Джаз высокой культуры

Концерт Трио Александра Маслова в рамках VII Международного Рождественского фестиваля.

Это знакомые с детства шедевры классической музыки в невероятных джазовых импровизациях. Это виртуозные пассажи фортепиано, волшебный звук вибрафона и свингующий бас контрабаса в яркой предновогодней программе «Между классикой и джазом».

В программе концерта прозвучит музыка М. Глинки, П.И. Чайковского, Н. Римского-Корсакова в джазовой обработке Александра Маслова. «Полет шмеля», фантазии на темы из оперы «Золотой Петушок», джазовая сюита «Щелкунчик», три танца из оперы «Жизнь за царя» и другие, всеми любимые шедевры мировой классики, которые в сочетании с джазом обретут совершенно новое звучание.

Джазовое Трио Александра Маслова — коллектив известных Санкт-Петербургских музыкантов, уже многие годы радующих поклонников джаза своими необычными музыкальными экспериментами.

Главным исполнителем в трио является его основатель – пианист и композитор Александр Маслов. Лауреат международных конкурсов, блестящий пианист Александр Маслов покорил мировую классическую сцену, успешно исполняя концерты Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова и Шостаковича. Виртуоз классического фортепиано, он также свободно владеет и языком джазовых импровизаций. Уникальный пианист-импровизатор экспериментирует с шедеврами мировой классики, привнося в них необычный джазовый колорит. Как автор аранжировок Александр Маслов обладает удивительной деликатностью и тонким чутьем, позволяя джазовым импровизациям звучать невероятно воздушно, свежо и грациозно. Его техническая свобода, безупречный ритм, романтизм и юмор дают зрителю полный букет эмоций и заряжают только позитивом!

Партнеры Александра Маслова по Трио – великолепные музыканты, лауреаты международных конкурсов: Павел Чижик – прекрасный ударник и виброфонист, лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей, любимец публики. Выступает как в концертных залах, так и в джаз-клубах. В Санкт-Петербурге его знают и по частым open-air выступлениям в Летнем саду.

Арсений Зоточев – контрабасист, артист оркестра Санкт-Петербургской государственной академической капеллы им. М.И. Глинки и Камерного оперного театра «Санктъ-Петербургъ опера», лауреат ряда сольных международных и всероссийских конкурсов.

Звёздное трио демонстрирует не просто джазовую музыку, а именно джаз высокой культуры, где каждый звук выверен и точен, где мелодия плавно льётся, а ритм трансформирует классику в новые формы. Концертные выступления Трио Александра Маслова – это всегда искренняя атмосфера, в которой музыканты и публика достигают максимального уровня доверия и эстетического наслаждения.

«ЧЕЛОВЕК ПОД НОМЕРОМ»

Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «TheLonkaProject. Человек под номером», приуроченную к Международному дню памяти жертв Холокоста. Проект показывает более 60 портретов людей, прошедших через Шоа.

История проекта «Лонка» началась в 2018 году. Элеонора (Лонка) Насс пережила Холокост, однако редко рассказывала детям о своем опыте. «Я выросла в доме молчания, – рассказывает Рина Кастельнуово, дочь Лонки. – Я знала, что такое казарма и кто такие нацисты, но, когда в одночасье умерла моя мать, ответственность за прошлое перешла на нас».

После смерти матери Рина и ее супруг Джим Холландер, фоторепортеры, специализирующиеся на ближневосточной тематике, решили сохранить истории выживших, сделав их фото и записав воспоминания.
Рина и Джим обратились к профессиональным фотографам с просьбой создать портреты людей, переживших Холокост. Критериев для фото не было никаких: это мог быть цветной или черно-белый снимок, сделанный с любого ракурса.

Мировое фотосообщество откликнулось на просьбу: более 300 фотографов из 30 стран приняли участие в проекте. В их числе – члены агентства Magnum Алек Сот и Жиль Пересc, лауреаты WorldPressPhoto Эд Каши и Джейн Эвилин Этвуд, а также Роджер Баллен, известный своим сотрудничеством с группой Die Antwoord.

Каждый из них смог по-своему передать хрупкость и силу выживших женщин и мужчин. На фотографиях оказались Анита Ласкер-Вальфиш – виолончелистка, игравшая в женском оркестре в Освенциме; британский стрит-фотограф Дороти Бом; Лилиана Сегре – пожизненный сенатор Италии; чемпион-тяжелоатлет сэр Бен Хельфготт и оскароносный кинорежиссер Клод Лелуш.

