Фестиваль «Русская музыка на русском Севере»

С 15 по 20 сентября в рамках культурных событий, посвященных 100-летию Коми, в республике пройдет уникальный проект – фестиваль «Русская музыка на русском Севере». Концертные программы оркестра Musica viva порадуют жителей и гостей Сыктывкара, Ухты, Воркуты, Печоры и Усинска.

Фестиваль «Русская музыка на русском Севере» – это специально подготовленные концертные программы из произведений русских композиторов трех столетий – от истоков до наших дней – в исполнении Московского камерного оркестра Musica viva, художественный руководитель-главный дирижер и солист народный артист России Александр Рудин с участием артистов Государственного театра оперы и балета Республики Коми и лучших студентов Колледжа искусств региона.

В концертах фестиваля примут участие солисты балета Театра оперы и балета Республики Коми: Роман Миронов, уже сотрудничавший с оркестром Мusica viva в состоявшейся в 2019 г. в Москве и Сыктывкаре постановке оперы К.-В. Глюка «Орфей и Эвридика», и молодая балерина Иоана Крецу (Румыния). Артисты представят постановку главного балетмейстера театра Андрея Меркурьева Адажио из балета Глазунова «Раймонда», специально подготовленную для проекта «Русская музыка на русском Севере».

Участниками концертных программ выступят студенты Колледжа искусств Республики Коми: Захар Тасчи (фортепиано), Злата Серова (фортепиано), Анна Попова (скрипка). Интерактивные творческие встречи-конференции Александра Рудина со слушателями будет проводить музыкальный обозреватель Радио России Ольга Русанова.

Основной идеей проекта является расширение просветительской деятельности Оркестра Musica viva и его художественного руководителя Александра Рудина и популяризация русской классической музыки среди самых широких слоев населения отдаленных северных регионов России, лишенных возможности услышать живое исполнение музыки и, в особенности, в исполнении оркестра. В программе концертов прозвучит русская музыка 3-х столетий: от Духовного концерта композитора 18 в. Ивана Хоржевского до произведений российских композиторов – наших современников. Не менее важным в реализации задач проекта является вовлечение молодых талантливых исполнителей в городах республики к участию в фестивальных концертах.

«Помимо концертных программ, для максимального вовлечения публики в современную культурную среду в каждом городе планируются «Встречи в фойе» с народным артистом России Александром Рудиным и солистами Musica viva, ведущая – музыкальный обозреватель Радио России Ольга Русанова. Уверена, фестивальный проект станет прекрасным музыкальным подарком для жителей региона в год векового юбилея республики», – прокомментировала министр культуры Коми Мария Балмастова.

Фестивальный маршрут будет сопровождать специальная съемочная группа для съемки фестивальных событий и использования материалов в короткометражном документальном фильме «Русская музыка на русском Севере», который впоследствии передадут в города проекта. Это позволит продлить не ограниченное периодом фестиваля воздействие проекта на культурную жизнь региона.

Проект реализуется при поддержке второго конкурса Фонда Президентских грантов. АНО «Творческое объединение «Живая музыка» стала победителем в направлении: Поддержка проектов в области культуры и искусства по тематике: Популяризация культурного наследия России с проектом, задуманным Московским камерным оркестром Musica viva: Фестиваль «Русская музыка на русском Севере». Партнером фестиваля в республике выступает Театр оперы и балета Коми.

Программа:
• 15 сентября – Сыктывкар
• 16 сентября – Ухта
• 17 сентября – Воркута
• 19 сентября – Печора
• 20 сентября – Усинск

Международный фестиваль Context. Diana Vishneva пройдет в девятый раз в Москве и Санкт-Петербурге

IX Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva объявляет программу 2021 года: фестиваль пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 29 августа по 4 октября. Его зрители увидят спектакли танцевальных компаний из России, Испании и Италии, а завершит девятый фестиваль Вечер российской хореографии.

В этом году программа фестиваля Context. Diana Vishneva будет включать международную, российскую, параллельную и кино- программы, а также выпуск книги, посвященной современному танцу. Зрителей Context 2021 ждут постановки, которые были перенесены из программы фестиваля прошлого года: балеты «Шут» и «Шахерезада», последний из которых — с Дианой Вишнёвой в главной роли. Хореограф обеих постановок — Алексей Мирошниченко, исполнители — артисты Пермского театра оперы и балета им. Чайковского.

В международной программе фестиваля Context. Diana Vishneva 2021 изменен состав участников: в Москве и Санкт-Петербурге отменяются показы спектакля-лекции “Moving with Pina” («Двигаясь вместе с Пиной»). Причина отмены – усиление карантинных мер. Фестиваль предложит зрителям новую работу — в обоих городах будет показан спектакль “FN” эстонской танцевальной компании Fine5 Dance Theatre. Российская премьера постановки “FN” от хореографа Рене Ныммика состоит из записанных рассказов танцовщиков, ставших соавторами хореографа, их размышлений и рефлексии во время изоляции. Зрители увидят телесную исповедь героев и найдут ответы на вопросы о том, как оставаться полноценным человеком в информационном мире, не отделяя дух и сознание от тела.

