Знаменитые российские коллективы приняли участие в гала-концерте на юбилейном саммите ШОС

16 сентября 2021 года состоялся гала-концерт в рамках Фестиваля культур, проходящего в Душанбе (Республика Таджикистан) во время заседания Совета Глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, посвященного 20-летию создания ШОС.
В гала-концерте в Государственном киноконцертном зале «Кохи Борбад» выступили творческие коллективы стран-участников ШОС, которые представили концертные номера, отражающие национальные традиции и культуру своих народов. Выступление российских коллективов проходило при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Организатор мероприятия – ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ».
Российская сторона подготовила концертный блок «Русская мозаика», в котором приняли участие танцевальные коллективы, представляющие традиции разных национальностей, населяющих страну. Это сложившийся в 1936-1938 гг. Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова – профессиональный ансамбль народного танца Республики Башкортостан, единственный коллектив, награжденный премией имени Салавата Юлаева «За большой вклад в развитие и пропаганду башкирского профессионального хореографического искусства и высокое исполнительское мастерство» (директор – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Алмаз Саетов); созданный в 1939 году Чеченский государственный ансамбль танца «Вайнах» – самобытный творческий коллектив, популяризирующий традиционную культуру коренных народов Северного Кавказа (художественный руководитель – народный артист России, кавалер ордена А.А. Кадырова Рамзан Ахмадов); Московский государственный академический театр танца «Гжель», основанный известным хореографом, народным артистом России, профессором Владимиром Захаровым в 1988 году к 650-летию существования одного из самых известных и узнаваемых исконно русских промыслов, – в многообразных композициях и миниатюрах театр стремится рассказать языком танца о народных российских промыслах, передать их дух и красоту (директор – заслуженный работник культуры РФ Марина Куклина, главный балетмейстер – заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии РФ Валентина Слыханова).