Кураторами выставки в Еврейском музее стали Анна-Патрисия Кан, директор галереи CLAIR by Kahn в Цюрихе, член проекта «Лонка»; куратор фотографических проектов Нина Гомиашвили и куратор Еврейского музея и центра толерантности Лия Чечик. Они выбрали больше 60 фотографий, которые приглашают прикоснуться к истории сквозь призму отдельных жизней. В своем выборе кураторы стремились отразить эмоциональный диалог между фотографами и выжившими: «Мы являемся последним поколением, у которого есть исключительная возможность скрестить взгляды эпох и услышать личные воспоминания людей, переживших Холокост», – подчеркивают они.
Проект «Лонка» продолжает пополняться новыми работами. Еврейский музей также выступил в качестве партнера глобального проекта и пригласил к участию в нем российских фотографов. К «Лонке» уже присоединились Егор Заика, Ольга Изаксон и Анна Шмитько, сделавшие портреты переживших Холокост россиян. В их числе – драматург Александр Гельман и театральный режиссер Кама Гинкас.

Искусство vs COVID — как выжить театрам в пандемию и причем тут цифровые технологии

О сложностях перехода театрального образования в онлайн поговорили художественные руководители и режиссеры на панельной дискуссии «Театральная педагогика в новых реалиях», состоявшейся на 7-й глобальной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch on Demand (8-10 декабря 2020г.). Организаторы конференции – НИТУ «МИСиС» и Университет 20.35 при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Mail.ru Group.

В этом году режим самоизоляции, карантин и запрет культурно-массовых мероприятий заставили театральные и концертные организации полностью пересмотреть свою работу, спешно уйти в онлайн, перестроиться и задуматься, как вернуть зрителя в зал после снятия ограничений. С похожими вопросами столкнулись и университеты, которые обучают людей творческих профессий.

На панельной дискуссии «Театральная педагогика в новых реалиях», модератором которой стал ректор ГИТИСа Григорий Заславский, эксперты обсудили, можно ли готовить актеров и режиссеров в онлайн-формате, как компенсировать дефицит контакта, который особенно важен для актеров.

Дмитрий Бертман, художественный руководитель московского музыкального театра «Геликон-Опера» отметил, что практические занятия, такие как актерское мастерство, танец, вокал, полностью перевести в онлайн очень тяжело. Художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И. Сац Георгий Исаакян добавил, что даже теоретические лекции читать студентам первых курсов в онлайн-формате крайне сложно из-за невозможности оценить степень усвоения материала. Также, спикеры сошлись во мнении, что театры, музеи и концертные залы не могут уйти в цифровой мир, так как исчезнет энергообмен между артистами и зрителями.

«Самое главное в театральном образовании – это обмен энергией. Если в этом обмене возникает какой-то дополнительный инструмент или преграда, то и качество энергии, и сам процесс обмена приобретают совершенно иные свойства, которые нам еще только предстоит узнать», – отметил Максим Диденко, режиссер, хореограф, педагог Школы-студии МХАТ и СПбГАТИ.
Про переход самого театра в онлайн-формат Максим отметил, что помимо обычной съемки спектаклей было бы интересно интегрировать какие-то новые технологии, например, дополненной и виртуальной реальности. По словам спикера, VR имитирует присутствие и дает ощущение объема, что ближе к реальному театру, чем просмотр спектакля на плоском экране.
«Чтобы шоу имело шанс на успех, оно должно быть интерактивным. Зритель должен что-то делать, а не просто смотреть. При просмотре спектакля онлайн у человека существует множество отвлекающих факторов, а задача режиссера – это удержать внимание», – добавил Федор Елютин, основатель театрально-продюсерской компании «Импресарио».

Несмотря на объективные трудности театральной индустрии, связанные с ограничительными мерами в период пандемии, есть и ряд положительных моментов. Резюмируя все сказанное спикерами, можно сделать вывод, что онлайн-форматы никогда не заменят живых постановок, но есть шанс, что появятся совершенно новые виды искусства, если посвятить достаточно времени и усилий исследованиям.