В рамках российской программы состоятся премьеры постановок двух хореографов из России: Павел Глухов представит новую работу «Бумажный человек», созданную специально для Context. Diana Vishneva для показа в арт-пространстве. Исследуя стадии развития человека как антропологического вида, автор выходит за рамки привычных представлений о форматах современной хореографии. Показы пройдут в пространствах ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Ещё одна работа, междисциплинарный проект Nafs («Эго») хореографа Нурбека Батуллы, объединит национальную музыку, современную хореографию, изобразительное искусство и цифровые технологии. Обладатель Приза зрительских симпатий и награды лучшему танцовщику Конкурса молодых хореографов 2020, представит новую работу, в основе которой лежит древне-татарская поэма “Кыйссаи Йосыф” («История Иосифа»), и продолжит линию хореографических работ, созданных вне традиционного сценического пространства при поддержке Context. Diana Vishneva. Премьера состоится в Москве в ДК «Рассвет», в Санкт-Петербурге — в пространстве Севкабель Порта.

В 2021 году команда фестиваля Context. Diana Vishneva приняла решение представить новый для фестиваля формат — Вечер современной российской хореографии. Постановщики — финалисты и победители Конкурса молодых хореографов разных лет — получат возможность представить новые проекты при полной технической и организационной поддержке фестиваля. Так, фестиваль Context следует миссии по развитию современной хореографии в России и создает новые возможности для его участников.

На первом Вечере современной хореографии свои работы представят три российских хореографа: Эрнест Нургали, победитель Конкурса молодых хореографов 2020 года, Анна Щеклеина, финалист и участница Конкурса 2018 и 2019 годов, и Ольга Лабовкина, победитель Конкурса 2017 года. Каждая из трех одноактных постановок будет создана специально для фестиваля в соавторстве с российскими и зарубежными композиторами, художниками и сценографами с участием региональных танцевальных компаний из Уфы, Воронежа и Казани – соответсвенно. В новом формате фестиваль активно развивает региональное сотрудничество, объединяя талантливых авторов и исполнителей из разных городов.

Традиционное ключевое событие фестиваля Context. Diana Vishneva — Конкурс молодых хореографов — не прекратит свое существование. Он перетекает в иные формы поддержки и развития талантливых художников. Процесс поиска новых имен продолжается. Способствовать этому будут различные программы фестиваля, в частности, Context open — инициатива, направленная на поиск уникальных проектов в области танца.

В 2021-м году фестиваль Context. Diana Vishneva расширяет параллельную программу.

Кроме танцевальных мастер-классов от хореографов из России, Испании и США, параллельная программа IX фестиваля Context включает фотолабораторию израильского фотографа Аскафа Авраама, мастер-класс по работе со звуком композитора Фредерик Жарабо и другие события, которые развивают смежные с современным танцем дисциплины и объединяют разные виды искусств. Кинопрограмма Context 2021, при поддержке фестиваля документального кино Beat Films, представит документальные фильмы и проекты, часть из которых будут показаны в России впервые.

IX Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, ПАО «Газпром», группы компаний «Илим» и французского ювелирного Дома Cartier.

Подробнее о событиях и программе Международного фестиваля Context. Diana Vishneva в 2021 году читайте на сайте фестиваля: https://live.contextfest.com/

ХХIII Международный фестиваль современного танца Open Look

Международный фестиваль современного танца Open Look вновь соберет на Новой сцене Александринского театра ведущие коллективы современного танца. Фестиваль прошел большой путь становления от летней танцевальной школы до самого ожидаемого танцевального события культурной столицы России. Организатор фестиваля – Дом танца «Каннон Данс», возглавляемый Натальей и Вадимом Каспаровыми, ежегодно представляет петербургскому зрителю мировые тренды в современном танце и смежных дисциплинах – перформансе, кинотанце, мультимедиа, а также активно поддерживает и популяризирует отечественный contemporary dance.

В программе фестиваля – сценические постановки и site-specific перформансы, мастер-классы, дополнительные мероприятия (open talks, обсуждения спектаклей, презентации, кинопоказы и др.). Каждый Open Look имеет оригинальную тематическую направленность. Особенностью нынешнего фестиваля станет фокус на молодых хореографах – новой генерации отечественного современного танца. Среди них: Валерия Каспарова (Проект Валерии Каспаровой, Санкт-Петербург), Ольга Цветкова и Валентина Луценко (Москва / Санкт-Петербург), Ксения Бурмистрова (Екатеринбург), московский хореографы Илья Манылов (Проект Ильи Манылова), Галина Грачева (G.G.A.M. company), Ксения Шлезингер (Kseniya Shlezinger dance project), Анна Дельцова и Александр Тронов (Jack’s Garret).

