Государственный симфонический оркестр Армении даст единственный концерт в «Сириусе»
20.07.2022
Фестиваль «Русское поле» удивит новыми рекордами и напомнит о рекордах предыдущих лет
02.08.2022

Москонцерт – музыкальные перформансы как формат связи: Грибоедов, Цветаева, Нахимов

Перформанс – изначально провокационный жанр, предполагающий рождение новой формы. Здесь и сейчас, единственный раз, с минимумом репетиций и максимальным количеством зрителей, которые отнюдь не всегда оказываются меломанами – при таких обстоятельствах чаще всего проходят перформансы и в программе праздников всероссийского масштаба.

Именно так отметили 220-летие Нахимова и день рождения Грибоедова в интерьерах старинной усадьбы Хмелита, а в подмосковном Королёве на пленэре среди вековых сосен встречали 130-летие Цветаевой. Авторские проекты Светланы Потёмкиной (в Хмелите) и Дмитрия Щербакова (в Королёве) объединил состав участников.
Главными действующими лицами перформансов стали солисты Москонцерта: почётный деятель искусств города Москвы Ирина Суханова, лауреаты международных конкурсов Александр Гладков и Илья Ушуллу. Все трое не только певцы экстра-класса – сопрано, баритон и бас,– но артисты музыкального театра: с арсеналом ведущих ролей, узнаваемым сценическим имиджем и готовностью к экспериментам.
Участие в постановках академических музыкантов и создание оригинальных аранжировок для каждого перформанса позволило экспериментам состояться. И фортепианный квартет «Anno Domini», и кавер-группа «Feel-Style Band», и ансамбль солистов во главе с Петром Айду – пианистом и руководителем Персимфанса – были на высоте. При этом «Неизвестный вальс Грибоедова» и «Виват, Нахимов!» – перформансы Ивана Фадеева, основанные на документальных источниках, – ещё предстоит оценить как значимые события в истории театрального и архивного дела, усадебной жизни и литературы.

Грибоедовский вальс в Хмелите
Единственная в России усадьба Грибоедова находится в двухстах пятидесяти километрах от Москвы, в Смоленской области. Но, невзирая на расстояния и дороги, а в этом году ещё и непогоду, двадцать первого мая в Хмелите собралось около тысячи человек.
На XXIX Всероссийском грибоедовском празднике состоялась премьера музыкального перформанса «Неизвестный вальс Грибоедова», созданного Иваном Фадеевым по документальному сценарию. Среди желающих посетить усадьбу по такому случаю оказались не только фермеры, флористы, художники, но и войска Росгвардии, с нескрываемым интересом наблюдавшие за событиями, развернувшимися на сцене.
Тем временем солист Москонцерта, бас Илья Ушуллу в образе Александра Грибоедова проживал на сцене все этапы своего кратковременного семейного счастья. Причёска, пенсне, статная манера держаться – собственная внешность актёра полностью совпала с классическим образом столичного барина, а раскатистый бас с узнаваемыми обертонами покорил не одно женское сердце. Наблюдая встречу классика с его будущей женой, зрители реагировали непосредственно: сочувственно комментировали, хохотали, кричали браво, а некоторые даже вытирали слёзы.

Ирина Суханова, Илья Ушуллу и квартет «Anno Domini»: Михаил Акинфин, Александра Желвакова, Екатерина Модина, Сергей Ионин.

Экскурсоводы, знающие доподлинно все немногочисленные свидетельства о Нине Чавчавадзе, с удивлением отмечали, что артистка Москонцерта Ирина Суханова, пленившая голосом и для многих в этот день ставшая откровением, точь-в-точь соответствует описаниям этого исторического образа. О своём восприятии происходящего актриса рассказала Смоленскому телевидению: «И усадьба, и сам сюжет не могут не вдохновлять. Это всё о любви и о том, как живёшь после расставания». Присутствовавший на премьере режиссёр Иван Фадеев не скрывал, что работа над музыкальной и сценарной драматургией потребовала особого внимания, но время самой постановки сократилось благодаря живым декорациям усадьбы, в пространство которой «осталось только вписать несколько важных эпизодов встречи Грибоедова с его будущей женой».
С появлением в усадьбе хореографа памятник архитектуры как будто приобрёл второе дыхание, превратившись в пространство для жизни. При этом пластическое решение охватывало и внешнее, и внутреннее убранство усадьбы. В постановке было задействовано всё: лестницы, балконы, перила, двери и даже бальная зала.
В углублении сцены естественно расположился фортепианный квартет «Anno Domini», по длинным лестницам порхали фрейлины – танцовщицы знаменитого коллектива современного танца «Вортекс». Под звуки польки ведущие неслись наверх, в анфиладу залов, торопливо исчезая в дверном проёме. Герои появлялись на балконе. Цвела черёмуха. Но даже пронизывающие черёмуховые холода не остановили жарких зрительских оваций – настолько живое, практически личное присутствие классика даже старожилам усадьбы довелось увидеть впервые.

