Грандиозный «Реквием века» будет исполнен в Омске

14 апреля на сцене Концертного зала филармонии Омский академический симфонический оркестр исполнит грандиозное произведение, удостоенное престижной премии «Grammy», –Реквием современного британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Коллектив обратится к этой музыке впервые. Услышать ее со сцены – большая редкость для меломанов во всем мире. К участию в предстоящем концерте приглашены Камерный хор «Певчие» (руководитель – заслуженный работник культуры России Лариса Сабитова), Хоровая капелла Томского государственного университета (руководитель – Михаил Давыдов), солисты – Анастасия Колотова (сопрано), Алексей Дмитриев (тенор) и Матвей Щукин (дискант).За дирижерским пультом – маэстро Дмитрий Васильев. Начало программы в 19.00.

Реквием выдающегося британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера (род.в 1948) – уникальное по содержанию, стилю и инструментальному составу произведение. В современной музыкальной культуре оно занимает особое место. В Реквиеме гармонично переплетаются, изменяя и обогащая друг друга, элементы духовной, академической и популярной музыки, рока и джаза. В трактовке канонического церковного произведения композитор нашел оригинальные музыкальные решения.
Реквием века, в котором отразились вселенские катастрофы,эпизоды созидания и разрушения цивилизации, – так описывают это произведение медиа. Композитор посвятил свое творение памяти жертв военных конфликтов в Северной Ирландии. Человеческое горе в музыке передано глазами ребенка, который видит всю эту трагедию, но ничего не в силах изменить. Именно поэтому Реквием открывает и закрывает солирующий детский голос. Партию дисканта в Омске исполнит учащийся ДШИ №6 им. Е.Ф. Светланова – юный певец Матвей Щукин.
«Детский голос и как бы испаряется, истаивает и гаснет в мировом космосе, вечной скорбью, мольбой и вечным вопросом о судьбе человечества», – писал интернет-портал «VN.RU».
Произведение Уэббера, которое на омской сцене будет исполняться впервые, требует большой выразительности, высокого мастерства всех солистов, хора и, конечно, оркестра. Партитура Реквиема необычна. Ее наполняет обилие духовых, ударных, в ней присутствует синтезатор, но при этом полностью исключены скрипки – основа оркестра.
Реквием Уэббера отличает роскошное хоровое звучание. В его интерпретации на омской сцене будут участвовать два хоровых коллектива – Камерный хор «Певчие» иХоровая капелла Томского государственного университета, которая в наш город приедет впервые.
Мировая премьера Реквиема Уэббера, состоявшаяся в 1985 году, имела большой успех, пластинка с этой музыкой сразу же раскупилась. Изумительной красоты ария «Pie Jesu» («Милосердный Иисус») – жемчужина Реквиема–зажила самостоятельной жизнью, став подлинным вокальным хитом. К произведению обращались звезды мировой величины – Сара Брайтман (сопрано), Пласидо Доминго (тенор), маэстро Лорин Маазель. В немалой степени популярности Реквиема способствовало его исполнение в СССР. В 1988 году произведение сенсационно прозвучало в Ленинграде и в Москве в присутствии самого автора, который оценил мастерство российских музыкантов.
Однако в силу большого и сложного состава партитуры, а также большой исполнительской трудности Реквием крайне редко звучит со сцены. Его появление в репертуаре становится настоящей сенсацией. У омских меломанов есть уникальный шанс услышать это великолепное произведение в Концертном зале.

