Всемирно известный российско-германский виолончельный квартет “Растрелли” вернулся в Россию

Rastrelli Cello Quartet приехал в Россию отметить свое 20-летие
2022 год для Rastrelli Cello Quartet — юбилейный, ансамбль отмечает 20-летие. Первые выступления необычного российско-германского музыкального коллектива из четырех виолончелистов состоялись в Штутгарте в 2002 году. С тех пор музыканты дали более 700 концертов в 28 странах мира, выпустили 9 альбомов.
К своему юбилею Rastrelli Cello Quartet подготовил насыщенную программу. Впервые за 4 года коллектив выступил в России: в августе состоялись концерты в Сочи на сцене Культурного центра «Сириус», в сентябре – в Хабаровске на городском празднике Арсеньев Live и в Хабаровской краевой филармонии. 12 ноября музыканты встретились с петербургской публикой в Малом зале Филармонии. Впереди выступления в Москве в рамках фестиваля Vivacello: 16 ноября в джазовом Клубе Алексея Козлова, 17 ноября – в Малом зале Консерватории.
В прошлом месяце Rastrelli Cello Quartet выпустил новый альбом Rastrelli Effect, который полностью состоит из сочинений участников коллектива.
Кирилл Кравцов, художественный руководитель Rastrelli Cello Quartet: «Мы рады наконец-то иметь возможность встретиться с российской публикой. По причине пандемии наши концерты переносились, и 4 года мы не выступали у себя на родине. В этом году мы отмечаем 20-летие коллектива, уже побывали в Сочи и в Хабаровске, в Петербурге, впереди программа в Москве. С большим удовольствием я принял приглашение войти в состав жюри конкурса «Щелкунчик», мой квартет выступит 1 декабря на открытии в прямом эфире на телеканале Культура. Юбилейный год получается творчески очень насыщенным, а для музыкантов – это лучший подарок».
• О коллективе
Кирилл Кравцов, Михаил Дегтярев, Кирилл Тимофеев родом из Петербурга, ученики легендарного виолончелиста Анатолия Никитина. Сергей Драбкин, автор всех аранжировок квартета, родился и вырос в Полоцке, Белоруссия. В 1976 году стал лауреатом республиканского конкурса виолончелистов.
«Мы хотим, чтобы на наших концертах публика слышала секцию саксофонов в “Stardust”, чтобы звучал бандонеон Пьяцоллы, чтобы заиграл разбитый регтаймами рояль, озвучивающий немое кино», – говорят музыканты о своем творчестве.

Спектакль Юрия Бутусова «Король Лир» сыграют в Театре им. Вахтангова в рамках VI фестиваля «Уроки режиссуры» Биеннале театрального искусства. Показ состоится 29 октября.

Постановка вошла в конкурсную программу фестиваля. Второй раз за творческую жизнь режиссер обратился к бессмертной пьесе Шекспира. Первый спектакль по «Королю Лиру» был поставлен в Театре «Сатирикон». Новая версия отличается от предыдущей практически всем, в ней отзывается само время: сгущенная атмосфера, бешеный драйв на грани между реальностью и инобытием, другого рода страсть, в ней пляшут ужас и любовь одновременно. Юрий Бутусов говорит об этой работе так: «Я думаю, сейчас время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых «звуков», «смыслов», новая Буря…».

Спектакль вырастает из мучительного трагического мироощущения. Мир сошёл со своей оси вращения, порядок обратился в хаос. Луна подошла слишком близко к Земле, она сводит с ума и не щадит никого, ни королей, ни шутов. Катастрофические изменения охватывают всё мироздание. Есть ли надежда? Или тьма полностью поглотит свет? Космический масштаб шекспировской трагедии захватывает воображение.

Марина Токарева, «Новая газета»:

«В шекспировской вселенной, которую творит на сцене Бутусов, актёры — не единственное средство добычи смысла. Они — лишь часть знаковых систем спектакля. Им здесь надо соперничать со стихиями. Это трудно. Буря накрывает всех, гигантские белые вихри закручиваются на высоте в глубине сцены, извергаются снова и снова, как только сгущается на сцене энергия зла».

Ольга Егошина, журнал «Театрал»:

«О том, что в шекспировском театре шута и Корделию играл один исполнитель, читали и слышали все, но Юрий Бутусов поверил, что Шекспиру это понадобилось не только для «экономии актерских единиц». Шут-маленькая девочка в пиджаке не по росту позволяет себе дерзить и дразнить отца-короля. Читает сонеты Шекспира. И до самого конца эта маленькая фигурка остается рядом с бедным безумцем. В страшные времена все лучшее, что есть в людях, непременно выходит на свет».

Телеканал «Театр». Интервью на фоне спектакля «Король Лир»

Фото В. Мясникова, А. Торгушниковой

О фестивале.

VI Фестиваль «Уроки режиссуры» 2022 посвящен 125-летию встречи К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в «Славянском базаре», судьбоносной для русской и мировой культуры, а также творческому наследию великих основателей Художественного театра.

Генеральный партнер фестиваля – Группа компаний «Р-Фарм», партнёр фестиваля – ОАО «Российские железные дороги».
Информация и билеты

В Москве пройдет XXIII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик»

С 1 по 8 декабря 2022 г. в Москве пройдет XXIII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Он соберет в столице исполнителей не старше 15 лет из разных городов России и других стран. На протяжении двух с лишним десятилетий этот проект является приоритетным для телеканала «Россия – Культура». Многие «щелкунчики» прошлых лет уже занимают почетные места в профессиональных рейтингах, удостоены наград, успешно концертируют. Среди них – пианист Даниил Трифонов, скрипач Даниэль Лозакович, Ростислав Шараевский (ударные инструменты), скрипачка Лея Чжу и другие исполнители.
По условиям конкурса, юные музыканты соревнуются в трех номинациях:
• Фортепиано;
• Струнные инструменты (скрипка, виолончель, контрабас, арфа);
• Духовые (кроме блок-флейты) и ударные инструменты.
В отборочном туре были заявлены юные исполнители из 42 городов и населенных пунктов России и еще 7 стран: Армении, Беларуси, Бельгии, Великобритании, Казахстана, Норвегии и Чили. В первый тур конкурса прошли 48 участников в возрасте от 9 до 14 лет из Армении, Беларуси, Великобритании, Казахстана и России.
ФОРТЕПИАНО:
1. Абросимов Даниил, 10 лет, г. Нижний Новгород
2. Артамонов Александр, 12 лет, г. Тверь
3. Балаева София, 13 лет, г. Набережные Челны
4. Белокопытова Мария, 12 лет, г. Москва
5. Волокитин Александр, 12 лет, Казахстан
6. Гончаров Андрей, 11 лет, г. Москва
7. Джулакян Айк, 11 лет, Армения
8. Еремина Алиса, 13 лет, г. Барнаул
9. Жданович Ефросиния, 13 лет, Республика Беларусь
10. Калёнова Ангелина, 11 лет, г. Москва
11. Козерог Мария, 13 лет, Республика Беларусь
12. Кохановский Дени, 12 лет, г. Москва
13. Лакеева Екатерина, 9 лет, г. Москва
14. Мурашкин Марк – Малик, 12 лет, г. Москва
15. Пироженко Михаил, 12 лет, г. Санкт-Петербург
16. Сакаева Сабина, 13 лет, г. Старый Оскол
СТРУННЫЕ:
1. Андреев Михаил, 10 лет, скрипка, Великобритания-Россия
2. Артемова Анисия, 13 лет, скрипка, г. Балашиха
3. Архангельский Лев, 13 лет, виолончель, г. Москва
4. Бабаян Давид, 12 лет, скрипка, Армения
5. Березовский Григорий, 13 лет, скрипка, г. Москва
6. Бурцева Софья, 11 лет, скрипка, г.о. Пушкинский
7. Выговская Людмила, 13 лет, скрипка, г. Чехов
8. Казакова Василиса, 13 лет, арфа, г. Москва
9. Мингазова Таира, 12 лет, скрипка, г. Казань
10. Мохначева Стефания, 9 лет, скрипка, Казахстан
11. Панов Глеб, 12 лет, скрипка, г. Владимир
12. Пережогин Андрей, 13 лет, скрипка, г. Москва
13. Плакун Ева, 11 лет, скрипка, г. Севастополь
14. Тихомирова Наталья, 13 лет, скрипка, г. Екатеринбург
15. Улиханян Ляна, 11 лет, виолончель, Армения
16. Южаков Мирон, 11 лет, скрипка, г. Новосибирск
ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ:
1. Березина Валерия, 12 лет, флейта, г. Воронеж
2. Вирабян Элен, 12 лет, флейта, Россия-Армения
3. Воронов Мирон, 13 лет, ударные, г. Москва
4. Геннадьева Анна, 14 лет, саксофон, г. Оренбург
5. Грунина Елизавета, 13 лет, ударные, г. Москва
6. Земцов Макар, 13 лет, саксофон, г. Реутов
7. Камаев Лев, 13 лет, флейта, г. Челябинск
8. Каталевич Богдан, 11 лет, труба, г. Тобольск
9. Лукинский Иван, 13 лет, ударные, г. Москва
10. Михайлов Тимофей, 12 лет, саксофон, г. Москва
11. Повидыш Егор, 11 лет, труба, п. Пятницкое (Белгородская обл., Волоконовский р-н)
12. Резников Владислав, 11 лет, кларнет, г. Москва
13. Сёмина Ангелина, 13 лет, фагот, г. Красногорск
14. Соколов Максим, 14 лет, валторна, г. Москва
15. Старкова Анна, 13 лет, кларнет, г. Москва
16. Шабанина Дина, 12 лет, саксофон, г. Москва