Александр Гладков, председатель Санкт-Петербургского Морского собрания Ирютин Сергей Николаевич — капитан 1 ранга, Ирина Суханова, вице-адмирал Александр Балыбердин.

Цветаева. Перформанс в королёвском сквере
Вернувшись в Россию после семнадцати лет эмиграции, в 1939-м году Марина Цветаева несколько месяцев прожила в Королёве. Расположенный здесь Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве впервые отметил день её именин большим перформансом, приуроченным к 130-летию поэта. Декорацией к происходящему стал королёвский сквер, внутри которого скамьи со зрителями амфитеатром окружили импровизированную сцену. Камеры на стойках, доносящийся издали гул электричек придали торжественность атмосфере и объём природному ландшафту, чем-то напомнив процесс киносъёмок.
Столетние сосны были украшены стихами Цветаевой, написанными на холстах в стиле граффити, а на ветру, символизируя смысл имени Марина – «морская», шелестели серебряные паруса – полотна из фольги, сверкавшие в лучах заходящего солнца. «Это Серебряный век, это морской бриз, это спокойствие и движение, – объяснил свою концепцию художник и автор проекта Дмитрий Щербаков. – Серебро – достаточно жёсткая субстанция, при этом оно находится в движении, как мысли поэтов, мысли художников». Оформление Щербакова соединило эпохи и стили. И точно так же мыслил автор музыкальной программы, солист Москонцерта, художественный руководитель Народного клуба любителей русских басов и Международного вокального фестиваля «Тембр» Илья Ушуллу: «Мы очень долго готовили эту программу. Старались обозначить все краски поэзии Марины Цветаевой и для этого соединили совершенно разные музыкальные стили. Самое главное, образ Цветаевой сложился музыкально. От публики ощущалась огромная отдача, и это именно то, ради чего мы всё делаем».

Нахимов – Александр Гладков, Муза – Ирина Суханова.

В программу вечера вошла и рахманиновская ария Алеко – одного из любимых героев Цветаевой, – и сочинения, где звучат её стихи: редко исполняемые вокальные композиции Б. Тищенко, А. Шнитке, Д. Шостаковича, а также хорошо известные по кинофильмам романсы А. Петрова и М. Таривердиева.
В сопровождении струнного камерного ансамбля их исполнили Марина и Кирилл Филины, Ирина Суханова и Илья Ушуллу. Был показан фрагмент спектакля по пьесе Цветаевой «Каменный ангел» под аккомпанемент пластинчатых колоколов Петра Айду. Исполнителями этой пластической композиции стали киноактриса Анна Литкенс и лауреат премий «Персона России», Правительства Москвы и «Овация», «голос московской консерватории» Пётр Татарицкий. На протяжении всего вечера они выступали и как ведущие, от души комментируя выступления музыкантов и театрально соединяя пространство музыки и место действия, где присутствовал рояль из коллекции старинных инструментов Петра Айду, на котором он и играл.

Ирина Суханова и музыканты камерного ансамбля: Жанна Кудрявцева (скрипка), Алексей Сидоров (гитара), Людмила Ушуллу (виолончель)

Нахимов и другие
В разгар лета в музее-заповеднике Хмелита состоялась премьера перформанса «Виват, Нахимов!», посвящённого 220-летию флотоводца Павла Нахимова. Оригинальный вокально-пластический спектакль был поставлен на исторической родине полководца и стал второй частью большого усадебного проекта. Событие подобного масштаба, потребовавшее серьезной научно-исследовательской подготовки и собравшее в интерьерах усадьбы более полусотни участников, могло состояться только под руководством режиссёра.

Пётр Айду и Илья Ушуллу.

В этом качестве выступил Иван Фадеев – постановщик полнометражных шоу в Ростовском, Нижегородском и московском Кремле, в разные годы режиссёр Новой оперы, Балета «Москва», Самарского театра оперы и балета, хореограф спектаклей в Малом театре, «Школе современной пьесы», Театре на Таганке и в Театре имени Маяковского. Постановщик, умеющий работать в практически взаимоисключающих друг друга форматах: создавать многолюдные патетические полотна с хором и сольные комедийные миниатюры.
Огромный опыт Фадеева позволил ему в случае с «Нахимовым» стать одновременно режиссёром, автором пластического решения, музыкальным руководителем спектакля и балетмейстером-репетитором, соединившим солистов и коллективы из Москвы, Петербурга, Вязьмы таким образом, что и на сорокаградусной жаре перформанс прозвучал в полную силу.