Театр оперы и балета Республики Коми открывает 64 сезон

Необычное открытие нового театрального сезона в Государственном театре оперы и балета Республики Коми ждет в этот раз сыктывкарских зрителей и гостей столицы. 15 сентября на его сцене с новой программой стартует фестиваль «Русская музыка на русском Севере», главным действующим лицом которого выступит Московский камерный оркестр Musicaviva, художественный руководитель-главный дирижер и солист народный артист России Александр Рудин.Как отметил на пресс-конференции за день до начла фестиваля Александр Рудин, это уже пятый приезд оркестра в Коми.Специально для фестиваля подготовлена новая концертная программа из произведений русских композиторов трех столетий – от истоков до наших дней – в исполнении оркестра с участием солистов балета Театра оперы и балета Республики Коми и лучших студентов Колледжа искусств региона. Интерес зрителей к этому музыкальному фестивалю превзошел все ожидания организаторов: билеты в Сыктывкаре уже давно раскуплены. Примечательно, что концерты пройдут еще в четырех городах республики (Ухте, Усинске, Воркуте и Печоре). Публика этих отдаленных от центра России городов, возможно, впервые услышит живое звучание оркестра, а многие произведения исполняемой программы станут для зрителей откровением и открытием. Помимо русской классики зрителей ждут «Встречи в фойе» с Александром Рудиным, которые проведет музыкальный обозреватель Радио России Ольга Русанова. Директор оркестра Musicaviva Мария Бутир приоткрыла завесу «встреч», рассказав, что это будет живое общение с публикой в формате викторины с музыкальными сюрпризами-подарками.
Новый театральный сезон обещает множество открытий, премьер, гастрольных туров. Несмотря на то, что заполняемость зрительного зала театра пока не должна превышать 50%, все обязательства перед зрителем будут выполнены: впереди премьерные и репертуарные спектакли 64 сезона, встречи с любимыми артистами и приглашенными исполнителями.
Масштабной премьерой сезона обещает стать опера П. И. Чайковского «Пиковая дама», работа над которой сейчас активно идет в театре. Постановка Ильи Можайского – это мистический спектакль о любви и искушении. Главная тема спектакля – это тема выбора: жизни или смерти, чёрного или белого, спасения души или предательства. История, придуманная гениальным А. С. Пушкиным в 19 веке, современна и поучительна и сегодня. Как отметил дирижер-постановщик спектакля Роман Денисов, зрителей ждет премьера самой значительной оперы русского репертуара, новый необычный спектакль, «мистический, страшный, в жанре хоррор-триллера».
Ещё один значимый проект ждет зрителей буквально на этой неделе: 18 сентября симбиоз вокала и танца соединит артистов оперной и балетной труппы в вечере-дивертисменте «Видеть музыку, слышать танец», успешная премьера которого была представлена в конце прошлого сезона на сыктывкарской сцене и сцене московской «Новой оперы». Программа в постановке Андрея Меркурьева сплошь состоит из разноплановых и разнообразных шедевров музыкального искусства. Директор театра Дмитрий Степанов напомнил о «Пушкинской карте», новом проекте, прекрасном подарке для молодежи, который позволит за счет государственных средств посещать различные культурные мероприятия. «Видеть музыку, слышать танец» станет первым мероприятием театра, на которое можно попасть по «Пушкинской карте».
Еще одной новой постановкой сезона станет всероссийская премьера балета современного финского композитора Туомаса Кантелинена «Русалочка» (хореография и постановка Андрея Меркурьева). Театр готовился к этому спектаклю на музыку знаменитого финского композитора давно. «Русалочка» с успехом идет в Финляндии. На Сыктывкарской сцене предстанет свой вариант балета с новыми либретто и хореографией.
Традиционно публику ждут любимые «Сыктывкар сатулыс» (весной) и Лайт-фестиваль в новогодние праздники. Не забудут в этом сезоне о юных музыкантах республики: ежегодный проект «Таланты 21 века» пройдет в феврале 2022 года. Участники концертных программ – юные дарования Республики Коми, молодые музыканты, которым предоставляется уникальная возможность выступить с симфоническим оркестром театра. Продолжится цикл симфонических концертов оркестра театра с приглашенными звездными солистами. Маленькие зрители тоже не останутся без музыкальных подарков: в этом сезоне их ждут сразу две музыкальные премьеры.
Серьезные планы у театра и на гастрольные проекты. Только до конца 2021 года спектакли театра оперы и балета Коми увидят зрители разных городов России. 19 и 20 октября – участие в VI Всероссийском фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку». Зрителей Москвы ждут лучшие премьеры предыдущего сезона: национальный балет Я. Перепелицы «Яг-Морт» и фееричная оперетта И. Кальмана «Фиалка Монмартра». В конце октября -гастроли в Кирове с балетом «Золушка», опереттой «Фиалка Монмартра» и вечером-дивертисментом «Видеть музыку, слышать танец». Завершатся гастроли на сцене Чувашского театра оперы и балета. Октябрь – главный гастрольный месяц 64 сезона. В это же время впервые в Сыктывкар приедет Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. С 27 по 31 октября он представит свои спектакли на сцене театра оперы и балета Коми. В гастрольной афише классические оперетты, гала-концерт звезд оперетты и спектакль-концерт «Хиты Бродвея».
Не забудут в театре оперы и балета Республики Коми и о зрительских предпочтениях: в афише нового сезона вновь появятся балеты «Баядерка», «Спящая красавица» и оперетта «Цыганский барон», которую ждет капитальное восстановление: обновятся не только костюмы, но декорации спектакля.

Открытие Всероссийского музыкального конкурса

Номинация «Дирижирование оркестром народных инструментов» откроет III Всероссийский музыкальный конкурс

C 24 сентября по 9 ноября 2021 года в Москве, Туле, Уфе и Красноярске будет проходить III Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «Народные инструменты». Конкурс учрежден Распоряжением Правительства РФ и Министерством культуры РФ. Организацию и проведение конкурса осуществляет ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ».
Впервые конкурсный отбор осуществлялся по видеозаписям. I, II и III туры конкурса (по разным номинациям) будут проведены очно в городах:Москве – «Дирижирование оркестром русских народных инструментов» (24.09-29.09.2021); Туле – «Ансамбли русских народных инструментов» (09.10-15.10.2021); Уфе – «Домра», «Балалайка», «Гитара» (16.10-23.10.2021); Красноярске – «Баян и аккордеон» (03.11-09.11.2021).

