Сергей Прокофьев в народном стиле
24.09.2019
Фестиваль имени Рудольфа Нуреева в Уфе
28.09.2019

Год театра в России: Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина впервые представляет выставку о сценографии Коровина, Врубеля, Серова и Бенуа

В Год театра в России и 80-летия памяти К.А. Коровина Российский национальный музей музыки, Фонд имени К.А. Коровина «Спасем вместе» и галерея «Веллум» подготовили совместную выставку «Театр. Художники», посвященную театрально-декоративному искусству конца XIX – первой половины XX века. Торжественное открытие состоится 30 сентября в Музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина.

Начиная с 30 сентября в Музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина впервые будет представлена первая масштабная художественная выставка Российского национального музея музыки. Проект «Театр. Художники» посвящен театру как форму творческой синергии музыки, изобразительного искусства и сценографии XIX века. Это эпоха расцвета, которая принесла существенные и переломные явления в театральном искусстве, когда сценография стала отдельным направлением искусства.

63 подлинные работы таких художников, как Валентин Серов, Михаил Врубель, Александр Бенуа, Юрий Анненков, Федор Федоровский, Петр Вильямс, представят смелые сценические решения«золотого века» русской культуры – новизну образов, фантазийное богатство декорационных и колористических решений, размах живописного мастерства. С именем каждого из художников связан новый виток в развитии театрально-декоративного искусства.

Значимый раздел выставки связан с творчеством Константина Коровина, который одним из первых предложил новый подход к декоративному оформлению сцены. Он внес психологизм и смысловую выразительность в художественное оформление театральной постановки. Декорации, созданные художником, были призваны играть активную, а не статичную роль на сцене, делать игру актеров выразительнее, подчеркивать драматургию сюжета.

Сам Коровин вспоминал:
«Сезон в Частной опере в Москве, в театре Мамонтова, открылся оперой «Псковитянка» Римского-Корсакова. Я, помню, измерил рост Шаляпина и сделал дверь в декорации нарочно меньше его роста, чтобы он вошел в палату наклоненный и здесь выпрямился, с фразой:
– Ну, здравия желаю вам, князь Юрий, мужи псковичи, присесть позволите. Так он казался еще огромнее, чем был на самом деле».

Среди представленных на выставке работ – эскиз декорации Константина Коровина к балету Ц. Пуни «Конек-Горбунок» (постановка Большого театра, Москва, 1901) и зарисовка костюмов Князя и Наташи Михаила Врубеля (к опере А. С. Даргомыжского «Русалка», Москва, 1890-е).34 работы из фондов Российского национального музея музыки, 27 – предоставлено Фондом имени К.А. Коровина «Спасем вместе», 2 предмета живописи из частных коллекций известных русских коллекционеров и меценатов Л. Л. Агафоновой и А. Д. Мочальского.