Режиссёр, хореограф Иван Фадеев.

Сценарий написан на основе сохранившихся в фондах музея копий записных книжек Нахимова и новых документов, обретённых в результате научно-исследовательских изысканий. Удалось собрать письма флотоводца, приказы и другие документы, в которых слова адмирала идут от первого лица. Уникальность постановки, осуществлённой в музее-усадьбе, заключалась ещё и в том, что зрители, собравшиеся на Нахимовский праздник, могли впервые услышать «живую» речь адмирала. В трёх его монологах прозвучали не только отдельные популярные цитаты флотоводца, но и размышления человека, отдавшего жизнь морской службе, выигравшего важнейшие в истории сражения и завершившего эпоху парусного судоходства историческим приказом затопить российские корабли ради спасения Севастополя.
До сих пор образ Нахимова не был востребован театром. Единственный фильм о нем, снятый В. Пудовкиным, датирован 1946-м годом; как эпизодический персонаж он появляется почти тогда же, в 1947-м году, в фильме Г. Козинцева «Пирогов». Постановка Ивана Фадеева не только воздаёт должное флотоводцу, но и воссоздаёт образ выдающегося человека, о котором известно немного. Даже представление о том, как выглядел Нахимов, можно составить по единственному рисунку в профиль, сделанному Василием Тиммом во время службы в храме,– известно, что позировать флотоводец отказывался.

Нина Чавчавадзе – Ирина Суханова, Грибоедов – Илья Ушуллу в спектакле «Неизвестный вальс Грибоедова».

При выборе солистов режиссёр не прогадал. Александр Гладков в роли Нахимова – офицер эпохи империи, солдат её величества, присягнувший на верность раз и навсегда. Герою баталий подошли и брутальная внешность самого Гладкова, и его благородная сдержанность, и галантная манера поведения. Наряду с торжественным баритональным звучанием всё это создало образ флотоводца, который был бы убедителен и крупным планом на киноэкране. Для солиста Москонцерта Александра Гладкова – востребованного исполнителя гимнов – роль Нахимова стала визуальным очертанием образа, который до сих пор был только вокальным. В небольшом по продолжительности спектакле на одном дыхании смотрятся сцены баталий на суше и на море, возникает человек – стратег, флотоводец, влюблённый,– понятный каждому сидящему в зрительном зале.
Под стать адмиралу и его муза в исполнении почётного деятеля искусств города Москвы, солистки Москонцерта и ведущей актрисы театра «На Басманной» Ирины Сухановой. Женский образ введён режиссёром отчасти документально, но больше – по законам жанра музыкального спектакля, хотя участие Ирины Сухановой в любой постановке равносильно тутти в оркестре: остроумная, зажигательная, точная в движениях и эмоциональных реакциях, роскошная. И при этом – певица с уникальным бархатным тембром. Станцевать разудалое «Яблочко», жаркую «Казачку», спеть духоподъёмный «Гимн Севастополя», а ещё сыграть сцену выстрела так, что без спецэффектов, при дневном свете защемит сердце, – всё это Суханова.

Участники перфоманса в честь Марины Цветаевой: Ирина Суханова, Пётр Айду, Анна Литкенс, Людмила Ушуллу, Илья Ушуллу, Дмитрий Щербаков, Кирилл Филин, Марина Филина, Алексей Сидоров, Пётр Татарицкий.

Среди героев музыкального театра в XXI веке уже появлялись реальные люди: Марко Поло, Галилео Галилей, Андрей Сахаров. Главное в таких постановках – эффект присутствия, благодаря которому у зрителя возникает ощущение личной причастности к созданию формулы, ядерной бомбы, открытию нового континента или обороне страны. Именно такое чувство причастности подарил перформанс о Нахимове, и неудивительно, что эта постановка возникла именно на родине адмирала.
Помимо солистов Москонцерта и музыкантов в масштабную конструкцию спектакля постановщик ввёл вяземских школьников, местных жителей и воспитанников Нахимовского училища, превратив перформанс в значимое событие областного и, что важнее, личного масштаба – для каждого участника и зрителя.

Ольга Александрова (Москва)
Фотографии предоставлены автором публикации, автор фотографий – Софья Насырова.