Фестиваль откроется 17 августа спектаклем Валерии Каспаровой «Черный сад». Это пронзительная документальная постановка, в которой оживают воспоминания детей-очевидцев войны в Нагорном Карабахе, случившейся 30 лет назад. Хореограф вместе с исполнителями дают возможность прочувствовать войну через призму восприятия мирного человека – ребенка. «Нам кажется, что война – это нечто очень далекое. Что-то, что не может случиться с нами и нас напрямую не касается. Но это не так. В наше время любая война оказывает влияние на всех и касается абсолютно каждого», – говорит Валерия Каспарова.

Исследовать и прочувствовать память места с помощью хореографии, сценографии, поэзии и музыки предлагают Ольга Цветкова и Валентина Луценко в site-specific перформансе «Танцующие катакомбы», созданном специально для пространства «Катакомб» Петрикирхе. Соавторами работы выступили художник, сценограф Жан Кристоф Ланкетен (Франция) и композитор Андреас Мустукис (Кипр). Проект реализован при поддержке Французского института в России.

В программе фестиваля представлены и широко известные коллективы. Ярким фестивальным событием станет показ премьерного спектакля легендарного Челябинского театра современного танца «Спят медведи и слоны» в постановке Ольги Пона. Выступление театра в Петербурге состоится при поддержке Союза театральных деятелей РФ и Министерства культуры РФ.

Специальным гостем XХIII Open Look станет компания Cie Neopost Foofwa (Швейцария) под руководством Фуфуа д’Имобилите (наст. имя – Фредерик Гафнер). Это не первый визит известного швейцарского перформера, хореографа (в прошлом – солиста Штутгартского балета и труппы Мерса Каннингема) на фестиваль. В 2017 году широкий резонанс у публики вызвали танцевальный марафон Dancewalk и хореографический стендап «ХореоХроники», в 2019-м – перформанс «Dancewalk – Ретроперспектива». В этом году гостям фестиваля будут представлены живая выставка «Жить как фавн» (в сотрудничестве с местными артистами) и перформанс «Прелюдия к последствиям свершившегося факта», созданные по мотивам балета «Послеполуденный отдых фавна» Вацлава Нижинского. Компания Cie Neopost Foofwa поддерживается городом Женева, республикой Швейцария и кантоном Женева – 2021. Визит компании в Россию стал возможен благодаря поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция.

Важной составляющей Open Look является насыщенная программа мастер-классов от опытных, известных российских и зарубежных педагогов (16–20 августа). В этом году танцевальное сообщество ждут мастер-классы от Фуфуа Димобилите, а также российских педагогов и хореографов Ольги Пона, Натальи и Валерии Каспаровых, Ксении Бурмистровой, Ильи Манылова, Галины Грачевой и др.

Приглашаем представителей СМИ на пресс-конференцию, посвященную открытию XХIII Международного фестиваля современного танца Open Look, которая состоится 17 августа в 14.00 в фойе Новой сцены Александринского театра.

Основная программа фестиваля

17 августа
14:00. Фойе
– Пресс-конференция

20:00. Основная сцена
– «Черный сад» / Проект Валерии Каспаровой (Санкт-Петербург)

18 августа
18:00. Основная сцена
– Edge infinity / G.G.A.M. Company (Москва)

20:00. Основная сцена
– «Спорный пересказ» / Проект Ильи Манылова (Москва)

19 августа
18:00. Учебная сцена
– «Это мое место» / Ксения Бурмистрова (Екатеринбург)

20:00. Основная сцена
– «Спят медведи и слоны» / Челябинский театр современного танца

20 августа
16:00. Петрикирхе
– «Танцующие катакомбы» / Проект Ольги Цветковой (Москва) и Валентины Луценко (Санкт-Петербург)

20:00. Основная сцена
– The box / Kseniya Shlezinger dance project (Москва)
– «Наедине с собой» / Jack’s Garret (Москва)

21:30. Петрикирхе
– «Танцующие катакомбы» / Проект Ольги Цветковой (Москва) и Валентины Луценко (Санкт-Петербург)

21 августа
Время и место уточняются
– site-specific перформанс «Жить как фавн» / Cie Neopost Foofwa (Швейцария)

19:00. Основная сцена
– «Прелюдия к последствиям свершившегося факта» / Cie Neopost Foofwa (Швейцария)

В программе возможны изменения!

open-look.ru

К Дню города легендарный коллектив Государственный Омский русский народный хор представит масштабную постановку «Ермак. Легенда Сибири»

Казачий атаман Ермак – одна из самых загадочных личностей в истории России. Его жизнь окутана множеством легенд: каким он был полководцем, где родился, как покинул этот мир? Достоверных фактов об этом не существует. В русском былинном фольклоре Ермак сравнивается с эпическим богатырем Ильей Муромцем. А летопись гласит о нем следующее: «родом неизвестный, душой знаменитый». Государственный Омский русский народный хор решил прикоснуться к образу казачьего атамана в своем новом масштабном мультикультурном проекте «Ермак. Легенда Сибири». 5 и 8 августа в Концертном зале филармонии пройдут премьерные показы спектакля, который станет большим подарком землякам к 305-летию Омска.

