30 творческих лет Анатолия Журавлёва

Государственный театр оперы и балета Республики Коми приглашает 10 декабря на премьеру загадочной и мистической оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», показ которой приурочен к 30-летию творческой деятельности в Республике Коми заслуженного артиста РК, ведущего солиста театра, драматического тенора Анатолия Журавлёва. В театральном искусстве, как ни в какой другой сфере, всё определяет индивидуальность и мастерство артиста. Если ему есть что сказать людям, это всегда ярко, интересно и неординарно. 
А. Журавлёв вырос в Саратове, окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Л. В. Собинова. Его педагогом был народный артист России, солист Мариинского театра Сергей Алексашкин. Прослужив несколько сезонов в Саратовском оперном театре, Анатолий Журавлёв получил приглашение переехать в Сыктывкар, и вот уже 30 лет сцена театра оперы и балета Республики Коми для него любимая и родная.
В творческом багаже А. Журавлёва около 65 замечательных ролей и партий, ему подвластно всё: и комические, и трагические образы, и сложные вокальные партии, роли волшебников, королей и злодеев. Все герои, созданные артистом на сцене любимого театра, дороги и зрителю, и самому артисту. Он ярок в опереточных образах, органичен в мюзиклах, весел и обаятелен в сказочных персонажах: один Знайка из последней сказочной премьеры театра «Незнайки из Цветочного города» чего стоит! Дети с восторгом принимают артиста в этой роли. Но истинное кредо Анатолия Журавлёва – это оперное искусство. Хозе в «Кармен» Ж. Бизе, Отелло в «Отелло» Дж. Верди, Манрико в «Трубадуре» Дж. Верди, Канио в «Паяцах» Р. Леонковалло, Марио Каварадосси в «Тоске» Дж. Пуччини, Моцарт в «Моцарте и Сальери» Н. Римского-Корсакова, Гофман в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха. Эти образы интересны артисту своей многоплановостью, каждая его роль наполнена сочными красками и выразительными штрихами. Многие оперные партии впервые прозвучали в Республике Коми именно в исполнении Анатолия Журавлёва. В их числе и Герман в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». «Каждый тенор мечтает о такой партии, это вершина русского оперного искусства», – отмечает артист. А его мечта сбылась дважды. Опера, поставленная Ией Бобраковой в 1993 году, долгие годы была одним из любимых спектаклей артиста. Новая постановка этой бессмертного шедевра (режиссёр – Илья Можайский, дирижёр – Р. Денисов) вновь обещает занять особое место в репертуаре и сердце артиста. Выбор «Пиковой дамы», этого великого творения Чайковского, для юбилейного вечера Анатолия Журавлёва неслучаен. «Пиковая дама» более 130 лет восхищает и завораживает зрителей оперных театров по всему миру. В центре спектакля – трагедия Германа, перед которым стоит выбор между светом и тьмой, жизнью и смертью, чёрным и белым человеком. Герман в душе игрок, но при этом он никогда не садился за карточный стол. Игра становится смыслом его жизни:  сильные страсти и огненное воображение – вот сущность Германа. Его трагедия в метаниях и невозможности определиться, что выбрать: свет или тьму, любовь или наваждение. Герман захвачен борьбой между искренним чувством к Лизе и внедрившейся в его сознание идеей трёх карт.
Зрители в этот вечер, не отрываясь, будет следить за метаниями героя и обязательно услышат блистательную финальную арию Германа «Что наша жизнь? Игра!» в исполнении Анатолия Журавлёва. Опьянённый временной удачей Герман одержим мыслью о последнем, третьем выигрыше. Артист появится на авансцене в лучах софитов, на мгновение станет богом и захватит все чувства и эмоции публики.
30 лет – это целая жизнь. За время служения в Театре оперы и балета Республики Коми Анатолий Журавлёв исполнил множество знаковых и сильных ролей и партий. Целое поколение зрителей выросло вместе с его героями. И 10 декабря поздравить и насладиться мастерством исполнения партии Германа своим любимым артистом придут поклонники, друзья и коллеги.

