С аншлагами прошли организованные за три дня концерты Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра в Новосибирске
09.10.2016
В Ульяновске «Филармония-2» откроет сезон музыкой Прокофьева
15.10.2016

Мария Залесская – Революция плюс традиция равно: Бетховенфест-2016

Есть устоявшиеся понятия, пожалуй, даже немного набившие оскомину, такие, как «гений места». Байройт навсегда останется городом Вагнера, Веймар – Гёте, Шиллера и, конечно же, Листа. При упоминании Бонна у меломана трепетно сжимается сердце. Бетховен! Здесь он родился и провёл юность, здесь его дом-музей, здесь ему установлен самый известный памятник. Именно с установки этого памятника начинает свою историю Бетховенский фестиваль (Beethovenfest), имеющий самое прямое отношение и к имени Ференца Листа.

Еще в 1839 году Лист писал в письме Берлиозу: «Сбор средств на памятник величайшему музыканту нашего века дал во Франции четыреста двадцать четыре франка девяносто сантимов! Какой позор для всех! Какая боль для нас! <…> недопустимо, чтобы на эту еле сколоченную скаредную милостыню был построен памятник нашему Бетховену! Этого не должно быть! Этого не будет! <…> Я тотчас же написал в комитет и потребовал прекращения подписки, обязавшись восполнить недостающее».

Остается только добавить, что по сравнению с собранными по подписке 424 франками 90 сантимов, Лист в итоге «восполнил недостающее» в размере более 50 000 франков!

И вот, приуроченный к открытию памятника, 11 августа 1845 года стартовал первый, тогда только трёхдневный, Бетховенский фестиваль. 12 августа ровно в полдень монумент был открыт на Мюнстерплац (Münsterplatz). На торжественном концерте дирижировал сам Лист – Пятой симфонией и финалом оперы «Фиделио». Кроме того, он сыграл бетховенский фортепьянный концерт Es-dur. Начало славной традиции было положено!

…В 2014 году руководство Бетховенским фестивалем приняла на себя Ника Вагнер. По иронии судьбы, а вернее, по Божьему промыслу, она является одновременно наследницей двух великих имён – правнучка Вагнера и праправнучка Листа, основателя Бетховенфеста! В своём лице, она, можно сказать, «закольцевала» на сегодняшний день историю Бетховенских фестивалей и соединила основные музыкальные «бренды» Германии. Перед этой хрупкой пожилой женщиной с необыкновенно живыми, добрыми глазами хочется снять шляпу (ещё один набивший оскомину штамп, но что же делать, если так оно и есть?!). Автор этих строк лично испытала силу редкого обаяния фрау Вагнер. С первой же минуты общения она заставляет буквально влюбиться в себя. Этим Ника Вагнер очень похожа (и внешностью, кстати, тоже) на своего гениального прапрадеда Листа, известного своим альтруизмом, великодушием и благотворительностью.

Мария Залесская и Ника Вагнер

Мария Залесская и Ника Вагнер

Именно Ника Вагнер сумела дать Бетховенскому фестивалю второе дыхание, подняв интерес к мероприятию и привлекая большое количество новых имён – и композиторов, и исполнителей. В Бонне гордятся тем, что фестивальные программы традиционно сочетают в себе как классику во главе с «обязательным великим Людвигом», так и смелые эксперименты в области современной музыки.

Яркими и волнующими стали и основные темы, выбираемые для каждого нового фестиваля. Так в нынешнем году это – «Революции». В своём роде Бетховенфест-2016 опережает события и уже работает на «русском фронте», предваряя 100-летие грозных событий 1917 года. Но, разумеется, не только истории воздаёт должное музыкальный форум. Революционность во всех проявлениях – и в первую очередь, в музыке – вот девиз фестиваля, носящего имя самого гениального композитора-бунтаря.