Его тотемное животное – волк, всюду следующий за ним. Его оберег – единорог, украшающий его знамя. Он – казачий атаман Ермак – ведет непрерывную борьбу, в том числе и с самим собой… Таким предстает на сцене главный герой нового грандиозного представления, посвященного 440-летию со дня начала Сибирского похода Ермака.
Постановка Омского русского народного хора основана на синтезе искусств – музыке, хореографии, кино и мультимедиа. Ее жанр создатели определяют как «фильм-концерт-спектакль». «Ермак…» – уникальный и новаторский проект. Музыкальный материал, который лег в его основу, демонстрирует многообразие песенного казачьего фольклора. На сцене будут раздаваться песни-раздумья, былины, забавы, колыбельные, купальские обрядовые, духовные стихи, записанные в Алтайском и Красноярском краях, Томской и Омской областях.
Чтобы передать звуковой колорит средневековой Руси, в оркестровую группу Омского русского народного хора введены новые музыкальные инструменты: колесная лира, а также специально созданный для Омского хора музыкальный инструмент – «чель» (это авторское название, производное от виолончели), представляющий гибрид русской народной скрипницы и древнерусского гудка. Помимо этого в оркестре будет звучать синтезатор, воплощающий тембры таких инструментов как скрипки, виолончели, валторны, тромбоны. Благодаря данному приему усиливается драматургия, создается эффект многоголосья, кинематографичности.
Постановка изобилует великолепием танцевальных сцен различной стилевой и жанровой направленности. Зрители увидят обрядовые, фольклорные пляски, народные игрища, современную авторскую хореографию, включая контемпорари, психологический и философский танец. Особой зрелищностью в спектакле отличаются эпизоды сценического боя, в которых танцоры демонстрируют виртуозное владение оружием.
Артисты выйдут на сцену, облачившись в доспехи и используя военную амуницию – щиты, пики, ножи, пищали, сабли, луки со стрелами и многое другое.
Большую роль в «Ермаке…» играют реквизит и костюмы, стилизованные по типу казачьих традиций ХVI столетия. В их изготовлении участвовали специалисты разных регионов, которые отлично знают историю костюма и военной амуниции, детали кроя средневековой одежды и ее составные элементы.
Неотъемлемая часть спектакля – короткометражные видеоэпизоды. Снятые на принципах игрового кино, они развернутся на большом экране. Видеоконтент расширяет сценическое пространство и эмоционально вовлекает зрителя. Для его создания Омский хор провел съемки в живописных уголках Омской области: в Чернолученской зоне отдыха и на берегу Иртыша близ села Лежанка Горьковского района.
В проекте «Ермак. Легенда Сибири» предложен особый способ прочтения истории, основанный не на хронологии и фактах, а на чувствах и эмоциях персонажа. О чем переживает и мечтает, кого любит, кем дорожит главный герой – об этом и многом другом рассказывает постановка.
Кто он – казачий атаман Ермак: лидер, воин-завоеватель, разбойник или волк-одиночка? Этот вопрос остается открытым. Каждый зритель, побывав на спектакле, найдет свой ответ.

Более подробно о проекте «Ермак. Легенда Сибири» – на сайте:
https://ermak-legend.ru

Создатели проекта «Ермак. Легенда Сибири»:

руководитель проекта, автор идеи – начальник Омского хора, лауреат премии Губернатора Омской области за заслуги в области культуры и искусства Елена Ермакова

автор сценария, режиссер-постановщик, режиссер мультимедиа – видеоинженер, лауреат премии Губернатора Омской области за заслуги в области культуры и искусства Сергей Панин

режиссер, хореограф-постановщик проекта – главный балетмейстер Омского хора, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России Зуфар Толбеев

автор музыки и инструментальных аранжировок – главный дирижер Омского хора, заслуженный деятель культуры Омской области Владимир Евдокимов

автор вокально-хоровых аранжировок – хормейстер Омского хора, доцент кафедры музыкального искусства факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, лауреат V Международного конкурса «Welt der Musik» Галина Поддубная

Органная музыка лета

Лето – не повод для расставания с классикой. Для поклонников серьезной музыки филармония, по многолетней традиции, продолжает серию традиционных летних органных вечеров.

