5 пианистов из России, Колумбии, Китая, Вьетнама и Белоруссии прошли отборочный тур Международного юношеского конкурса пианистов им. С.В. Рахманинова

Международный юношеский конкурс пианистов имени С. В. Рахманинова впервые пройдёт с 21 по 26 марта 2023 года – в год 150-летия со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова – в Великом Новгороде, в родном для композитора регионе.
Конкурс состоит из заочного отборочного тура, а также очных I и II (финального) туров. Приём заявок на участие в Международном юношеском конкурсе пианистов имени С. В. Рахманинова завершился 22 февраля. Всего на конкурс было подано сто двадцать заявок из восьми стран мира: России, Белоруссии, Вьетнама, Казахстана, Китая, Колумбии, Норвегии и Узбекистана. Наибольшее число заявок поступило из России и Китая.
К первому туру Международного юношеского конкурса пианистов имени С. В. Рахманинова были приглашены пятнадцать пианистов: Лев Бакиров (Россия), Даниэль Диас Падилья (Колумбия), Артур Искоростенский (Россия), Александр Князев (Россия), Ли Цзюньцзе (Китай), Георгий Мазуров (Россия), Нгуен Дык Кьен (Вьетнам), Мин Жуй (Китай), Ни Тяньсян (Китай), Фёдор Орлов (Россия), Глеб Семёнов (Россия), У Сюаньсянь (Китай), У Ифань (Китай), Цзи Циньяояо (Китай) и Айрис Шадрина (Белоруссия).
Отборочный тур прошли 5 пианистов из России, Колумбии, Китая, Вьетнама и Белоруссии.
По итогам конкурса финалистам будут вручены пять премий лауреата конкурса в размере 350 тысяч рублей и десять премий дипломанта конкурса по 100 тыс. рублей. По результатам выступления лауреатов в завершающем гала-концерте будет определён обладатель Гран При.
Организацию и проведение конкурса осуществляет ФГБУК РОСКОНЦЕРТ при поддержке Правительства Новгородской области.

Информационные и иллюстративные материалы предоставлены пресс-службой конкурса.

К юбилею Джузеппе Верди

К юбилею Джузеппе Верди
В 2023 году музыкальный мир отмечает 210 лет со дня рождения великого итальянского композитора Джузеппе Верди. В преддверии этого события Мариинский предложил своим зрителям уникальный абонемент вердиевских опер: в репертуаре театра собрана рекордная коллекция — на исторической и новой сценах, в Концертном зале и камерных залах идут четырнадцать оперных названий мастера.
Открыла абонемент знаменитая «Травиата» – одна из самых исполняемых в мире опер прошла в Концертном зале Мариинского театра в полусценической версии. Главные партии в спектакле исполнили Наталья Павлова (Виолетта Валери), Кирилл Белов (Альфред Жермон) и Владислав Сулимский (Жорж Жермон).
Одним из центральных событий абонемента стала премьера 5 марта оперы «Набукко», с которой когда-то началась мировая слава гениального итальянского мастера. Новый спектакль для Мариинского-2 поставила режиссёр Мариинского театра Анна Шишкина, художник по декорациям – Пётр Окунев, художник по видео – Вадим Дуленко, художник по свету – Антон Николаев, художник-технолог по костюмам – Антония Шестакова. Музыкальный руководитель и дирижёр новой постановки — Валерий Гергиев. Партии в опере исполнили Роман Бурденко, Владислав Сулимский, Татьяна Сержан, Михаил Петренко, а также талантливые молодые звезды: Ольга Маслова, Инара Козловская, Екатерина Санникова, Зинаида Царенко, Вячеслав Васильев, Кирилл Белов, Александр Михайлов, Александр Трофимов и многие другие.
«Месяц Верди» включит и два репертуарных спектакля со звёздными составами: «Аиду» с яркой Еленой Стихиной в заглавной партии и блистательной Екатериной Семенчук в партии Амнерис и «Дон Карлос», в котором можно будет услышать целый ансамбль выдающихся исполнителей: Екатерину Семенчук, Ирину Чурилову, Ахмеда Агади, Алексея Маркова, Магеррама Гусейнова, Михаила Петренко.
Также в абонемент вошли любимые зрителями спектакли – «Риголетто» с Владиславом Сулимским и Александром Никитиным в титульной партии, «Сила судьбы» с Михаилом Векуа в партии дона Альваро и Алексеем Марковым в роли дона Карлоса, «Трубадур» и ещё одно представление «Аиды».

По материалам пресс-службы Мариинского театра.