В Самарском театре оперы и балета состоялась премьера оперы “История Кая и Герды”

26 и 27 ноября 2021годав Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы Сергея Баневича «История Кая и Герды».
Мировая премьера оперы состоялась 24 декабря 1980 года в театре оперы и балета имени Кирова (ныне –Мариинский театр). В Самарском театре эта опера ставится впервые.
Пусть ХансКристиан Андерсен и числится главным сказочником Европы, нельзя говорить, будто он писал только для детей. Лишь вырастая, мы можем по-настоящему оценить филигранное изящество его сказок. Написанные им истории нежны как звуки скрипок и флейт, но со страниц его книг то и дело веет ледяным скандинавским ветром. Андерсен не делает вида, будто в мире рядом с добром не соседствует зло, будто жизнь продолжается бесконечно, – но он показывает, как любовь, надежда и вера делают ненапрасным существование всего живого, будь то люди или розовые кусты.
Истории Андерсена заслуживают того, чтобы обрамить их звучанием оркестра, – ведь музыка, как и эти сказки, воздействует на сердце слушателя напрямую. И вот композитор Сергей Баневич вместе с поэтом Татьяной Калининой написал оперу «История Кая и Герды» по сказке «Снежная королева». В ней любовь противостоит ледяному холоду бездушной вечности. Настоящая самоотверженная любовь, а не просто желание иметь кого-то в своей собственности.
Вечность и сотни звезд – это, конечно, красиво. Но душу согревают не звезды, а весеннее тепло.
Прекрасная сказка о любви, верности, преодолении испытаний получила красочное и яркое воплощение благодаря режиссеру и хореографу Ивану Фадееву, художнику-постановщику Елене Соловьевой, художнику по костюмам Наталье Земалиндиновой, хормейстеру Татьяне Пашутиной. В спектакле задействованы все творческие цеха театра – оперные солисты, хор, оркестр, балетная труппа. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – художественный руководитель Самарского театра оперы и балета и главный дирижер Евгений Хохлов.

В Малом зале «Зарядья» прозвучит музыка Феликса Мендельсона, Йозефа Райнбергера, Франка Мартена

3 декабря в Малом зале «Зарядья» российский вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко исполнит «TeDeum» для солистов, 8-голосного хора и органа, Мотет на текст Второго псалма «Зачем мятутся народы» («WarumtobendieHeiden»)Ф. Мендельсона;а также Вечернюю песнь» (Abendlied») Й. Райнбергера и Мессу для двойного хора а капелла Ф. Мартена.
Солисты – Дарья Хрисанова, Екатерина Коломина, Михаил Нор, Владимир Красов. Партия органа – Елизавета Миллер. Дирижировать концертом будут: Екатерина Антоненко и хормейстер ансамбля Глеб Кардасевич.
Вокальный ансамбльINTRADA, работа которого отличается вдумчивым отношением к музыкально-историческому наследию, всегда удивляет изысканными программами.
«Наш ансамбль хочет все время двигаться вперед. В этом отношении программа концерта в «Зарядье» – еще один шаг навстречу новому репертуару, а также возвращение к особенно любимым нами сочинениям», – говорит художественный руководитель коллектива Екатерина Антоненко.
Вокальный ансамбль INTRADA регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, среди них – Российский Национальный Оркестр и Михаил Плетнев, «IlGiardinoArmonico» и Джованни Антонини, Государственный Академический Симфонический Оркестр России и Владимир Юровский, Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, «Оркестр Века Просвещения», «LеPoèmeHarmonique» и ВенсанДюместр, «TheTallisScholars» и Питер Филлипс, VOCES8, «I Fagiolini» и Роберт Холлингворт и мн. др.
Коллектив с успехом выступал на европейских музыкальных фестивалях: Дрезденском культурном форуме, Дрезденском музыкальном фестивале, «MusikfestErzgebirge», концертной серии немецкого радио «Культура» в легендарном замке Вартбург, «LiveFromLondon» и др.
Неоднократно принимал участие в известном фестивале камерной музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
В 2019 году ансамбль признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение».

Композитор Джеймс МакМиллан объявлен композитором-резидентом Петербургской филармонии в сезоне 2021-2022

27 ноября в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова осуществит две российские премьеры
сочинений современного шотландского композитора Джеймса МакМиллана. В сезоне 2021-2022 Джеймс МакМиллан объявлен композитором-резидентом Петербургской
филармонии: цикл, включающий его сочинения, объединит три концерта, планируется, что его заключительной программой в феврале продирижирует сам автор. Проект
реализуется в рамках международной программы UK — Russia Creative Bridge 2021-2022 при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.
27 ноября в первой программе цикла под управлением Александра Титова Академический симфонический оркестр осуществит российские премьеры таких сочинений Джеймса
МакМиллана, как симфоническая фантазия «Британия» (1994) и Larghetto (2009, оркестровка 2017). Также в программу вошли шедевры русской музыки – «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» и кантата Прокофьева «Александр Невский», солистка – меццосопрано Олеся Петрова. Участие в концерте принимает Хор Санкт-Петербургской
консерватории.
18 декабря, в рамках программы XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», также впервые в России в исполнении Академического симфонического оркестра под
управлением Василия Синайского прозвучит сочинение Ein Lämplein verlosch (2018, аранжировка для струнного оркестра – 2019). В программе также – Первый скрипичный концерт Шостаковича (солист – всемирно известный скрипач Вадим Репин) и Третья симфония Брамса.
Завершится цикл концертов с музыкой Джеймса МакМиллана 5 февраля 2022 года, когда Академический симфонический оркестр исполнит под управлением композитора сочинение, с премьеры которого в 1990 году началась его мировая слава – «Исповедь Изобель Гоуди», а также впервые в России – Концерт для саксофона с оркестром (2017). В программу также войдут шедевры русской симфонической музыки – фантазия «Франческа да Римини» Чайковского и фрагменты музыки балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева.

Сцена Кормиловского Дома культуры готовится принять большой симфонический оркестр

 17 ноября Омский академический симфонический оркестр даст концерт в обновленном «Кормиловском районном Доме культуры». Оркестр готовит программу «Вечер с большим оркестром». За дирижерским пультом – художественный руководитель и главный дирижер Дмитрий Васильев.  Билеты доступны к покупке по «Пушкинской карте».

Напомним, что Кормиловский районный Дом культуры был отремонтирован в рамках национального проекта «Культура». Сердце Дома культуры – зрительный зал – модернизировали и оснастили современным оборудованием, которое позволяет проводить концерты на качественно новом уровне.

Омский академический симфонический оркестр выступит на Кормиловской сцене впервые, ранее район посещали с гастролями Омский камерный оркестр и Духовой оркестр филармонии. В программе, которую готовит коллектив – популярная классика, которая несомненно, произведёт впечатление на новых слушателей. Шедевры, прошедшие проверку временем, бессмертные хиты – увертюры, вальсы и польки Чайковского, Брамса, Вагнера, Штрауса, Хачатуряна, Дунаевского, а также первая часть Симфонии №40 Моцарта.

Предстоящий концерт станет событием, как для районного центра, так и для артистов филармонии, ведь встреча с новым слушателем – всегда волнительный и ответственный момент. Музыканты оркестра надеются, что классическая музыка откликнется в сердцах сельчан и этот концерт положит начало регулярным встречам на районной сцене. Билеты на концерт доступны для всех жителей района, в том числе и для молодежи по программе «Пушкинская карта», онлайн на сайте филармонии. Для многих ребят – это будет первое знакомство с живой симфонической музыкой! Хочется верить, что оно оставит не только добрую память, но и положит начало долгой дружбы с классическим искусством.

XIV Международный Рождественский фестиваль искусств

С 4 по 18 декабря 2021 года в Новосибирске и Новосибирской области состоится XIV Международный Рождественский фестиваль искусств в рамках национального проекта «Культура».

Один из крупнейших международных культурных форумов за Уралом проводит Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» при поддержке Министерства культуры Новосибирской области в партнерстве с Новосибирской государственной филармонией.
Рождество – удивительный праздник, устраняющий преграды между представителями любых народов и стран. Он создает уникальную атмосферу, в которой способен происходить диалог культур. Во всем мире в этот период проводится множество карнавалов, ярмарок, представлений. Однако в современной России эта ниша долгое время оставалась свободна. И Новосибирск, общепризнанный центр Сибири, а географически и центр страны, открыл на своей территории новый фестиваль, основная идея которого – подарить людям встречи с подлинными образцами современного российского и зарубежного искусства под эгидой лучших традиций Рождества.
Фестиваль впервые состоялся в декабре 1995 года. С тех пор культурный форум без конкурсной основы (организаторы сознательно решили уйти от этого атрибута фестивалей и создать чистый праздник искусства) проводится один раз в два года. Его основой стала широкая программа, включающая разнообразные виды искусства: драму, музыку, танец, перформанс, выставочные проекты.
С течением времени концепция фестиваля видоизменяется, значительно расширяются его границы. В 2003 году впервые фестиваль состоялся не только в Новосибирске, но и в районах Новосибирской области, с тех пор областная программа стала неотъемлемой частью МРФИ. С каждым фестивалем растет количество его участников – творческих коллективов Новосибирска.
За годы своего существования Рождественский форум укрепил статус международного и обрел постоянных участников и поклонников в разных странах.
Фестиваль-2021 включает:
• театральную гастрольную программу;
• музыкальную гастрольную программу;
• новосибирский кейс;
• выставочную программу;
• программу в районах Новосибирской области.

