА И. КАЛЬМАНА «БАЯДЕРА»

Премьера «Баядеры» Имре Кальмана в Музыкальном театре Краснодарского Творческого объединения «Премьера» им. Л. Г. Гатова порадовала той – уже подзабытой за последние десятилетия – атмосферой праздника и духом нашей оперетты, которая всегда отличалась от других жанров своей настроенностью на позитив. Режиссёр Инара Гулиева помещает спектакль и его персонажей в рамы музейной экспозиции – реальные и виртуальные. «Границы» этих рам раздвигаются в свободное от посетителей время, позволяя жанру жить своей тайной (ночной) привычной жизнью, но идея ретроспекции остаётся – в постановочных гэгах и сценографии.

баядерка

«Баядера». Одетта – Гульнара Низамова, Раджами – Владимир Кузнецов.

Художники спектакля – Татьяна Баранова (сценография) и Наталья Земалиндинова (костюмы) – используют весь спектр визуальных возможностей современного театра, демонстрируя и традиционные рисованные декорации, и модный видеоконтент, и натуралистические детали сценографии, и приметы минималистского «театра-на-коврике». А уж гардероб исполнителей и просто похож на галерею выставочных образцов разных стилей сценической одежды – здесь есть и мотивы нэпмановских 1930-х, и эффектность не подвластных времени бальных лекал, и ориентальный модерн, а ещё – богатство тканей, отменное качество кроя и пошива (всё сделано в мастерских театра!), и много-много опереточного блеска с едва уловимым, но чисто жанровым ироничным и самоироничным оттенком. В точном соответствии замыслу режиссёра, которая понимает: оперетта – не драма и не трагедияМузыкальный театр, "Баядера", Краснодар. Природная насмешливость жанра «лезет», что называется, изо всех щелей. Шуткой становится уже само помещение спектакля в музейный антураж, аллюзии с которым – ссылки на киношную «Ночь в музее» и упрёки «не любителей» жанра в том, что оперетта давно стала паноптикумом. В режиссёрской версии либретто многоумных актуальных цитат и верность жанровым традициям – как в приёмах, так и в раскладе персонажей. В краснодарской «Баядере» есть роскошная героиня – Одетта обаятельной и женственной Гульнары Низамовой: настоящая примадонна – красивая, чувственная, с органичными интонациями и первоклассным вокалом. Есть замечательный Раджами Владимира Кузнецова, обладающий всем комплексом достойных мужских качеств и высоким уровнем вокально сценического мастерства. Хороши два типичных каскадных трио: Наполеон-Мариэтта-Филипп (Валерий Сехлосов, Джейма Карапетян и Алексей Григорьев) и Нинон-Пимпринетти-Мадам Пинпринетти (НатальяАрзяева, Вячеслав Егоров и Анастасия Подкопаева). Сколько в этих «любовных треугольниках» здорового юмора, куража и человечности! А главное – лиризма, который является неотъемлемой частью жанра, и немыслим без настоящей любви или хотя бы мечты о ней.

Музыкальный театр, "Баядера", КраснодарСпектакль вообще очень гармоничен. Хорошо звучит оркестр – дирижёр-постановщик и музыкальный руководитель Виктор Олин. Особая благодарность за мастерство звукорежиссёру спектакля Дмитрию Воронову: микрофонное звучание в данном случае не только не мешает классической оперетте – его практически не слышно, но эффект «равнозвучия» большого симфонического оркестра и баланса голосов солистов, хора достигается без видимых усилий и технического брака.

Неожиданно участие в постановке молодого хореографического лидера театра Александра Мацко: его авторский стиль успешно вписался в традиционную опереточную постановку, внёс в её пластическое решение те самые, очень схожие с режиссёрскими, по-доброму ироничные интонации и вместе с тем придал свежести взгляда неофита – не стороннего наблюдателя, но соавтора и влюблённого в театр человека. Вообще любовью к театру пронизан весь спектакль, чей сюжет близок к оригинальному либретто (в известном и весьма популярном в наших музыкальных театрах переводе Романа Тихомирова и Соломона Фогельсона) – Инара Гулиева ставит спектакль, в котором и Одетта, и Раджами – актёры. И кажется, что актёры именно театра оперетты. Именно их зритель видит в качестве «картин» в театральном музее, именно они сходят с «полотен» на сцену и остаются на ней в окружении коллег, утверждая жизнеспособность этого радостного жанра. К вящему удовольствию публики, которая ждёт именно такого спектакля, таких героев и такой оперетты. В которой, как говорит «экскурсовод» в исполнении острохарактерной Марины Семенцовой (тоже умная режиссёрская гэг-цитата из популярного теле-рекламного ролика с участием «музейных смотрительниц»), только оперетта даёт всем надежду, что в итоге всё будет хорошо!

июнь 6

автор ЕЛЕНА ЕЗЕРСКАЯ

Фото предоставлено пресс-службой Краснодарского Творческого объединения «Премьера» им. Л. Г. Гатова