Минувший сезон Омский музыкальный театр завершил помпезно, с размахом — околоисторическим балетом в двух действиях «Бухгольц», посвященным Ивану Дмитриевичу Бухгольцу и его роли в истории становления города Омска. Балет приурочили к 300-летнему юбилею, который Омск отмечал в начале августа 2016 года, а заодно — к 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева, чья музыка (наряду с произведениями Александра Бородина) сопровождает действо. Постановкой в целом и хореографией в частности занималась Надежда Калинина, лауреат VIII Международного форума «Золотой витязь», также вместе с Дарьей Модзалевской подготовившая либретто.
Имя Надежды Калининой на афише — уже гарант качества для омского зрителя. Практически все её постановки в музтеатре встречают аншлагом, и впоследствии они оказываются самыми посещаемыми публикой в течение многих лет. Так, летом 2015-го Калинина подарила омичам «Идиота» – наполненную символами и призраками постановку, сильную по визуальным решениям и актёрской игре исполнителей.
Посему от юбилейного «Бухгольца» многие ожидали высокого уровня по всем критериям. Тем неопределённей оказался результат труда авторов проекта. Балет «Бухгольц», бесспорно, продукт качественный, зрелищный, характеры персонажей метко и доступно раскрываются через рисунок танца исполнителей. Но этого нельзя сказать о сюжете в целом: если бы не подробное либретто, кто знает, сколько неискушённых в истории родного края зрителей поняли, о чём идёт речь в постановке. Так, первая же мизансцена, живописующая Петра I, настолько сосредотачивает внимание зрителя на фигуре первого лица государства (а там есть на что посмотреть!), что взаимодействующие с ним первые лица балета — сам Иван Дмитриевич Бухгольц (Андрей Матвиенко) и его верный Санчо Панса Парамон Лапшин (Сергей Шелепов) — поначалу абсолютно не прочитываются. И таких мелких зрительских «невключений» в течение постановки происходит чуть больше, чем это может быть извинительно. Впрочем, последних на премьере поджидало ещё одно разочарование. Дело в том, что сюжет балета, основанный на исторических событиях, всё же изобилует художественным вымыслом, да таким, что в корне меняет как характеры героев, таких и их роль в экспедиции Бухгольца. И это – совершенно альтернативная реальность с упрощёнными действующими лицами: обелённым Бухгольцем и очернённым губернатором Сибири князем Гагариным, с выдуманной любовной линией как обязательным элементом.
Диссонанс номер три заключался в музыке, используемой в балете. Как уже было сказано выше, это композиции Сергея Прокофьева и Александра Бородина. Естественно, в мизансценах с участием кордебалета, изображающего степных джунгар — главной угрозы походу Бухгольца, — звучит «Князь Игорь»: «Половецкие пляски», «Плач Ярославны» и другие известные композиции, что несколько «надорвало шаблоны» зрителям, сломало ассоциативный ряд. Когда под «Плач Ярославны» солирует главная джунгарка Сэтэржав со своими товарками, кому-то подобное может показаться по меньшей мере странным и неудобным для восприятия.
Впрочем, если отрешиться от навязчивых оперных ассоциаций и философски отнестись к искажению фактов в угоду зрелищности, балет «Бухгольц», как «вещь в себе», поставлен достойно. В плюс ему идут и декорационные решения (как всегда в балетах Калининой: минимум объектов — максимум функциональности); и продуманные до мелочей, с учетом погодных условий Сибири, костюмы; и предметы-символы, имеющие большое значение для раскрытия образов героев. Но главным достоинством балета являются сами герои постановки, воплощённые на омской сцене немногочисленной, но талантливой труппой музтеатра.
Несмотря на несколько смазанное «знакомство», главный персонаж постановки Иван Бухгольц становится в дальнейшем центром притяжения остальных действующих лиц. В исполнении Андрея Матвиенко (лауреат премии губернатора Омской области) Бухгольц предстаёт в первую очередь как человек чести, он радеет за государство, нежно любит жену, готов вступиться за угнетаемых и пресечь произвол. Для тех, кто горяч кровью и гневлив, Бухгольц становится отличным буфером — его несокрушимость в вопросах морали и чести почти не знает границ.
Но и на старуху бывает проруха: наш кругом положительный экспедитор подвергается испытанию любовью от пылкой Сэтэржав — Нины Маляренко (лауреат, дипломант Всероссийского и Международного конкурсов). Маляренко удалось создать поистине сильный образ, раздираемый страстями и противоречиями, супруги хана Цэвана Рабдана (Валентин Царьков). Сэтэржав, жена хана, пленница Гагарина, вынуждена правдами и неправдами выживать в жестокой среде, конструируемой мужчинами. Таким образом, Маляренко создаёт с помощью эмоций балетной пластики настоящий гимн чувственной женственности, борющегося феминизма. Угнетённая, Сэтэржав остаётся несломленной, и чисто женским коварством она добивается свободы от плена. С Бухгольцем её связывают весьма неоднозначные отношения любви-благодарности с её стороны и любви-опеки с его, сдобренные обыкновенной телесной чувственностью.
На фоне этой связи значимой становится небольшая, но яркая роль Валентина Царькова. Фигура хана, на первый взгляд, – исключительно функция, необходимая для сюжетной динамики. Но на поверку он оказывается личностью страдающей — столько боли отражается на лице Царькова, когда его персонаж, грозный и безжалостный вождь джунгарского племени, вынужден жестоко казнить свою любимую жену за предательство. Между любовью и долгом Цэван Рабдан выбирает, конечно же, долг, а посему он персонаж классицистически трагичный.
Гораздо более сложный, противоречивый образ рисует нам заслуженный артист РФ Сергей Флягин, исполнитель роли Матвея Петровича Гагарина. В образе губернатора Сибири Флягину удалось сконцентрировать всю тогдашнюю Русь, до которой ещё не дотянулось петровское просвещение. Это и молодецкая удаль, и дремучее невежество, и хлебосольство, и азиатское двуличие, и самодурство высокопоставленной особы — гротеск-перевертыш самого Петра. Всё это Флягину удалось воплотить в эксцентричном, харизматичном, разудалом ухаре с плёткой, который побивает ею своих рабов и слуг так же, как император своих советников тростью.
Сам же Пётр в исполнении лауреата губернаторской премии Дмитрия Дерябина, даром что персонаж второстепенный, выглядит далеко не однобоко. Поначалу Дерябин делает всё, чтобы его герой считывался на два счёта: у него широкий и уверенный шаг, а хореографический рисунок состоит преимущественно из поз, известных зрителю по статуям императора. В сцене допроса во втором акте балета перед нами уже не классицистическая статуя, а человек-зверь. Пётр самолично пытает Бухгольца и Гагарина, он расхристан и жаждет правды, однако выбор свой делает в пользу Бухгольца под влиянием на всё готовой ради спасения мужа Марьи Дорофеевны (Анна Маркова, лауреат премии губернатора Омской обл.).
Несмотря на очень условную историческую привязку и некоторые сюжетные, постановочные и даже сценографические огрехи, двухактный балет «Бухгольц» – самобытная постановка, наполненная страстями и яркими красками, «объёмными» героями и хитросплетениями судеб, талантливой хореографией Калининой и музыкой великих композиторов, которая, как ни крути, очень органично вплетается в динамику событий.
автор Александра ЯКОВЛЕВА,
филолог, литературовед, кинокритик
Фото Светланы Синельниковой