Решать, кто из исполнителей достоин считаться лучшим в своей специальности, традиционно будут профессионалы высочайшего класса — именитые педагоги и музыканты. Членами судейской коллегии в 2022 году стали:
ФОРТЕПИАНО:
Артур Ансель (Франция)– пианист давал концерты в Москве, Париже, Милане, Франкфурте, Лондоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, в том числе в престижных залах Альфреда Корто, Карнеги-холла, Кеннеди-центра.
Людмила Берлинская (Франция-Россия) – заслуженная артистка России, лауреат первых премий всех международных конкурсов, в которых принимала участие.
Юстус Франц (Германия) – один из самых известных дирижеров современности, работает с крупными коллективами, такими как оркестр Мариинского театра, Лондонский филармонический оркестр, Оркестр Парижа и др. Каждый год дает 100 бесплатных представлений для молодежи.
Анна Цыбулева (Россия) – знаменитая российская пианистка, «воплощение удивительного пианизма и интеллектуальной музыкальности» по версии журнала Gramophone.
СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:
Захар Брон (Германия – Россия) – народный артист РФ, скрипач, педагог, профессор Кельнского музыкального университета и Мадридской музыкальной школы имени королевы Софии. В Интерлакене действует Академия Захара Брона, где проводятся мастер-классы для юных скрипачей.
Валерий Ворона (Россия) – ректор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, президент Российского общественного благотворительного фонда исполнительского искусства, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Брюно Монсенжон (Франция) – по образованию концертный скрипач, последние 30 лет большую часть своего времени посвящает съемкам фильмов о музыке, но также продолжает давать концерты.
Кирилл Кравцов (Германия – Россия) – музыкант успешно доказал, что квартет виолончелистов, исполняющих академическую музыку, может завоевать сердца самой широкой публики.
ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:
Денис Лупачев (Россия) – флейтист регулярно дает концерты вместе с пианистом Питером Лаулом в Санкт-Петербургской филармонии и Концертном зале Мариинского театра. В 2016 году основал фестиваль «Виртуозы флейты».
Небойша Йован Живкович (Сербия) – виртуозный маримбист и перкуссионист Живкович также является одним из самых исполняемых композиторов ударной музыки в мире.
Федор Шагов (Россия) – туба, в настоящее время преподает в Московском государственном колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена, Московском государственном институте культуры, Академии джаза и сети образовательных центров «Юрий Башмет – молодым талантам России».
1 декабря в Концертном зале им. П.И. Чайковского днем пройдет жеребьевка, которая определит порядок выступления участников, а вечером в 19:00 состоится Торжественное открытие конкурса. Это событие будет транслироваться в прямом эфире канала «Россия-Культура» и на медиаплатформе ВГТРК «СМОТРИМ».
Конкурс включает III тура: программа I и II туров исполняется соло или с концертмейстером (эти прослушивания пройдут в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных). Финальный III тур пройдет 8 декабря на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского. Лауреаты выступят в сопровождении оркестра.
Каждый участник I тура получит диплом участника конкурса, участники II тура – звание дипломанта конкурса и памятные призы. Победителями III тура станут 9 лауреатов (по 3 в каждой номинации), которые получат премии и памятные призы:
I премия – «Золотой Щелкунчик»;
II премия – «Серебряный Щелкунчик»;
III премия – «Бронзовый Щелкунчик».
При помощи смс-голосования 8 декабря также определится обладатель приза зрительских симпатий.
Прослушивания I тура конкурса состоятся 1 декабря. Начало в 11:00. Онлайн трансляция пройдет на медиаплатформе ВГТРК «СМОТРИМ».
Прямую трансляцию прослушиваний II тура смотрите на медиаплатформе ВГТРК «СМОТРИМ» 2 декабря с 11:00.
8 декабря в прямом эфире ТК «Россия – Культура» и на медиаплатформе ВГТРК «СМОТРМ» трансляция финала и Торжественного закрытия XXIII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».
Проведению конкурса содействуют его ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ:
Телеканалы «Россия 1» и «Россия 24», РИА Новости, Sputnik, «Российская газета», проект ТАСС «Ньюм», радио «Орфей», радио «Маяк», Радио России, Радио «Культура», Вести FM, газета «Музыкальное обозрение».
О КОНКУРСЕ:
Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» учрежден телеканалом «Культура» в 2000 году. Для молодых музыкантов «Щелкунчик» – это уникальная возможность заявить о себе и подняться на новую ступень в профессиональном развитии. Благодаря прямым телевизионным эфирам и онлайн-трансляциям всех этапов конкурса его участники получают многомиллионную аудиторию, известность и признание публики. В финале конкурса лауреаты традиционно выступают в сопровождении симфонического оркестра на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского.
С 2016 года «Щелкунчик» является членом Европейской ассоциации музыкальных конкурсов для юношества (EMCY). XVI конкурс стал финалистом профессиональной телепремии ТЭФИ в номинации «Передачи для детей и юношества».
Состязание талантов не заканчивается для его участников церемонией закрытия, наградами и подарками. Конкурсанты «Щелкунчика» поступают в лучшие музыкальные учебные заведения страны, при поддержке известных российских и зарубежных музыкантов концертируют в разных городах России и мира, участвуют в престижных музыкальных фестивалях.
Актуальная информация о XXIII Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик» размещается здесь:
Щелкунчик. XXIII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов // Смотрим (smotrim.ru)