В «Сириусе» стартует VI концертный сезон

16 апреля в Парке науки и искусства «Сириус» состоится первый концерт сезона -2022. Его откроют музыканты Санкт-Петербургского Дома музыки – народный артист России Сергей Ролдугин (виолончель) и лауреат международных конкурсов Вазген Юсупов (кларнет).Музыканты выступят в сопровождении Сочинского симфонического оркестра.
«Мы счастливы открыть новый концертный сезон! При этом крайне символично, что первыми на сцену выйдут близкие «Сириусу» артисты: виртуозный виолончелист Сергей Ролдугин и воспитанник Образовательного Центра, кларнетист Вазген Юсупов. Наравне с выступлениями музыкантов Санкт-Петербургского Дома музыки в течение года мы будем радовать зрителей большим разнообразием концертов самых разных жанров: оперные выступления, вечера балета и танца, джаз и, конечно же, много красивейшей классической музыки в исполнении как больших симфонических оркестров, так и камерных коллективов. Важным изменением грядущего сезона станет обновленная концертная структура. Появятся новые тематические фестивали с четко очерченным периодом, среди них«Молодежный фестиваль искусств «Сириус», Музыкальный фестиваль «Сириус», «Зимний фестиваль искусств Федеральной территории «Сириус».
Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех»
В течение 2022 года в Парке науки и искусства «Сириус» планируется проведение более 70 концертов.Музыкальные вечера объединены в фестивали в зависимости от направления и периода их проведения. Так, в День защиты детей откроется «Молодежный фестиваль искусств «Сириус». Начавшись серией концертов Российского национального молодежного симфонического оркестра,он объединит выступления молодых артистов и коллективов. В летний период пройдет «Музыкальный фестиваль «Сириус», в рамках которого на сцену выйдут крупнейшие симфонические коллективы, ведущие музыканты и солисты современности – Сергей Ролдугин, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Павел Милюков, Вадим Репин и многие другие.
22 декабря стартует«Зимний фестиваль искусств Федеральной территории «Сириус». Он будет самым торжественным из всех и объединит праздничные концерты, посвященные Дню Федеральной территории «Сириус», новогодние и рождественские вечера.
Неотъемлемой частью программы нового сезона станут концерты солистов Санкт-Петербургского Дома музыки, в рамках его проекта «Музыкальная сборная России». Всего в период с апреля по декабрь 2022 года состоится 12 выступлений участников этого цикла – 7 камерных и 5 совместно с симфоническими оркестрами.
Запуск концертного сезона «Сириуса» выступлением представителей Санкт-Петербургского Дома музыки стало хорошей традицией, которая продолжится в текущем году. 16 апреля в Парке выступят художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,народный артист России Сергей Ролдугин (виолончель) и лауреат первой премии II Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие»Вазген Юсупов (кларнет).В сопровождении Сочинского симфонического оркестра музыканты исполнят произведения европейских композиторов XVIII-XIX вв.
Откроет вечер Увертюра к опере «Тангейзер»Рихарда Вагнера.Именно она считается бриллиантом всего произведения. Увертюра заключает в себе основную тему оперы, а также раскрывает и обобщает ее драматическую сущность – противостояние духовного и чувственного начал, их борьбу за человеческую душу. Благодаря этому Ференц Лист,интерпретатор произведений Вагнера,определил ее как «симфоническую поэму на сюжет оперы». Увертюра прозвучит в исполнении Сочинского симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и дирижера Алексея Асланова.
Продолжит вечер сочинение Карла Марии фон Вебера. В наследии немецкого композитора важная роль отведена произведениям для кларнета. Великолепные возможности инструмента ему открыл известный кларнетист того времени Генрих Берман.С подачи музыканта-виртуоза, для которого композитор писал произведения с участием этого инструмента, Вебер стал уделять активное внимание кларнету в том числе как солирующему инструменту. Так был написан Концерт №2 для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор. В нем автор сохранил трехчастную форму, но привнес романтические черты, заложив новый подход к трактовке жанра инструментального концерта.
Во втором отделении прозвучит самый известный во всем инструментальном творчестве Йозефа Гайдна Концерт №1 для виолончели с оркестром до мажор. Он был написан великим венским композитором для близкого друга и одного из лучших виолончелистов XVIII века Йозефа Вейгля. Более 200 лет ноты считались утерянными, пока партитура не была найдена в Пражском национальном музее в 1961 году.
Начало концерта в 19:30
Билеты можно приобрести на https://go.sochisirius.ru/park.html?concert=1352357816042022

Объявлена программа Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов

С 8 по 14 апреля 2022 г. впервые Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов в номинации «Современный танец» будет проходить в г. Йошкар-Оле. Конкурс учрежден распоряжением Правительства Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации. Организацию и проведение конкурса осуществляет ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.
Художественным руководителем конкурса является народный артист СССР,хореограф Большого театра России – Юрий Николаевич Григорович.

8 апреля (18.00) на сцене Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева состоится открытие Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов:Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева представит грандиозную премьеру – балет «Русский Гамлет»на музыку Л. Бетховена и Г. Малера в постановке Бориса Эйфмана. На решение Эйфмана – поставить «Русского Гамлета» в Йошкар-Оле– повлиял тот факт, что в 2000 году заглавную партию в балете исполнилтогда премьер Большого театра, заслуженный артист России, народный артист Марий Эл Константин Иванов, в настоящий момент возглавляющий театр и являющийся министром культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. В спектакле «Русский Гамлет» Борис Эйфман обратился к фигуре Павла I – одного из наиболее загадочных и противоречивых персонажей отечественной истории, – блестяще изобразив трагическое противостояние неординарной и душевно хрупкой личности враждебному миру, построенному на насилии, вероломстве и лжи.
Открытие Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов совпадет также с началом юбилейных мероприятий XX фестиваля балета в честь великой русской балерины Галины Улановой, который будет проводиться в г. Йошкар-Оле с 8 по 22 апреля.
Первый этап Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов был организован дистанционно: по присланным видеозаписям комиссия отобрала 59 участников старшей группы и 28 участников младшей группы из 22-х российских городов.
Очные II и III туры будут проходить на сцене Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева: II тур –10 апреля(12:00 -15:00,18:00-21:00);III тур –13 апреля(12:00 -15:00, 18:00-21:00).
Торжественное закрытие и гала-концерт лауреатов конкурса пройдут 14 апреля (18:00).

