Наши победы на Елисейских полях.
25.01.2015
Выставка «Лучшее из коллекции живописи НОК» в галерее «Arte».
26.01.2015

…Меняемся мы — и наш репертуар.

p_F«Tempora mutantur…» — такое название получил очередной — но необычный — концерт камерной музыки в Бетховенском зале. За дирижерским пультом — Филипп Чижевский.

Филипп Чижевский, когда-то проходивший стажировку в Большом театре, уже известен в кругах любителей старинной и современной музыки как яркий и вдохновенный интерпретатор. Он был дирижером-постановщиком оперы С. Невского «Франциск», премьера которой прошла на Новой сцене Большого театра. И его собственный коллектив — «Questa musica» — открывал на той же сцене музыкальный фестиваль «Барокко. Путешествия». На этот раз маэстро выступит с камерным оркестром Большого.

«Времена меняются и мы меняемся вместе с ними» — таково полное звучание крылатой фразы. Она породила множество откликов в поэзии («Век другой, другие птицы, а у птиц другие песни» — писал Гейне; «Другие дни, другие сны; смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья», — вторил ему Пушкин), но не обошла стороной и музыку. Что уходит безвозвратно в вечной смене эпох и смыслов, и что приходит им на смену? — такова скрытая «программа» камерного концерта в Бетховенском зале.

«Tempora mutantur» — это название дал своей симфонии сам Йозеф Гайдн (редкий случай — обычно многочисленные «заголовки» его произведений возникали благодаря первым слушателям или предприимчивым издателям). Симфония № 69 была сочинена в 1773-75 гг., когда мастерство композитора достигло истинной отточенности и совершенства. Некоторые из его многочисленных произведений, однако, отходят от выработанных им самим внешних и внутренних канонов. Данная симфония может считаться поистине «авангардной» для Гайдна благодаря медленной части — именно здесь таится разгадка названия. Часть состоит из «звучащих пауз» — неустойчивые аккорды «брошены» композитором на полпути, он как будто вынуждает слушателя самостоятельно мысленно «досочинить» незаконченные музыкальные фразы. В этой музыке как бы отражен знаменитый шекспировский пассаж о распавшейся связи времен.

Симфония № 29 (в редкой для Гайдна тональности ми мажор) написана десятью годами раннее, когда композитор только приступил к своим обязанностям капельмейстера у князя Эстерхази, и не столь «революционна» в музыкальном отношении. Впрочем, в ее средних частях, между мягко звучащим Allegro и огненно темпераментным Presto, есть и свои сюрпризы. В Andante, где мелодия постоянно переходит от первых скрипок ко вторым, а затем от вторых к первым, композитор применил, говоря современным языком, «стереофонический эффект» (впрочем, он существовал уже много веков в хоровых антифонах). Необычна и середина Менуэта (Трио), воссоздающая звуковую ауру балканской музыки, но при этом не имеющая собственной мелодии — и вновь слушателю предоставлен простор домысливания!

Сочинения современного эстонского композитора Арво Пярта погружают слушателя в сферу «чистого», «белого» звука. Сам автор назвал свою религиозно-медитативную манеру музыкального письма латинским словом «tintinnabuli» (колокольчики). В его медленно развертывающемся музыкальном пространстве, в простейших звучаниях мы как будто ощущаем изначальную музыку Вселенной; в ней извечная простота — и глубокая тайна. Первым шагом в этом стилевом направлениии стал для Пярта «Кант памяти Бенджамина Бриттена» для струнных и колокола, написанный в 1977 г. С музыкой Бриттена Пярт, по собственному признанию, познакомился в годом ранее. В ней ему открылась истинная глубина музыкального искусства, однако вскоре он узнал, что великий британский композитор отошел в Вечность…

Потерянную «связь времен» в программе концерта осуществляет «Dumbarton Oaks» Игоря Стравинского — одно из популярнейших сочинений «неоклассического» периода в творчестве композитора. Камерный концерт, созданный «по модели» Бранденбургских концертов И.С. Баха, был написан в 1938 г. по заказу американской четы Блисс и назван в честь их знаменитого поместья в штате Вашингтон. Дворец и сады Дамбартон Оукс поразили воображения Стравинского сочетанием естественной красоты и совершенства планировки. Как обычно, он не следовал какому-либо одному образцу, но свободно сочетал стилистические приемы разных эпох. Три части концерта в свойственной Стравинскому эмоционально-отстраненной манере создают музыкальные отражения прошлого, настоящего и будущего. Символично, что «связь времен» наложила свою печать и на архитектурный прототип концерта, в викторианских стенах которого, воссоздающих колорит «доброго старого времени», было объявлено о создании Организации Объединенных Наций

Почти все номера программы концерта прозвучат в стенах Большого театра впервые.