24 сентября в Москве, в Российской академии музыки имени Гнесиных, III Всероссийский музыкальный конкурс откроется номинацией «Дирижирование оркестром народных инструментов».I и II туры пройдут с 24 по 26 сентября; II тур – 27 сентября. III тур и гала-концерт лауреатов состоятся 29 сентября (19.00) в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных при участии Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова.

Во время конкурса состоится мастер-класс с оркестром при участии художественного руководителя и главного дирижера Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова – Владимира Павловича Андропова для участников II тура, не прошедших на III тур. Мастер-класс пройдет в Концертном зале РАМ им. Гнесиных.
Кроме этого, в Музыкальной гостиной Дома Шуваловых РАМ им. Гнесиных художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Л. Г. Зыкиной Дмитриенко Дмитрий Сергеевич проведет лекцию на тему «Русские народные инструменты в современном культурном пространстве».

В состав жюри III Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Дирижирование оркестром народных инструментов» вошли авторитетные музыканты:
– народный артист России, профессор, художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, председатель жюри Андропов Владимир Павлович (Москва, ЦФО);
– заслуженный работник культуры России, художественный руководитель Белгородской государственной филармонии, главный дирижёр оркестра русских народных инструментов; профессор кафедры народных инструментов Белгородского государственного института искусств и культуры Алешников Евгений Алексеевич;
– народный артист России, профессор, художественный руководитель и главный дирижер Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии Гусев Владимир Поликарпович (СФО);
– народный артист России, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академический хоровой капеллы России им. А. А. Юрлова, Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова, профессор кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и кафедры хорового дирижирования РАМ им. Гнесиных Дмитряк Геннадий Александрович (ЦФО);
– художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л. Г. Зыкиной, профессор, заведующий кафедрой концертные народные инструменты Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова Дмитриенко Дмитрий Сергеевич;
– заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга Попов Владимир Павлович (СЗФО);
– Почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук, профессор РАМ им. Гнесиных Тарасов Олег Владимирович (ЦФО);
– заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Уральского государственного русского народного оркестра Шкарупа Леонид Павлович (УФО);
– народный артист России, заслуженный деятель искусств Татарской АССР, художественный руководитель и дирижёр Государственного оркестра народных инструментов Республики Татарстан Шутиков Анатолий Иванович (ПФО).

Все туры и гала-концерт III Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Дирижирование оркестром русских народных инструментов» будут транслироваться на: http://muzkonkurs.ru/.
Расписание туров по всем специальностям можно посмотреть на сайте конкурса http://muzkonkurs.ru/

По специальности «Ансамбли русских народных инструментов»:
I премия – 350 000 рублей
II премия – 300 000 рублей
III премия – 200 000 рублей
Кроме этого, учреждены специальные и поощрительные премии (в размере от 25 000 до 55 000 рублей), а также почетные дипломы и грамоты по всем номинациям.