В июле гостья Пермской филармонии – победительница II Международного конкурса органистов имени Л.И. Ройзмана (Гран-при, февраль, 2021), лауреат международных конкурсов, органистка Ольга Кемова (Москва) выступит с программой «Лето во Франции».

Слушатели смогут насладиться знаменитыми и популярными произведениями Баха, Вивальди, Гильмана, Франка, Бонне, Вьерна.

Выступление органистки начнётся с известного произведения французского композитора Александра Гильмана «Марш на тему Генделя». Блестяще использованная в этом сочинении тема «Поднимите врата Ваши, войдет Царь славы» из оратории Генделя «Мессия» откроет на концерте «органные врата» музыке великого Баха.

Настоящим бриллиантом в творчестве Иоганна Себастьяна Баха можно назвать знаменитую «Арию» – вторую часть из «Оркестровой сюиты» № 3, музыка которой завораживает так, что создаётся ощущение, будто она льётся с небес и это творение не земного человека, а кого-то свыше. В программе концерта ещё одно знаменитое произведение Баха в переложении для органа – Вступление к кантате № 29 Wir danken dir, Gott.

На концерте прозвучит органная версия всемирного хита Антонио Вивальди – Концерта «Лето» из цикла «Времена года». Каждый шедевр этого итальянского композитора эпохи барокко отличается виртуозностью, разнообразием настроений и яркой палитрой выразительных красок.
Концерт продолжится музыкой выдающихся французских композиторов-органистов рубежа XIX — XX веков, расширивших возможности звучания органа до масштабов симфонического оркестра. Прозвучат Концертные вариации Жозефа Бонне и три части из Органной симфонии для № 1 Луи Вьерна. Пьеса для органа «Финал» Сезара Франка, наполненная ликованием и торжеством, завершит концерт во всём блеске и виртуозности французского cимфонического стиля.

17 июля в 18.00. Органный концертный зал.

Лауреат международных и всероссийских конкурсов, солист Карельской государственной филармонии, один из самых ярких органистов нового поколения Александр Новоселов познакомит со своей программой «Виртуозный Орган».
В увлекательном концерте прозвучит музыка разного времени — от великого Баха до сочинений композиторов XXI века.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха будет представлено тремя музыкальными полотнами. Одно из них – Прелюдия и Фуга ля минор, по масштабу и глубине – настоящая органная симфония; и два других, не менее известных его сочинений: трогательная, изумительно красивая Сицилиана в ритме старинного итальянского танца и умиротворённый Хор «Спи в покое мирным сном», завершающий духовную ораторию «Страсти по Матфею» – оба произведения прозвучат в транскрипции для органа.

Будет исполнена Соната N 5 из легендарного цикла «6 сонат для органа» величайшего немецкого композитора и блестящего органиста Феликса Мендельсона. Продолжая традиции И.С. Баха, Мендельсон создал новый жанр – романтическую органную сонату, достигнув потрясающих новаторских тембровых эффектов.

В органной версии прозвучит «Адажио для струнных» американского композитора Сэмюэла Барбера, входящее в список двадцати лучших музыкальных произведений второго тысячелетия.
Будут исполнены две виртуознейшие, захватывающие дух Токкаты разных авторов: французского композитора, представителя симфонической органной музыки середины XX века Анри Мюле, и нашего современника, канадского композитора Дени Бедара.

Прозвучат два произведения знаменитого современного немецкого органиста и композитора Ханса Андре Штамма – «Рондо в стиле латина» с умопомрачительными ритмами и необычная пьеса для органа «Бах в Ирландии», в которой интонации баховской музыки причудливо соединились с кельтскими мотивами.

Великий немецкий композитор-романтик Иоганнес Брамс создал гениальный цикл хоральных прелюдий, ставший его лебединой песней. В программе концерта – две из 11 хоральных прелюдий этого цикла.
Будет любопытно сравнить музыкальный язык композиторов-современников, родившихся с разницей в полвека – красивейшее Кантабиле итальянского композитора Энрико Пазини (р.1936) и «Песнь морехода» из Друидической сюиты с кельтскими мотивами Ариэля Ганелина (р. 1992).

Александр Новосёлов участвовал в мастер-классах известных европейских органистов, стажировался в Летней академии в Хаарлеме и Алькмааре (Нидерланды), в Финляндии, в Университете Нотр-Дам (США, Индиана, класс органа профессора Крэга Крамера). Александр Новоселов – лауреат престижных международных конкурсов органистов, среди которых: «Орган без границ» в Люксембурге и конкурс имени Георга Муффата в Линце (Австрия).

12 августа в 19.00. Органный концертный зал.