 

График творческих встреч и пресс-конференций в рамках XIV МРФИ

Коллектив, спектакль

 

Дата, время Событие Место
МХТ имени А. П. Чехова, «Месяц в деревне» 4 декабря,

14.30 – 15.30

Пресс-конференция

Александр Семчев,

Наталья Рогожкина,

Александр Усов,

Егор  Перегудов

 

Пресс-подход 

Т. Людмилина

Гостевая комната театра «Глобус»

(ул. Каменская, 1)

5 декабря,

14.00 – 15.00

Творческая встреча

с Егором  Перегудовым

Новосибирский государственный театральный институт

(ул. Революции, 6)

Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, «Рождество О’Генри» 7 декабря,

14.00 – 15.00

Пресс-конференция

Анна Кармакова, Александр Матросов

Евгения Писарев

Камерный зал филармонии (Красный проспект, 32)
8 декабря,

14.00 – 15.30

Творческая встреча

с Евгением Писаревым

Новосибирский государственный театральный институт

(ул. Революции, 6)

Государственный академический сибирский русский народный хор, «Волшебная земля Ингрия» 9 декабря,

14.30 – 15.00

Брифинг

Лариса Габитова,

Елена Ведайко, (представитель Сибирского хора)

Концертного зала «Евразия»

(ул. Селезнева, 46)

МХАТ им. М. Горького, «Лес» 11 декабря,

15.00 – 16.00

Пресс-конференция

Андрей Мерзликин,

Григорий Сиятвинда,

Виктор Крамер,

Алиса Гребенщикова

Гостевая комната театра «Глобус»

(ул. Каменская, 1)

12 декабря,

12.00 – 13.00

Творческая встреча

с Виктором Крамером

Новосибирский государственный театральный институт

(ул. Революции, 6)

Продюсерский центр «Невский», «Парфюмер» 14 декабря,

17.00 – 17.30

Брифинг

Андрей Носков,

Мария Семушина

Концертного зала «Евразия»

(ул. Селезнева, 46)

Московский Губернский театр, «Дядя Ваня» 16 декабря,

14.00 – 15.00

Творческая встреча

с Сергеем  Безруковым

Гостевая комната театра «Глобус»

(ул. Каменская, 1)

Спектакль «Его Величество Мюзикл» 16 декабря,

17.00 – 17.30

(по запросу)

Брифинг

Теона  Дольникова, 

Игорь Балалаев,

Валерий Ярёменко,

Ирина Климова

Концертного комплекса им. В. Маяковского (Красный проспект, 15)
Театр «Трикстер», спектакль «Орфей и Эвридика» 18 декабря,

11.00 – 12.00

Мастер-класс для театральных художников Гостевая комната театра «Глобус»

(ул. Каменская, 1)

18 декабря,

12.30 – 13.30

Мастер-класс для продюсеров Гостевая комната театра «Глобус»

(ул. Каменская, 1)

18 декабря,

14.00 – 15.00

Пресс-конференция

Мария Литвинова, Вячеслав Игнатов

Яна Айвозян

Гостевая комната театра «Глобус»

(ул. Каменская, 1)

 

Онлайн-презентация фестиваля балета и творческой лаборатории “Пространство хореографа”

В декабре 2020 г. Астраханский государственный театр оперы и балета провёл конференцию «Фестиваль балета в Астрахани: от мечты к воплощению», посвящённую возможности организации и актуальности проведения международного фестиваля балета на родине выдающегося балетмейстера и педагога, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР, доктора искусствоведения, профессора Ростислава Владимировича Захарова. Идея и концепция нового фестиваля поддержаны широким кругом специалистов.
Первый фестиваль балета в Астрахани намечено провести в сентябре 2022 г. – к 115-летию со дня рождения Р.В. Захарова. Частью его программы станет показ работ, выполненных в ходе проведения творческой лаборатории «Пространство хореографа» (март-сентябрь 2021), к участию в которой мы приглашаем молодых постановщиков.
17 ноября 2021 г. в 13:00 наш театр проведёт онлайн-конференцию для руководителей театров оперы и балета и учебных заведений хореографии России и стран ближнего зарубежья, продюсеров фестивалей балета, представителей СМИ. Мы расскажем о нашем театре и художественной направленности будущего фестиваля, программе творческой лаборатории и ответим на ваши вопросы.

