Бунтарь из Средневековья
21.04.2016
Знакомьтесь: незнакомый Верди
21.04.2016

Метаморфозы мифов

МОСКВА

ОПЕРЫ АЛЬФРЕДО КАЗЕЛЛЫ «СКАЗАНИЕ ОБ ОРФЕЕ» И БОГУСЛАВА МАРТИНУ «АРИАДНА»

Малая сцена Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко не раз становилась площадкой для музыкальных открытий. Театр, представивший здесь «Сократа» Э. Сати, «Бедного матроса» Д. Мийо, «Слепых» Л. Ауэрбаха, мировые премьеры опер «Песни у колодца» Е. Лангера и «Гамлет» В. Кобекина, продолжает удивлять новыми постановками малоизвестной музыки.

Snap 2016-04-21 at 13.06.22

В последней премьере на Малой сцене были показаны оперы, впервые исполненные в России: «Сказание об Орфее» Альфредо Казеллы (1932) и «Ариадна» Богуслава Мартину, созданная тридцатью годами позже – в 1961-м . Эти камерные оперы, в которых постановщики предприняли попытку постичь античное в настоящем, пополнили репертуар театра, где уже есть спектакли на мифологические сюжеты – «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка и «Медея» Л. Керубини.

Новая постановка создана силами молодой команды авторов: музыкального руководителя и дирижёра Марии Максимчук, режиссёра Екатерины Василёвой, художника-сценографа Александра Арефьева, художника по костюмам Марии Чернышёвой.

Создатели спектакля поместили и исполнителей, и слушателей античных драм в условное пространство, объединившее геометрию квадрата и спирали – символов равновесия и мудрости. Разделив зал на четыре равномерных квадрата, они в двух противоположных разместили сцену и оркестр, а в двух других – зрителей. А многочисленные светящиеся спирали заполнили световыми пятнами стены вокруг.

Символично и действие «Орфея», развивающееся внутри спирали сценического квадрата. Являющее противоборство жизни и смерти, оно сложено из противостояния Орфея и фурий (здесь – Дриад), которые во время пения Орфея постепенно выходят из оцепенения и оживают, сбрасывая со своих голов голые ветви деревьев. В финале известного мифа, который не раз был трактован в истории и трагически, и оптимистически, с основными героями и вовсе происходит метаморфоза. Орфей, потерявший Эвридику, превращается из условного мифического героя, потрясающего всех красотою своего пения, в мужчину, сублимирующего психотравму от потери Эвридики в ненависть ко всему женскому роду. А Дриады, обратившиеся в Вакханок, предаются веселью и, воспевая Вакха, убивают разъярившегося Орфея. Евгений Либерман в роли Орфея действительно захватывает красотой пения, а громогласный Дмитрий Степанович прекрасно выступает в роли Плутона. Экспрессию вносят выразительные сопрано Ирины Чистяковой (Дриада, Вакханка) и Марии Макеевой (Эвридика).

Музыка Казеллы, представляющая одно из направлений неоклассицизма 1930-х, по-итальянски контрастна и эмоциональна. В оркестровке и трактовке вокальных партий заметны черты стиля Пуччини, а в гармоническом языке – оригинальные приёмы Дебюсси и Скрябина.

Ещё одна разновидность неостилей ХХ столетия – в замечательной музыке «Ариадны», апеллирующей к древним музыкальным образам: в ней слышны цитаты из раннехристианских византийских распевов и греческого фольклора. Мартину мастерски создаёт музыкальную картину мифа не только с помощью интонаций древних жанров, но и с помощью оркестровки. Он подчёркивает этническую природу музыки разнообразным колоритом ударных и духовых. Архаичное звучание высоких флейт и арфы в симфонических интерлюдиях отсылает к атмосфере древней Эллады. На сцене также царит дух античной Греции, переданный в стилизованных костюмах героев и геометрически выверенных мизансценах. В этой опере есть всё из античного мифа – и нить Ариадны, с помощью которой Тезей должен был победить Минотавра, и путы, в буквальном смысле охватившие сцену… Но в трактовке композитора, а вслед за ним и постановщиков, финал мифа тоже терпит метаморфозу и становится трагическим. Идея противостояния жизни и смерти здесь приобретает иную направленность: Тезей, переживший мгновение любви с Ариадной, проигрывает Минотавру в облике самого себя. Прекрасный вокальный ансамбль составляют главные исполнители: Илья Павлов (Тезей), Роман Улыбин (Минотавр), Артём Сафронов (Бурун). Оркестр сочетает суровость античного звучания с выразительностью музыкально-драматических характеристик. Завершается опера ярким экспрессивным монологом Ариадны в исполнении Ольги Луцив- Терновской.

Snap 2016-04-21 at 12.00.27автор ЕВГЕНИЯ АРТЁМОВА

Фото предоставлено пресс-службой Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко