Интернет-площадками Форума, наряду с Виртуальным концертным залом Свердловской филармонии, стали ресурсы Московской филармонии и Министерства культуры РФ. Прямые новостные включения в эфире радио «Орфей» представили события «симфонической Мекки России», как обозначил Форум директор Свердловской филармонии Александр Колотурский, радиослушателям из разных регионов нашей страны.
Симфонический форум России в Екатеринбурге состоялся благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Губернатора Свердловской области. Организаторами являлись Союз концертных организаций России (СКОР) и Свердловская филармония.
В 2016 году Симфонический форум России был приурочен к 80-летию ведущего творческого коллектива Свердловской филармонии — Уральского академического филармонического оркестра. Именно ему, на правах хозяина, было доверено открывать и закрывать форум, представляя главные сюжетные линии этого симфонического «саммита». Так, на первом концерте Уральский филармонический под управлением Дмитрия Лисса дал старт своего рода «триптиху» из симфоний Д.Д. Шостаковича и совместно с Симфонических хором Свердловской филармонии открыл кантатно-ораториальную составляющую Форума.
Маэстро Франк Берман, приглашенный за пульт Уральского филармонического в финальной программе Форума, отметил эмоциональность и открытость оркестра. По вкусу ему пришлась и сама идея Симфонического форума: «интересно было бы сделать подобное в Германии, где в небольших городах так много хороших оркестров».
В форуме впервые участвовали: Новосибирский академический симфонический оркестр, самый молодой симфонический оркестр из Тюмени, симфонические капеллы под управлением Валерия Полянского (Москва) и Владислава Чернушенко (Санкт-Петербург).
В рамках Форума состоялась Российская премьера «Lux aeterna» екатеринбургского автора Ольги Викторовой. Необычное произведение, где в звуке воплощена графика жестов дирижера, принесло композитору Ольге Викторовой Гран при конкурса European Composer Award (2012). А написано оно было специально для выступления Уральского молодежного симфонического оркестра на фестивале Young Euro Classic в Берлине.
Юбилейная дата – 125-летие со дня рождения Сергея Прокофьева, нашла отклик в концертных программах, и была представлена в киноварианте. Прокофьевские «саундтреки» и легендарный фильм «Александр Невский» – экскурс в киномузыку советского периода, состоявшийся при участии Свердловского областного фильмофонда, особенно актуален в Год российского кино.
Визуально прокофьевскую тему усилил выставочный проект «История Прокофьева», подготовленный Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Участники и гости Форума, а также слушатели концертов могли окунуться в «пространство Прокофьева», созданное в Малом фойе Свердловской филармонии.
Форум – это не только симфонические концерты, не только общение музыкантов и публики. Это общение представителей профессионального сообщества: менеджеров российских филармоний и симфонических оркестров. Под эгидой Союза концертных организаций России в рамках Форума состоялся семинар, на котором были подведены итоги деятельности симфонических оркестров в 2015 году, обсуждалась необходимость разработки положения о творческих коллективах. В ситуации, когда симфонические коллективы находятся в различных условиях (численность, фонд оплаты труда, средства, выделяемые на гастрольную деятельность и приобретение инструментов, количество представленных программ и т.д.), был поставлен вопрос о необходимости введения категорийности коллективов, что в дальнейшем позволит руководителям оркестров выстраивать и отношения с учредителями, и вести текущую деятельность, равняясь на критерии, определенные той или иной категорией. Эти меры, по мнению инициаторов, должны привести к развитию системы единого планирования, созданию единого концертного пространства.
Президент СКОР Алексей Шалашов подытожил выступления, посвященные деятельности оркестров, «раскрыв» рецепт успеха филармонической работы: «делать что-то по-настоящему красивое, то, что привлекает людей, цепляет их. И тогда все будет в порядке, не будет кризиса. А для этого нужен свой творческий, талантливый продукт. В каждой филармонии нужен хороший оркестр, к которому придут и хорошие дирижеры, и хорошие солисты».
По материалам пресс-службы