Венский костюм русской оперетты
12.02.2016
От аффекта к эффекту
12.02.2016

Она всё-таки веселится

НОВОУРАЛЬСК

ОПЕРЕТТА Ф. ЛЕГАРА «ВЕСЁЛАЯ ВДОВА»

«Весёлая вдова» Франца Легара в топ-листе опереточных хитов неизменно занимает у наших любителей «лёгкого жанра» одно из первых мест. И вполне справедливо. Неувядающий сюжет на тему, что важнее – любовь или деньги, и блистательный мелодизм вот уже 110 лет делают «Вдову» любимицей публики.

3Все отечественные театры ставили её не по одному разу, и для большинства исполнителей «Весёлая вдова» была и остаётся школой классики: именно в этом спектакле любая труппа проверялась на уровень профессионализма – вокального мастерства, стильность актёрской игры и ансамблевость, а оркестры – на тонкость интонирования, проникновенную прозрачность и элегантность звучания. Переделанное в России оригинальное либретто Виктора Леона и Лео Штейна было признано классикой, и театрами интерпретировалось крайне редко – зрители всегда ждали ироничных реплик из «Весёлой вдовы» с той же готовностью, как и знаменитых реприз Николая Эрдмана из «Летучей мыши».

В общем, не надо лишний раз объяснять, почему в приобретшем новый статус и пережившем второе рождение Театре музыки, драмы и комедии в Новоуральске решили ставить бессмертную и вечно молодую «Весёлую вдову» Легара. Театр, начинавший в далёкие 1930-е как музыкально-драматический, потом ставший театром оперетты, далее музыкальным, несколько лет назад вернулся в своём названии к синтезу искусств, ни на миг, впрочем, не расставаясь с этой самой синтетичностью на сцене. Здесь, как и во все времена, хорошо поют, двигаются и играют. Есть на кого посмотреть, кого послушать.

1Новизну вносит только режиссура. Хотя, почему театр пригласил на постановку «Весёлой вдовы» заслуженного артиста России Василия Вавилова (Красноярск), тоже понятно. Сибирская звезда жанра, он приобрёл известность и признание публики как актёр характерный. На него ходили, его обожали. Вавилов всегда был точен в амплуа и при этом играл вглубь, придавая персонажам второго плана значимость главных ролей. Именно поэтому он так подходит для роли Негоша – самого загадочного опереточного персонажа, в котором в равной мере сочетаются простота и тонкий ум, чувствительная натура и мастерское лицедейство, терпимость к обстоятельствам, правилам и абсолютная внутренняя свобода. Такого Негоша, которого умные режиссёры считают вторым «я» главного героя графа Данилы по русской версии либретто, Вавилову сыграть не случилось, но, сам став режиссёром, он взялся воплотить на сцене и того Негоша, и свою «Весёлую вдову». О чём этот спектакль? Золотой дом отдельно взятого посольства вымышленного карликового государства Монтенегро, в центре интриг которого статуарная «золотая богиня», вдова миллионера Ганна Главари – предмет вожделения золотом озабоченных мужчин этого посольства и фаворитов их жён… Ледяная богиня оттает к финалу, когда всё-таки поверит, что под циничной бравадой и хамоватым донжуанством её избранника, секретаря посла графа Данилы, скрывается настоящая любовь. Господа-дипломаты не вдруг осознают, что даже во имя государства не могут лишиться своих жён и тем более не станут ими торговать. На вершине горы останется один Негош – чуть-чуть позволил себе поверить в сказку, и вот – сказка оказалась чужой…

2«Золото» в художественном решении сценографа Ивана Малыгина – колоритное, театральное, точно по принципу – не всё то золото, что блестит. Музыка Легара в оркестровом решении дирижёра Вячеслава Петушкова слегка спрессована под модные ныне зрительские два часа, но в ней отчётливо слышен тот стиль, та новая опереточная реальность, что в своё время до смерти напугала директора венского театра Ан дер Вин, кричавшего: «Это не музыка! Это призрак банкротства!». И потом именно эта музыка принесла славу Легару и успех театру.

Подлинный вокальный класс продемонстрировал красивый сценический дуэт, второй премьерный состав спектакля: Наталья Филимонова – Ганна и заслуженный артист России Василий Овчаров – Данило, который мог бы играть одним голосом, до такой степени выразителен его полётный, гибкий и бархатистый баритон. Но тон спектаклю всё же задавал Негош в исполнении Павла Ртищева – пластичный фат, щедро рассыпавший интонации и тембры, сбывшаяся мечта режиссёра…

Низкий поклон театру – оперетту играли и пели без микрофонов, и как (!) пели – и мастера сцены, и молодые солисты. Достойно звучал хор – хормейстер Евгения Решетникова. Интересно и очень жанрово работал балет – хореограф Наталья Секачёва… Ничего не скажешь – настоящий театр музыки, драмы и комедии!

декабрь 12 (2)

автор ЕЛЕНА ЕЗЕРСКАЯ

Фото предоставлено пресс-службой Новоуральского театра музыки, драмы и комедии.