В Самаре откроется международный фестиваль искусств Шостакович ХХ век

11 сентября в 18.30 в Самарском академическом театре оперы и балета (пл.Куйбышева, 1) состоится торжественное открытие фестиваля «Шостакович ХХ век», который будет проходить пройдет с 11 по 26 сентября 2021 года
в Самаре и в Тольятти. В рамках этого мультижанрового музыкально-театрального форума будут представлены все стороны композиторской деятельности Дмитрия Шостаковича, в том числе его симфоническая и камерная музыка, оперные и балетные постановки, музыка к кинофильмам, для сольных инструментов, вокальные циклы. В программу фестиваля войдут 22 концерта, включая оперные и балетные представления, 18 кинопоказов, 12 публичных лекций и восемь паблик-токов.
В этом году фестиваль, имеющий многолетнюю традицию, не только сменил название на «Шостакович ХХ век», но и изменил концепцию.
В художественный совет фестиваля вошли выдающиеся российские музыканты, композиторы, музыковеды, а его почетными сопредседателями стали вдова Д. Д. Шостаковича Ирина Шостакович и сын Д. Д. Шостаковича дирижер Максим Шостакович. Автор концепции и художественный руководитель фестиваля — Алексей Трифонов.
Особое внимание будет уделено музыке композиторов — современников и учеников Шостаковича — Г. Уствольской, М. Вайнберга, Б. Тищенко, Б. Чайковского, Ф. Мартена, Ж. Франсе, Л. Далапикколлы и других. В рамках фестиваля пройдет историко-культурная конференция, посвященная музыкальной культуре ХХ века и влиянию на нее музыки Шостаковича.
Откроется фестиваль концертом оркестра «Новая Россия» под управлением лауреата национальной премии «Золотая Маска» дирижера Федора Леднева. Солисты — победитель конкурса им. П. И. Чайковского Николай Саченко и победитель юношеского конкурса им. П. И. Чайковского Мария Андреева. Прозвучат Первая симфония Д. Шостаковича, концертино для скрипки М. Вайнберга и концерт для фортепиано Г. Уствольской.
На следующий день за дирижерский пульт оркестра «Новая Россия» встанет народный артист СССР маэстро Юрий Башмет. Прозвучит музыка Шостаковича к фильму Григория Козинцева «Гамлет». Монологи персонажей пьесы Шекспира будет читать художественный руководитель Театра Наций народный артист России Евгений Миронов. Концерт пройдет в партнерстве с Фестивалем «Черешневый Лес».
Молодые музыканты из России и Японии исполнят концерт камерной и сольной музыки Шостаковича и его учеников и друзей — М. Кусс, Б. Тищенко, Б. Чайковского, Н. Пейко.
Большой Театр представит балет одного из известнейших мировых хореографов современности — Жана-Кристофа Майо «Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича.
Концерт камерной музыки ХХ века для скрипки и фортепиано прозвучит в исполнении знаменитого итальянского скрипача Доменико Нордио и выдающегося российского пианиста Михаила Лидского.
Всемирно известный квартет им. Бородина представит струнные квартеты Д. Шостаковича и Н. Мясковского.
В исполнении Enfant terrible российской фортепианной школы пианиста Андрея Коробейникова, покорившего лучшие концертные площадки мира, прозвучит программа из циклов прелюдий Д. Шостаковича, Ф. Шопена и Г. Уствольской.
Самарская премьера оперы Шостаковича «Игроки» в постановке режиссера Юрия Александрова пройдет под управлением главного дирижера Самарского театра оперы и балета Евгения Хохлова. Он же продирижирует оперными гала-концертами с участием звезд российской оперной сцены Наталии Лясковой, Анастасии Сорокиной, Михаила Губского, Владимира Комовича и оперой Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Концерт из музыки Шостаковича к фильмам Григория Козинцева «Новый Вавилон» и «Король Лир», а также утаенное композитором от властей произведение «Антиформалистический раек» исполнит Тольяттинский симфонический оркестр под управлением Андрея Данилова.
Самарский симфонический оркестр под управлением маэстро Михаила Щербакова исполнит Десятую симфонию Д. Шостаковича.
Вокальные циклы Д. Шостаковича прозвучат в исполнении одного из лучших специалистов по камерной вокальной музыке ХХ века пианиста Алексея Гориболя и солистов оперной труппы Большого и Мариинского театров.
Виртуозный арфист Александр Болдачев представит панораму созданной в ХХ веке европейской и советской музыки для арфы.
Хор musicAeterna, обладатель международной премии Opera Awards как лучший хор мира, под управлением своего главного хормейстера Виталия Полонского исполнит крайне редко звучащие произведения Д. Шостаковича, Ф. Мартена, Г. Петрасси, Д. Лигети. А также в исполнении хора состоится мировая премьера пьесы «1948» лауреата премии «Золотая Маска» композитора Алексея Сюмака.
Концерты фестиваля пройдут с 11 по 26 сентября в Самаре и Тольятти на лучших музыкальных площадках.
Фестиваль проводится при поддержке Правительства Самарской области.
Программа фестиваля размещена на сайте www.shostakovichfestival.ru

Пермская филармония откроет 86-й концертный сезон XI фестивалем Дениса Мацуева

Одно из самых знаковых филармонических событий пройдет с 7 по 10 октября.

Центральные вехи четырех фестивальных дней – два симфонических вечера с любимцем пермяков – Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под руководством народного артиста России Александра Сладковского в рамках «Всероссийских филармонических сезонов» при поддержке министерства культуры РФ.

Денис Мацуев – яркий представитель мировой элиты русской фортепианной школы, желанный гость самых престижных концертных залов мира, поэтомукульминация проекта – сольная программа Маэстро, которая всегда отличается изысканностью, утонченностью и виртуозным мастерством.