8 апреля в 11.00 состоится традиционная жеребьевка участников.
В первый же день конкурса (с14.00 до 15.00)будет проходить творческая встреча с Борисом Эйфманом, на которой мастер поделится с публикой своими взглядами на искусство хореографии на примерах своих уникальных постановок.
В 16.00 организаторы проведут пресс-конференцию по случаю открытия балетного соревнования, а в 17.30 участников и гостей конкурса пригласят на открытие фотовыставки «Движение никогда не лжет», в названии которой – слова знаменитой американской танцовщицы и хореографа Марты Грэм. В экспозиции фотовыставки представлены работы четырех фотографов – Карины Житковой, Юлии Михеевой, Иры Яковлевой и Алисы Аслановой. Каждая из них по-своему видит движение в современном танце, имеет яркий и неповторимый почерк.

9 апреля (18.00) в рамках культурной программы пройдет Вечер современной хореографии, в уникальной программе которого объединены спектакли ярких молодых хореографов, лауреатов Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов, талантливо заявляющих о себе в пространстве современного танца в музыкальном театре. Это одноактные постановки «Арлекинада. New» Софьи Гайдуковой, «На дне рождения» Александра Могилева и «ЕСНО» Константина Кейхеля. Софья Гайдукова и Александр Могилев в этом году вошли в состав жюри Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов.
Балет «Арлекинада. New» на музыку Алексея Айгив хореографии Софьи Гайдуковой – история о любви, которую мы видим в реальной жизни. Спектакль представят солисты Воронежского государственного театра оперы и балета, лауреаты международных конкурсов Марта Луцко и Иван Негробов, заслуженная артистка Воронежской области Екатерина Любых, Максим Данилов.
Концепция балета «На дне рождения» на музыку Александра Муравьева в хореографии Александра Могилева основана на известном изречении М. Горького: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»… Постановку представят танцовщики компании современного танца ЭТО – Александр Могилёв, Анна Маркелова, Марьяна Левицкая, Яна Татарунис, Евгений Шишлянников, Мария Маракулина, Рузель Низамов.
Балет «ECHO» на музыку Константина Чистякова в хореографии Константина Кейхеля словно абстрактный пейзаж, вовлекающий в медитацию посредством музыки, света и хореографии, которую исполнят артисты компании «Inner Company».

11 апреля(18.00) участники и гости конкурса увидят балетный спектакль«Роден, ее вечный идол»на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. МасснеСанкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Спектакль посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов – Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.Постановка Эйфмана – это масштабное творческое высказывание на тему трагичности жизненного пути гениев. Используя уникальный пластический язык современного психологического балета, известный хореограф не просто являет новое осмысление мира человеческих страстей, виртуозно исследованного Роденом и Клодель в их работах, но создает произведение о непостижимой мистерии творческого процесса.

Стало хорошей традицией в период проведения Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов организовывать творческие лаборатории и встречи, мастер-классы и лекции.Так,на конкурсе этого года будут организованы мастер-классы педагога Академии танца Б. Эйфмана Балажа Бараньяи (08.04, 12.00-13.00, младшая группа; 13.00-14.00, старшая группа); доцента кафедры хореографии Самарского государственного института культуры Эльвиры Первовой (09.04, 11.30-12:30, младшая группа; 12.30-13:30, старшая группа); основателя школы и системы обучения танцу «ЭТО ЛЮДИ», директора фестиваля русского современного танца «ПРОБА №» Александра Могилева (11.04, 13.00-14.00, младшая группа; 14.00-15.00, старшая группа); педагога современного и сценического танца ГИТИСа Софьи Гайдуковой (12.04, 12:00-13:00, младшая группа; 13:00-14:00, старшая группа).

Кроме этого, в рамках культурной программы состоятся:лекция Марии Дудиной «Современный танец VS Современная хореография. Жанры и техники» (10.04, 15.30-17.30); Круглый стол «Современный танец: место и роль в художественном сознании времени» (12.04, 14:00-16:30).
В рамках конкурса для участников старшей группы также будет проходить «Творческая лаборатория по современному танцу» (08.04 в 15.30; 09.04 в 14.00; 11.04 в 11.00; 12.04 в 16:30). Автор и ведущая лаборатории – хореограф Анна Юдина.

Справка:
Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов имеет четырехлетний цикл, поэтапно представленный номинациями: «Характерный и народно-сценический танец», «Современный танец», «Хореографы», «Классический танец». В этом году Всероссийский балетный конкурс проводится в преддверии XIV Международного конкурса артистов балета, который состоится с 3 по 11 июня 2022 года в Государственном академическом Большом театре России.
Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов проводится по двум возрастным категориям: младшая возрастная группа с 14 до 18 лет включительно на день начала конкурса; старшая возрастная группа с 19 до 35 лет включительно на день начала конкурса. Организатор конкурса оплачивает проезд, проживание и питание участников и их партнеров на период участия в конкурсе.
В составе жюри Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов – авторитетные российские хореографы, артисты, педагоги, руководители театров, деятели хореографии.
Обладателям первых трех премий в старшей возрастной группе вручат медали и денежные призы в размере 200 тысяч рублей, 170 тысяч рублей и 140 тысяч рублей. Лауреаты в младшей возрастной группе получат вознаграждения в размере 170 тысяч рублей, 130 тысяч рублей и 100 тысяч рублей.
Подробные условия участия размещены на официальном сайте конкурса www.balletcontest.ru.

Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева – театр, известный и востребованный в России и за рубежом. Марийскому балету рукоплескали Франция, Германия, Италия, Мексика и другие страны. Именно марийскую труппу приглашали представлять русский классический балет на такие престижные фестивали, как Дни русского искусства в Каннах или Фестиваль русского искусства в Венеции. На родине театр признан на высоком уровне – он лауреат Премии Правительства «За вклад в развитие театрального искусства России им. Ф. Волкова». И вряд ли найдется крупный город, в котором не знали бы о таком уникальном феномене, как марийский балет, созданным премьером Большого театра, заслуженным артистом России Константином Ивановым. Достижения балетной труппы ежегодно подтверждаются не только престижными гастролями, но и победами на многих самых главных балетных конкурсах и фестивалях, премиями и высокими наградим.

ФГБУК РОСКОНЦЕРТ, являясь правопреемником Государственного концертно-гастрольного бюро СССР – «Союзконцерта», ведет свою историю с 1967 года.
ФГБУК РОСКОНЦЕРТ проводит масштабные фестивали искусств, перекрестные года и обменные Дни культуры, а также всероссийские и международные конкурсы и творческие проекты, в числе которых: Международный конкурс им. П. И. Чайковского, Международный конкурс артистов балета и хореографов, Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени Сергея Рахманинова Фестиваль спорта и культуры народов Северного Кавказа, фестиваль «Балтийские дебюты», Всероссийский музыкальный конкурс, Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, Фестиваль искусств «Балтийские сезоны», День славянской письменности и культуры, фестиваль «Территория мира – Территория музыки» и мн. др.
С 2020 года РОСКОНЦЕРТ – крупнейший гастрольно-концертный центр, реализующий все мероприятия в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана, включая такие масштабные проекты, как программа «Большие гастроли» и «Мы – Россия».
Учреждение подведомственно Министерству культуры Российской Федерации.

VI Фестиваль Новой музыки в Омске завершится двумя мировыми и одной российской премьерой

Фестиваль Новой музыки, проводимый Омской филармонией, завершится 31 марта. В этот вечер со сцены Концертного зала Омский симфонический оркестр исполнит две мировые и одну российскую премьеру. Все эти произведения созданы современными композиторами. Омичи станут их первыми слушателями. В предстоящей концертной программе, получившей название «Рикошет», ожидаются и другие сюрпризы, которые приятно удивят публику. За дирижерским пультом – художественный руководитель и главный дирижер коллектива, заслуженный деятель культуры Омской области Дмитрий Васильев. Начало программы в 19.00.

Предстоящая концертная программа завершает VI Фестиваль Новой музыки. Именно потому она стала самой насыщенной по количеству премьер – не только российских, но и мировых. Мировой премьерой станет каприс для оркестра «Fractured and again» («Мир сломанных вещей») российского композитора Григория Зайцева (род.в 1983 г.), кандидата искусствоведения, создавшего более 100 сочинений в разных жанрах, опубликовавшего четыре книги по культурологии. Он считается автором первых в мире сочинений для русских народных инструментов, написанных в эстетике минимализма. Каприс для оркестра «Fractured and again» посвящен проблеме сломанного как такового. Эта идея отражена в самой форме произведения: оно состоит из небольшого количества «осколков» – интонационных блоков, которые все время собираются по-разному, но никогда так полностью и не подходят друг к другу, вновь и вновь рассыпаясь на составляющие. По признанию композитора, «Fractured and again» – это эскиз процесса поиска идеальной неломающейся вещи.

Продолжат концерт-закрытие «Образы души» израильского композитора Беньямина Юсупова (род.в 1962 г.). Его творчество не ограничено ни жанровыми, ни общекультурными рамками. Оно объединяет все возможные стили и влияния, что создает неповторимый язык автора. В своих сочинениях Юсупов опирается на западные и восточные музыкальные традиции, включает в партитуры этнические мотивы и инструменты. Концерт для двух кларнетов «Образы души» – попытка постичь тайну души, выразить ее сакральные порывы в звуке. Четыре части этого новаторского полотна – «Эхообразные размышления», «Шуршание и переполох», «Мощь тишины», «Буйные ритмы души» – рассказывают о путешествии души из горнего мира в дольний. Страсть, безмятежность, тревога – обо всем том, что наполняет душу, рассказано в музыке концерта. Меломаны услышат имитацию наигрышей дудука – души армянского народа, а также пронзительное клейзмерское музицирование – еврейскую национальную традицию.

Мировой премьерой станет сочинение «Game. Set and Match» канадского композитора Гая Бакоса, автора музыки для театра, кино, рекламы и концертного исполнительства. Пьесу «Game. Set and Match» он посвятил своему кумиру – великому швейцарскому теннисисту Роджеру Федереру. Посредством музыки и звуков произведение рисует все перипетии теннисного матча. Партитура пронизана духом спортивной игры, в ней явно слышны аплодисменты, фанфары, с которых начинается матч. Сама игра изображена очень ярко, динамично и виртуозно. Пьеса Гая Бакоса не проста для исполнения, она требует серьезной технической подготовки и для оркестра, и для солирующего пианиста.
Мировая премьера «Game. Set and Match» будет посвящена нашему прославленному соотечественнику – первой ракетке мира Даниилу Медведеву. Именно его успехи и достижения вдохновили Омский академический симфонический оркестр на исполнение этого произведения.