Валерий Гергиев, Симфонический оркестр и Страдивари-ансамбль Мариинского театра завершили гастрольный тур по Сибири и Заполярью

25 октября Валерий Гергиев, Симфонический оркестр и Страдивари-ансамбль Мариинского театра завершили гастрольный тур по Сибири и Заполярью. За 5 дней музыканты дали 6 концертов в Салехарде, Красноярске, Сургуте, Ханты-Мансийске и Нарьян-Маре.

«Очень важно, что мы сохраняем традиции таких выступлений в России. Например, в Ханты-Мансийск мы приезжали уже десятки раз, и чувствуем себя там как дома. В этот раз мы дали в городе два концерта, в том числе дневной – для молодежи. До этого побывали в Сургуте, на фестивале памяти Дмитрия Хворостовского в Красноярске и в Салехарде. А завершили этот тур концертом в Нарьян-Маре, где мы выступали впервые. В зале также присутствовали ребята из местных школ искусств и музыкальных школ. Для этого тура мы подготовили программу, которая вобрала в себя произведения величайших русских композиторов и несколько замечательных сочинений зарубежных авторов. Помимо удовольствия, которое эти произведения могут подарить слушателю, они еще раз демонстрируют безграничную силу музыки, преодолевающей любые барьеры, которых на самом деле нет», – подвел итоги тура Валерий Гергиев.

В ходе гастролей в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева звучали сочинения крупнейших русских и зарубежный композиторов. В программу концертов вошли: Четвертая, Пятая и Шестая симфонии Петра Чайковского, Первая «Классическая» симфония Сергея Прокофьева, «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина») Модеста Мусоргского, симфоническая картина «Волшебное озеро» Анатолия Лядова, увертюра к опере «Сила судьбы» Джузеппе Верди, Четвертая «Итальянская» симфония Феликса Мендельсона, прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси и другие произведения. В исполнении Страдивари-ансамбля Мариинского театра также прозвучали сочинения Антонио Вивальди, Астора Пьяццоллы и Иоганна Штрауса.