Напомним, что в июне концертная программа «Бах и джаз» заслуженной артистки Республики Татарстан, главного органиста и хранителя органа Московского концертного зала «Зарядье», лауреата международных конкурсов, педагога Лады Лабзиной пришлась по вкусу и любителям классического органного искусства, и ценителям исполнения джаза на органе.

В программу концерта вошли популярные произведения и хоральные обработки Баха; оригинальные произведения для органа в джазовом стиле немецкого композитора Фолькера Бройтигама; скетчи на негритянские спиричуэлс венгра Десо Анталфи; джазовые пьесы польского композитора Кшиштофа Садовски; переложения Лабзиной джазовой музыки Дейва Брубека, Жульена Бре, Ги Бове, Билли Джоуэла.

По словам директора филармонии Галины Кокоулиной, в наступающем 86-м концертном сезоне пермский орган немецкой фирмы Glatter-Goetz Orgelbau GmbH отмечает свой 18-й день рождения. А в ноябре, по многолетней традиции, состоится уже 16-й Международный фестиваль органной музыки. В его рамках пройдут 10 дневных и вечерних концертов для детской и взрослой аудитории. Кроме того, уже сверстан план на весь 86-й сезон, где творчество органистов, которое пользуется огромной популярностью у слушателей, представлено во всем многообразии органных исполнительских школ России и Европы.

Прима-балерина Виктория Терёшкина празднует 20 лет на сцене Мариинского театра

3-го июля на исторической сцене Мариинского театра проходил вечер в честь Виктории Терёшкиной — примы-балерины, которой подвластны все роли и хореографические стили.

Репертуар Виктории Терёшкиной охватывает более 60 партий; среди них есть и канонические Жизель и Никия, Аврора и Раймонда, и работы в современных балетах Джерома Роббинса, Уэйна МакГрегора, Кеннета Макмиллана, Анжелена Прельжокажа.

С самого начала артистической карьеры за Терёшкиной закрепилась слава баланчинской танцовщицы — неслучайно программу бенефиса венчают «Бриллианты» американского мэтра хореографии.Контрастом к классическому Баланчину в этот вечер будут чувственная нега фокинской «Шехеразады» и ироничный «Лунный Пьеро» Ратманского.

Партнерами Виктории по сцене станут звезды труппы Владимир Шкляров, Кимин Ким, Александр Сергеев. Выпускница Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой по классу Марины Александровны Васильевой, в Мариинском театре Виктория Терёшкина уже много лет готовит партии с Любовью Алимпиевной Кунаковой.

Глава балетной труппы театра Юрий Валерьевич Фатеев подчеркивает фантастическую музыкальность балерины и невероятную органичность на сцене: «Она будто поет танец своим телом». Ни одна масштабная премьера театра не обходится без участия Виктории. Она исполнила центральные партии в премьерах «Конька-горбунка», «Сильвии», «Медного всадника», «Пахиты», участвовала в возобновлении «Спартака», «Каменного цветка», «Лунного Пьеро».

Ей подвластен даже самый технически сложный хореографический текст: каждое новое препятствие для этой балерины, настоящей перфекционистки, — возможность продемонстрировать публике еще не открытые качества.

В Ульяновске выступил Государственный академический ансамбль танца им. Игоря Моисеева.

Концерты легендарного ансамбля состоялись 26 и 27 июня во Дворце дружбы народов «Губернаторский». Концерт 26 июня прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» и 59-го Международного фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…».

27 июня был организован благотворительный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и детей войны Ульяновской области в рамках празднования 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

«Во все времена, а сегодня особенно, миссия искусства и культуры является необходимой, животворной и спасительной. Во многом это происходит благодаря одухотворённым, талантливым людям, неравнодушным и увлечённым своим высоким призванием – благодаря Вам и вашим коллегам. Огромное вам за это спасибо! Будучи «Послами мира», гастролируя в десятках государств, вы достойно представляете Россию за рубежом, способствуете всеобщему пониманию, взаимному обогащению и единству. Вы успешно ведёте огромную просветительскую работу по эстетическому воспитанию, учите любить гармонию и демонстрируете пример подлинного служения добру и красоте. Помогаете пробудить в нас самые прекрасные стороны души и почувствовать себя по-настоящему счастливыми», – было отмечено в приветственном адресе от врио Губернатора Алексея Русских.

В программе были представлены самые известные танцевальные номера Ансамбля в хореографии Игоря Моисеева: русский танец «Лето», Калмыцкий танец, «Татарочка – черноморочка», сюита молдавских танцев «Хора», «Чиокырлия», «Жок», Старинная городская кадриль из цикла танцев «Картинки прошлого», сюита греческих танцев «Сиртаки», «Яблочко» из флотской сюиты «День на корабле» и другие композиции. Каждый танец завершался бурными овациями зрителей. Великолепная хореография, безупречное исполнение, красочные костюмы, легкость и артистизм даже в сложнейших трюках – все свидетельствовало о высоком уровне исполнительского мастерства и высокой исполнительской культуре «моисеевцев», верности традициям, заложенным его основателем –Героем Социалистического Труда, народным артистом СССР Игорем Александровичем Моисеевым.