Главным сюрпризом вечера станет концерт для пинг-понга с оркестром «Ricochet» американского композитора Энди Акихо (род.в 1979 г.). Его творчество прочно связано с игрой на стальных барабанах, искусство которой он постигал в Тринидаде. Металлические звуки этих экзотических инструментов, а также элементы театральности и перфоманса наполняют его произведения. Концерт для пинг-понга с оркестром «Ricochet» был написан им для ежегодного музыкального фестиваля в Шанхае. Идея произведения переосмысливает исторический эпизод: пятьдесят лет назад холодная война между США и коммунистическим Китаем, была ослаблена благодаря настольному теннису. Исторический визит американской команды по пинг-понгу в Китай имел масштабы, изменившие мир. Маленький шарик для пинг-понга соединил континенты, также как и музыка во все времена соединяет людей разных взглядов и национальностей. Мощные, динамичные ритмы пронизывают музыку концерта «Ricochet» почти первобытной силой. На сцене появляются два игрока, и под пульсирующий аккомпанемент оркестра начинают матч, который становится частью мелодии.
Чтобы исполнить уникальное произведение «Ricochet» Энди Акихо, в центре сцены Концертного зала будет установлен теннисный стол, вокруг которого будет располагаться Симфонический оркестр (100 человек во главе с дирижером Дмитрием Васильевым). Спортсмены Федерации настольного тенниса Арина Павлий и Тимур Исмаилов исполнят теннисную партию в музыкальном произведении. Для исполнения сочинения специально были закуплены 400 теннисных шариков.
VI Фестиваль Новой музыки уже прочно занял достойные позиции на российской музыкальной карте. Он познакомил слушателей с редко или никогда не исполнявшимися произведениями, представил мировые и российские премьеры, многообразие жанров и выразительных средств современной музыки, открыл имена новых авторов, чье творчество авангардно. Этот творческий форум в очередной раз доказал: современная симфоническая музыка – это калейдоскоп новаторских идей, экспериментов и открытий.
С полной программой фестиваля и его участниками можно познакомиться на сайте https://newmusic55.ru/

«Камень глупости». Прямая трансляция премьеры в РТБД

26 и 27 марта на сцене Республиканского театра белорусской драматургии состоится премьера спектакля «Камень глупости» по пьесе современного белорусского драматурга Константина Стешика в постановке молодого режиссера из Екатеринбурга Дмитрия Зимина. Планируется, что спектакль будет показан в разных городах России, а также войдет в программу XVI Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, который пройдет в Москве в 2023 году.

О СПЕКТАКЛЕ
«Камень глупости» – это совместный проект Регионального общественного фонда поддержки Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, Международной конфедерации театральных союзов и Республиканского театра белорусской драматургии (РТБД), который объединяет в себе деятелей театра из Беларуси и России. В команду проекта вошли драматург Константин Стешик (Беларусь), режиссер Дмитрий Зимин (Россия), художник Алёна Игруша (Беларусь), композитор Александр Ситников (Россия) и артисты театра.

Популярным сюжетом в картинах голландских художников Средневековья было «извлечение камня глупости», согласно которому хирург якобы излечивает больного от глупости. В переводе с голландского «вырезать камень» означает обмануть, поэтому действие на картинах больше похоже на шарлатанство, чем на настоящую операцию.
Современная история белорусского драматурга Константина Стешика – это меланхоличные сцены из жизни человека, перенесшего сложную операцию на головном мозге. Избавившись от своего «камня глупости», главный герой Роман начинает остро ощущать бессмысленность происходящего в его жизни и вокруг. Кажется, так было всегда: близкие, которые обманывают себя, проповедуя чужие им «правила жизни», пустые встречи, разговоры. Только теперь это стало более очевидным и невыносимым.

Чем для главного героя спектакля Романа окажется «камень глупости»? И только ли в негативном контексте возможно его прочтение? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в новом спектакле РТБД.

Константин Стешик – один из самых ярких современных белорусских драматургов. Неоднократно становился финалистом и лауреатом крупнейших конкурсов и фестивалей драматургии, среди которых – «Любимовка» и «Ремарка». Над постановкой спектакля «Камень глупости» работает российский режиссер Дмитрий Зимин, несмотря на молодой возраст, за его плечами более 30 спектаклей.

Дмитрий Зимин: «Этот спектакль – про иллюзорность смысла жизни и про человеческое одиночество внутри этой иллюзии. «Камень глупости» – история о том, насколько человеку нужен человек, тот, с кем не страшно оставаться собой».

Сценографию и костюмы для проекта разработала художник театра и кино Алёна Игруша, на счету которой 75 спектаклей в театрах Беларуси и России, в том числе 11 – в РТБД. Музыку к спектаклю написал Александр Ситников – российский музыкант и артист, основатель экспериментального проекта «4 позиции Бруно» (Екатеринбург), музыканты которого создают интеллектуальную психоделическую электронику.

