2 июля в музее-заповеднике Хмелита состоялся музыкальный перфоманс в честь Павла Нахимова. Премьера приурочена к 220-летию великого флотоводца и представляет собой оригинальный вокально-пластический спектакль, поставленный специально для музея-усадьбы.
Перфоманс стал второй частью проекта, осуществлённого в Хмелите под руководством директора музея-усадьбы Надежды Кулаковой. Начало было положено в мае на Всероссийском грибоедовском празднике, когда зрители впервые увидели музыкальный спектакль «Неизвестный вальс Грибоедова», посвящённый классику русской драматургии, дипломату и композитору. Подобный масштабный проект, потребовавший серьёзной научно-исследовательской базы и собравший в интерьерах усадьбы музыкантов и актёров, мэтров и студентов, мог состояться только при участии режиссёра.
В этом качестве выступил Иван Фадеев – постановщик полнометражных шоу в Ростовском, Нижегородском и московском Кремле, в разные годы режиссёр Новой оперы, Балета «Москва», Самарского театра оперы и балета, хореограф спектаклей в Малом театре, «Школе современной пьесы», Театре на Таганке и в Театре имени Маяковского. Постановщик, умеющий работать в практически взаимоисключающих друг друга форматах: создавать многолюдные патетические полотна с хором и сольные комедийные миниатюры.
Огромный опыт Фадеева позволил ему в случае с «Нахимовым» стать одновременно режиссёром, автором пластического решения, музыкальным руководителем спектакля и балетмейстером-репетитором, соединившим солистов и коллективы из Москвы, Петербурга, Вязьмы таким образом, что и на сорокоградусной жаре перфоманс прозвучал в полную силу.
Сценарий был написан на основе сохранившихся в фондах музея копий записных книжек Нахимова и новых документов, найденных в результате научно-исследовательских изысканий сотрудников. Им удалось собрать письма флотоводца, приказы и другие документы, в которых речь адмирала велась от первого лица.
Уникальность постановки, осуществлённой в музее-усадьбе, заключалась ещё и в том, что зрители, собравшиеся на Нахимовский праздник, могли впервые услышать «живую» речь адмирала. В трёх его монологах прозвучали не только отдельные популярные цитаты флотоводца, но и размышления человека, отдавшего жизнь морской службе, выигравшему важнейшие в истории сражения и завершившего эпоху парусного судоходства историческим приказом затопить российские корабли ради спасения Севастополя.
До сих пор образ Нахимова не был востребован театром, единственный фильм о нем, снятый В. Пудовкиным, датирован 1946-м годом. Как эпизодический персонаж он появляется почти тогда же, в 1947-м году, в фильме Г. Козинцева «Пирогов». Постановка Ивана Фадеева не только воздает должное флотоводцу, но и воссоздаёт образ выдающегося человека, о котором известно немного. Представление о том, как выглядел Нахимов, можно составить по единственному рисунку в профиль, сделанному Василием Тиммом во время службы в храме – известно, что позировать флотоводец отказывался.
Александр Гладков в роли Нахимова – офицер эпохи империи, солдат её величества, присягнувший на верность раз и навсегда. Брутальная внешность героя баталий и благородная сдержанность, галантная манера поведения и торжественное баритональное звучание создают образ флотоводца, который и крупным планом на киноэкране был бы убедителен. Для солиста Москонцерта Александра Гладкова, как востребованного исполнителя гимнов, роль Нахимова стала визуальным очертанием образа, который до сих пор был только вокальным.
Под стать адмиралу и его муза – в исполнении почётного деятеля искусств города Москвы, солистки Москонцерта и ведущей актрисы театра «На Басманной» Ирины Сухановой. Женский образ введён режиссёром отчасти документально, но больше – по законам жанра музыкального спектакля, хотя участие Ирины Сухановой в любой постановке равносильно тутти в оркестре. Остроумная, зажигательная, точная в движениях и эмоциональных реакциях, роскошная. И при этом – певица с уникальным бархатным тембром.
Станцевать разудалое «Яблочко», жаркую «Казачку», духоподъёмный «Гимн Севастополя», а ещё сыграть сцену выстрела так, что без спецэффектов, при дневном свете защемит сердце – всё это Суханова.
При выборе солистов режиссёр не прогадал. В небольшом по продолжительности спектакле на одном дыхании возникают сцены баталий на суше и на море, возникает человек – стратег, флотоводец, влюблённый, понятный каждому, сидящему в зрительном зале.
Среди героев музыкального театра в XXI веке уже появлялись реальные люди: Марко Поло, Галилей, Сахаров. Главное в таких постановках – эффект присутствия, благодаря которому у зрителя возникает ощущение личной причастности к созданию формулы, ядерной бомбы, открытию нового континента или обороне страны. Именно такое чувство причастности дарит перформанс о Нахимове, и неудивительно, что такая постановка возникла именно на родине адмирала.
Ольга Александрова
Специально для «Музыкального журнала».
Фото Софии Насыровой и Софьи Мокисош.