«Сириус» подвел итоги Большого летнего музыкального фестиваля

В «Сириусе» завершился Большой летний музыкальный фестиваль. Самое крупное событие концертного сезона прошло в период с 15 июля по 18 сентября. Всего состоялось 33 концерта классической музыки, которые посетили 22 000 человек.
«Фестиваль получился очень насыщенным. Он полностью соответствовал своему названию как по длительности, так и по наполнению. Мы гордимся тем, что нам удалось объединить в «Сириусе» выдающиеся коллективы, представляющие гордость страны на мировой музыкальной арене. Более 22 000 человек разделили с нами этот грандиозный праздник музыки. Считаю, что это очень хороший результат! Далее мы возьмем небольшую паузу, которая прервется концертами Балета имени Игоря Моисеева в октябре и Сергея Ролдугина в ноябре, чтобы в декабре снова открыть праздничный Новогодний фестиваль. Он продлится с 22 декабря по 8 января», – отметил Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех».
Главная идея Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» – знакомство жителей и гостей федеральной территории с ведущими мировыми исполнителями классической музыки. С 15 июля по 18 сентября состоялось 33 концерта с участием крупнейших симфонических коллективов страны, известных музыкантов и солистов оперы. Программы концертов были рассчитаны как на ценителей классической музыки, так и на поклонников, которые только открывают для себя удивительный мир классики.
Старт главному событию сезона дали концерты симфонического оркестра Мариинского театра. Коллектив под управлением маэстро Валерия Гергиева впервые приехал с гастролями на федеральную территорию. Также премьерными на сцене «Сириуса» стали концерты Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и Квартета имени Бородина. Главным резидентом фестиваля выступил Российский национальный оркестр, который под управлением трех дирижеров – Владислава Лаврика, Станислава Кочановского и Александра Рудина – дал шесть концертов, в числе которых были специальные детские программы.
За два месяца в «Сириусе» выступил Большой симфонический оркестр имени Чайковского, возглавляемый легендарным Владимиром Федосеевым, и Государственный симфонический оркестр Армении, камерный оркестр Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» во главе с маэстро Юрием Башметом и Квартет виолончелистов «Растрелли». Традиционно состоялось три концерта в рамках проекта Дениса Мацуева Crescendо.
Участниками фестиваля стали мировые звезды классической сцены – скрипачи Павел Милюков и Вадим Репин, пианисты Мирослав Култышев, Дмитрий Маслеев, Филипп Копачевский и Полина Осетинская, виолончелист Александр Князев. С участием ведущих оперных исполнителей России – сопрано Ольги Перетятько и меццо-сопрано Агунды Кулаевой, баса Григория Шкарупы и тенора Алексея Татаринцева – состоялись оперные гала-концерты. Важное место в программе фестиваля заняли выступления Сочинского симфонического оркестра и солистов Санкт-Петербургского Дома музыки.
Завершился фестиваль концертами Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан. Коллектив во главе с Александром Сладковским представил две монографические программы. Первая посвящена 140-летию Игоря Стравинского, вторая составлена из сочинений Дмитрия Шостаковича. Этой же программой коллектив откроет свой новый концертный сезон в Казани 24 сентября.
Помимо основной концертной программы в рамках фестиваля получил развитие «Музыкальный лекторий». Просветительский проект продолжился беседами с пианистами Полиной Осетинской и Денисом Мацуевым, скрипачом Вадимом Репиным, дирижерами Александром Рудиным и Владимиром Федосеевым. Всемирно известные музыканты проводили творческие встречи и мастер-классы для участников образовательных смен. В Парке науки и искусства, а также у художественно-исторического центра «Сириус» совместно с Мариинским театром были организованы тематические фотовыставки, посвященные 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева.
Местом проведения концертов фестиваля стали сразу две локации – Большой зал Парка науки и искусства «Сириус» и открытая сцена на Медальной площади, которая была специально построена в сердце Олимпийского парка для этого проекта. Партер зала под открытым небом был рассчитан на 2000 слушателей. Всего мероприятия Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» посетили более 22 000 человек.

“Le Prince André. Князь Андрей Болконский”: премьера оперы-драмы Алексея Рыбникова на новой площадке с оркестром

Опера-драма “Le Prince André. Князь Андрей Болконский” открывает сезон на площадке МТКМО (“Градский Холл”). 21 и 22 октября, 3, 17, 18 и 24 декабря состоятся премьерные показы масштабной постановки композитора Алексея Рыбникова. На сцене, специально увеличенной для этого проекта, артисты Театра Алексея Рыбникова и приглашенные звезды представят эпическую оперу-драму композитора — впервые в сопровождении камерного оркестра “Искусство музыки” (МТКМО).
Создатель легендарных рок-опер “Юнона и Авось” и “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” выступает автором либретто, композитором и режиссером-постановщиком музыкального спектакля по мотивам романа “Война и мир” Льва Толстого. Главным действующим лицом оперы-драмы — жанра, изобретенного Алексеем Рыбниковым, — становится сама музыка. Она раскрывает всю глубину чувств персонажей, вершит их судьбы и придает новое звучание одному из самых знаменитых произведений русской литературы.
“Le Prince André. Князь Андрей Болконский” невероятным образом сочетает в себе самые разные жанры, от рэпа до рока и мелодекламации. Арии исполняются на двух языках — русском и французском. Сохранить историческую точность помогают сценические костюмы в стиле XIX века и передающие дух эпохи декорации.
“Новое произведение Алексея Рыбникова еще раз доказало, что театр Рыбникова живет и продолжает свои эксперименты. В спектаклях Рыбникова музыка — живой участник действия. Она не просто диктует актерам их существование, но и доигрывает за них, играет с ними, сосуществует”.
Писатель Андрей Максимов, “Российская Газета”
“Линия жизни Андрея Болконского, который у Льва Толстого в романе совсем молодой человек, его искания смысла в жизни, настоящая и трагическая любовь к Наташе Ростовой, героическая гибель на войне и в финале приход к Богу… это показалось мне настолько важным, что я сделал Князя Андрея главным героем моей оперы-драмы”, — рассказывает Алексей Рыбников.
Главных героев бессмертного произведения Л. Н. Толстого играют солисты Творческой Мастерской Алексея Рыбникова: участники шоу “Голос” Никита Поздняков (князь Андрей) и Александр Поздняков (Наполеон), Валерия Воробьева (Наташа Ростова) и Роман Орлов (Пьер Безухов). Роль Анатоля Курагина в новом сезоне исполнит приглашенный артист театра и кино Дан Розин.
Одна из главных новостей сезона: артистам Творческой Мастерской Алексея Рыбникова будет аккомпанировать камерный оркестр “Искусство музыки” МТКМО.
Новый формат площадки позволяет воплотить в жизнь еще больше режиссерских идей. Специально для МТКМО немецкая фирма Gerreits создала огромный черный экран, который был установлен на сцене для этой постановки Алексея Рыбникова. Видеоинсталляции дадут зрителям возможность перенестись в эпоху Отечественной войны 1812 года.
“В постановке звучит музыка на любой вкус, но главное, что зрители смогут прочувствовать весь драматизм событий, происходивших в начале XIX века”.
“Вести-Москва”
“Рыбников спрессовал в два часа историю любви, войны, страдания, поиска главного героя, который говорит со зрителем языком музыки”.
Новости “Культуры”
Опера-драма “Le Prince André. Князь Андрей Болконский” впервые была показана в мае 2021 года в театре “Et Cetera”. В этом сезоне зрители смогут увидеть ее на переоборудованной сцене МТКМО (“Градский Холл”).
Когда: 21, 22 октября, 3, 17, 18 и 24 декабря
Где: м. Добрынинская, ул. Коровий Вал, д. 3, стр. 1 (“Градский Холл”)
Продажа билетов уже стартовала, приобрести их можно на сайте operadrama.ru. Стоимость билетов от 1500 до 5000 рублей.
В новом сезоне показами оперы-драмы “Le Prince André. Князь Андрей Болконский” планы Алексея Рыбникова не ограничиваются. Этой зимой на сцене МТКМО (“Градский Холл”) покажут знаменитую рок-оперу “Юнона и Авось” в постановке Театра Рыбникова (15 и 23 декабря), красочную музыкальную сказку “Буратино” (11 декабря) и специальную новогоднюю программу, полную сюрпризов (с 25 по 31 декабря), а также пройдут сольные и групповые концерты певцов МТКМО (“Градский Холл”).

Фото Людмилы Сафоновой

Специальность Скрипка откроет IV Всероссийский музыкальный конкурс

IV Всероссийский музыкальный конкурс этого года проводится по специальностям Фортепиано, Скрипка, Виолончель, Сольное пение в период подготовки к одному из самых значимых событий в мире музыки 2023 года – XVII Международному конкурсу имени П. И. Чайковского.
Учредителями Всероссийского музыкального конкурса являются Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации. Организатор конкурса – ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.

Старт IV Всероссийскому музыкальному конкурсу дадут скрипачи. Их состязания будут проходить с 26 сентября по 3 октября в г. Казани, в Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая и Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова при участии Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением А. В. Сладковского, дирижер – Айрат Кашаев.
В жюри конкурса вошли: профессор кафедры струнных инструментов Астраханской государственной консерватории Барабанова Ирина Аведиковна, заслуженный деятель искусств России, профессор, основатель, художественный руководитель, главный дирижёр Красноярского камерного оркестра Бенюмов Михаил Иосифович, заведующая отделением оркестровых струнных инструментов, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист Республики Саха (Якутия), профессор Габышева Лариса Иннокентьевна, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского Корсакова, профессор, народный артист РФ Гантварг Михаил Ханонович, заслуженный артист России, профессор, заведующий кафедрой скрипки и альта Российской академии музыки имени Гнесиных Кошванец Алексей Анатольевич, заслуженный артист РСФСР, профессор, и. о. заведующего кафедрой Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского Кравченко Сергей Иванович, заведующий кафедрой скрипки, профессор, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Татарстан, лауреат Государственных премий Республики Татарстан им. М. Джалиля, им. Г. Тукая, Монасыпов Шамиль Хамитович, кавалер ордена Дружбы, заслуженный артист России, профессор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского Усминский Вольф Львович.
Председатель жюри – народный артист России Федотов Максим Викторович.

Всего на IV Всероссийский музыкальный конкурс была подана 241 заявка. Среди участников конкурса представители 26 городов Российской Федерации (Азов, Альметьевск, Астрахань, Белгород, Владивосток, Владикавказ, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Магнитогорск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Сочи, Уссурийск, Уфа и Якутск).
Конкурс продолжат с 12 по 18 октября виолончелисты в г. Уфе. Затем с 1 по 8 ноября в г. Ханты-Мансийске будут соревноваться вокалисты, а завершится смотр конкурсом пианистов, который пройдет с 3 по 9 декабря в г. Красноярске.
На IV Всероссийском музыкальном конкурсе имеются нововведения.
Впервые Оргкомитет Всероссийского музыкального конкурса объявляет о 6-ти лауреатских премиях по каждой специальности:
• I премия в размере 300 000 рублей и звание лауреата
• II премия в размере 250 000 рублей и звание лауреата
• III премия в размере 200 000 рублей и звание лауреата
• IV премия в размере 150 000 рублей и звание лауреата
• V премия в размере 100 000 рублей и звание лауреата
• VI премия в размере 50 000 рублей и звание лауреата
Впервые каждому участнику, прошедшему во II тур, вручат почетную грамоту и денежное вознаграждение в размере 25 000 руб.
Впервые всем концертмейстерам, участвующим в конкурсе, будет оплачиваться дорога и проживание. Также впервые концертмейстеры участников, прошедших во второй тур, получат денежное вознаграждение в размере 10 000 руб.