Как отмечают в ансамбле, определить точное число танцев, поставленных Игорем Моисеевым, сложно, ибо часто по воле хореографа миниатюры вырастали в сюиты, танцевальные картины – в одноактные балеты. Приблизительно в репертуаре ансамбля около 300 оригинальных произведений И.А. Моисеева.

Солисты ГААНТ им. Игоря Моисеева народный артист России Александр Тихонов и заслуженная артистка России Ольга Болина рассказали, в чем, по их мнению, состоит феномен популярности этого Ансамбля. Артисты отметили индивидуальность каждого танцора, но при этом умение работать в коллективе, умение добиваться четкости движений, трудолюбие, талант и любовь к искусству, а в качестве особенности хореографического почерка ансамбля они назвали«плие» – полуприседание, на котором поставлены все танцы И.А. Моисеева.

«Ансамбль Игоря Моисеева – единственный в мире коллектив, который исполняет программу «Танцы народов мира», соединив в себе репертуарные танцы, практически, всех народов мира.Такого коллектива больше нет», – считает Александр Тихонов.

Зрители оставили много отзывов в соцсетях о концерте прославленного ансамбля танца в Ульяновске.

Публикация “Музыкального журнала” удостоена премии Международного конкурса журналистов «Золотое перо»

В Грозном во Дворце торжеств имени Дагуна Омаева состоялась торжественная церемония награждения победителей Х Международной премии журналистов «Золотое перо» памяти Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.

Почетными гостями мероприятия стали Глава ЧР Рамзан Кадыров, депутат Госдумы РФ Адам Делимханов, Председатель Парламента ЧР Магомед Даудов, Председатель Правительства ЧР Муслим Хучиев, российский тележурналист Борис Корчевников и другие.

Вели церемонию известная российская телеведущая Наталья Литовко и российский журналист, корреспондент телеканала «Россия-24» Дмитрий Щугорев.

На конкурс было подано около 800 заявок. Свои материалы прислали журналисты из регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Жюри работало над определением победителей несколько месяцев.

Победителем в разделе «Печатные и интернет-издания» в разделе «Очерк» стала член Союза журналистов России, заслуженный журналист Чеченской Республики Раиса Сайдулаева за материал, опубликованный в “Музыкальном журнале” и посвящённый жизни и творчеству известного чеченского актёра, заслуженного артиста РФ Амрана Джамаева. Награду Раисе Сайдулаевой вручил председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.

В своём интервью СМИ Р.Сайдулаева поблагодарила членов жюри за высокую оценку её работы. Она выразила признательность главному редактору “Музыкального журнала” Елене Езерской за трепетное и внимательное отношение к материалам, рассказывающим о развитии сферы культуры Чеченской Республики и театра, в частности.

Новые горизонты инклюзивного фестиваля

В апреле в Детской музыкальной школе им. Р.М. Глиэра состоялся VI фестиваль творчества для детей и юношества с ограниченными возможностями здоровья «Мой свет- музыка», который с этого года приобрел статус Всероссийского. Фестиваль проходит при поддержке и содействии Московской городской организации Всероссийского общества слепых,
Академии культурных и образовательных инноваций
Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

Основанный более 10 лет назад, конкурс проводится в номинациях «соло» и «ансамбль» в четырех возрастных группах и охватывает, как учащихся детских школ искусств, так и профильных средних учебных заведений. Фестиваль ежегодно расширяет географию участников и формат проведения. В этом году в оргкомитет форума поступило около 300 заявок из разных регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Омска, Новосибирская, Оренбурга, Сарапула, Чайковского, Армавира, Белгородской области.

Проведение фестиваля для детей с ограниченными возможностями – одно из важных направлений в комплексе мероприятий, ориентированных на программу социальной реабилитации средствами искусства. Создание особой среды, где каждый ребенок с ограничением по здоровью может полноценно развивать свои творческие способности наряду с обычными сверстниками, участвовать в конкурсах и фестивалях, поступать в профессиональные учебные заведения – вот залог эффективной работы инклюзивного сегмента музыкального образования, реализуемого ДМШ им. Глиэра. Кроме того, фестиваль «Мой свет – музыка» способствует распространению уникального педагогического опыта и инновационных методик в сфере музыкального образования, результатом которого становится успешная социальная и творческая адаптация детей с особенностями развития.