Два лучших музыкальных коллектива Мариинского театра выступят 4 марта в Мариинском

4 марта артисты двух лучших инструментальных коллективов Мариинского театра – Брасс-ансамбля и Страдивари-ансамбля – приняли участие в большом симфоническом концерте под управлением Валерия Гергиева в Концертном зале Мариинского театра. В программе — «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза, Симфония № 4 («Итальянская») Феликса Мендельсона, Концертштюк для четырех валторн с оркестром Роберта Шумана и «Болеро» Мориса Равеля.
А 3 марта в Мариинском-2 состоялся уникальный концерт Брасс-ансамбля и Страдивари-ансамбля. В исполнении струнных и медных духовых публика услышала «Праздничную увертюру» Дмитрия Шостаковича, Фантазию на темы из оперы Мусоргского «Хованщина», «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, сюиту «Из времен Хольберга» Эдварда Грига и Серенаду для струнного оркестра Петра Чайковского. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.
Брасс-ансамбль Мариинского театра, играющий на медных духовых инструментах, был создан в 2007 году. Исполнением оригинальной музыки, написанной для этого состава, переложений классического репертуара или популярных произведений на трубах, валторнах, тромбонах и тубах музыканты подчеркивают огромный диапазон возможностей медных духовых и возрождают интерес публики к ним.
Артисты Страдивари-ансамбля Мариинского театра играют на струнных инструментах, изготовленных великими итальянскими мастерами в XVII–XVIII веке. По мнению руководителя коллектива Лоренца Настурики-Гершовичи, барочные инструменты универсальны для всех стилей, а потому обширный репертуар Страдивари-ансамбля включает как классические сочинения для струнного оркестра (от Вивальди до Стравинского), так и лучшие образцы «легкой музыки» (фрагменты венских оперетт, аргентинские танго и другие). При этом у каждого инструмента — собственная удивительная история и неповторимое звучание.

3 марта 2023 года в концертном зале Омской филармонии представили программу «Римский-Корсаков: большое морское путешествие».

3 марта 2023 года в концертном зале Омской филармонии Артём Варгафтик и Омский симфонический оркестр представили программу «Римский-Корсаков: большое морское путешествие».
Новая программа состоит из трёх частей. В неё вошли музыкальная картина «Садко», симфонические сюиты «Испанское каприччио» и «Шехеразада».
Дирижёр программы – народный артист Республики Кабардино-Балкарии, главный приглашенный дирижёр Омского академического симфонического оркестра, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Ленинградской области Михаил Голиков Автор и ведущий – музыкальный критик и журналист Артём Варгафтик.

Текст и фотография предоставлены пресс-службой Омской филармонии.

Мариинский театр – к юбилею Михаила Кита

2 марта на исторической сцене Мариинского театра состоялся показ оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Подробнее….
2 марта на исторической сцене Мариинского театра состоялся показ оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Спектакль посвящён народному артисту России, басу Михаилу Киту.
Накануне юбилейного спектакля, в котором певец вышел в партии князя Гремина, Михаил Иванович отпраздовал своё 80-летие.
В роли Онегина в этот вечер дебютировал молодой, но уже ярко заявивший о себе бас-баритон Магеррам Гусейнов. Партию Татьяны исполнила Наталья Павлова, партию Ленского – Роман Широких, партию Ольги – Екатерина Сергеева. Опера, идущая в Мариинском в двух сценических версиях, в юбилейном показе представлена в постановке Юрия Темирканова. Секрет сценографии и режиссуры этой культовой постановки, что уже больше сорока лет подряд не сходит со сцены театра, заключается в её органичном соответствии музыкальному тексту, в неразрывной связи между видимым и слышимым.
С партии князя Гремина во многом началась оперная карьера Михаил Кита – именно её он часто исполнял совсем юным артистом ленинградского Малого театра оперы и балета (Михайловского), куда получил приглашение ещё будучи студентом пятого курса Одесской консерватории (класс Е. Иванова). Затем с 1973-го по 1986 год являлся солистом Пермского театра оперы и балета, а в 1986-м вернулся в Ленинград и на протяжении вот уже тридцати семи лет служит в Мариинском театре. За эти годы обширный репертуар артиста разросся до сорока партий в операх русского, итальянского, немецкого и французского наследия, а яркий актёрский темперамент и музыкальность позволили ему воплощать самые разноплановые образы. Сегодня Михаил Иванович не только продолжает выходить на сцену родного театра, но и передаёт свои опыт и знания следующим поколениям вокалистов – студентам Санкт-Петербургской консерватории.

Текст и фотографии предоставлены пресс-службой Мариинского театра.