«Камень глупости» – второй совместный проект Международной конфедерации театральных союзов и Республиканского театра белорусской драматургии. Первой работой стал спектакль «Тихий шорох уходящих шагов» (2013), который и сегодня идет на сцене РТБД. В 2015 году спектакль был показан в рамках XII Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.

«Музей музыки. Взгляд в будущее!»: Российский национальный музей музыки объявил программу празднования 110-летия с момента основания

В 2022 году Российский национальный музей музыки отмечает 110-летие с момента своего основания. Программа юбилейного года, объединившая в том числе выставку «Музей, который звучит» в Новом Манеже, интерактивную выставку «Музыкальная эволюция: от камня до нейросети» в Музее музыки и гала-концерт «Музею музыки – 110!» в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, стартует 24 марта, в день рождения музея. Программа 110-летия «Музей музыки. Взгляд в будущее!» подготовлена при поддержке Министерства культуры РФ.

«Музыка – это то, что поддерживает и объединяет нас, то, что отзывается в сердце каждого. День рождения – это всегда важное событие, которое хочется провести в кругу друзей. Именно поэтому 24 и 26 марта мы пригласили интересных музыкантов и блогеров, которые в формате MusicTalk и расскажут о значении музыки в нашей жизни», – рассказал генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА ЮБИЛЕЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ССЫЛКЕ.       

24 марта 2022 года

Старт юбилейной программе будет дан 24 марта, в день рождения Российского национального музея музыки: в этот день пройдут экскурсии и творческие встречи в формате MusicTalk – дискуссии, посвященные значению музыки в нашей жизни. В 19:00 в Музее музыки состоится эксклюзивная экскурсия по выставочным проектам «110 лет. Главное», «Все самое интересное о Звуке» и «Музыка в кадре» с Александром Островским, видео-блогером и создателем проекта о классической музыке Stradivaly.

В 20:00 состоится творческая встреча с Александром Зилковым, музыкальным блогером, автором музыкально-образовательного канала «Нескучный Саунд», который расскажет о том, что такое процесс сочинения музыки – передача эмоций или подчинение правилам? В это же время пианист, писатель, ведущий Алексей Сканави и композитор, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ Евгений Евпак в яркой и импровизационной манере расскажут о влиянии и развитии академической музыки, о том, как менялось представление о красоте и гармонии в музыке, а также представят технологические инновации в музыкальной индустрии.

В Музее П. И. Чайковского в Москве в 19:00 состоится концерт «Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин: 40 лет дружбы» с Ильей Ушуллу (бас), лауреатом Международного конкурса вокалистов «Искусство ХХI века» (Италия). В это время, в 19:00, в Музее С.С. Прокофьева запланирована экскурсия по выставке «Быть композитором» и творческие встречи с композиторами Владимиром Кобекиным и Татьяной Камышевой. А в Музее-квартире А.Б. Гольденвейзера композитор, пианистка и блогер Галина Альтман в 19:00 расскажет о композиторской и педагогической деятельности музыкантов ХХ века и современности: посетители узнают, какие методики и принципы творчества остались незыблемыми и что кардинально изменилось сегодня в подходе к творческому процессу у музыкантов. 

26 марта 2022 года

В субботу Российский национальный музей музыки объявляет о Дне открытых дверей, объединившем семейные квесты, премьерные показы экскурсий-игр, необычные концертные интермедии. Посетители услышат «голоса» музыкальных инструментов, поступивших в коллекцию в первые годы существования музея. Дети смогут поучаствовать в музыкальных квестах «Музейный детектив» в Музее музыки, «Сказки в доме Шаляпина» в Музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина, «В погоне за тайной» в Музее-квартире А.Б. Гольденвейзера и Музее-квартире Н.С. Голованова, а также в игровой экскурсии «Что наша жизнь? Игра!» в Музее П.И. Чайковского в Москве.

Вход 26 марта будет бесплатный по билету «Юбилейный».

В течение 2022 года

В рамках 110-летия Российского национального музея музыки будут представлены новые творческие проекты, среди которых выставки «Влюбленный в жизнь. Арно Бабаджанян», интерактивная выставка «Музыкальная эволюция: от камня до нейросети», «Все краски джаза» к 110-летию отечественного джаза; цикл паблик-токов «Русский рок: время и место», цикл концертов современной музыки «Время композитора» совместно с Союзом композиторов России) и др.

Кульминацией года станет выставка «Музей, который звучит» в Новом Манеже, которая объединит свыше 700 экспонатов, отразит основные векторы развития музея и расскажет об истории его становления (с 17 ноября 2022 года по 22 января 2023 года). Выставка будет подготовлена при участии музеев в составе Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров и в сотрудничестве с бюро Planeta 9.

Завершит программу 110-летия гала-концерт «Музею музыки – 110!» в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в ноябре 2022 года. Во время вечера прозвучат исторические музыкальные инструменты, в том числе инструменты из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ.

