Красноярский театр оперы и балета первым в России и в мире открыл череду торжеств, посвящённых 175-летию великого русского композитора М. Мусоргского. В программе Пятого Международного музыкального фестиваля «Парад звёзд» 7 и 8 февраля состоялась премьерная постановка оперы «Борис Годунов» в первой авторской редакции.
Таким щедрым подарком сибиряки отметили и начало Года культуры в России. Знаменательное событие вызвало невероятный общественный и культурный резонанс – у многочисленных ценителей русской оперы, гостей и красноярских театралов появилась уникальная возможность услышать оперу Мусоргского в его изначальном виде, наиболее точно отражающим замысел автора. Премьерные показы прошли в дни, когда ровно 140 лет назад состоялась премьера «Бориса Годунова» на исторической сцене Мариинского театра.
Постановка «Бориса Годунова» М. Мусоргского в дважды юбилейный год – это со-production трёх российских театров: Красноярского государственного театра оперы и балета, Большого театра и Московского музыкального театра «Новая опера». Идейный вдохновитель и музыкальный руководитель столь масштабного проекта Дмитрий Волосников, дирижёр театра «Новая опера», с нынешнего сезона – главный приглашенный дирижёр красноярского театра. Аутентичные костюмы и декорации к спектаклю, изготовленные по эскизам известных театральных художников П. Каплевича и Ю. Купера, были предоставлены в дар на несколько лет старшим партнёром – Большим театром России. Они были созданы для «Бориса Годунова» (в постановке режиссёра Александра Сокурова в 2007 году) и фактически получили свою «вторую сценическую жизнь» в новой постановке.
Для создания столь грандиозного замысла постановщики стремились к лучшим достижениям в области музыкального исполнения, современного технического и светового оборудования, уникального сценографического решения. Это более восьмисот костюмов общей стоимостью около 67 миллионов рублей. Для такого количества парчовых и меховых шуб, расшитых драгоценными камнями, бисером и шёлком, в театре подготовлено специальное хорошо проветриваемое помещение. Специально для этого проекта были отлиты девять колоколов в Ярославской области и привезены спецгрузом через всю Россию в Сибирь, театр получил собственную звонницу, которую накануне премьеры освятил митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Этот поистине «царский» подарок театру преподнёс губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.
Ведущие партии в премьерной постановке исполнили приглашённые солисты театра «Новая опера». В заглавной партии и партии Пимена выступили – Владимир Кудашев (7 февраля) и лауреат международных конкурсов Виталий Ефанов (8 февраля), Александр Скварко (Самозванец), Сергей Поляков (Шуйский), Сергей Тарасов (Варлаам). Наряду с приглашёнными солистами в постановке приняли участие ведущие артисты красноярского театра – Александр Михалёв, в партии дъяка Щелкалова, человека, до конца остававшегося верным царю Борису, лауреат международных конкурсов Евгений Балданов (Юродивый). В «мужской» опере женские партии представили – Светлана Рацлаф-Левчук, Инна Сподина (партия Ксении), в партии Хозяйки корчмы выступила Дарья Рябинко. Масштабность действия подчеркнули массовые хоровые сцены, в исполнении которых помимо хора театра (главный хормейстер театра – Дмитрий Ходош) приняли участие хор учащихся Красноярского колледжа искусств (руководитель Татьяна Ходош), а также юные исполнители детской оперной студии театра (руководитель –
Наталия Цюпа). Музыкальную сложную работу с оркестром, хором и солистами провёл Дмитрий Волосников (Москва). Режиссёр-постановщик красноярского спектакля – Надежда Столбова (Москва).
Анжелика Лисова
Фото любезно предоставлены пресс-службой Красноярского театра оперы и балета, автор фото – Александр Мищенко.
P. S. Более подробную версию публикации смотрите в разделе «Рубрики», подраздел «Наши рецензии».