«Удиви меня»: в Манеже открылась выставка «Первая позиция. Русский балет»

21 февраля Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге, бюро Planet9 и РОСИЗО открыли выставку «Первая позиция. Русский балет». Выставка будет проходить с 22 февраля по 31 мая 2023 года.

Экспозиция представляет собой путешествие в историю создания и развития балетного танца в России, рассказ о произведениях, покоривших мир, исторических событиях, сопутствовавших развитию балета в России, легендах — балетмейстерах, хореографах, композиторах и танцовщиках, чьи имена вошли в историю этого вида искусства, а также о знаменитой системе балетного образования. Выставочный проект демонстрирует в сложном многоуровневом пространстве экспозиции эволюцию балета через историю страны, через призму культурных, политических и научных революций.
Выставка строится на сочетании уникальных подлинных экспонатов из 40 музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России. Важным дополнением стало аудио-сопровождение, превращающее посещение Манежа в захватывающее путешествие: гостей ведут по выставке голоса артистов Юлии Рутберг и Игоря Миркурбанова.
«Я счастлива тем, что этот год начинается так интенсивно, интересно. Если еще пять-шесть лет назад все работали над проектами самостоятельно, то сейчас мы видим, как институции объединяются, и в результате получается очень интересный синтез», — подчеркнула на открытии директор департамента музеев и внешних коммуникаций Минкультуры России Елена Харламова.
По словам соавтора концепции, директора ЦВЗ «Манеж» Анны Яловой, название «Первая позиция. Русский балет» было выбрано не случайно, ведь именно этот вид искусства занимает особое место в нашей культуре. Русский балет повлиял на развитие хореографического мастерства, балетной педагогики и музыкального искусства. «Эта выставка хранит много тайн, сюрпризов. Наши художники работали в архивах, чтобы современные зрители увидели то, что не показывали уже 200-300 лет, знали свою историю и гордились ею, — подчеркнула Ялова. — У нас великие соотечественники, которые написали историю современного балета».
Среди почти 1000 представленных на выставке предметов — не только артефакты из истории русского балета, но и различные художественные образы, эмоционально сближающие зрителя с миром балетного искусства. Перед посетителями предстанут полотна Михаила Врубеля и Зинаиды Серебряковой, уникальные исторические костюмы, среди которых пачка
Галины Улановой для партии «Умирающий лебедь» и пуанты Матильды Кшесинской, личные вещи Петра Чайковского, Александра Бенуа, афиши «Русских сезонов», архивные видеозаписи и фотографии. Экспозиция также позволит зрителям познакомиться со сценографией полуторавековой давности, восстановленной командой Манежа по заметкам, дневникам и архивным записям.
«Идея сделать проект, посвященный русскому балету, сложилась из нескольких источников. Во-первых, балет – один из самых очевидных и безусловных русских «брендов», а значит интересен не только у нас, но и во всем мире. Во-вторых, завораживает сочетание спорта высоких достижений и жесточайшей конкуренции с волшебством, которое мы, зрители, видим на сцене. В-третьих, балет это синтез искусств и необъятная совершенно тема, а значит рассказывать о ней можно и нужно совершенно по-разному и вот мы выбрали такой язык повествования, в котором визуальное впечатление от выставки есть часть высказывания содержательного, — так объясняет концепцию выставки ее соавтор и архитектор, основатель и генеральный директор бюро Planet9 Агния Стерлигова. — От хронологии до лаборатории, через инсталляции, экспонаты, нарративы, впечатления… Думаю, что наш рассказ о русском балете привлечет самую широкую публику, а яркая визуальность станет ключом к внимательному изучению содержания экспозиции».
«Огромная честь участвовать в подготовке такой выставки — в мире мало вещей, которые могут сравниться по красоте и достоинству с русским балетом, — говорит генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова. — Это, бесспорно, наше национальное достояние, часть нашей культуры, то, чем мы восхищаемся по праву. Для РОСИЗО огромная радость в очередной раз работать с Planet9, сотрудничать с Петербургским Манежем. Проект “Первая позиция. Русский балет” долго задумывался совместными усилиями с российскими музеями. На мой взгляд, мы сделали прекрасную выставку, которая безусловно показывает, что нам есть чем гордиться».
Художественное решение пространства выставки дает зрителю возможность заглянуть за кулисы театра, соприкоснуться с миром балета и почувствовать его красоту. Начиная свое путешествие по выставке, посетитель увидит Сцену с разных позиций: из-за кулис и технической зоны, из зрительного зала, находясь в партере или в ложе.
«Было сложно, интересно, — поделился своими эмоциями креативный куратор выставки Павел Каплевич. — Мы старались следовать требованию Сергея Дягилева, который говорил художникам: «Удиви меня». И вот мы сейчас здесь, можно сказать, отмечаем 150-летие знаменитого импресарио в Санкт-Петербурге».
Экспозиция поделена на тематические разделы, среди которых «Царская ложа», где балет предстанет перед зрителем в виде сменяющих друг друга ярких образов театральных лож, связанных с ключевыми вехами исторических событий дореволюционной России; раздел «Русский дух» раcсказывает о балетных постановках Дягилевской антрепризы; «Советский балет» — раздел, охватывающий период с 1917 по 1991 гг. и отражающий изменение техники танца, появление новых героев балетной сцены, переосмысление классических балетных сюжетов; «Костюмерный цех» демонстрирует трансформацию канона женского балетного костюма;
«Анатомия балета» позволит узнать, что происходит с телом исполнителя с позиции общих законов физики и биомеханики, а раздел «Школа» станет визуальным отражением становления и развития балетного образования в России, деятельности выдающихся педагогов и их учеников, преемственности традиций.
В рамках выставочного проекта команда Манежа также представит насыщенную просветительскую программу, включающую в себя лекции, открытые дискуссии, выступления артистов, мероприятия для детей и подростков.
«Межмузейный проект “Первая позиция. Русский Балет” — сложная, многокомпонентная выставка, созданная при участии более 40 музеев, является поистине долгожданной. — говорит генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. — Самое важное, что поддержка Президентского фонда культурных инициатив позволила выстроить этот балетный город в петербургском Манеже таким, чтобы сюда хотели приходить люди. Уверен, что эту выставку ждет большой успех».

