Московская филармония: об абонементах нового концертного сезона 2016-2017 и не только
12.02.2016
Эпическое хулиганство
12.02.2016

Приморский «Щелкунчик» по-петербургски

ВЛАДИВОСТОК БАЛЕТ П.ЧАЙКОВСКОГО «ЩЕЛКУНЧИК»

Чуть больше года назад начал свою работу Приморский театр оперы и балета. И вот уже вторая балетная премьера! После обязательного «Лебединого озера» зрители увидели «Щелкунчика» Чайковского в постановке экс-солиста Мариинского театра Эльдара Алиева. Решающее достоинство спектакля – художественная цельность, гармоничное сочетание традиций и новизны. Традиция – в опоре на классический танец. Новизна – в тактичной и весьма остроумной корректировке привычного либретто.

щелкунХод сказочных событий определяет Дроссельмейер – мастер кукол, добрый и таинственный дядюшка главной героини. Как и Гофман, будучи человеком разных дарований, он сочиняет рождественскую историю для любимой племянницы. Именно он устраивает кукольное представление, где злая Крысильда на глазах у Феи Драже превращает её возлюбленного Принца в уродливого Щелкунчика. В дальнейшем союзницей Дроссельмейера становится сочувствующая Щелкунчику Маша. Её доброта и смелость помогают Щелкунчику победить в схватке с Мышиным Королём и вновь обрести человеческий облик. В благодарность Щелкунчик-Принц дарит своей спасительнице путешествие в Страну Сластей, где живёт Фея Драже. Однако всему приходит конец. Поставив точку в рукописи, Дроссельмейер кладёт перо. Свеча догорает. Но прежде, чем сцена погрузится в темноту, луч света выхватит кресло, на котором сладко спит Маша рядом с куклой Щелкунчиком…

Все волшебные превращения и перемены картин обеспечил большой мастер театральных чудес, петербургский сценограф Семён Пастух. Его постоянный соавтор, художник по костюмам Галина Соловьёва преобразила исполнителей в многочисленных персонажей сказки, проявив отменный вкус и фантазию.

Обновлённый сюжет ни в чём не противоречит музыкальной логике партитуры. Хореография выдержана в границах академической эстетики. Танцевальные номера и сюиты перемежаются пантомимой. К тому же балетмейстеру Алиеву удалось удачно соединить свой сюжет с первоначальным сценарием Петипа, где в финальном па-де-де солирует Фея Драже.

gs_0449«Снежинки» Алиева для 18 танцовщиц и солистов – Маши и Принца – по своим художественным достоинствам не уступают лучшим образцам (от Л. Иванова и В. Вайнонена до Дж. Баланчина и Ю. Григоровича). «Геометрия» номера включает почти все известные фигуры – маленькие кружки, широкий общий круг, колонну, прямоугольник, диагонали – прямые и «пересечённые» – со встречным продвижением балерин. Есть и совершенно необычная фигура: танцовщицы образуют два эллипса, начиная разнонаправленное круговое движение из верхнего угла сцены. Изысканный «диссонанс» подчёркивает классическую стройность общей планировки, а ценная находка делает честь изобретательности балетмейстера.

Удержать на такой высоте весь спектакль непросто. Алиеву это удалось. В дивертисменте последнего акта характерные танцы балетмейстер заменил национально окрашенными классическими дуэтами – испанским, арабским, китайским и русским («Танец пастушков» и «Матушка Жигонь» купированы). Не менее изобретательны Вальс цветов и финальный вальс.

щелкун2Танцуют спектакль выпускники самых разных балетных школ, но работа с представителями традиционной петербургской культуры – Алиевым и с приглашёнными им репетиторами Татьяной Ерёмичевой и Борисом Ладичорбичем – наложила печать балетного академизма на всех и каждого. Прежде всего отметим женский кордебалет – технически сложные массовые танцы исполнены синхронно, точно по стилю, с безупречной правильностью рисунка. Физическую нагрузку, превышающую принятые нормы, с честью выдержали в Вальсе цветов мужчины. Ценным подспорьем стали и юные воспитанники балетных студий Владивостока.

Новорождённая труппа уже сейчас обладает рядом крепких солистов. Из трёх составов, подготовленных на главные роли, успеху премьеры способствовали Сергей Золотарёв – Дроссельмейер, Алина Ясенко – Маша, Арина Нагасэ – Фея Драже и Владислав Борисов – Щелкунчик-Принц. Любимая всеми музыка Чайковского прозвучала свежо и чисто – молодым оркестром дирижировал художественный руководитель-директор театра Антон Лубченко.

март 3Автор Ольга Розанова

Фото предоставлено пресс-службой Приморского театра оперы и балета.