Концерты Бетховенского фестиваля в течение целого месяца проходят в Бонне сразу на нескольких площадках, так что бывает очень трудно выбрать что-то одно. Можно сказать, что весь город каждый день буквально погружался в Музыку.

И, пожалуй, самым оригинальным «гвоздём» этой разнообразнейшей программы стал совместный проект Бетховенфеста и Deutsche Welle – «Кампус-концерт» (CampusKonzert), прошедший 15 сентября на главной концертной площадке Бонна – в Бетховенском зале (Beethovenhalle). В сопровождении Федерального молодёжного оркестра (Bundesjugendorchestr), участие которого в Бетховенфесте уже стало традиционным, прозвучали сочинения мексиканских композиторов ХХ века Артуро Маркеса, Энрико Чапелы и Карлоса Чавеса, а также немецкого композитора Хуго Дистлера.

Перед слушателями воскрешались образы Мексиканской революции 1910-1917 годов. «Заявленная революционность» плюс информационный повод: 2016 год объявлен годом немецко-мексиканской культуры.

Оркестровая «Легенда Милиано» (Leyenda de Miliano) Маркеса, посвящённая лидеру Мексиканской революции Эмилиано Сапате, неуловимо перекликалась с мокроусовскими «Мстителями»:

Усталость забыта, колышется чад,

И снова копыта как сердце стучат,

И нет нам покоя, гори, но живи!

Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови…

Затем подогревало «страстную революционность» хоровое сочинение «Огненный всадник» (Feuerreiter) Дистлера, обвинённого в своё время национал-социалистами в «культур-большевизме». Этот хор логично подводил к кульминации «Кампус-концерта» – мировой премьере оригинального произведения Чапелы «Циммерграмм» (Zimmergramm) для гитары, тенора, баритона, баса, хора и оркестра. В основу либретто были положены реальные исторические события, связанные с так называемой «телеграммой Циммермана». Дело было во время Первой мировой войны, в начале 1917 года. Министр иностранных дел Германии Артур Циммерман с целью привлечения Мексики на сторону Германии в секретной телеграмме сообщил германскому послу в Вашингтоне Иоганну Генриху Бернсторффу о том, что Германия планирует начать тотальную подводную войну против Антанты. Если бы при этом Мексика выступила против США, то, в случае победы, Германия вернула бы ей территории, аннексированные Штатами – Техас, Нью-Мексико и Аризону. Телеграмма была перехвачена британцами и передана в США. Инцидент был использован президентом США Томасом Вудро Вильсоном для объявления войны Германии. При этом президент Мексики Венустиано Карранса отверг предложение Циммермана о возвращении бывших территорий.

Чапела заканчивает свой «шпионский детектив», столь далёкий от сюжетов, которые обычно выбираются для воплощения средствами музыкального языка, призывом: «Да здравствует Мексика! Да здравствует революция!» Кстати, в своем вступительном слове перед началом концерта Ника Вагнер остро пошутила на тему внешней политики нынешнего американского президента, благодаря действиям которого «новая мексиканская революция уже не за горами».

Завершала вечер сюита Чавеса «Лошадиные силы»(Caballos de vapor), возвращающая слушателей к молодому задору «Неуловимых мстителей».

%d0%b0%d0%bb%d0%be%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0-%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b0-%d0%bf%d0%b0%d1%80%d1%80%d0%b0-%d0%b8-%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%beОсобо хочется отметить «хозяйку бала». 36-летняя мексиканка Алондра де ла Парра являет собой представителя редкой касты женщин-дирижёров. Ученица маэстро Курта Мазура, Алондра ныне сотрудничает с крупнейшими оркестрами Европы, включая Российский национальный оркестр. И если попытаться в двух словах охарактеризовать её дирижёрский стиль, то это, в первую очередь, яркая харизматичность и зажигательная эмоциональность. Во время концерта порой начинало казаться, что эта миниатюрная женщина не просто ведёт за собой оркестр, а ещё и танцует у пульта или даже собирается взлететь…