Информация и фотографии предоставлены PR-агентством Бедуш & Маренникова.

Мариинский театр продолжает чествовать Федора Шаляпина

В марте в Мариинском театре продолжается ряд торжественных музыкальных посвящений Федору Шаляпину, чья творческая судьба неразрывно связана с этим театром. К 150-летию великого артиста в течение месяца будут звучать оперы, некогда принесшие Шаляпину мировую славу.
1 марта на исторической сцене прозвучал «Дон Кихот» Жюля Массне — французский композитор написал эту оперу специально для русского баса. Титульную партию, в которой блистал Фёдор Шаляпин, исполнил один из ведущих солистов Мариинского театра Юрий Воробьёв. В роли прекрасной Дульсинеи выступила Юлия Маточкина.

К музыкальному конкурсному проекту «Вся страна» присоединились новые партнеры и члены жюри

Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия, Министерство культуры Республики Бурятия, мэрия Улан-Удэ, Республиканский центр народного творчества Бурятии, Радио «Орфей», социальная сеть «Одноклассники» и продюсерский центр Insight People стали партнерами Всероссийского конкурса этнической музыки «Вся страна», который Российский музыкальный союз (РМС) проводит при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ).

Также к проекту присоединились новые члены жюри: кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Национальной премии «Радиомания», ведущая программы «Фолк-альбом “Радио России”» Людмила Осипова и генеральный директор – художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра, академик Российской академии радио, заслуженный работник культуры РФ Ирина Герасимова.

Напомним, в настоящее время осуществляется прием заявок на конкурс: оформить заявку можно до 31 марта 2023 года на сайте вся-страна-конкурс.рф. К участию приглашаются как солисты, так и вокальные, вокально-инструментальные и инструментальные коллективы любого музыкального направления из восьми федеральных округов РФ, а также из новых регионов страны.

В состав жюри конкурса входят видные деятели культуры: композитор, народный артист РФ Алексей Рыбников; джазовый пианист, народный артист РФ Даниил Крамер; пианист, заслуженный артист РФ Борис Березовский; киноактер и кинорежиссер Артем Михалков; актер, музыкант, режиссер Владимир Панков; продюсер Валерий Дробыш; поэт-песенник Александр Шаганов; певица и композитор Анастасия Ведерникова; гусляр, певица и композитор Ольга Глазова.

Партнерами проекта являются Министерство культуры Пермского края, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство культуры Свердловской области, Российский фольклорный союз, Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь», Управление культуры администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный округ Калининградской области», Северо-Кавказский государственный институт искусств, Национальный фонд поддержки правообладателей, продюсерская компания «Русское кино», газета «Культура», информационное агентство InterMedia, информационный портал «Культуромания».

Финальный гала-концерт конкурса состоится в Москве 12 июня 2023 года и будет приурочен к празднованию Дня России. Победители получат денежные премии и памятные призы.