Шестой, уже Всероссийский конкурс торжественно открыт концертом и научно-педагогической конференцией, которой предшествовало вступительное приветствие директора ДМШ им. Глиэра А.Л. Штейнгауэра. В концерте приняли участие ансамбль виолончелистов Сlassic (руководитель Зыбина Н.Н.), Александра Тюрина (класс Е.Е. Рукавишниковой), Алсу Пынзарь (класс С.А Турковской), вокально-инструментальный ансамбль (руководители Т. Тхарева, А. Шагаевская) и самая юная ученица школы Лиза Друзенко (класс А.Н. Петрова). Последовавшая за концертом педагогическая конференция «Актуальные вопросы музыкального обучения детей с нарушениями зрения в рамках образовательного процесса: школа – колледж – ВУЗ» состоялась частично в дистанционном формате, объединила профессионалов из разных учебных заведений, работающих в сфере инклюзивного образования. Проблемам обучения незрячих детей игре на фортепиано и вопросам движения было посвящено сообщение Е.Е. Рукавишниковой, о преподавании сольфеджио в инклюзии рассуждали С.Х Яншина и А.С Шагаевская, открытый урок с методическим рекомендациями также подготовила С.А. Турковская. О применении технических средств в нотной системе Брайль рассказали А.К. Куценко – директор «Специализированной музыкальной школы слепых и слабовидящих детей» г. Армавир и заведующая теоретическим отделом Ю.А. Никонорова. Новые проекты в области издания нот и музыкально-методической литературы были представлены заведующей нотно-музыкальным отделом Российской государственной библиотеки для слепых А.Д. Семенихиной. Особенностям обучения незрячих и слабовидящих студентов были посвящены методические сообщения доцентов Российской государственной специализированной академии искусств Е.В. Клименко и О.Г Гринько. В круглом столе приняли участие руководитель Центра профессионального мастерства «Творческое инклюзивное образование», заместитель директора ДМШ им Ракова Е.Н Александрова и директор ДМШ им И.О. Дунаевского А.Н. Краси.

Учащиеся ДМШ им. Р.М. Глиэра достойно показали себя на конкурсе. В номинации «фортепиано» в старшей группе обладателем Гран-При стала Александра Тюрина, 1 премия в младшей группе досталась Ивану Пробатову, во второй возрастной группе лауреатом 3 степени стала Шапкина Софья. В номинации «духовые инструменты» в младшей группе лауреатами стали Екатерина Харченко (3-я премия), Кутепова Анна-Мария (2-я премия). В копилке наград третья премия у Савушкиной Анастасии и 2-я у Алсу Пынзарь среди скрипачей.

Победители в вокальной категории Соколова Виктория и Друзенко Лиза – 3 и 2 места соответственно. В номинациях «дуэт» и «ансамбль» лауреатами стали ансамбль Classic – 1 премия во второй возрастной группе, скрипичный дуэт Dolce – 2 место в младшей группе, фортепианный дуэт Classic – 1 премия.

Фотограф Юлия Чернова @fotografiuliachernova

В День памяти и скорби

22 июня является одной из самых печальных дат в истории России. В этом году – 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны, которая длилась долгих 1418 дней и унесла жизни более 26, 6 миллионов человек граждан СССР, из которых 8 668 400 человек были погибшими на полях сражений советскими солдатами.

24 октября 2007 года Президент России Владимир Путин подписал изменения в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которыми в перечень памятных дат была включена новая: 22 июня – День памяти и скорби.

Пермская филармония не могла остаться в стороне от скорбной даты: в ночь с 21 на 22 июня Органный концертный зал окрасился в багряный цвет в знак траура и памяти о тех, кто отдал свои жизни за наше мирное небо.

В 14.00 в Транзитном зале ЖД вокзала «Пермь-II» Уральский государственный камерный хор (художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Владислав Новик) представит торжественную и красивую программу из духовных сочинений и песен военных лет.

В 14.15 концерт будет прерван минутой молчания в соответствии с постановлением правительства РФ о том, что ежегодно 22 июня в День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны в 1941 году одновременно на всей территории России в 12 часов 15 минут по московскому времени проводится Общероссийская минута молчания.

В 15.00 солисты Пермской филармонии – Андрей Мехоношин (баян) и Маргарита Соснер (сопрано) подхватят эстафету Памяти на привокзальной площади.

А в 19.00 в Органном зале состоится концерт «Тот самый первый день войны…», которую подготовили известные пермские музыканты: Уральский государственный камерный хор под управлением народного артиста России Владислава Новика; солистки филармонии, лауреаты международных конкурсов – Евгения Камянская (орган) и Маргарита Соснер (сопрано); лауреаты международных конкурсов – Эльвира Ларионова (фортепиано) и Владимир Печёнкин (баритон); лауреат Международного конкурса «Весенние голоса», студент Пермского музыкального колледжа Михаил Ефимовских (баян).