Справка:
Учрежденный в марте 2010 года Всероссийский музыкальный конкурс призван возродить традиции своего легендарного предшественника – Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, основанного в 1933 году и открывшего миру великие имена: Э. Гилельса, С. Рихтера, Д. Ойстраха, М. Ростроповича, В. Атлантова, Е. Образцовой, Е. Мравинского, Ю. Темирканова и других музыкантов.
Главные цели Всероссийского музыкального конкурса: сохранение и развитие лучших традиций отечественного исполнительского искусства, выявление молодых талантливых музыкантов во всех регионах России и содействие их профессиональному продвижению; повышение престижа музыкальных специальностей и привлечение внимания общественности к сфере профессионального музыкального искусства.
По традиции IV Всероссийский музыкальный конкурс проходит по четырехлетнему циклу.
С 2022 по 2025 гг. конкурс будет проводиться по специальностям: Фортепиано, Скрипка, Виолончель, Сольное пение (2022); Камерные ансамбли (номинации Фортепианное трио и Струнный квартет), Хоровое дирижирование a cappella, Оперно-симфоническое дирижирование (2023); Духовые инструменты, Ансамбли духовых инструментов, Ударные инструменты, Орган и Арфа (2024); Народные инструменты, Дирижирование оркестром народных инструментов, Ансамбли русских народных инструментов (2025).
www.muzkonkurs.ru

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «РОСКОНЦЕРТ»
ФГБУК РОСКОНЦЕРТ, являясь правопреемником Государственного концертно-гастрольного бюро СССР – «Союзконцерта», ведет свою историю с 1967 года.
ФГБУК РОСКОНЦЕРТ проводит масштабные фестивали искусств, перекрестные года и обменные Дни культуры, а также всероссийские и международные конкурсы и творческие проекты, в числе которых: Международный конкурс им. П. И. Чайковского, Международный конкурс артистов балета, Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени Сергея Рахманинова, Всероссийский музыкальный конкурс, Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, Фестиваль культуры и спорта народов Юга России, Международный кинофестиваль «Балтийские дебюты», День славянской письменности и культуры, Международный фестиваль «Музыкальная экспедиция», Фестиваль искусств «Балтийские сезоны» и мн. др.
С 2020 года РОСКОНЦЕРТ – крупнейший гастрольно-концертный центр, реализующий все мероприятия в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана, включая такие масштабные проекты, как программа «Большие гастроли» и «Мы – Россия».
Учреждение подведомственно Министерству культуры Российской Федерации.

ФГБУК РОСКОНЦЕРТ:
rosconcert.ru/
ТГ: https://t.me/rosconcert
VK: https://vk.com/rosconcertcompany

Фестиваль национальных оркестров России

Восемнадцатого сентября 2022-го года на сцене Государственного Кремлевского дворца состоится Фестиваль национальных оркестров России.
Фестиваль организован в рамках Года культурного наследия народов России при содействии Министерства культуры Российской Федерации. Художественный руководитель фестиваля – заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной Дмитрий Дмитриенко.
В мероприятии примут участие представители самых разнообразных уголков России – от Калининграда до Якутии, всего из пятнадцати регионов. Прозвучит множество национальных инструментов, на которых будут исполняться знакомые многим мелодии. Впервые на одной сцене встретятся такие народные инструменты, как башкирский курай, варган (якутский хомус) и чеченский пондар, калмыцкая домбра и осетинский дала-фандыр и конечно же балалайка.
Помимо оркестров на фестивале выступят солисты-инструменталисты – Александр Цыганков, Андрей Горбачёв, заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный артист Самарской области Сергей Войтенко, Екатерина Мочалова, заслуженный артист Российской Федерации Михаил Дзюдзе и другие.
Также в концерте примут участие артисты театра и кино Заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Башкортостана, художественный руководитель Башкирского государственного театра оперы и балета Аскар Абдразаков, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания Алексей Татаринцев, заслуженная артистка Российской Федерации Екатерина Гусева, заслуженный артист Российской Федерации Андрей Мерзликин, народная артистка Российской Федерации Надежда Крыгина, Ирина Крутова, Александр Шалунов, Лариса Гордьера, Иванна.
Фестиваль национальных оркестров России станет одним из ключевых событий в рамках Года культурного наследия народов России. Мероприятие проводится впервые.

Марина Чечушкова.
По материалам пресс-службы Благотворительного фонда Фридриха Липса.

Изображение логотипа фестиваля предоставлено организаторами мероприятия.

Балет Кантелинена «Русалочка»впервые на российской сцене.

Всероссийскую премьеру балета «Русалочка» на музыку современного финского композитора Туомаса Кантелинена 16, 17 и 18 сентября в дни открытия 65 сезона представит Театр оперы и балета Республики Коми. Постановка и хореография главного балетмейстера театра,заслуженного артиста России Андрея Меркурьева, предложившего свою интерпретацию одноименной сказки Х. К. Андерсена. Создали либретто к новой постановке Екатерина Ширяева и Андрей Меркурьев. Дирижер-постановщик – Александр Дмитриев.
Туомас Кантелинен известен музыкой для кинофильмов и концертных программ, автор оперы «Paavo Suuri. Suuri Juoksu. Suuri Uni». Творения композитора отмечены престижными наградами, а его музыка сегодня звучит во многих странах мира. Кантелиненом написаны балеты «Снежная королева» и «Русалочка», которые с успехом идут на сцене Финского национального оперного театра. Первыми российскую постановку балета «Русалочка» увидят сыктывкарцы и гости столицы. Сам композитор приедет на премьеру балета, он с нетерпением ждет российской премьеры и встречи со зрителем.
Сказка, написанная Андерсеном в 19 столетии, актуальна и сегодня. Трогательную и печальную историю юной Русалочки, ради любви к Принцу отказавшейся от своих близких и родной стихии, можно воплощать снова и снова, открывая все более глубинный философский смысл. Постановка Андрея Меркурьева сочетает в себе танцевальное действие, драматическое повествование, современные художественные решения, фантастические мотивы. Балет «Русалочка» -это философская сказка о большой любви, интересная детям и понятная взрослым, со своей сюжетной линией, наполненной глубоким смыслом, трогающим до глубины души.Балетный спектакль не только завораживает магией и волшебством, но и обладает особенной силой. Это грустная сказочная история, в которой происходят чудеса и где добро противостоит злу, хитрости и коварству.
Премьерный балет «Русалочка» – семейный спектакль. Удивительная атмосфера, яркие, зрелищные и запоминающиеся танцы артистов, великолепная музыка Туомаса Кантелинена, неожиданный финал – все это ждет зрителей в новом необычайно красивом балете.
Новый спектакль поставлен при поддержке федеральной программы «Малые города 2022», помогающей уделить особое внимание городам России с уникальной культурой.Художник-постановщик спектакля – Юрий Самодуров, художник по свету – Нелли Сватова. В «Русалочке» занята вся балетная труппа и воспитанники детской балетной студии при театре, в главных партиях в разные премьерные дни выступят опытные мастера сцены и молодые солисты балета Наталья Супрун, Анастасия Лебедик, Роман Миронов и Ринат Бикмухаметов.