В Омской филармонии подвели итоги IX Областного конкурса «Солист оркестра»

В Омской филармонии завершился IX Областной конкурс «Солист оркестра» на лучшее исполнение произведения с Омским академическим симфоническим оркестром. 22-23 февраля в Концертном зале прошел финальный тур конкурсных прослушиваний, участие в нем принял 41 юный музыкант. Лауреатами конкурса стали 22 исполнителя.

На гала-концерте 24 февраля в Концертном зале филармонии прошла торжественная церемония награждения финалистов IX Областного конкурса «Солист оркестра». Лауреаты и дипломанты продемонстрировали гостям мероприятия свое мастерство. Их сопровождал Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева.

Лауреатами I степени стали трое учеников Омского музыкального училища (колледжа) им. В.Я. Шебалина: кларнетист Георгий Пикус, пианистка Софья Бекиш и вокалистка Алёна Тульникова; двое учеников ДШИ № 1 им Ю.И. Янкелевича: пианистка Полина Ермакова и скрипачка Мария Морозова; ученица ДШИ № 2 им. А.А. Цыганкова вокалистка Арина Лубенская.

Звание Лауреата II степени получили ученики ДШИ № 4 им. Ю.А. Вострелова – вокалистки Диана Абрамян и Мария Тимченко, саксофонистка Екатерина Блошенкова и пианистка Анна Бондаренко; Александр Андреев (ударные, ДШИ № 6 им. Е.Ф. Светланова), Полина Искоренко (флейта, ДШИ № 2 им. А.А. Цыганкова), скрипачка Анастасия Дорофеева (скрипка, ДШИ № 1 им. Ю.И. Янкелевича) и Людмила Кондратенко (вокал, Омское музыкальное училище (колледж) им. В.Я. Шебалина).

Лауреатами III степени стали: вокалист Денис Дмитриев и пианист Илья Окунев (ДШИ № 4 им. Ю.А. Вострелова), пианистка Анна Сак (Экспериментальная детская музыкальная школа), скрипач Николай Захаров, скрипач Андрей Лопатин (ДШИ № 1 им. Ю.И. Янкелевича), трубач Матвей Щукин и исполнитель на ударных Клим Шестаков (ДШИ № 6 им. Е.Ф. Светланова»), вокалист Волынкин Иван (вокал, ДШИ № 9).

Кроме того, были вручены специальные дипломы: за артистизм – вокалисткам Елизавете Макашовой (ДШИ № 9) и Валерии Кузьмовой (ДШИ № 6 им. Е.Ф. Светланова), за музыкальную выразительность – Веронике Васильевой (скрипка, ДШИ № 1 им. Ю.И. Янкелевича). По словам председателя конкурсного жюри Дмитрия Васильева, независимо от того, как распределились места, – все участники финального тура могут считаться победителями!

Областной конкурс «Солист оркестра» возник по инициативе художественного руководителя и главного дирижера Омского симфонического оркестра в 2007 году в рамках празднования 40-летия творческого коллектива. Конкурс помогает совершенствовать исполнительское мастерство молодых омских музыкантов, дает им возможность находиться на одной сцене с высокопрофессиональным коллективом Симфонического оркестра и проявить себя в качестве солиста. Это шанс для каждого из конкурсантов получить дорогу в жизнь. Практически все юные таланты, после участия в состязании решают связать свою судьбу с музыкой, становятся студентами престижных столичных музыкальных вузов.

В этом году на конкурс подана 91 заявка от учащихся детских школ искусств города и области, студентов Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина.

Завершился фестиваль «Баян и аккордеон в Нижнем Новгороде» имени Н. Я. Чайкина.

22 февраля 2023 года в Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки завершился VII Всероссийский фестиваль «Баян и аккордеон в Нижнем Новгороде» имени Н. Я. Чайкина.
Фестиваль проводился с 18 по 22 февраля. Его программу составили восемь концертов, шесть творческих встреч, четыре мастер-класса и круглый стол. На мероприятиях прозвучали как классические, так и современные сочинения для баяна и аккордеона, а также обработки народных песен и эстрадно-джазовые композиции. На творческих встречах композиторы и исполнители рассказали об истории фестиваля, а также об актуальных сочинениях для баяна. Мастер-классы проводили преподаватели Нижегородской, Санкт-Петербургской и Казанской консерваторий.
Заключительный концерт фестиваля был посвящен профессору ННГК, заслуженному деятелю искусств РФ Виктору Ивановичу Голубничему, который в этом году отметит 80-летие.

Фотография с сайта Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки