9 февраля в Санкт-Петербурге в Доме Актера им. К.С. Станиславского состоялась необычная встреча журналистов с австралийским дирижером Александром Бригером и художественным руководителем Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрием Бертманом.
Александр Бригер – маэстро с мировым именем, впервые приехал в нашу страну для того, чтобы продирижировать оперой американского композитора Джея Риза «Распутин». Спектакль пройдет впервые на сцене зала «Стравинский» театра «Геликон-опера» 10 и 11 февраля и приурочен к 100-летию Февральской революции. Участие Бригера в возобновлении «Распутина» (опера была поставлена Дмитрием Бертманом в 2008 году) символично, поскольку маэстро является правнуком князя Феликса Юсупова, исторической личности и одного из ключевых персонажей оперы.
Визит Александра Бригера в Санкт-Петербург так же носил символический характер, маэстро посетил Юсуповский дворец на реке Мойке, которым владели пять поколений князей Юсуповых, и где состоялось историческое событие, отраженное в сюжете оперы, – убийство Григория Распутина Феликсом Феликсовичем.
О своих чувствах в связи с этим визитом Александр Бригер рассказал журналистам на встрече в Доме Актера: «Это достаточно странно, я всегда чувствовал тесную связь с русской культурой, хотя раньше никогда не бывал в России. Я убежден, что русскую музыку я понимаю больше и сильнее, чем какую-либо другую. У меня самые восторженные впечатления от этого прекрасного города, мы начали сегодняшнее путешествие с посещения Некрополя мастеров искусств Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, где возложили цветы на могилы Чайковского, Даргомыжского, Достоевского. Это было очень важно для меня…».
«Я предвкушаю момент, который произойдет завтра, когда Александр будет руководить оркестром во время сцены убийства Распутина Феликсом…» – сказал Дмитрий Бертман. Предстоящий спектакль действительно обещает быть эмоционально насыщенным, ведь Александра Бригера не оставляют равнодушным события далекого прошлого, связанные с его предком. Но как же судьба свела двух этих творческих людей вместе, с чего началась история спектакля?
Она началась во второй половине прошлого века. Американский композитор Джей Риз всегда проявлял значительный интерес к русской музыке. Он стал автором ряда статей, посвященных А. Скрябину и Н. Метнеру, неоднократно выступал с докладами в России, а также входил в жюри многих известных музыкальных конкурсов. Однако, интерес к нашей стране не ограничивался у Риза только музыкальной культурой, его захватила история, в особенности события начала двадцатого столетия. «У этого человека всегда были очень тесные взаимоотношения с Россией. Он жил в Петербурге, много времени проводил в архивах, изучая историю…» – пояснил Бертман
Результатом исследований Джея Риза стала опера «Распутин», автором либретто которой выступил так же сам композитор. Мировая премьера состоялась в New York City Opera. Партию Александры Федоровны тогда исполнила знаменитая примадонна Беверли Силлз. Во время одного из визитов в Россию Риз посетил «Мавру» Стравинского в театре «Геликон – опера» и передал клавир и партитуру Дмитрию Бертману, с надеждой, что когда-нибудь им будет осуществлена постановка оперы в России. Премьера в России состоялась только в 2008, специально для нее либретто с английского было переведено композитором на русский язык (что заняло в общей сложности два года).
«Распутин» стал громким событием музыкальной жизни столицы и вызвал резонанс в критике, потому что произведение Джея Риза уникально. Его либретто, основано исключительно на реальных исторических фактах без характерного для жанра преувеличения или приукрашивания.
«Думаю, в первую очередь меня заинтересовал сюжет «Распутина» – это редкий пример конца двадцатого века, когда опера существует не во имя музыки, а во имя того, чтобы показать, как проходит история. Спектакль получился очень эффектным и красивым, он начинается довольно жуткой сценой в секте «Хлысты», в которой состоял Распутин. Мы показали царскую семью в Зимнем дворце, раскрыли трагедию Александры Федоровны, убийство семейного врача в кабаре клубе и многие другие события… История заканчивается убийством Распутина, прописанным во всех подробностях, и приходом к власти большевиков. Опера написана современным языком, музыка местами атональная, где-то переходит в более тональную, Риз так же использовал цитирование. Например, во время сцены в Зимнем дворце, когда царская семья смотрит балет, композитор вставил фрагменты музыки Чайковского (из «Лебединого озера» и других балетов), в другой сцене он вписал гимн российской империи: «Боже, Царя храни!», а во время сцены в кабаре отчетливо звучит лейтмотив мюзикла…» – рассказал Бертман.
Сюрпризы судьбы не закончились громкой премьерой спектакля в 2008 году. В Торонто во время работы над постановкой «Из мертвого дома» Леоша Яначека Дмитрий Бртман познакомился с Александром Бригером. Режиссер вспомнил, как произошла эта встреча: «Из мертвого дома» – это одна из сложнейших опер, которые я ставил. Алекса тогда пригласили дирижировать, потому что он не только талантливый музыкант, но еще и специализируется на операх Яначека. Мы с ним замечательно сработались, ведь он потрясающий дирижер, в него всегда влюбляется оркестр и солисты. Однажды в разговоре он признался, что и сам русский. Алекс рассказал о своей семье, и выяснилось, что он один из потомков князя Юсупова! Конечно, я сразу пригласил его приехать поработать вместе со мной в России, ведь он никогда не был в нашей стране. Идея, что Алекс должен продирижировать оперой «Распутин» родилась еще тогда, но воплотить ее в жизнь удалось только сейчас. В 2017 году я решил, что пришло время возобновить этот спектакль и я рад, что за дирижерским пультом будет именно этот человек…».
Заканчивая разговор Дмитрий Бертман отметил, что Алекс Бригер приехал в нашу страну в первый, но не в последний раз. Алекс Бригер и в следующем году будет руководить оркестром, когда будет проходить следующий блок спектаклей «Распутин».
Александра Башловкина.
Собственный корреспондент «Музыкального журнала». Санкт-Петербург.