Из истории Российского национального музея музыки

Более века назад, в 1912 году, в Московской консерватории открылся Музей имени ее основателя и первого директора и выдающегося пианиста Н.Г. Рубинштейна. С годами музей расширялся; увеличивался штат сотрудников. В 1943 году музей получил статус государственного и был выделен в самостоятельное учреждение. В 1954 году, к 150-летию со дня рождения М.И. Глинки, музею было присвоено имя выдающегося композитора.

В начале 1960-х годов музей переехал в другое здание – памятник архитектуры XVII века «Палаты Троекуровых» в Георгиевском переулке. Здесь появилась возможность развернуть постоянные экспозиции, в том числе впервые представить обширную коллекцию музыкальных инструментов. Музей начал активно вести разнообразную просветительскую деятельность.

Спустя 20 лет музей переехал в здание на улице Фадеева, известный каждому своими красочными витражами, напоминающими орган – это и обращение к абстрактному искусству, и отсылка к католическим храмам, тесно связанным с историей музыки. Еще одна церковная метафора – скульптура-звонница с колоколом, отсылающая к русской духовной музыке.

Одновременно с середины прошлого столетия музей начинает активно расширяться. В состав музея начинают входить мемориальные дома и усадьбы: Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера. Музей-квартира Н.С. Голованова, Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина, Музей П.И. Чайковский в Москве, Музей С.С. Прокофьева.

В 1995 году указом Президента Российской Федерации музей был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2018 году он был переименован – в Российский национальный музей музыки.

Программа подготовлена при участии Высшей школой экономики, с которой Российский национальный музей музыки активно сотрудничает в юбилейный год.

В “Зарядье” состоится мировая премьера вокального сочинения Ильи Демуцкого

27 апреля в Московском концертном зале “Зарядье” пройдет концерт из цикла “Музыка нашего времени”, в рамках которого состоятся 3 мировые и 3 российские премьеры вокальных произведений современных композиторов. Кульминацией концерта станет мировая премьера сочинения Ильи Демуцкого “Из “Писем римскому другу” на стихи Иосифа Бродского.

На концерте выступят солистка Государственного Академического Большого театра России Ольга Селивёрстова (сопрано), солистка Московского театра “Новая опера” им. Е. В. Колобова Полина Шамаева (меццо-сопрано), солист Пермского театра оперы и балета Константин Сучков (баритон), солисты Камерной сцены Большого театра Екатерина Семенова (сопрано) и Валерий Макаров (тенор), солистка Ереванского театра оперы и балета имени А. А. Спендиарова Варсеник Аванян (меццо-сопрано), лауреаты международных конкурсов Ольга Власова (сопрано), Полина Шароварова (меццо-сопрано), Олеся Ростовская (терменвокс), Карина Погосбекова (фортепиано).

“Музыка нашего времени” – цикл концертов современной академической вокальной музыки с участием звезд российской и мировой оперы. В программах цикла звучат произведения всемирно признанных авторов и музыка молодых композиторов, всем известные произведения из оперного репертуара и редко исполняемая музыка. Миссия проекта – продвигать творчество современных композиторов, именно поэтому в рамках цикла часто проходят мировые премьеры.

Что: концерт из цикла “Музыка нашего времени”
Где: Малый зал Московского концертного зала “Зарядье”
Когда: 27 апреля (среда), начало в 19:00

Приобрести билеты можно по ссылке.

Меломаны увидят «Сны в зеркале» -VI Фестиваль Новой музыки покажет «Satie-видения»

В Омской филармонии продолжается VI Фестиваль Новой музыки, который знакомит меломанов с актуальными тенденциями в современном симфоническом творчестве. В третий день фестиваля, 24 марта Омский академический симфонический оркестр познакомит слушателей Концертного зала с программой «Сны в зеркале: Satie-видения». Это уникальный видеоарт-проект, созданный самым титулованным в нашей стране гитаристом Дмитрием Илларионовым (Москва). Вместе с ним в концерте примут участие его виртуозные коллеги – гости российской столицы Николай Сивчук (баян) и Александр Забабуркин (виолончель), а также солистка Омской филармонии Марина Костерина (филармонии). Непременный участник программы – один из лучших видеохудожников России Алексей Чой. За дирижерским пультом – маэстро Дмитрий Васильев. Начало концерта в 19.00.

Программа «Сны в зеркале: Satie-видения» не похожа на обычный концерт. Она идет без антракта и даже без пауз на аплодисменты. Концерт вовлекает меломанов в настоящее музыкально-световое путешествие. Со сцены будут звучать произведения современных российских композиторов-минималистов – Павла Карманова, Любови Терской, Алексея Айги, Андрея Зеленского, Антона Танонова и Анны Друбич. Связующей нитью между их пьесами станут импровизации Дмитрия Илларионова на основе музыки французского композитора Эрика Сати (1866–1925), считающимся первым минималистом в истории музыки.
Один из неотъемлемых компонентов программы – видеокартины, вдохновленные музыкой Э. Сати и современных авторов. В режиме реального времени их будет создавать известный российский видеохудожник и сценограф Алексей Чой.
Программа «Сны в зеркале: Satie-видения» исполнялась на крупнейших музыкальных фестивалях и завоевала множество положительных откликов. Журнал «Leaders Today» дал проекту такую оценку: «Самое удивительное в «Satie-видениях» – это гитара. Она одновременно солирует и аккомпанирует, задает ритм и дышит вместе с оркестром. Проект «Satie-видения» показывает, что в этом инструменте есть все!»
У омских меломанов есть уникальная возможность познакомиться с этим удивительным проектом, а также побывать на мастер-классе виолончелиста Александра Забабуркина, который пройдет 24 марта с 15.00 до 17.00 в Камерном зале филармонии.