Художественный руководитель и главный дирижёр
Валерий Владимирович Воронин

Главный балетмейстер
Народный артист России
Дмитрий Константинович Гуданов

Директор
Наталья Викторовна Шагова

Пермская филармония представила традиционный Международный Строгановский фестиваль хоровой музыки.

В этом году он состоялся уже в четвертый раз.

По словам директора краевой филармонии, заслуженного работника культуры РФ Галины Кокоулиной, «этот проект создан как дань памяти и уважения великой династии, внесшей колоссальный вклад в развитие нашего региона и всей Горнозаводской цивилизации в целом. Среди задач фестиваля – «связь с корнями», продвижение культурного имиджа Пермского края; расширение международного, межнационального и межрегионального сотрудничества; активизация музыкальной деятельности и творческого потенциала хоровых коллективов Прикамья, России и Европы; популяризация хорового пения как самого доступного вида музыкального искусства; обеспечение преемственности и развития отечественных традиций вокально-хоровой культуры».

Три дня фестиваля – это три уникальных коллектива-хедлайнера, три разножанровых программы, три принципиально различных профессиональных подхода к подаче хорового материала.

Голос великой державы
Амбассадор первого дня – легендарный, старейший национальный коллектив России – Хор имени М.Е. Пятницкого под управлением художественного руководителя, народной артистки России А.А. Пермяковой, хормейстера А.А. Кузнецовой и дирижера, заслуженного артиста России Н.К. Гаврилова.
Выступление состоялось в рамках федеральной программы для национальных коллективов «Мы – Россия».
…Подобно нити рябиновых бус, вереница писаных красавиц в алых сарафанах поплыла по сцене Большого зала Пермской филармонии, воплощая абсолютную гармонию. Но вскоре умиротворяющее движение девичьего хоровода сменяется вихрем молодецкой пляски, энергия которой заставляет сердце рьяно колотиться в такт. Череда контрастов, буйство красок, смена ритмов сами по себе пробирают до дрожи, но главное здесь — слаженное многоголосие русского хора, чьи-то затухающие, то вспыхивающие вибрации трогают до глубины души. В момент, когда очередная нота вступает в резонанс с внутренней мелодией слушателя, становится понятно, почему «Хор Пятницкого» вошел в число национальных символов России.
Знаменитый коллектив был организован собирателем русского фольклора Митрофаном Ефимовичем Пятницким в 1910 году — в эпоху русского модерна, когда страна переживала всплеск интереса к национальным истокам. Традиционные костюмы, народные мелодии, лаконичная, но в то же время цепляющая подача — все в этом хоре привлекало внимание публики, пресыщенной европейской культурой и наконец-то открывшей для себя красоту исконной русской песни.
Вместе с тем, пронеся через десятилетия верность традициям, хор не только не устарел — он развил в себе способность адаптироваться к меняющимся реалиям и отвечать ожиданиям новых поколений. Коллектив превратился в настоящую творческую лабораторию XXI века, в рамках которой происходит удивительное слияние современных жанров и ритмов с вневременной народной стилистикой. Эффективность такого подхода подтверждается всенародной любовью, мировой популярностью и неизменно полными залами, которые хор собирает по всему миру.
И все же в чем именно заключается феномен «Хора Пятницкого»? Если брать «анкетные данные», то это 80 эталонных красавиц и красавцев, минимум 15 номеров в каждом выступлении, 3–4 смены костюмов. Это жанровый синкретизм: песня, танец, музыка. Это система Станиславского и никакой фонограммы.
Это то, за что хор превозносят. Но есть и то, за что его любят — за душевность и искренность, за характер и темперамент, за тонкую эмоциональность и бьющую через край экспрессию. За то, что составляет сущность этого коллектива: «Хор Пятницкого» — настоящее национальное достояние. Голос великой державы.
Онлайн трансляция концерта была доступна в 16-ти филиалах Виртуального концертного зала Пермской филармонии: Губахе, Ильинском, Чернушке, Скобелевке, Большой Соснове, Краснокамске, Чермозе, Чайковском, Усолье, Кудымкаре, Белоево, Ключах, Краснокамске, Добрянке, Голованово, Березовке.

«Дар» от двух Д
Главные герои второго дня под названием Viva La Musica! – мужской хор Пермской хоровой капеллы мальчиков под управлением лауреата премии Пермского края в сфере искусства и культуры и премии администрации города Перми в сфере культуры и искусства им. А. Немтина Дмитрия Батина и хор Kama сantabile отделения «хоровое дирижирование» Пермского музыкального колледжа (руководитель и дирижер, лауреат премии Пермского края в сфере искусства и культуры – Лариса Юркова).
Сюрпризы вечера не успевали сменять другу друга. Впервые на сцене Органного зала прозвучала Кантата «Дар» одного из самых исполняемых российских композиторов современности Леонида Десятникова. Для одних он живой классик, для других – загадка. Его стиль очень узнаваемый. Его музыка, довольно изощрённая, но в то же время достаточно демократичная, дарит знатокам интеллектуальное наслаждение.
Кантата «Дар» для тенора, мужского хора и камерного ансамбля на стихи Гавриила Державина была написана в 1981 году и заново инструментована в 97-м. Выразительная державинская поэзия привлекла композитора своей архаикой, громоздкими старинной лексикой, интонационным богатством, ритмом стиха и рваной, неоднородной стилистикой. Державинская ода – это смешение восхваления и сатиры, реальности и фантастики, восторга и самоиронии. В поисках музыкального отражения этих разноречивых особенностей, композитор пришёл к их гармоничному соединению через вкрапление «эстрадности» в академический музыкальный язык. Диалог с прошлым получился у Десятникова очень интересным и современным.
Премьерами стали и две чудесные Молитвы Фёдора Глинки – русского поэта, писателя, участника Бородинского сражения, награждённого Золотым оружием «За храбрость». Их положил на музыку пермский композитор Дмитрий Батин.
В программе прозвучали и другие замечательные произведения: богатое тембровыми красками духовное песнопение «Воскликните Господеви вся земля» Александра Гречанинова; проникновенный, драматически насыщенный четырехголосный концерт «Не отвержи мене во время старости» Максима Березовского – вершина его духовной музыки; три части из Реквиема французского композитора Габриэля Форе – очень светлой заупокойной мессы с доминирующим чувством веры в вечный покой и обретение совершенного счастья; удивительная Gloria из «Маленькой джазовой мессы» крупнейшего мастера современного хорового искусства, британского композитора Боба Чилкотта.
Аккомпанировал хорам камерный оркестр «Орфей» МАУК «Пермь Концерт» (художественный руководитель и дирижер – Петр Юрков).
В концерте принимали участие: Даниил Юрков (тенор), Эдуард Морозов (баритон); ансамбль виолончелистов Пермского музыкального колледжа (руководитель – Татьяна Савина); Виктория Калинина (орган); Даниил Брюханов (бас-гитара); Илья Трофимов (ударные).

Душа, душою, о душе…
Жемчужина третьего дня Международного Строгановского фестиваля хоровой музыки – один из самых титулованных хоровых коллективов России – Уральский государственный камерный хор Пермской краевой филармонии отметил в прошлом сезоне свое 45-летие. Художественный руководитель и главный дирижер – выдающийся мастер хорового искусства России, народный артист России, профессор Владислав Новик.
Уральский камерный хор – один из лучших российских хоровых ансамблей. Ему подвластно исполнение самых сложных классических и современных произведений. Отечественная и зарубежная пресса неоднократно отмечала редкое по красоте пение a capella, неповторимый исполнительский почерк и высокий профессиональный уровень коллектива. Безупречный художественный вкус, стилистическая точность, виртуозная вокальная техника исполнителей отвечают запросам самой требовательной публики.
Своей высокой миссией Уральский хор считает сохранение национальных певческих традиций. Духовные сочинения русских композиторов уже многие годы определяют творческий имидж коллектива. Именно поэтому многие современные композиторы доверяют УГКХ премьерные исполнения своих произведений.
Пермские артисты с огромным успехом исполняют русскую хоровую музыку у себя на родине и за рубежом: в Польше, Финляндии, Эстонии, Италии, Дании, Германии, Франции.
Программа концерта «Пять веков русской духовной музыки» позволила слушателям пройти непростой путь длиной в пять столетий, наслаждаясь хоровым пением a capella. Был исполнен редчайший напев Валаамского монастыря «Днесь рождается от Девы» (XVI век) и прозвучали лучшие духовные песнопения таких русских композиторов, как Н. Дилецкий (XVII век); Д. Бортнянский (XVIII век); П. Чесноков, Н. Черепнин, П. Чайковский (XIX век); С. Рахманинов, Г. Свиридов, А. Шнитке (XX век) и наш современник Антон Висков.