На конференции обсудили, как выжить театру в ковид-стране? Григорий Заславский считает — есть надежда (смотрите видео по ссылке):
https://drive.google.com/file/d/157ldtH_vvQ-Oyh2ujae2G9h6B7A7CuPQ/view?usp=sharing

Нижегородская филармония отметит 250-летие Бетховена праздничной программой

В декабре 2020 года весь мир отмечает 250-летний юбилей Людвига ван Бетховена. В честь этого знаменательного события Нижегородская филармония им. М.Ростроповича представит праздничную программу «Рядом с Бетховеном».

16 декабря, в день рождения великого немецкого композитора, Академический симфонический оркестр под руководством Александра Скульского готовит для меломанов сюрприз – исполнение в прямом эфире одного из самых светлых и романтичных произведений композитора – Шестой “Пасторальной” симфонии. Пасторальная симфония – удивительное сочинение, во многом предвосхитившее дальнейшее развитие симфонического жанра. Она стала источником вдохновения для многих композиторов-романтиков (Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа).
Подробнее об этом произведении зрители услышат от известного музыкального критика и тележурналиста Артема Варгафтика, специально записавшего для предстоящего живого концерта свое вступительное слово.

Продолжится программа празднования серией трансляций архивных записей, в числе которых концерты абонементного цикла «Симфонии. Рядом с Бетховеном», абонемента «Золотая коллекция», концерт из цикла «Пять из десяти» с участием Элисо Вирсаладзе, Концерт открытия сезона 2019-2020 с участием знаменитого скрипача Сергея Крылова и Концерт торжественного закрытия XV Международного фестиваля искусств им. Сахарова «Русское искусство и мир».

Музыка Бетховена в исполнительской практике академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии – драгоценная часть репертуара. Коллектив неоднократно включал в свои абонементы полный цикл симфоний Бетховена, первым в стране исполнил вместе с Эмилем Гилельсом полный цикл фортепианных концертов композитора, а в последующие годы повторил подобный замечательный опыт с пианистами Элисо Вирсаладзе, Алексеем Любимовым и его учениками, Жаном-Эффламом Бавузе, Андреем Коробейниковым.

Прямая трансляция концерта 16 декабря, а также трансляции архивных записей будут доступны к просмотру на официальном сайте Нижегородской филармонии www.music-nn.ru.

Диалоги вне времени. Предновогодний вечер с Дианой Вишнёвой

18 декабря в 20:00 состоится театральное событие «Диалоги вне времени. Предновогодний вечер с Дианой Вишнёвой» при поддержке Французского коньячного дома Martell. В рамках онлайн-трансляции у зрителей будет редкая возможность увидеть спектакль «Женщина в комнате» в постановке Каролин Карлсон.В этот вечер также состоится предпремьерный показ танцевального видео проекта «2020» фестиваля Context. DianaVishneva. Все желающие смогут присоединиться к творческому вечеру на платформе Коньячного дома Martell по ссылке: https://www.pernod-ricard-rouss.com/timelessdialogues/index.php

Мероприятие пройдет в прямом эфире в формате диалога Дианы Вишнёвой и главного редактора журнала «Сноб» Сергея Николаевича. Вместе они представят постановку «Женщина в комнате», моноспектакль, созданный для балерины американской танцовщицей и хореографом Каролин Карлсон. Во время онлайн-трансляции зрители также смогут первыми увидеть танцевальный проект «2020» с Дианой Вишнёвой в главной роли, широкая премьера которого состоится на платформе live.contextfest.com 20 декабря 2020. Проект инициирован фестивалем Context.DianaVishneva и задуман как эксперимент на стыке жанров. Проект начинался как осмысление личных переживаний, связанных с новой реальностью, и вырос в послание всей аудитории под конец этого сложного для всех года.
Мы все скучаем по заполненным театрам, предновогодним походам на балет и возможности смотреть выступления любимых героев вживую. Этот вечер станет настоящим праздничным подарком и позволит окунуться в атмосферу танца в исполнении Дианы Вишнёвой, одной из самых талантливых танцовщиц XXI века. В 2020 году прима-балерина отмечала 25-летие своей профессиональной карьеры – за это время она успела выступить на сценах самых престижных театров мира. Театральный вечер станет ярким завершением ее юбилейного года.
«Женщина в комнате»
Хореограф-постановщик и сценограф – Каролин Карлсон
Музыка – Джованни Соллима и Рене Обри
Исполняет Диана Вишнёва
Постановка рассказывает о жизненном пути одной женщины с его радостями и печалями. В этом сольном балете использована музыка известного итальянского виолончелиста и композитора-минималиста Джованни Соллима. Вдохновением для постановки послужило творчество Тарковских. В спектакле звучит голос Дианы Вишнёвой, читающей стихотворение Арсения Тарковского «Эвридика», также в нём есть отсылки к фильму «Зеркало» Андрея Тарковского.
Видеопроект «2020»
Балерина – Диана Вишнёва
Хореограф – Павел Глухов
Режиссёр – Катя Телегина
Композитор – Антон Силаев