Сразу по завершении гастрольного тура, на сцене Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева пройдут оперы «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Жизнь за царя» Глинки, «Сила судьбы» Верди, приуроченная к 160-летию мировой премьеры, а также целый ряд других репертуарных спектаклей и симфонических программ.

“Оперный класс” Школа мастерства русской песни

Прием заявок до 1 ноября

В конце XIX- XX в.в. народная песня и старинный романс стали частью академического искусства. Великие оперные певцы Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, Н. Обухова стали исполнять русскую песню и старинные романсы в своих концертах и записывали их на грампластинки. Традиция сохранялась на протяжении всего XX века в творчестве С. Лемешева, И. Козловского, М. Максаковой, З. Долухановой, А. Ведерникова, И. Архиповой, Б. Штоколова, З. Соткилавы, А. Эйзена, В. Левко, Е. Образцовой, Е. Нестеренко, Т. Синявской, Д. Хворостовского и других певцов. Однако среди нового поколения академических вокалистов эта традиция почти утрачена. Сегодня в филармоническом формате практически не стало полных концертов русской песни и старинного романса в исполнении академических вокалистов.

Целью Молодёжного образовательно-творческого проекта «Оперный класс» – «Школа мастерства русской песни» является стремление вернуть русскую песню и старинный романс в академический вокальный репертуар как духовно-нравственную ценность русского народа.

Художественный руководитель проекта – всемирно известный оперный певец и дирижёр

Дмитрий Корчак.

Музыкальный руководитель проекта- Заслуженный артист России, главный дирижёр Академического Оркестра Русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова Андрей Шлячков.

Соорганизатор проекта – Благотворительный фонд Елены Образцовой.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В рамках проведения «Школы мастерства русской песни» проводится очный образовательный курс для академических вокалистов из разных регионов Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет.

В программу курса входят:

– знакомство с исполнительской традицией русской народной песни и старинного романса

– совершенствование исполнительского мастерства под руководством ведущих вокальных педагогов.

В числе педагогов проекта: руководитель Молодёжной оперной программы Большого театра России, Заслуженный деятель искусств, профессор Дмитрий Вдовин, педагог Молодёжной оперной программы Большого театра России, залуженная артистка России Любовь Орфёнова, Дмитрий Корчак, Андрей Шлячков, а также обладатель специального приза Фонда Елены Образцовой в конкурсе молодых режиссёров «Нано-Опера» проекта Музыкального театра «Геликон-опера» Ольга Мелкумова. Концертмейстер проекта – Елизавета Дмитриева.

Курс предусматривает лекции, общие и индивидуальные занятия по технике вокала и стилю исполнения русской народной песни и старинного романса академическим вокалистом, мастер-классы по сценическому поведению, работу с дирижером и оркестром русских народных инструментов.

Курс завершится 15 декабря концертом из числа участников проекта и художественного руководителя проекта Дмитрия Корчака на сцене Колонного зала Дома Союзов в сопровождении Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова ВГТРК.

К участию в проекте приглашаются солисты оперных театров, студенты и выпускники музыкальных учебных заведений. Отбор заявок – до 01 Ноября 2022 года. Результаты отбора будут опубликованы на сайте Фонда Елены Образцовой obraztsovafund.ru 15 ноября 2022 года.

Для участия в отборе на e-mail: operaclass@obraztsovafund.ru необходимо до 01 ноября прислать:

– краткую творческую биографию

– фотографию

– паспорт (1 страницу и прописку)

– контактный номер телефона (WhatsApp)

– список народных песен и старинных русских романсов

– видеозапись с исполнением народной песни или романса

Отобранным участникам проекта из регионов России проезд и проживание оплачиваются.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Подробнее на сайте https://obraztsovafund.ru/

Презентация фильма Дарьи Виолиной, посвященного Московскому театру оперетты, «Зачем России оперетта»

