В Пермской филармонии открывается образовательный центр Юрия Башмета
29.03.2017
В Казани готовятся к «Рахлинским сезонам»
02.04.2017

«Синьор Фаготто» на сцене Северского музыкального театра

Музыкальное наследие «отца оперетты», блистательного французского композитора Жака Оффенбаха, многогранно и плодотворно. Среди ста семи его сочинений – оперы, оперетты, оперы-комик, оперы-буфф и прочее, прочее, прочее… Одни его произведения встречаются довольно часто в афишах театров, иные – реже. А есть и забытые, что не ставились очень давно, или вообще никогда не ставились в той или иной стране.

Одна из таких малоизвестных оперетт Оффенбаха – «Синьор Фаготто» – появилась в нынешнем сезоне в репертуаре Северского музыкального театра. Её постановка стала возможной благодаря выигранному гранту Министерства культуры России по поддержке молодой режиссуры. Для российской премьеры оперетты театром специально был заказан перевод либретто на русский язык и создана новая оркестровая партитура.

Выбор материала и постановка принадлежит молодому московскому режиссёру Анастасии Чащинской – выпускнице факультета музыкального театра РАТИ-ГИТИС по мастерской народных артистов России, профессоров Александра Тителя и Игоря Ясуловича.

«Синьор Фаготто» – первая самостоятельная театральная работа начинающего режиссёра. До приезда в Северск Анастасия участвовала в качестве ассистента в постановках своего педагога, А. Б. Тителя – художественного руководителя Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко – операх Л. Керубини «Медея» и «Хованщина» М. П. Мусоргского (в 2015 году оба спектакля стали лауреатами Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска»).

Идею поставить «Синьора Фаготто» Анастасия Чащинская объясняет «неизбитостью» названия и красотой, современным звучанием музыки одного из её самых любимых композиторов.

Автор сценографии северского «Синьора Фаготто» – также молодой художник-постановщик из Москвы, выпускница факультета Технологии художественного оформления спектакля, сценографии Школы-студии МХТ (педагоги – В. Шилькрот, А. Кондратьев) Вероника Рысева. Свои первые и весьма уверенные шаги в профессии она начала студенткой третьего курса: работала в кино, оформляла студенческие спектакли в Школе-студии МХАТ и в ГИТИСе, была удостоена Гран При Международного студенческого театрального фестиваля «Твой шанс» – за лучшее сценографическое решение, участвовала в различных выставках молодых художников. В настоящее время работает в Московском театре-студии «Постскриптум».

За музыкальную часть нового спектакля Северского музыкального театра отвечал известный дирижёр, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского Евгений Иоанесян. Участие в работе над постановкой «Синьора Фаготтто» принял и старший преподаватель Театрального института имени Б. Щукина, Валерий Маркин. Он приехал в Северск в составе педагогического десанта «Щуки» в рамках победителей конкурса социально-значимых проектов Госкорпорации «РОСАТОМ» – «Вахтанговская школа в ЗАТО». Преподаватели знаменитого театрального вуза в течение почти двух недель проводили мастер-классы и творческие встречи с актёрами и режиссёрами-постановщиками театров, учащимися и преподавателями театральных и вокальных студий, школ искусств и домов культуры города. Валерий Михайлович, проводя мастер-классы по актёрскому мастерству для артистов Музыкального театра, заглянул и на репетицию к Анастасии Чащинской.

Юмор, самоирония – составляющий лейтмотив премьерной постановки. Благодаря и музыке, и внутреннему куражу (а он определённо идёт от влюблённости в материал) артистам удается создать динамичное, увлекательное зрелище. Образы, созданные северскими артистами, индивидуальны, колоритны – все, без исключения. И, прежде всего, благодаря точному режиссёрскому «попаданию» при распределении ролей и кропотливой работе над каждым эпизодом, каждой деталью самих исполнителей, а это Антон Завьялов – Баколо-Фаготто, Закир Валиев – Бертолуччи, Сергей Котляров – Фабриччо, Анна Асатрян – Москетта, Виктория Смагина – Клоринда, Владимир Решетников – Карамелло и Галина Бирбиренкова – Кухарка.

Подробнее о спектакле читайте в «Музыкальном журнале» №3 (март)

Татьяна Ермолицкая (Северск)