Прима-балерина Диана Вишнёва погружается в исследование новых форм, соединяя в творческую команду молодых артистов из разных сфер. Проект начинался как осмысление личных переживаний, связанных с новой реальностью, и вырос в послание всей аудитории под конец этого сложного для всех года. Премьера состоится 20 декабря 2020 на live.contextfest.com, но уже 18 декабря зрители смогут первыми увидеть постановку.
2020. Пустота или свобода? Вакуум или бесконечность? Обнуление или точка отсчета? Конец или начало нового? Этот год поставил перед нами вопросы, на которые пока нет ответа. Он научил быть гибкими и не бояться жить по другим правилам. Он заставил пройти путь трансформации, дав при этом возможность обрести нового, сильного себя. Он стихийно запустил и стремительно ускорил процессы эволюции, рассчитанные на длительное время.
Оператором проекта выступил Алексей Куприянов, который активно работает с видео разных самых жанров – от полнометражных фильмов до клипов и рекламных роликов. Декорации для фильма были созданы архитектурным бюро «К О С М О С» – их проекты характеризуются соединением искусства и технологий.
Видеопроект «2020» создан международным фестивалем современной хореографии Context.DianaVishneva. Генеральный партнер – ПАО «Газпром».

Музей музыки запускает электронную библиотеку «Сокровищница духовной музыки»

«Сокровищница духовной музыки»: 10 декабря Российский национальный музей музыки открывает доступ к электронной библиотеке, которая в ближайшие годы представит свыше 5000 памятников духовной музыки. Онлайн-ресурс, объединивший древнерусские крюковые рукописи, певческие книги старой печати, нотолинейные сборники и теоретические руководства, создан на средства гранта Президента РФдля поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Значительную часть фондовых материалов Российского национального музея музыки составляют памятники духовной музыки – это и богато украшенные богослужебные книги, и важнейшие исторические памятники, включая книги для практического применения (черновые тетради певчих, крюковые азбуки, трактаты). Особый интерес представляют сборники, содержащие произведения самых разных жанров: памятники учительного красноречия, агиографические произведения, сюжетные повести, церковно-полемические сочинения, памятники русской публицистики, богословские трактаты.

«Мы искренне рады объявить о запуске такого масштабного и важного проекта, как электронная библиотека памятников духовной музыки. Подобный онлайн-ресурс – это уникальная возможность не только создать своего рода энциклопедию русской духовной музыки, но и стимулировать интерес к этой важной части истории музыкального искусства – как среди профессионального сообщества, так и среди любителей. Исключительная ценность фондовых материалов Музея музыки подчеркивается тем, что здесь хранятся памятники, к которым по праву можно применить определение “первый”. Прежде всего, это певческая книга “Демественник” 1606–1610 годов, содержащая избранные песнопения раннего четырёхголосия», – поделился генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.

В фондах Музея музыки хранятся ценнейшие рукописные источники различных исторических периодов. Особое место занимают старообрядческие книги XVIII–XX веков, различающиеся между собой не только по содержанию, но и по художественному оформлению. Вследствие многочисленности и разрозненности старообрядческих общин, богослужебное пение едва ли не в каждой из них имело свои локальные особенности. В музее собраны рукописи XVIII–XX веков, представляющие певческое искусство разных центров старообрядчества, различающиеся между собой не только по содержанию, но и по художественному оформлению.

Отдельную группу составляют духовные сочинения композиторов эпохи классицизма: это авторские музыкально-литургические циклы и духовные хоровые концерты.