Извечный спор — что лучше: кино или театр? — нашел неожиданное решение! В год 95-летия Московского театра оперетты по его заказу был снят полнометражный фильм. Поведать удивительную историю неугасающей зрительской любви генеральный директор театра Владимир Тартаковский поручил известным документалистам Дарье Виолиной и Сергею Павловскому.
Многие фильмы этих соавторов награждены премиями международных фестивалей, но почти всегда их работы были посвящены самым драматическим периодам в жизни страны. Война, сталинские репрессии, Холокост. И вот такая неожиданная «смена регистра» — музыка, танцы, оперетта…
«Есть разные подходы к работе с документальным материалом. Для нас с Сергеем Павловским есть один, пожалуй, самый важный критерий — нам необходимо полюбить своих героев. И тогда появляется шанс сообщить эту любовь экрану и передать зрителям фильма. Надеюсь, что в случае с картиной «Зачем России оперетта» нам это удалось, потому что мы, на самом деле, искренне и глубоко полюбили людей, работающих в стенах Московского театра оперетты. Хорошо зная атмосферу многих творческих коллективов, мы начинали работу с некоторой тревогой. Но нам повезло — не только на сцене, но и за кулисами этого театра царит удивительный мир единомыслия и братства, в котором нет равнодушных, и каждый делает всё для общего успеха — делится своими впечатлениями автор фильма Дарья Виолина — обычно в наших фильмах довольно много авторского текста, но на этот раз мне хотелось дать слово героям, а их около 40 человек, и каждого важно услышать».
Фильм охватывает историю театра с 1927 года, когда его возглавлял основатель театра, знаменитый комик Григорий Ярон, проработавший здесь 36 лет, до наших дней, когда театром руководит Владимир Тартаковский, и тоже уже более 30 лет.
Рассказ о лучших классических опереттах в фильме соседствует с современными мюзиклами мирового класса, которые поразительным образом уживаются на одной сцене. И в этом тоже уникальность Московского театра оперетты, таким разнообразным репертуаром, наверное, не может похвастаться сегодня ни один музыкальный театр.
«Для меня самой сложной и необычной задачей в работе над этим фильмом стала не только необходимость познакомить зрителя за один час экранного времени с десятками настоящих шедевров этого жанра, но и сохранить ощущение праздника и бурлеска, которым ты заражаешься в зале как зритель. Я постарался и сам фильм сделать в жанре оперетты, сохранив очень высокий темпоритм повествования и задор, присущий этому жанру», — говорит режиссер фильма Сергей Павловский.
Конечно, увидеть на экране не только лучшие сцены из прославленных спектаклей, но и всё, скрытое от глаз обычного зрителя — закулисье и каторжный труд людей, выбравших творческую профессию. Читка пьесы, новые партитуры, балетный станок, долгие репетиции, и, наконец, премьера…
Среди героев фильма ушедшая великая Татьяна Шмыга и легендарные Герард Васильев, Светлана Варгузова, Юрий Веденеев, над которыми, кажется, не властно время, они и по сей день собирают полные залы. В кадре и новые поколения артистов, молодые и талантливые — на них держится современный репертуар.
Композиторы, режиссеры, поэты и даже знаменитые эстрадные исполнители, которые тоже начинали на сцене Театра оперетты — все в новом документальном фильме «Зачем России оперетта».

Официальная премьера состоится в ноябре на канале “Культура”.

Федерация мужских хоров и ансамблей: презентация проекта

19 октября (среда) в 14:00
В ТАСС состоится пресс-конференция, посвященная созданию в России Федерации мужских хоров и ансамблей.
Об идее создания федерации, правилах вступления в нее, географии музыкальных коллективов, а также сохранении и возрождении традиций русского пения и певческого искусства расскажут президент Федерации мужских хоров и ансамблей, художественный руководитель и главный регент Праздничного хора московского Данилова монастыря Георгий Сафонов, министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, народный артист РФ Николай Бурляев, солистка московского театра “Новая опера” Полина Шамаева, ректор Академии хорового искусства имени В. С. Попова Александр Соловьев, художественный руководитель Большого детского хора имени В. С. Попова Анатолий Кисляков и декан факультета симфонического и хорового дирижирования Московской консерватории, художественный руководитель и дирижер хора Московской консерватории и Московского камерного мужского хора “Кастальский” Алексей Рудневский.
Пресс-конференция пройдет в гибридном формате. Вход на мероприятие только для представителей СМИ по предварительной аккредитации при наличии паспорта и редакционного удостоверения. Также представители СМИ могут принять участие в мероприятии дистанционно, заполнив ФОРМУ АККРЕДИТАЦИИ на странице анонса в разделе Пресс-центр ТАСС. При регистрации необходимо указать номер личного мобильного телефона, к которому привязано приложение WhatsApp.
Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в ВКонтакте.