Традиционное закрытие – джазовый сет «И классика, и джаз», где Денис Мацуевпредставит своих друзей – партнёров по джазу: музыкантов разных поколений, от совсем юных до признанных мэтров:
Головокружительные джазовые импровизации, уникальные сочетания ритмов и гармоний, дуэтов и трио – всё это станет ярким и запоминающимся событием для пермской публики.

Неизменная страница фестиваля –Межрегиональный конкурс и гала-концерт фонда «Новые имена», где самое пристальное внимание уделяется юным «искоркам», как называет их сам Мацуев, – молодым дарованиям Перми и края.

Открытие и закрытие фестиваля будут транслироваться в режиме онлайн из Большого зала в Органный. Также состоятся прямые трансляции всех фестивальных дней в 28 филиалов Виртуального концертного зала Пермской филармонии в территориях края.

“Музыка нашего времени”: в Московской консерватории прозвучат редкие романсы Шнитке

26 сентября в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится концерт из цикла «Музыка нашего времени». Во время концерта прозвучит редко исполняемая вокальная музыка Альфреда Шнитке.

В программе концерта из цикла «Музыка нашего времени» – произведения Ван Луна, Теренса Гривза, Сергея Екимова, Тиграна Мансуряна, Полины Назайкинской, Андрея Петрова, Валентина Сильвестрова, Сергея Слонимского, Дмитрия Суворова, Микаэла Таривердиева,Эндрю Ллойда Уэббера,Бориса Целковникова, Альфреда Шнитке.

«Кульминацией вечера станет премьерное исполнение в Рахманиновском зале консерватории романсов Альфреда Шнитке. Хотелось бы выразить особую благодарность “Шнитке-центру” за предоставленную копию нот», – прокомментировала основатель проекта «Музыка нашего времени» Карина Погосбекова.

«Музыка нашего времени» – цикл концертов современной классической вокальной музыки с участием звёзд российской и мировой оперы. В программах цикла звучат произведения всемирно признанных авторов и музыка молодых композиторов, всем известные произведения из оперного репертуара и редко исполняемая музыка.

Миссия проекта – продвигать творчество современных композиторов, именно поэтому в рамках цикла часто проходят мировые премьеры. Так, в 2019 году был впервые представлен вокальный цикл «Размышление» для баритона и фортепиано израильского композитора Анны Сегал. В 2020 году состоялась премьера молитвы «Отче наш» для вокального трио американского композитора Эли Тамара: «Я давно желал осуществить музыкально эту молитву, но у меня не получалось, поскольку не мог найти к ней ключ. Но сейчас я счастлив – музыка явилась мне одновременно в глубоком смирении и в трепете святой красоты… такой, какой я и не мечтал…»

Основатель проекта «Музыка нашего времени» – пианист, концертмейстер, продюсер Карина Погосбекова. Закончила Московскую государственную консерваторию. Работает на вокальной кафедре Консерватории, а также на кафедре концертмейстерского искусства. Ведёт активную концертную деятельность. В качестве коуча и члена жюри принимает участие в различных международных фестивалях, конкурсах и музыкальных проектах.

С Ульяновским академическим симфоническим оркестром выступил известный дудукист Аргишти

Концерт «Дудук – это не просто музыка, это – молитва» прошел 3 сентября в зале Губернаторского Дворца культуры «Дружбы народов» в рамках осенней афиши 59-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…», организатором которого является Ленинский мемориал.Аргишти Арутюнян и Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением Сергея Кисса исполнили армянские народные песни и авторские произведения Аргишти, «Песню о далекой Родине» из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»Микаэла Таривердиева, «Ты не пришла»Алекпера Тагиева; в исполнении оркестра прозвучали знаменитые номера из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна: изящный «Танец розовых девушек» и темпераментная Лезгинка. Аргишти Арутюнян, получил профессиональное образование как пианист и ударник, но отдал свое сердце дудуку, с которым не расстаётся уже 13 лет. Знаток армянской национальной культуры и мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян в 2014 году поддержал увлечение Аргишти, назвав его «самым чувственным исполнителем на дудуке». Эта похвала титулованного музыканта и занятия с ним утвердили Аргишти в правильности выбора. Романтический склад характера артиста способствует поиску новых оттенков звучания и музыкальных образов в игре на древнем инструменте.Музыкант вырабатывает свою философию, все больше и больше углубляясь в века и размышляя над судьбой человечества.