В фондах музея также представлены рукописные книги и другие рукописные материалы XVIII–XIX веков, не относящиеся к древнерусской традиции. Это рукописи научного, исторического, литературного содержания, личные дневники и письма исследователей XIX века: князя Владимира Одоевского, протоирея Дмитрия Разумовского, протоирея Василия Металлова и советского музыковеда Виктора Беляева.

Научный куратор: Мария Пигулевская.

Электронная библиотека «Сокровищница духовной музыки» будет доступна начиная с 10 декабря на портале https://lib.music-museum.ru

XXXII Международный фестиваль «Баян и баянисты» и VII Международный конкурс баянистов и аккордеонистов пройдут в Москве

C 15 по 20 декабря 2020 года в Москве состоится ежегодный Международный фестиваль «Баян и баянисты». Практически в это же время, с 13 по 20 декабря, стартует VII Международный конкурс баянистов и аккордеонистов, который проводится один раз в пять лет.Мероприятия фестиваля и конкурса достойно завершают 2020-й год, посвященный 125-летию Гнесинской системы музыкального образования.

Всегда неразрывно связанные фестиваль и конкурс поддерживают: Министерство культуры Российской Федерации, Российская академия музыки им. Гнесиных, Благотворительный фонд Фридриха Липса, а также Правительство Москвы и Комитет по культуре города Москвы.
Основатель и Художественный руководитель фестиваля – народный артист России, профессор Фридрих Робертович Липс. Директор фестиваля – Александр Гатауллин.

Фестиваль«Баян и баянисты» откроется 15 декабря, в 19:00, в Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных. Зал, рассчитанный на 530 мест, будет принимать только 120 зрителей на каждом концерте, что составит 25 % от общего количества мест. Мероприятия пройдут с соблюдением всех необходимых мер безопасности: при входе в зал у участников будет производиться термометрия.Для желающих смотреть и слушать концерты фестиваля будет организована онлайн трансляция.

Среди событий фестиваля, которые пройдут 16, 17, 19 и 20 декабря, особенно выделяется концерт 17 декабря (19:00), где выдающиеся баянисты современности представят на суд зрителей сразу три мировые премьеры. Сонату для баяна «Посвящение Шагалу» (2020) Михаила Броннера исполнит лауреат международных конкурсов Иосиф Пуриц; Сонату для баяна Александра Чайковского (2019) –народный артист России Фридрих Липс; а Концерт для баяна и струнных в версии для баяна и фортепиано (2019) Татьяны Сергеевой прозвучит в исполнении лауреата международных конкурсов СемёнаШмелькова и автора – заслуженного деятеля искусств РФ Татьяны Сергеевой. Во втором отделении состоится чествование заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Александра Журбина, которому в этом году исполнилось 75 лет. Автор примет участие в концерте.
16 декабря (19:00),в рамках фестиваля, отметят еще один юбилей – 80-летие известного педагога и композитора,заслуженного артиста России Владимира Бонакова.
20 декабря (13:00) на закрытии фестиваля традиционно состоится Церемония вручения призов «Серебряный диск» – За заслуги в баянном искусстве в 2020 году.

Международный исполнительский конкурс для баянистов и аккордеонистов пройдёт в онлайн формате. В связи с пандемией в таком же режиме в этом году состоялись крупнейшие международные конкурсы баянистов: «Кубок мира», Конкурс баянистов и аккордеонистов «CittadiCastelfidardo» (Италия), Международный конкурс «Трофей мира – 2020».
По своей значимости исполнительский конкурс для баянистов и аккордеонистов сродни Конкурсу Чайковского для скрипачей, виолончелистов, вокалистов и пианистов. Программные требования конкурса охватывают все стили и направления от клавирной музыки И. С. Баха, музыки барокко – до оригинальных сочинений для баяна современных авторов.
На VII конкурс заявки на участие подали свыше 40 баянистов из России, Украины, Беларуси, Казахстана, Китая, Дании, Польши, Сербии, Литвы и других стран.
Председатель конкурсного жюри этого года – профессор РАМ им. Гнесиных, народный артист России Фридрих Липс. Среди членов жюри– выдающиеся исполнители-баянисты, педагоги и профессора ведущих российских и зарубежных музыкальных учебных заведений из Польши, Германии, Дании, Китая, Украины, Казахстана, Сербии и Черногории, Италии, Литвы Беларуси и Великобритании.