Любимые песни о Москве ко Дню города: Алексей Рыбников представляет концерт с участием звезд «Голоса»!

Лучшие песни о Москве, любимые несколькими поколениями, прозвучат для всех желающих 10 сентября на праздничном концерте «Москва-Ревю» в честь Дня города. Мероприятие пройдет на площадке Московского театрально-концертного объединения («Градский Холл»), которое возглавляет композитор Алексей Рыбников.

Концерт «Москва-Ревю» – первое событие, которое объединит на одной сцене солистов двух коллективов, МТКМО «Градский Холл» и Творческой Мастерской Алексея Рыбникова.

В программе вечера – любимые хиты в исполнении талантливых артистов, участников и победителей проекта «Голос»: Александры Воробьевой, Никиты и Александра Поздняковых, Полины Конкиной, Евгении Благовой, Софьи Онопченко, Андрея Лефлера, Селима и Светланы Сыропятовой в сопровождении оркестра «Искусство музыки». «Московские окна», «Чистые пруды», «Александра-Александра», «Лучший город Земли» – в программу вошли самые разные, но одинаково узнаваемые и по-настоящему легендарные песни о столице.

«У нас все песни будут добрые, позитивные, о любви к нашему дорогому городу, – рассказывает режиссер-постановщик концерта Александр Рыхлов. – Мы отобрали материал, который живет уже не один десяток лет и имеет право прожить еще дольше. Все музыкальные композиции будут о Москве, для Москвы и с бесконечной любовью к москвичам».

 

Концерт «Москва-Ревю» состоится 10 сентября в 19.00.
Адрес: м. Добрынинская, ул. Коровий Вал, д. 3, стр. 1, «Градский Холл»

 

Страница «Творческой мастерской Алексея Рыбникова»:

https://vk.com/operadramaru

«БЕССМЕРТНЫЙ ГОЛОС» в Театре Мюзикла

12 сентября в Московском Театре Мюзикла состоится премьера спектакля «Бессмертный Голос» режиссеров Эдуарда Боякова и Валентина Клементьева. Главные действующие лица: Леонид Якубович, Полина Агуреева, Евдокия Германова, Сергей Габриэлян, Павел Устинов, а также музыка великих советских композиторов и стихи поэтов-фронтовиков – Арсения Тарковского, Иона Дегена, Ольги Берггольц, Александра Твардовского, Никиты Богословцева, Марка Фрадкина и др. Премьера проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Вход бесплатный, по регистрации.
Спектакль «Бессмертный голос» с первых минут погружает зрителя в атмосферу настоящего фронтового концерта. Леонид Якубович, Полина Агуреева, Евдокия Германова, Сергей Габриэлян, Павел Устинов и читают стихи поэтов-фронтовиков и современных поэтов Игоря Караулова и Влада Маленко, а ансамбль «Джанго» во главе с музыкантом Алексеем Поддубным поет любимые народом военные песни советских композиторов.
Стихи поэтов-фронтовиков – это сокровенный и пронзительный рассказ очевидцев, способных облечь в поэзию свой самый важный жизненный опыт: «Дай-ка лучше согрею ладони я, Над дымящейся кровью твоей»? «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». И конечно, поэзия о войне немыслима без поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» – эту поэму, напечатанную в годы войны в газетах «Красноармейская правда», «Правда», «Известия», «Знамя» – солдаты не рвали на самокрутки, они хранили эти главы у сердца рядом со стихотворением «Жди меня и я вернусь» Константина Симонова.
Режиссер Эдуард Бояков:
Мы знаем множество спектаклей по стихам поэтов Великой отечественной войны, начиная с постановки Любимова «Павшие и живые», где зрители открывали новые имена, и заканчивая современными работами, в которых звучат стихи поэтов-фронтовиков. Но наш «Бессмертный голос» имеет две особенности.Во-первых, мы не только читаем стихи Иона Дегена, Ольги Берггольц, Александра Твардовского, Арсения Тарковского. Мы говорим еще о человеке – рассказываем зрителю о поэтах-фронтовиках, об их творческом и боевом пути. Потому что они писали не в кабинетах, а на передовой. Они были настоящими бойцами – служили в газетах, сидели в танках и окопах, получали ранения и ордена. И когда зритель знакомится с авторами с такой человеческой, документальной, стороны, это очень изменяет его отношение к самим стихам. Появляется совершенно другой уровень доверия: стихи становятся живыми свидетельствами, документами эпохи.Во-вторых, в нашем спектакле мы решили соединить поэтов прошлого и поэтов современных, которые могут рассказать своим ровесникам о войне – Игоря Караулова и Влада Маленко. Чтобы в конечном итоге зритель увидел, насколько мощной может быть и современная русская военная поэзия.
Спектакль дает ключ к размышлениям об историческом достоинстве народа. «Бессмертный голос» заново открывает страницы истории. Чтобы напомнить нам о героическом прошлом страны. Чтобы рассказать и показать, какими духоподъемными и объединяющими могут быть военные песни, насколько пронзительными и актуальными являются стихи, написанные 80 лет назад и буквально вчера. Чтобы объяснить, почему на протяжении десятилетий, из поколения в поколение, мы вновь и вновь возвращаемся к этим строчкам, в которых поэты, очевидцы военных событий, обращаются к читателю.
Вход бесплатный, по регистрации: Бессмертныйголос.рф
Спектакль можно также посмотреть онлайн на странице ВК телеканала «Спас»
Начало: 19.00
Продолжительность: 1 час 30 минут без антракта
Возрастное ограничение: 6+
Адрес Московского Театра Мюзикла: м. Тверская, Пушкинская, Чеховская. Пушкинская площадь, 2

Стильная феерия джаза состоялась.

20 августа джазовый фестиваль Омской филармонии собрал около 5000 слушателей. Погода ответила взаимностью музыке и, после проливного дождя накануне, сменила гнев на милость. Весь день в парке на Королева светило яркое солнце, которому вторили тысячи светлых лиц и лучезарных улыбок людей, влюбленных в качественную музыку. Рок-н-ролл и буги-вуги, симфоджаз, джаз-мануш и соул, джаз-рок и диксиленд – музыка разных стилей джаза в исполнении именитых российских импровизаторов с международной известностью и омских музыкантов – согревала, радовала и дарила удовольствие.
Арт-директор фестиваля, известный джазовый пианист, народный артист России Даниил Крамер пригласил на фестиваль профессионалов высокого уровня, доказавших, что джаз уже давно стал частью российского музыкального мира и в исполнении отечественных музыкантов он может звучать не менее превосходно.
Открыла фестиваль группа Acoustic Soul и певица Светлана Жаворонкова, чей глубокий голос, особую манеру исполнения и отличный английский не смогли не отметить слушатели. На главной сцене ее сменила Полина Касьянова и квартет Дмитрия Купцова – и это была стильная музыка и вокал в классической традиции Эллы Фицджеральд.
На малой сцене утонченный, «вкусный» и виртуозный импровизационный стиль продемонстрировало открывшее музыкальную программу на малой сцене трио Сергея Чашкина из Екатеринбурга, создав по-настоящему клубную атмосферу. Его поддержали следующие участники программы на этой площадке певица Екатерина Унгвари, вокальный ансамбль Павла Шаромова и группа «Manhattan Jazz Band».
Зажигательное выступление Дениса Мажукова подняло гостей парка с насиженных пледов и заставило пританцовывать в огненных темпах рок-н-ролла и буги-вуги.
Настоящим открытием фестиваля стало выступление группы «Leonid&Friends» – они создавали шоу на сцене и вызывали бурю эмоций в сердцах. Невероятные духовые, замечательный вокал сразу нескольких солистов, высочайший профессионализм всего ансамбля, артистизм и юмор, максимально приближенные к оригиналу каверы групп «Чикаго», «Земля, ветер и огонь» и другие композиции в стилистике ритм-энд-блюз и джаз-рок – без сомнения, отныне группа Леонида Воробьева приобрела массу поклонников из числа омичей.
Общение с музыкантами после концертов и автограф-сессии проходили в атмосферном джаз-клубе, организованном партнером площадки арт-клубом «The Big Apple». Здесь же публика слушала лекции о том, как джазовая музыкальная культура влияла на моду, архитектуру и дизайн, и вспоминала музыкальные комедии эпохи расцвета джаза.
Уютную атмосферу создавали парковые локации филармонии и партнеров фестиваля. Волшебный мир ростовых цветов и цветных зонтов с гигантским калейдоскопом – такой предстала площадка Омской филармонии «WhataWonderfulWorld», где посетители могли разместиться в уютных баблах и познакомиться с джазовыми шлягерами разных эпох.
Сделать фото в многочисленных фотозонах, попробовать себя в игре на ксилофоне и узнать истории создания джазовых стандартов – можно было в течение дня в различных уголках парка. Детвора нашла себе занятия по душе на площадке, организованной компанией «Сибирские колбасы». Кубики и лего, игры и творческие мастер-классы занимали детей, в то время, пока родители наслаждались звуками джаза.
Завершился фестиваль фееричным концертом симфонического оркестра под управлением главного дирижера Дмитрия Васильева с участием обворожительной Мари Карне, Даниила Крамера и вокального ансамбля Павла Шаромова. Заключительный концерт получился таким же разноплановым, как и вся программа фестиваля: аранжировки джазовых пьес, композиции в стиле латина, эстрадная музыка и фантазия «Memory» современного композитора Александра Розенблата на темы «Summertime» Гершвина.
В ходе многочисленных интервью, которые давал Даниил Крамер в течение Siberian Jazz Festival он неоднократно отмечал, что Омской филармонии удалось организовать событие очень высокого статуса, фестиваль способный конкурировать с самыми крупными зарубежными джазовыми форумами.

«Новая классика» в «Зарядье»: разговор на крыше концертного зала.

6 и 7 августа на площадках парка «Зарядье» впервые состоялся фестиваль современной музыки «Новая классика».
В перерывах между выступлениями в лектории со зрителями встретились генеральный директор Москонцерта Илья Бачурин и участники фестиваля: пианист, основатель оркестра «Персимфанс», музыкальный руководитель Москонцерта Пётр Айду, преподаватели Московской консерватории – контрабасист Григорий Кротенко и композитор Алексей Сюмак, музыкальный руководитель театра «Практика» Ольга Власова.


Генеральный директор Москонцерта Илья Бачурин.

Илья Бачурин: Вопрос, который очень важен для нас как для организаторов: насколько состоятельна сегодня концепция «новой классики», актуальна ли эта идея?
Григорий Кротенко: «Новая классика» звучит как извинение, что это музыка хорошая, но не такая сложная, как «классика». У классики есть репутация чрезмерно сложного явления, и новая классика как будто подготавливает нас к тому, что музыка будет звучать на рояле, но не так уж круто, как могло бы быть. Такой лайт-вариант настоящей классики.


Контрабасист Григорий Кротенко и руководитель Персимфанса Пётр Айду.

Пётр Айду: Классикой мы называем то, что признанно, но классическая музыка была создана в последней четверти XVIII – начале XIX века и, на мой взгляд, она безнадёжно устарела. Мне кажется, самое важное –
чего мы ожидаем от музыки? Если от кого-то или чего-то люди ничего не ждут, очень сложно произвести эффект. Скрябин и его последователи считали, что она способна в прямом смысле изменить физический мир, поэтому нам сейчас интересно отмотать сто лет и сыграть эту музыку. Если проанализировать её с точки зрения нас сегодняшних, то звуковые открытия, которые сделал Скрябин, сегодня не воспринимаются как чудо. Эти элементы уже есть во всех голливудских фильмах, хотя с точки зрения акустики в своё время это были совершенно новые созвучия. Нам хотелось бы освежить наше ожидание музыки и перезагрузить своё восприятие.
Григорий Кротенко: Классическое образование – это образование на мёртвых языках, то же самое в отношении музыки, которая существует в определённом законченном виде. Музыка бывает хорошая и плохая, единственное, что её отличает – ответственное отношение к звуку. Когда композитор осознанно не пользуется шаблонами, чтобы подавать привычные
и понятные «блюда» к столу слушателя, если исполнитель осознанно
воспроизводит звук, вкладывая и духовное содержание, такую музыку мы можем назвать хорошей, неважно, записана она на студии или сыграна по нотам, записана она заранее или является результатом импровизации.


Композитор Алексей Сюмак и дирижёр Ольга Власова

Алексей Сюмак: Я больше пятнадцати лет преподаю композицию в консерватории и имею возможность наблюдать, как меняется музыка и формируется другой тип композиторского мышления. Ещё десять лет назад, когда я выпускал своих первых студентов, это были яркие концептуалисты, для которых яркая упаковка была важнее содержания. Последние два-три года я с удивлением обнаруживаю абсолютно новых людей, которые абсолютно свободно могут апеллировать к музыке XVI и XIX века, их не волнует, в какой эстетике писать. То есть композитор сейчас – это не тот человек, который пишет ноты, а тот, кто придумывает новые музыкальные смыслы, это режиссёр музыки и режиссёр исполнителей. Новое поколение это очень хорошо понимает, с ними интересно работать. Я думаю, будущее за новым музыкальным подходом и новым музыкальным мышлением.


Генеральный директор Москонцерта Илья Бачурин и Светлана Потёмкина

Илья Бачурин: То, что предлагается музыкантами здесь на площадке, сложнее, чем привычная и родная уже классическая музыка, которую мы привыкли слушать. Музыкальная лаборатория Попова, например, выдаёт такой продукт, что не всегда понятно, как к этому относиться: то ли это репетиция, то ли концерт уже начался. Мне кажется, сегодня есть огромная аудитория, которая ищет новое звучание через разных исполнителей, и наша задача как продюсеров показать: обратите, пожалуйста, внимание, вот современная музыка. Нельзя присвоить звание – «классика сегодня». Так не работает. Пройдёт пятьдесят лет, сто лет, оглянутся и скажут: да, это было вечным, а то приятно послушать, но не классика. Надо предъявлять определённых исполнителей, а потом пусть слушатели определяют, что было классикой, а что нет.
Алексей Сюмак: XX век приучил нас к тому, что сверхэмоциональность никем не востребована, только что был романтизм, и мы от него устали, поэтому больше ста лет живём с ощущением того, что необходимо быть собранными, нельзя быть откровенными. Стоит только расслабиться – мы проиграли. Мир не даёт возможности быть откровенными, хотя именно это и надо. И как только мы начинаем искренне об этом говорить, возникает что-то новое. Теодор Курентзис побеждает тем, что дал чудо – быть откровенными. Когда мы вопреки всему становимся открытыми, за этим будущее.


Режиссёр концерта Юрий Квятковский

Светлана Потёмкина: Расскажите, почему для фестиваля Вы выбрали именно «Увертюру» и «12» Блока?
Алексей Сюмак: Фестиваль называется «Новая классика», и мне хотелось совпасть с этим названием. Кантата «12» была заказана Юрием Башметом для его фестиваля в 2018-м году, а поэма написана Блоком ровно за сто лет до этого. У Блока изначально заложена полистилистика: это и городской романс, и агитационные призывы. Каждая из двенадцати частей написана в совершенно в разной эстетике и для меня как композитора стояла очень сложная задача: сохранить эту полистилистику. Сочинение получилось псевдоклассическим. На самом деле я бы не назвал это неоклассикой, скорее, это написано в эстетике постмодернизма. Такая попытка посмотреть, как «музыка революции» может быть воссоздана с точки зрения эстетики XX века. Вторым произведением стала «Увертюра», написанная в прошлом году для фестиваля в Нижнем Новгороде, но её первое исполнение состоялось только сейчас. Передо мной стояли очень чёткие задачи: музыка должна была быть яркой, внятной, с боевым стержнем, лирическим отступлением и очень чётким таймингом – восемь минут и ни секундой больше или меньше.


Композитор Настасья Хрущёва

Ольга Власова: Оба сочинения написаны в квази-советской стилистике и так удачно совпало, что Увертюра стала преамбулой и к концерту, и к поэме «12». Мне кажется, получился полноценный цикл, соединенный цитатами Блока. Мы работаем с Алексеем давно, и я хорошо понимаю его музыкальный язык. Как дирижёр и соисполнитель, я вношу свою трактовку, но хочу добавить, что на фестивале, был представлен один из вариантов решения этой музыки, которая очень театральная.


Композитор Никола Мельников

Светлана Потёмкина: Некоторые тексты, предназначенные в поэме мужчинам, вы передали женщинам и наоборот, с чем это связано?
Алексей Сюмак: Мне бы не хотелось, чтобы все жёсткие фразы, которые звучат от лица революции, произносили мужчины. Всё-таки революция, война, смерть – это категории женского рода.
Ольга Власова: Вообще перед вокалистами в данном произведении стоит сложная задача не только петь, но и говорить, и резко переключаться с одной манеры на другую.


Композитор Николай Попов и музыкант группы OpenSoundOrchestra

Светлана Потёмкина: Недавно состоялась совместная постановка театра «Практика» и Москонцерта – опера «Аскет» Николая Попова, могли бы вы рассказать про этот опыт как музыкальный руководитель постановки?
Ольга Власова: Оперу об Андрее Сахарове написал Николай Попов, и для вокалистов, артистов хора Певзнера, это был совершенно новый опыт работы с таким композиторским материалом. Моей задачей было помочь исполнителям выйти из привычного амплуа и переключиться на другую эстетику, найти своё звучание и краски. Драматический театр сейчас более открыт для музыкальных экспериментов, композиторам и музыкантам проще экспериментировать на театральной сцене, чем на филармонической, поэтому опыта такой работы у меня больше, чем у музыкантов.
Светлана Потёмкина: Пётр, во время Российской креативной недели Вы сказали, что самое ценное – контакт, который возникает в процессе исполнения между музыкантами, правильно ли я поняла Вашу мысль?


Пётр Айду

Пётр Айду: Академическая музыка написана давно, и её часто повторяют, но в чём смысл этих повторов? По этому поводу есть много разных соображений, я бы сказал, что XX век – это век звукозаписи. Появление звукозаписи очень сильно повлияло на исполнительское искусство. В нём появилась паранойя неправильно взятых нот, потому что при переходе от живого концерта в звукозаписывающую студию, как и при переходе из немого кино в звуковое, многие исполнители просто не могли ничего сыграть. Это связано с тем, что поменялась задача, в эпоху звукозаписи она заключается в том, чтобы сыграть как можно более качественно. На сегодняшний день всё уже сыграно идеально, и сейчас мы понимаем, что музыку исполняют живые люди, и когда сверхзадачей становится – просто сыграть эту музыку, неважно что при этом чувствуя, мы теряем очень много в эмоциональном её наполнении и психологическом влиянии этой музыки на людей, которые её слушают.


Композитор Дмитрий Устинов

Светлана Потёмкина: Неделю назад с солистами Москонцерта Вы участвовали в музыкальном перформансе в честь 130-летия Цветаевой, осталось ли у вас удовлетворение от этого выступления?
Пётр Айду: Вообще да, как ни странно, хотя там было много музыки, которая мне не очень близка. Благодаря большому репертуару не возникало противопоставлений. Это разнообразие примирительно, мы и идём к тому, что всему есть место на свете.

Светлана Потёмкина: Почему «Персимфанс» исполняет на фестивале именно «День бытия», которое Иван Вышнеградский написал более ста лет назад и считал исповедальным?


Артисты Большого театра Ольга Селивёрстова и Илья Селиванов, Алексей Сюмак, Ольга Власова

Пётр Айду: Для Вышнеградского это очень важное сочинение, хотя оно и было написано как дипломная работа в консерватории. «День бытия» прошёл через всю его жизнь, композитор относился к нему с большой любовью, несколько раз переделывал, даже несмотря на то, что его никто не собирался исполнять. Это сочинение написано очень нетрадиционно, с него начался его путь ультрахроматики, как сам композитор его называл. И все его последующие сочинения написаны для 24-тоновой системы.
Светлана Потёмкина: Новая техника и определила ваш выбор?
Пётр Айду: Скорее, стечение обстоятельств. Во-первых, нам очень хотелось сказать своё слово в год Скрябина. На наш взгляд, недостаточно ещ сорок-шестьдесят раз сыграть те же сочинения, которые итак исполняются постоянно.

Григорий Кротенко: Нам кажется, что Скрябин несправедливо одинок. Он в обществе самого себя. Но есть целая компания авторов, которые несправедливо обойдены вниманием исполнителей. Из последователей Скрябина, которые разделяют его отношение к звуку и продолжают развивать его идеи, мы выделили Вышнеградского. Это один из шагов на пути постижения наследия Скрябина.
Пётр Айду: Так сложилось, что и Вышнеградский, и Обухов жили в Париже. Они считаются русскими композиторами, но гораздо больше повлияли на французскую музыку, чем на своих современников в России.
Григорий Кротенко: «Персимфанс» готовит большой цикл концертов, которые являются антологией русской музыки. Это, конечно, потребовало серьёзного музыковедческого исследования. После Евгения Федоровича Светланова, который записывал всё, что создавалось русскими композиторами для классических инструментов, такие попытки давно уже не совершались, но этот подход позволяет открыть исторические явления в русской музыке, а не пользоваться привычными расфасовками на библиотечных полках.


Артисты «Персимфанса»

Светлана Потёмкина: Можно ли считать исполнение в Зарядье премьерой или она состоялась днём раньше в Суздале?
Пётр Айду: У нас тройная премьера, и каждый раз мы играем немного другую версию – это зависит от места. Одно звучание в монастыре в Суздале, где нет усиления, никаких микрофонов, чистый звук, который возникает в архитектуре этого уникального места. В городской парковой среде Зарядья, где архитектура более эклектичная, суетливая – возникает совершенно противоположный характер.
Григорий Кротенко: Нам интересно исследовать, как произведение дополняет акустическую среду. В Суздале акустическая среда была идеальная, стерильная, и пьеса звучала очень мистериально. А в обстановке нового Вавилона, где присутствует фон и подтекст, очень многих звуковых событий, музыка дополняется совершенно другим спектром и с философской точки зрения это совершенно иное произведение искусства. То, что мы сейчас сидим на крыше концертного зала – тоже интересно очень.

Пётр Айду: И третий раз исполнение планируется в ноябре уже в концертном зале Чайковского.
Светлана Потёмкина: Сегодня на сцене 75 музыкантов, это постоянный состав «Персимфанса»?
Пётр Айду: «Персимфанс» – это расширенный ансамбль, который может состоять из трёх или трёхсот человек, всё зависит от репертуара. Мы играем разные сочинения, но, конечно, в основе классический состав симфонического оркестра, который сформировался к началу XX века. Это наша основа, от которой мы движемся в наше время, назад и вперёд.


Композитор Риад Маммадов

Алексей Сюймак: Кстати, необходимо констатировать такой факт: музыку для оркестра сегодня мало кто пишет. Современные композиторы сосредоточены либо на мультимедиа, либо на электронике, либо на камерной музыке. И то, что фестиваль даёт возможность прозвучать симфонической музыке, которую очень мало кто из российских композиторов пишет, это чудо и подспорье. Пожалуй, в таком роде есть только фестиваль Башмета, который проходит в концертном зале Чайковского. Но в таком масштабе, как здесь, в парке «Зарядье» – на площадке в центре города, это первый фестиваль, который ориентирован на совершенно разную публику, даже незнакомую с современной музыкой. Просветительская роль очень важна для города и такой фестиваль – подарок.

Илья Бачурин: Два дня подряд в «Зарядье» собирались последователи настоящего искусства, бескомпромиссные совершенно. Кстати, этот формат, где парк как декорация является частью действа и появляются зрители, может быть, вовсе и не настроенные погрузиться в серьёзную музыку, оказался не для всех возможен. Некоторые музыканты отказывались, полагая, что совершенного звука на улице не добиться. По факту же добились, собрав команду лучших звукорежиссёров! И даже дождь обошёл нас стороной, несмотря на прогнозы.

Материал подготовила Светлана Потёмкина.

Фотографии предоставлены организатором фестиваля – «Москонцертом». Автор фотографий – Кирилл Дзюба.

Фестиваль «Русское поле» удивит новыми рекордами и напомнит о рекордах предыдущих лет

В этом году на «Русском поле» приготовят рекордное количество каши.Кроме того, на фестиваль привезут изделия-рекордсмены двух прошлых фестивалей.

 

Межрегиональный творческий фестиваль славянского искусства «Русское поле» в 2022 году пройдет 27 августа на территории музея-заповедника «Коломенское». Традиционно фестиваль соберет тысячи участников из самых разных регионов страны, чтобы рассказать о богатом культурном и духовном наследии нашей Родины.

 

Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков: «Два года подряд в связи с эпидемиологической ситуацией любимый горожанами фестиваль “Русское поле” проводился онлайн, тем не менее собирая у экранов миллионы людей. В 2021 году трансляцию фестиваля посмотрело 4 123 358 человека из 112 стран. Мы очень рады, что новый формат позволил нам разделить ощущение праздника со всеми желающими, но все же приятно возвращаться к привычному — наконец-то фестиваль вновь откроет свои двери гостям в музее-заповеднике “Коломенское”. Вместе с тем с большим удовольствием мы сохраним и традицию прямых эфиров. Уверен, что с каждым годом аудитория и география зрителей “Русского поля” будет расширяться».

 

В этом году «Русское поле»объединит музыкантов, ремесленников, товаропроизводителей и туроператоров, в общей сложности – не менее двух тысяч участников. Для гостей фестиваля на территории Коломенского будут работать традиционныеи новые тематические площадки. Посетители смогут изучить гончарное искусство, посмотреть театральные постановки,приобрести изделия народных умельцев,полюбоваться уникальными народными костюмами.Жюри Фестиваля определит лучший хоровой коллектив; лучший хореографический коллектив; лучший инструментальный коллектив; лучшую коллекцию «Наследие и традиции»; лучший туристический маршрут; лучший гастрономический бренд; лучшего народного мастера и лучшего товаропроизводителя.

 

Помимо масштабной развлекательной программы, организаторы фестиваля ежегодно стараются удивить москвичей и гостей столицы интересными рекордами. 2022 год не станет исключением и будет посвящен гастрономическим изыскам. Известно, что на крупнейшем празднике русской культуры в честь 875-летия столицы приготовят рекордное количество каши. Отведать кушанье, приготовленное по рецептуре 1147 года, сможет каждый желающий.

 

Впервые на фестивале в очном формате представители разных регионов России и других стран представят деликатесы своей национальной кухни. Также пройдет конкурс поваров «От селянки до солянки 5 веков», приуроченный к 475-летнему юбилею упоминания солянки в книге рецептов «Домострой» (1547год). Шеф-повара из Москвы, Республики Марий Эл, Республики Удмуртия, Курской, Смоленской, Ярославской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа и других регионов примут участие в соревновании по приготовлению солянки в авторском исполнении с национальным акцентом. Ведущим кулинарного состязания выступит известный российский ресторанный критик и блогер Олег Назаров.

 

Специально для гостей «Русского поля», и особенно для тех, кто любит фотографировать, в этом году на фестиваль привезут уникальные изделия-рекордсмены, изготовленные для IX (2020) и X (2021) фестивалей, но из-за пандемии ранее показанные зрителям только в онлайн-формате. Публике продемонстрируют: самое большое панно, расписанное мастерами Федоскинской фабрики миниатюрной живописи (1,80 на 1,40 м, 30 кг), самый длинный в мире рушник (210 м на 35 см, 30 кг) и самый большой поднос в России, украшенный росписью мастеровЖостовской фабрики (2,10 на 1,5 м, 84 кг). Посетители смогут сделать памятные фотографии на фоне эксклюзивных произведений народного промысла.

 

Оргкомитет фестиваля запустил песенный флешмоб. Для участия нужно скачать фонограмму песни «Москва майская» в соцсетях – https://vk.com/wall-189816741_982, https://ok.ru/polerusskoe/topic/154208252769121, https://t.me/polerusskoe/214 и на сайте фестиваляhttp://polerusskoe.ru/pesennyj-fleshmob/ и записать видео с ее исполнением. Видеозапись нужно выложить в одной из социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» или «Телеграм» с хэштегом #Москва_Русское_Поледо 15 августа. Лучшие исполнители попадут в общий клип с известными артистами, которые выступят на «Русском поле» 27 августа.

 

Присоединиться к народным гуляниям можно будет не только офлайн в «Коломенском», но и онлайн из любой точки мира. Прямая трансляция ключевых событий фестиваля будет доступна на официальном сайте «Русского поля» и в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».