«Я как будто взлетаю, как журавль, и просто смотрю на человеческую трагикомедию: войны, подвиги, радость, любовь – и всё это вместе одним мазком на полотне. Я сопереживаю всей истории человечества. Мы летим в этом холодном космосе и пытаемся что-то делать. Нас отправили на Землю, мы пытаемся как-то жить, любить друг друга. Поэтому этот инструмент –сопереживание Вечности, нашей истории. Я играл, но долго не находил правильного слова: пафосный дудук у меня? тонкий? «Чувственный» – это то самое слово. Романтика, сюрреализм – всё вперемешку. Да, это тот самый пафос древности, пыль и эта щепотка истории, сыплющаяся сквозь пальцы, как песок. И Дживан Гаспарян мне указал эту колею», – рассказал Аргишти Арутюнян.
Аргишти не останавливается на достигнутом и любит экспериментировать, вводя в репертуар дудукиста новые произведения и жанры, исполняя не только старинную национальную армянскую музыку, но и классику, современные песни и обработки, сочетая дудук с органом, с гитарой, солируя в джазовых композициях. Задумчивое парящее над всем залом звучание инструмента заставляло и слушателей размышлять о смысле бытия, что придавало философский оттенок вечеру, который был заявлен организаторами фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» как лирическое послесловие к размышлениям о войне и мире, об истинных ценностях и красоте жизни.

Шестой фестиваль музыкальных театров России ВИДЕТЬ МУЗЫКУ 12 сентября — 16 ноября 2021 года Москва

С 12 сентября по 16 ноября в Москве при поддержке Министерства культуры РФ  и Фонда Президентских Грантов состоится Шестой фестиваль музыкальных театров России «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ». Инициатор форума – Ассоциация Музыкальных Театров.

 Фестиваль объединит в своей афише больше 40 спектаклей российских музыкальных театров и станет самым представительным смотром отечественной музыкальной сцены.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ, посвящённая открытия фестиваля, состоится 10 сентября в 12:00 в пресс-центре Большого театра (Театральная площадь, дом 1, Историческая сцена ГАБТ). Обязательна аккредитация и наличие средств личной эпидемиологической защиты.

 

Идея фестиваля сформировалась в результате многолетней деятельности Ассоциации Музыкальных Театров (АМТ). Это крупнейшее профессиональное сообщество было образовано в 2004 году и сразу же объединило множество театральных коллективов и мастеров профессионального искусства со всей России. Сегодня членами Ассоциации являются свыше шестидесяти крупнейших музыкальных театров страны, включая ведущие оперные театры Москвы и Санкт-Петербурга, а также ряд театров стан СНГ и ближайшего зарубежья. В 2014 году президентом Ассоциации был избран художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян. Созданный по его инициативе фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» стал результатом работы Ассоциации, направленной на формирование между театрами разных регионов страны разнообразных творческих связей и контактов, столь необходимых для развития музыкального театра. Поэтому афиша фестиваля не ограничивается спектаклями, а включает в себя конференции и круглые столы по наиболее актуальным вопросам, встречи авторитетных мастеров театрального искусства и студенчества, мастер-классы и дискуссии.

 

Особенно важным становится фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» сейчас, в современных реалиях выхода России и всего мира из пандемии, когда после вынужденного, обусловленного эпидемиологической ситуацией длительного антракта, театры вновь возвращаются к своей деятельности: к выпуску премьер, прокату уже существующих спектаклей и возобновлению своей гастрольной деятельности. С этой точки зрения всероссийский фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – это уникальная возможность и шанс для театров приехать в столицу со своими лучшими спектаклями и заявить всему миру, друг другу и зрителям: «мы живы, мы работаем, мы полны сил».

