Отчаяние и пустота за красивым фасадом
12.02.2016
Путь наверх
12.02.2016

Маленькое приключение «большой» любви

ВЛАДИВОСТОК

ОПЕРА-БУФФ И. СТРАВИНСКОГО «МАВРА»

Малая сцена Приморского театра оперы и балета преподнесла зрителям «русский сувенир» – премьеру оперы-буфф Игоря Стравинского «Мавра», сюжет которой основан на поэме А. С. Пушкина «Домик в Коломне» (либретто – Борис Кохно). Сценическая судьба этой миниатюры не так проста: пройдя на лучших оперных сценах Европы, сегодня она исполняется не часто. Эта опера-шутка, которая длится не более получаса, была любимым детищем Стравинского – великого мастера стилизации и пародии.

gs_9311Музыкальный язык «Мавры» – самая настоящая полистилистика: это и яркий гротеск, и джазовые гармонии, и фольклорные обороты, и задумчивые интонации русского городского романса. Своего рода реинкарнация модели комической «оперы в стихах» и русского водевиля начала XIX века.

Для постановки «Мавры» в Приморском театре оперы и балета была сделана специальная оркестровка, что совсем не изменило колорита сочинения Стравинского: музыкальный руководитель постановки – художественный руководитель театра Антон Лубченко. Режиссёр-постановщик Вячеслав Стародубцев соединил музыку оперы с поэтическим первоисточником – текстом поэмы и лицейскими стихами Пушкина, определив жанр своего спектакля как оперный анекдот. К яркому ансамблю гротескных персонажей режиссёр добавил образы Арлекина-Пушкина, который является носителем драматического начала в спектакле, и Коломбины-Цыганки, исполняющей балетную партию на пуантах. Простая история о влюблённой девушке Параше и переодетом гусаре Василии решена в пародийном ключе. Художник-постановщик Пётр Окунев наполнил спектакль визуальной иронией. Костюмы всех персонажей – из разных эпох, вне времени. Над сценой парят белые платья как символ девичьих грёз о чистой любви. Действие происходит на фоне голубого неба и белых облаков, в которых обычно витают влюблённые.

gs_9384Каждый персонаж поёт ровно столько, сколько надо, чтобы проявить свою «породу», свой характер и свои чувства во всей ясности. Это – маски, а не индивидуальные личности. Их четверо: сопрано, меццо-сопрано, контральто и тенор. Каждый голос – типичное и характерное проявление особых присущих ему качеств. Параша в исполнении Алёны Дияновой (сопрано) – не только скучающая девица, томящаяся по своему жениху, но энергичная и отчаянная русская женщина, готовая на любую авантюру. Более всего характер Параши проявляется в лирических интонациях сентиментального романса. Музыка Стравинского удачно соединяет интонацию бытовой речи с песенным ритмом и напевностью. Параша говорит, как поёт, и поёт, как говорит: задумчиво, доверчиво и любовно, но вместе с тем ярко и напористо. Антитезой ко всему музыкальному материалу Стравинского в финале звучит романс «Стонет сизый голубочек», о котором писал сам gs_9342Пушкин в «Домике в Коломне». Покинутая Параша, снимая гротескную театральную «маску», поёт его пронзительно жалобно. Партию Гусара исполняет Илья Астафуров (тенор), он же «кухарка Мавра». Там, где для Параши «вечность», для него – «удача нынешнего дня». Влюблённый повеса дерзок, более чем уверен в своих силах, настойчив, порывист и нетерпелив. Образ Матери – Ирина Колодяжная (меццо-сопрано) – наполнен бытовой иронией и представлен причудливым шаржем. Предавшись воспоминаниям о добродетелях «покойницы стряпухи Фёклы», чей огромный портрет играет отдельную роль в постановке, мать Параши сожалеет о былом. Соседка – Светлана

Рожок (контральто) представлена весьма экстравагантно: все элементы художественного образа, включая мундштук и модную подвязку на чулках, делают характер типическим и понятным любому зрителю. Так простодушная бытовая действительность пушкинской поры находит своё новое отражение в сочных и рельефных образах.

Стравинский посвятил свою «Мавру» Пушкину, Глинке и Чайковскому – трём русским гениям, чьи имена определили стиль и характер оперы, которая при всей своей видимой простоте и поныне остаётся весьма привлекательным материалом для сценического воплощения.

ноябрь 11

автор НИНА ШУЛЬГИНА

Фотография предоставлена пресс-службой Приморского театра оперы и балета