В Мариинском театре пройдет юбилейный X Международный органный фестиваль

C 28 октября по 2 ноября в Концертном зале Мариинского театра пройдет юбилейный X Международный органный фестиваль. Пять концертов фестиваля представят орган не только солирующим, но и ансамблевым инструментом – он будет звучать в дуэте с виолончелью, арфой, трубой и голосом. Концертные программы включат репертуар от эпохи барокко до наших дней: классические произведения для органа и оригинальные переложения.

28 октября фестиваль откроет концерт петербургского органиста Даниила Процюка, солистов оперной труппы и ансамбля солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Программа вечера предлагает гостям Концертного зала редкую возможность услышать один из шедевров французской органной музыки XX века – Реквием для хора, солистов, виолончели и органа Мориса Дюрюфле. В год 120-летия композитора его Реквием прозвучит в Мариинском театре впервые.

31 октября будет представлена еще одна необычная программа – концерты Антонио Вивальди для струнных впервые будут исполнены в Концертном зале в переложении для органа и двух труб. Дополнят вечер барочные пьесы Иоганна Себастьяна Баха и Пьера Дюмажа, а также сочинения для трубы и органа Андре Жоливе и Анри Томази. Солисты: Ольга Котлярова (орган), Тимур Мартынов и Жасулан Абдыкалыков (труба).

Продолжают эту линию Марина Вяйзя и Софья Кипрская. Они сыграют классические органные сочинения в переложении для органа и арфы и оригинальные произведения, написанные специально для этого дуэта инструментов. Необычным дополнением к ансамблю станет перкуссионный инструмент ханг, задействованный в нескольких произведениях XXI века. Обширная программа вечера – отличный способ услышать сочинения разных эпох: от Токкаты и фуги Иоганна Себастьяна Баха до работ Мориса Дюрюфле, Сезара Франка, Астора Пьяццоллы и наших современников (30 октября).

Среди новых имен на фестивале – Эльнора Гросс, обладательница Гран-при Всероссийского открытого фестиваля-конкурса органной музыки «Золотая лира» (2020). Она исполнит сочинения Баха и Моцарта, но также обратится и к французскому репертуару – произведениям Сезара Франка и Шарля-Мари Видора (1 ноября).

В завершение фестиваля, 2 ноября, прославленные музыканты Светлана Бережная и Сергей Ролдугин представят ансамбль, зародившийся еще в эпоху Баха – органа и виолончели. Прозвучат сочинения Габриеля Пьерне и Леона Боэльмана. Дополняющие этот диалог инструментов органные транскрипции известных сочинений, таких как Сюита «Из времен Хольберга» и «Шествие гномов» Эдварда Грига, «Грустный вальс» Яна Сибелиуса, Павана Габриеля Форе, представят хорошо знакомую музыку в новых тембровых красках.

Для справки:
Орган Концертного зала Мариинского театра был установлен в 2009 году и стал первым французским инструментом на органной карте Петербурга. Фирму «Альфред Керн и сын» из Страсбурга выбрали по совету знаменитого специалиста-акустика Ясухисы Тойоты, который участвовал в проектировании Концертного зала. Инструменты мастерской «Керн» сочетают традиции французского и немецкого органостроения, что дает возможность исполнять на них музыку самых разных эпох и стилей. Первый органный фестиваль прошел в Мариинском в 2013 году, а уникальный инструмент с огромной звуковой палитрой позволил за девять предыдущих сезонов представить петербургской публике самый разнообразный репертуар в исполнении ведущих органистов мира.

Финал музыкального конкурса «Песни Победы»

В московском театре «Школа современной пьесы» 5 декабря в 18.00 состоится финальный гала-концерт музыкального конкурса «Песни Победы», организованного Национальным фондом поддержки правообладателей.