 

«Фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» задумывался, чтобы дать возможность каждому театру, большому и маленькому, столичному и региональному, именитому и только что возникшему, показать свою самую важную постановку, увидеть себя в общероссийском контексте, не соревноваться друг с другом, а сотрудничать, не бороться за призы, а вместе решать общие для всех задачи. К счастью, так и получилось, и афиша Шестого фестиваля это подтверждает, отражая реальное состояние российского музыкального театра, такого, каким он является в действительности, – с его победами и сложностями, поисками и экспериментами, взлетами и открытиями», – говорит Президент АМТ и художественный руководитель фестиваля Георгий Исаакян.

 

В нынешнем фестивале в течении двух месяцев в Москве покажут 40 спектаклей 35 театров, в том числе 25 региональных, в также театры Донбасса, Узбекистана и Казахстана. В Москву привезут свои последние работы оперные театры Самары, Уфы, Сыктывкара, музыкальные театры Ростова-на-Дону, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Барнаула, Иваново, Калининграда, Нижнего Новгорода, Северска. Детские спектакли покажут в Москве «Живой театр» и Театр балета «Щелкунчик» из Екатеринбурга, Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр «Карамболь». Студенческие спектакли представят воспитанники Новосибирского театрального института, петербургского Хорового училища, Казанской и Саратовской консерваторий, столичного ГИТИСа. Столичные театры также примут участие в фестивале: Большой театр, «Новая опера», «Геликон-опера», Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, Московский театр оперетты, ДМТЮА, Детский театр эстрады покажут самые громкие свои премьеры, подчеркивая значимость и статус самого масштабного смотра-панорамы современного российского музыкального театра — фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ».

 

География Шестого фестиваля огромна: зрители посмотрят спектакли буквально со всей России от Иркутска до Калининграда, и это — уникальная возможность увидеть реальное состояние сегодняшней российской музыкальной сцены, бесценный и для профессионального сообщества, и для публики опыт узнавания, а часто и знакомства с громадным материком музыкального театра нашей страны.

 

Спектакли фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» пройдут на сценах всех музыкальных театров Москвы в течении двух месяцев, а завершится этот смотр-панорама современного российского музыкального театра 16 ноября в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко вручением премии «ЛЕГЕНДА»  тем, кто отдал жизнь музыке и сцене, тем, кого уважают и любят и зрители, и критики, тем, кому мы говорим: «ВЫ — ЛЕГЕНДА».

 

  Помимо основной программы, Шестой фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – это несколько офф-программ, интересных не только профессионалам музыкального театра, но и широкой публике.

 

  «ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА» фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – это уникальная возможность посмотреть интересные, незаурядные музыкальные спектакли для юных зрителей, которые были поставлены в российских театрах за последние два сезона. Театры-участники фестиваля привозят в Москву свои самые яркие постановки, уже ставшие хитами у своей публики, и можно не сомневаться: они покорят и столичных зрителей. В этом году ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА включает в себя спектакли для детей любого возраста: для тех, кто еще только учится говорить, и тех, кто ходит в старшие классы школы.

 

  «СТУДЕНЧЕСКИЕ СПЕКТАКЛИ». На фестивале будут представлены студенческие работы главных российских мастерских музыкального театра: РАТИ-ГИТИСа (Москва),  Хорового училища им. М. Глинки (СПб), Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, Новосибирского и Саратовского театральных институтов. Для фестиваля такая программа — это прямое осуществление его миссии: развития и объединения профессионального сообщества, знакомство с теми, кто уже завтра будет определять вектор развития музыкальной сцены, и предоставление им возможности заявить о себе на главном смотре-панораме музыкального театра всей России.

 

 

«ТЕАТР ИМЕНИ НАТАЛИИ САЦ. 55 ЛЕТ ПОЛЕТА»

55-летию со дня основания первого в мире профессионального театра оперы, балета и симфонической музыки для детей и юношества, основанного Наталией Сац, будет посвящен мини-фестиваль, состоящий из самых известных спектаклей этого театра и самых последних его премьер.

 

НАУЧНО-ПРЕКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ АССОЦИАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ (АМТ)

14-16 ноября на ведущих музыкальных площадках Москвы

Ежегодная осенняя Конференция АМТ в рамках фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – одна из важнейших профессиональных площадок, на которой деятели музыкального театра обмениваются идеями и опытом, укрепляют старые и завязывают новые контакты. Конференция – это время подвести итоги фестиваля: обозначить болевые точки современного театрального процесса, совместно выработать направления движения, обменяться успешными кейсами – наработками в практике театра, поделиться своими идеями и найти партнеров для совместных проектов. На Конференцию по традиции приедут руководители музыкальных театров России и представители молодого поколения творцов, чтобы вместе искать новый сценический язык и строить будущее музыкального театра России.

«ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – это двойная цитата. Однажды Игорь Стравинский сказал Джорджу Баланчину: «Ваша хореография – это попытка увидеть музыку». А Баланчин довольно резко отшутился: «Скорее это ваша музыка – попытка услышать мой танец!» А в 2012 году Пермский театр оперы и балета назвал так свой вечер современных одноактных балетов. Ассоциация Музыкальных Театров выбрала эту фразу, глубоко отражающую суть музыкального театра, с разрешения автора постановки, главного балетмейстера Пермского балета, хореографа Алексея Мирошниченко.

 

 

Уральский государственный камерный хор Пермской филармонии примет участие в выставочном проекте, посвященном Николаю Голованову

В этом году отмечается 130 лет со дня рождения главного дирижера Большого театра России (1948-1953), хормейстера, пианиста, композитора, педагога, народного артиста СССР Николая Голованова. 

Российский национальный музей музыки готовится представить выставочный проект, который познакомит посетителей с ярким периодом творческой деятельности Николая Головина в качестве дирижера Большого театра и главного дирижера Всесоюзного радио. Основу экспозиции составят раритеты из фондов музея: портреты Николая Голованова, созданные известными художниками начала XX века, афиши и программы, фотографии знаковых спектаклей и другие уникальные экспонаты. Выставка пройдет в Музее-квартире Н.С. Голованова с 4 сентября 2021 года по 24 января 2022 года.  Генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ М.А. Брызгалов лично пригласил Пермскую филармонию к участию в проекте: на выставке будет демонстрироваться видеозапись концерта «Голованов. Песнопения Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи» в исполнении Уральского государственного камерного хора под управлением народного артиста России Владислава Новика.  Эксклюзивная запись была сделана 21 апреля этого года в Органном концертном зале. Кроме Перми, премьеру «Песнопения Великого Поста, Страстной Седмицы и Пасхи Христовой» Н. Голованова Уральский государственный камерный хор Пермской краевой филармонии подарил жителям Губахи, Ильинского, Осы, Звездного, Лысьвы, Добрянки, Чермоза и Голованово с помощью прямой трансляции в рамках национального проекта «Культура» и проекта «Виртуальный концертный зал».

 

Любовь Казарновская и Фабио Мастранджело представят музыкальный плейлист Достоевского в Петербургской филармонии

16 сентября в Большом зале Петербургской филармонии пройдет концерт «Плейлист Достоевского», посвященный 200-летию со дня рождения писателя. В этот вечер в прославленном концертном зале прозвучит музыка, которую Достоевский с удовольствием слушал, которой восхищался и в которой черпал вдохновение. Участие в концерте примет известная певица, звезда оперной сцены, педагог и общественный деятель Любовь Казарновская, дирижер – Фабио Мастранджело, художественный руководитель театра «Мюзик-Холл», возглавляющий также известный петербургский фестиваль «Опера – всем». 

Cольные и оркестровые номера из опер Глинки, Бетховена, Моцарта, Верди, Россини, Мейербера, Беллини, а также части Lacrimosa и Аmen из Stabat mater Перголези прозвучат в исполнении учеников Международной академии Любови Казарновской Voce e Violino и Симфонического оркестра театра «Мюзик-Холл» «Северная симфония».

Известно, что Достоевский был увлечен музыкой и театром: он любил итальянскую оперу, с удовольствием слушал музыку Моцарта, Бетховена, Глинки, Мендельсона, Мейербера, был дружен с композитором Александром Серовым, слушал выдающихся музыкантов своего времени – Полину Виардо, Гектора Берлиоза, Ференца Листа. Тема «Достоевский и музыка» многогранна: изучение музыкальных предпочтений писателя, его включенности в музыкальную жизнь своего времени, а также воплощений его сюжетов на оперной сцене составляет значительный раздел научных исследований.

Билеты на концерт «Плейлист Достоевского» доступны в кассах
и на
официальном сайте Петербургской филармонии.