На следующий день, 16 сентября, в том же Бетховенхалле прошел концерт полностью восстанавливающий равновесие после «мексиканских страстей» и возвращавший публику к классической традиции. Выступал Национальный оркестр Капитолия Тулузы (Orchestre national du Capitole de Toulouse). При этом «капитанский мостик» был вновь отдан молодым и заслуженным. 39-летний Туган Сохиев, российский дирижёр, народный артист Северной Осетии, главный дирижер Большого театра, привёз в Бонн программу, составленную из произведений Берлиоза и Бетховена: «Римский карнавал», «Фантастическая симфония» и Пятый фортепьянный концерт Esdur. Можно сказать, что в этой программе воплотился сам дух фестиваля. Революционную, на этот раз чисто музыкальную, грань представляла берлиозовская «Фантастическая симфония» – произведение для своего времени поистине авангардное. А вот традиция – великая традиция! – воплощалась в филигранной, бриллиантовой технике маститого Кристиана Захариаса, признанного одним из наиболее выдающихся пианистов мира. То, что Захариас играл тот же бетховенский концерт, что и Лист на первом Бетховенфесте, добавляло концерту некую метафизическую традиционность.

Но раз Бетховенский фестиваль взял основной курс на революции, без музыкантов из России никак нельзя было обойтись. Ещё перед началом фестиваля Ника Вагнер обещала, что «Бетховенфест-2016 будет иметь ярко выраженный русский акцент». И вот перед немецкой публикой в течении пяти дней был представлен целый ряд концертов, на которых прозвучали произведения, которые и на Родине-то редко исполняются: симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» из балета «Сталь» Александра Мосолова; Увертюра, Полька и Танец из балета «Золотой век» Дмитрия Шостаковича; Десятая симфония Николая Мясковского. Музыкальные коллективы – ансамбль солистов «Студии новой музыки»Московской консерватории под управлением Владимира Тарнопольского и молодежный ансамбль «2012» Российско-германской музыкальной академии – демонстрировали очередную грань исполнительского и композиторского искусства молодого поколения.

Дмитрий Лисс и Уральский академический филармонический оркестр Екатеринбурга

Дмитрий Лисс и Уральский академический филармонический оркестр Екатеринбурга

И всё же в «русском акценте», безусловно, задавали тон уральцы – артисты Симфонического хора Свердловской филармонии и Уральского академического филармонического оркестра из Екатеринбурга. Ими руководил настоящий аксакал – умудрённый опытом маэстро Дмитрий Лисс, и хормейстер Андрей Петренко. Девиз концерта, состоявшегося 17 сентября: «Революция и современность». Программа: фрагменты музыки балета «Творения Прометея» Бетховена, «Прометей» («Поэма огня») Александра Скрябина (партию фортепьяно в «Прометее» блестяще исполнил Андрей Каробейников) и «Кантата к 20-летию Октября» Сергея Прокофьева.

Во многом именно этот концерт можно считать кульминацией всего Бетховенфеста-2016 – так органично сплелись в нём традиция и революционность, национальное и интернациональное, искусство элитарное и массовое. Бетховенский фестиваль уже смотрит в будущее и живёт в преддверии 2020 года – года, когда во всём мире будет отмечаться 250-летие великого Бетховена. Так что главные музыкальные революционные потрясения у нас ещё впереди!

автор Мария ЗАЛЕССКАЯ


Мария ЗАЛЕССКАЯ (Москва) музыковед, окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Ипполитова-Иванова. Автор ряда статей по истории музыкальной культуры и книг по истории музыки и истории Баварии XIX века, среди них: «Рихард Вагнер. Запрещённый композитор» (М., «Вече», 2013), «Вагнер». М., «Молодая гвардия», 2011 (серия ЖЗЛ). Является научным редактором, автором комментариев, предисловия и послесловия в новом академическом издании мемуаров Р. Вагнера «Моя жизнь» (М., «Вече», 2014).