III Всероссийский музыкальный конкурс назвал победителей в номинации «Ансамбли русских народных инструментов»

15 октября в Тульской областной филармония имени И. А. Михайловского прошел III тур Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Ансамбли русских народных инструментов», а затем в 18.30 состоялись торжественная церемония награждения победителей и гала-концерт лауреатов конкурса.
«Всероссийский музыкальный конкурс – одна из возможностей сохранения культурного наследия нашей страны, – отмечает генеральный директор ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» Андрей Малышев. – Это музыкальное состязание всегда связано с большими надеждами. Мы уверены, что и в этом году после проведения конкурса специальность «Народные инструменты» пополнится новыми замечательными исполнителями – солистами и ансамблями»!
I премию получил ансамбль SIBERIA NUEVA (СФО, г. Новосибирск), в составе: Ракин Михаил (гитара) и Филимонов Кузьма (гитара); II премии удостоен ансамбль «Happy Band» (ЦФО, г. Москва), в составе: Комельков Александр (баян) и Коптелов Денис (баян); III премия – у Русского концертного ансамбля «Три + Два» (ПФО, г. Киров), в составе Абашев Алексей (баян), Еремин Евгений (домра), Загузин Никита (балалайка прима), Касимова Оксана (домра), Плюснин Константин (балалайка-контрабас).
Звание дипломантов конкурса получили: дуэт «Fusion» (ЦФО, г. Москва), в составе: Савина Илона (аккордеон), Украинский Никита (баян); ансамбль «Новый день» (ЦФО, г. Москва) в составе: Солгалов Валентин (балалайка), Афанасьев Владислав (домра), Букин Александр (баян), Калашник Тимофей (перкуссия), Гарипов Алтынбай (балалайка-контрабас) и ансамбль «Креатив» (ПФО, г. Казань), в составе: Незамудинова Зарина (домра малая), Зайцева Ксения (домра альт), Багаутдинов Рустам (Домра бас, балалайка контрабас), Фахразиев Сайдаш (баян).
Лауреаты с большим успехом выступили в гала-концерте, в котором прозвучали русская народная песня «Валенки» в обработке А. Широкова, Концертная фантазия на тему русской народной песни «Выйду на улицу» Евг. Дербенко, «Duo Concertante» Д. Косорича, татарская народная песня «Апипа» в обработке Р. Рокитянской, «Две русские пьесы» К. Васильева, токката «Barbara» В. Семенова, «Молдавский танец» А. Шалаева, «Цыганочка» А. Цыганкова – А. Беляева.
III Всероссийский музыкальный конкурс в номинации «Ансамбли русских народных инструментов» проходил в Тульской областной филармонии имени И. А. Михайловского с 09 октября по 15 октября 2021 года.
В конкурсе приняли участие 17 ансамблей русских народных инструментов из Москвы (ЦФО), Ростова-на-Дону (ЮФО), Новосибирска (СФО), Нижнего Новгорода (ПФО), Казани (ПФО), Кирова (ПФО), Читы (ДФО), Владивостока (ДФО), Екатеринбурга (УФО) и Тамбова (ЦФО).
По условиям конкурса к участию в III туре были допущены 6 ансамблей: SIBERIA NUEVA (г. Новосибирск), Русский концертный ансамбль «Три + Два» (г. Киров), Happy Band (г. Москва), дуэт «Fusion» (г. Москва), «Новый день» (г. Москва) и «Креатив» (г. Казань). Каждый ансамбль в III туре исполнил свободную программу (от 25 до 30 минут), включающую произведения разных стилей.
III Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «Народные инструменты» проходит с 24 сентября по 9 ноября 2021 года в Москве, Туле, Уфе и Красноярске. Впервые конкурсный отбор осуществлялся по видеозаписям. I, II и III туры конкурса были проведены очно в Москве в номинации «Дирижирование оркестром русских народных инструментов». I премия III Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Дирижирование оркестром русских народных инструментов» по решению жюри не присуждена; II премию разделили Андрей Долгов (Северо-западный федеральный округ, г. Санкт-Петербург) и Евгений Волчков (Центральный федеральный округ, г. Москва); III премию получил Линар Давлетбаев (Приволжский федеральный округ, г. Уфа).
Предстоящие конкурсные состязания в номинации «Домра», «Балалайка», «Гитара» пройдут в Уфе – (16.10-23.10.2021), а также в Красноярске, в номинации «Баян и аккордеон» (03.11-09.11.2021).

В Самарском театре оперы и балета пройдет ХХI Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест

Октябрь в Самаре пройдет под сенью русского балета.
С 22 по 31 октября 2021 года в Самарском академическом театре оперы и балета пройдет XXI Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест «Под сенью русского балета». Фестиваль поддерживает и развивает традиции классического русского балета и ежегодно становится памятным форумом, который собирает лучших российских балерин и танцовщиков. Тематика каждого фестиваля отражает грани таланта Аллы Шелест – балерины и хореографа.
Алла Шелест – одно из самых значимых имен в истории российского балета ХХ века. Почти 25 лет она танцевала на прославленной сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) и создала целую галерею ярких образов в балетах классического наследия и постановках хореографов-современников. В 1970-1973 годах Алла Шелест возглавляла балетную труппу Куйбышевского театра оперы и балета и поставила на нашей сцене ряд выдающихся спектаклей.
В этом году программа фестиваля включает пять мероприятий: два показа балетных спектаклей и три больших гала-концерта с участием звезд мировой балетной сцены.
Откроется фестиваль 22 октября концертной программой «Эпоха Чернышёва. По страницам балетов Мастера». Игорь Чернышёв –советский, российский артист балета, балетмейстер, народный артист РСФСР. С 1976 года до 1995 года работал главным балетмейстером Куйбышевского (Самарского) театра оперы и балета, в 1991-1993 годах являлся директором театра. В первом отделении – сюита из балета «Гусарская баллада», во втором – сцены, дуэты, фрагменты из спектаклей «Спартак», «Ангара», «Поэма двух сердец», «Щелкунчик», «Маленький принц», «Золушка», номера «Римский карнавал». Хореография Игоря Чернышева. В концерте примут участие солисты Большого театра России Денис Родькин, Элеонора Севенард, Денис Захаров, Елизавета Кокорева. Дирижеры – художественный руководитель и главный дирижер Самарского театра оперы и балета Евгений Хохлов, Андрей Данилов.
Денис Родькин, Элеонора Севенард и Денис Захаров также примут участие в балете Людвига Минкуса «Баядерка» 24 октября. Дирижер – Андрей Данилов.
27 октября – концертная программа «Время Долгушина». Никита Долгушин – советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог, народный артист СССР С 1997 по 2006 год возглавлял балетную труппу Самарского театра. В программе вечера – одноактный балет «Павильон Армиды» и концертные номера в хореографии Никиты Долгушина. В концерте примут участие солисты Большого театра Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин. Дирижеры – Евгений Хохлов, Андрей Данилов.
29 октября на сцене театра оперы и балета «Жизель» Адольфа Адана с участием солистов Большого театра Ольги Смирновой и Семёна Чудина. Дирижер – Евгений Хохлов.
Закроется фестиваль 31 октября концертом Шелест-гала «Grand pas Петипа», в котором примут участие солисты Мариинского театра Екатерина Осмолкина, Оксана Скорик, Владимир Шкляров и Андрей Ермаков, солисты Санкт-Петербургского театра балета имени Леонида Якобсона Елена Чернова и Андрей Сорокин. Дирижеры – Евгений Хохлов, Андрей Данилов.
Во всех мероприятиях фестиваля принимают участие артисты балета Самарского театра оперы и балета.
Автор идеи и руководитель проекта – заслуженный работник культуры России Светлана Хумарьян, художественный руководитель фестиваля – художественный руководитель балета Самарского театра оперы и балета, заслуженный артист России Юрий Бурлака.