Выставка «Скрябин. Запомните это имя!»

19 марта в 15.00 в рамках 60 Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» в выставочных залах Квартиры-музея семьи Ульяновых открывается выставка, посвящённая юбилею Александра Николаевича Скрябина (06.01.1872 – 14.04.1915), одного из крупнейших представителей русской художественной культуры рубежа XIX-XX веков.
150 лет назад, в рождественскую ночь появился на свет Александр Скрябин, композитор, пианист, философ и новатор Серебряного века. Ему отведена была не слишком долгая, но очень насыщенная и яркая жизнь, о чём и рассказывают материалы выставки, предоставленные для экспонирования в Ульяновске Мемориальным музеем А.Н. Скрябина (г. Москва) и дополненные предметами эпохи из фондов Ленинского мемориала.
Годы жизни Александра Николаевича Скрябина — время, когда художникам пришлось уступить место фотографам и, благодаря этому, жизнь Скрябина оказалась фиксированной достаточно подробно. Сохранилось множество его фотопортретов: трогательного малыша, юного кадета, студента, молодого щёголя, признанного музыканта. Уникальные фотографии, документы, страницы дневниковых записей Скрябина откроют интересные факты его биографии, позволят ближе познакомиться с культурной жизнью Серебряного века, помогут слушателям окунуться в атмосферу творчества композитора и настроиться на восприятие музыки этого гениального композитора и великого мечтателя.
Другом Скрябина и своеобразным «Третьяковым для музыкантов» был меценат Митрофан Петрович Беляев. Услышав игру почти неизвестного пианиста-композитора, он сразу поверил в его дарование и на протяжении всей своей жизни помогал Александру Николаевичу: оплачивал музыку, лечение в Германии, организовал его первый тур по Европе. О нём и других благотворителях рассказывают документы и фотографии специального раздела выставки «Музыкант и меценаты».
Скрябин – личность во многом неординарная. В определённый момент своей жизни он перестаёт быть только композитором, пианистом, воплощая собой популярную в то время идею синтеза. Современники называли его философом музыки. Именно он создал особую систему, по которой каждому звуку соответствует определенный цвет, и разработал первый аппарат светомузыки. Понятие «цветомузыка» придумал великий композитор Александр Скрябин, тем самым опередив свое время.
Среди его друзей были знаменитейшие поэты, художники, театральные деятели. Об их отношениях со Скрябиным, а также о взаимодействии творчества композитора с художественно-философскими исканиями Серебряного века можно узнать в тематическом разделе «Круг Скрябина».
Открытие выставки будет сопровождаться музыкальными фрагментами произведений композитора в записи.

Выставка работает с 19 марта по 10 мая 2022 г. в Квартире-музее семьи Ульяновых (пл. Ленина, 1В).

«Геликон-опера» объявляет конкурс режиссеров и художников для участия в постановке оперы Дж. Пуччини «Богема»

В сентябре 2022 года театр «Геликон-опера» представляет премьеру оперы Дж. Пуччини «Богема» и объявляет творческий конкурс для молодых режиссеров и театральных художников, желающих попробовать свои силы в постановке вневременного творения Пуччини.

«Богема» имеет несчетное количество режиссерских интерпретаций, но она созвучна любому времени, всегда современна и привлекательна. В «Геликоне» опера будет представлена впервые, и впервые всю постановку готовит творческая молодежь: музыкальный руководитель – Филипп Селиванов, один из самых молодых дирижеров России, в спектакле будут задействованы молодые солисты «Геликон-оперы», а также выпускники геликоновской Молодежной программы оперных артистов. Кто станет режиссером, художником-постановщиком, художником по костюмам, художником по свету и художником по гриму, предстоит узнать 10 апреля, когда театр объявит результаты Конкурса на участие в постановке.

Для участия в Конкурсе необходимо разработать концепцию и художественное решение спектакля, оформить его и отправить заявку на участие в срок с 15 февраля по 20 марта 2022 года. В финал конкурса выходят четыре режиссера и четыре художника, каждый из которых получит возможность осуществить постановку одного действия спектакля. Художественный руководитель проекта и председатель конкурсной комиссии – народный артист России Дмитрий Бертман.

К участию в Конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие профильное образование и опыт работы, в возрасте до 40 лет включительно на день открытия приема заявок (15 февраля 2022 года).

Конкурс организуется и проводится совместно с АНО «Центр поддержки творческих и социально-культурных инициатив «Арт-Гелиос» и АНО «АртМастерс» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы.

Положение Конкурса и анкету можно скачать здесь
https://www.helikon.ru/ru/page/konkurs-bogema.html