Позади восемь ярких отборочных концертов, в ходе которых конкурсанты из разных городов России представили зрителям множество незабываемых музыкальных номеров, продемонстрировав высокий уровень исполнительского мастерства. Финалистов выбрали члены жюри – видные деятели культуры и искусства, продюсеры, руководители музыкальных издательств, представители органов государственной власти.

По итогам гала-концерта будут определены победители конкурса в шести номинациях: «Профессионалы», «Любители», «Ансамбли», «Авторская песня», «Гордость» и «Дети».

Призовой фонд проекта – 1 000 000 рублей.

Онлайн-трансляция заключительного концерта будет организована на портале «Культура.РФ», на сайте проекта песни-победы.рф и в соцсети «Одноклассники».

Конкурс «Песни Победы» проводится второй год подряд с целью сохранения памяти о Великой Отечественной войне, патриотического воспитания молодого поколения, а также популяризации мелодий того времени и открытия новых талантливых авторов песен и исполнителей.

Партнеры проекта: портал «Культура.РФ», социальная сеть «Одноклассники», Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России», Музей Победы, Следственный комитет Российской Федерации, Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь», Фестиваль патриотической песни «Журавли Победы», Евразийская конфедерация обществ правообладателей, газета «Культура», информационный портал «Культуромания», информационное агентство InterMedia, информационное агентство «Музыкальный Клондайк», компания «Арт-Центр Плюс», Первое музыкальное Издательство, Фирма «Мелодия», журнал «Прямая речь», радио «Орфей», информационное агентство «Победа РФ», продюсерский центр Opera Night, продюсерская компания «Русское кино».

Валерий Гергиев о премьере оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Мариинском театре

15 октября (15:00 и 19:30) и 16 октября (11:00 и 15:00) на исторической сцене Мариинского театра состоится первая премьера 240-го сезона – опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Театр возобновляет постановку режиссера Александра Петрова и художника Вячеслава Окунева 1991 года.

«В 1991 году, на 100-летие Сергея Сергеевича Прокофьева, Мариинский театр провел уникальный фестиваль – в самом Мариинском и на многих крупных мировых сценах с оглушительным успехом были показаны его «Война и мир», «Игрок», «Огненный ангел», «Дуэнья», «Семен Котко» и эта постановка «Любви к трем апельсинам», которую мы восстанавливаем сейчас в театре. Такое событие было огромной редкостью – коллекция опер одного, даже столь Великого автора. 90-е годы дали шанс всему миру – миллионам любителей музыки Сергея Прокофьева – узнать эти ярчайшие театральные опусы, в том числе благодаря аудио и тв-трансляциям, записям и фестивальным программам. Уже тогда Мариинский театр утвердился во всем мире, как ТЕАТР ПРОКОФЬЕВА.
Интрига первой премьеры юбилейного 240-го сезона в Мариинском театре в том, что в возобновлении той блестящей постановки 1991-го года выйдут три-четыре поколения лучших голосов Мариинки! Спектакль будет дополнен не только яркими молодыми артистами, но и новыми идеями. Это по-настоящему фантастическая опера, даже рядом с нашими недавними премьерами Россини, Доницетти и Моцарта.
И теперь, в период с середины октября, где мы покажем целый букет премьерных «Апельсинов», и по конец ноября все оперы Прокофьева вернутся на сцены нашего театра. А в декабре вернем все инструментальные концерты для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром, его оратории и кантаты, циклы великолепных сонат и камерные программы, которые будут звучать во всех залах Мариинского театра», – рассказал художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

Партии для премьеры готовят:
Принц: Евгений Ахмедов, Денис Закиров, Александр Михайлов, Антон Халанский, Роман Широких
Труффальдино: Олег Балашов, Андрей Попов, Сергей Семишкур, Клим Тихонов, Александр Трофимов, Роман Широких
Фата Моргана: Ольга Бараненко, Анна Маркарова, Анжелика Минасова, Ольга Савова, Екатерина Шиманович, Оксана Янушкевич
Король: Геннадий Беззубенков, Александр Морозов, Андрей Серов, Олег Сычёв
Панталон: Виктор Коротич, Анатолий Михайлов, Ярослав Петряник, Григорий Чернецов
Челий: Илья Банник, Александр Морозов, Яков Стрижак, Павел Шмулевич.