Справка:
В целях популяризации баянного искусства и придания ему нового импульса с 1989 года кафедра баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных проводит ежегодный Международный фестиваль «Баян и баянисты», а с 1990 года, каждые 5 лет – международный конкурс.
Международный фестиваль «Баян и баянисты» знакомит широкую публику с современными российскими и зарубежными сочинениями для баяна: от классики – до джаза, от популярной эстрады – до авангарда. Форум представляет не только признанных мастеров, но и ярких молодых исполнителей, среди которых: Ю. Казаков, А. Беляев, В. Семёнов, А. Скляров, Ю. Дранга, О. Шаров, А. Дмитриев, Ю. Шишкин, В. Романько, М. Эллегарда (Дания), М. Рантанен (Финляндия), Х. Нот (Германия), Э. Мозер (Швейцария), М. Деккерс (Голландия), В. Зубицкий (Украина), М. Боннэ и М. Аззола (Франция), Арт Ван Дамм (США), Фрэнк Марокко (США), а также известные коллективы и ансамбли.
Международный исполнительский конкурс для баянистов и аккордеонистов – один из авторитетных и престижных в мире. Сложность программы этого состязания привлекает сильнейших молодых музыкантов поколения. Среди победителей конкурсов разных лет – Айдар Гайнуллин (Россия), Юрий Медяник (Россия), Айдар Салахов (Россия), Павел Фенюк (Украина), Тиан Янан (Китай) и др.

Автор фото – Петр Колчин.

В Ульяновске выступил известный петербургский пианист Петр Лаул

Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».
6 декабря в зале Дворянского собрания лауреат международных конкурсов доцент Санкт-Петербургской консерватории Петр Лаул выступил сольно и совместно с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ильи Дербилова. В программе прозвучали произведения Людвига ван Бетховена – Сонаты №№5 и 14 и Концерт для фортепиано с оркестром №3.

Концерт завершил юбилейные программы Ульяновского симфонического оркестра, подготовленные к 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена в этом году.
«Бетховен ––один из главных композиторов в истории классической музыкальной культуры. К 250-летию со дня его рождения были запланированы мероприятия у многих крупнейших симфонических коллективов по всему миру. Мне очень приятно, что наш оркестр, как мне кажется, очень достойно отметил это событие. В течение года, оркестр дважды исполнил каждую из симфоний композитора, за исключением Девятой. Это связано с тем, что в симфонию введен большой хор и квартет солистов. Пандемия нарушила наши планы по приглашению хорового коллектива и солистов, но мы очень надеемся, что по прошествии времени, мы обязательно исполним симфонию с одним из лучших хоровых коллективов страны!Мне приятно, что прозвучали такие сочинения, которые исполняются достаточно редко, например, Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Сегодня в совместном концерте с известным петербургским пианистом Петром Лаулом прозвучал Третий фортепианный концерт Людвига ван Бетховена. Это мой любимый концерт. Он написан классически-ясным музыкальным языком и легко воспринимается слушателями,в то же время,в полной мере раскрывает дарование композитора, весь его драматический потенциал», – прокомментировал Илья Дербилов.

Произведения немецких композиторов и в частности, Бетховена, занимают одно из ведущих мест в творчестве Петра Лаула. Международный конкурс в Бремене принес музыканту специальные премии за лучшее исполнение произведений Баха и сонаты Шуберта. Среди записей дисков – полное собрание трио и виолончельных сонат Брамса и скрипичных сонат и трио Шумана. В разные годы пианист представлял в Санкт-Петербурге, Тарту и Москве цикл концертов «32 сонаты Л. ван Бетховена» и продолжает включать их в свой репертуар.

«Музыка немецких классиков не может не занимать большого места в жизни любого из музыкантов, потому что это основной наш хлеб, я бы сказал. То, что написали люди, которые говорили на немецком языке, – это основа и фундамент всей мировой классики.Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс и другие, это то, чем мы живем, – считает Лаул. – Что касается Бетховена, то, конечно, в моей деятельности он занимает очень большое место, в последнее время – в особенности, с тех пор, как я сыграл все его сонаты. Я посвятил этому очень много времени и даже написал книгу о том, как их играть, делясь своим опытом. И я очень рад, что в декабрьские дни, когда родился Бетховен (16 декабря 1770 года – ред.) я могу выступить в Ульяновске с его произведениями».

По словам Петра Лаула, он приезжал в Ульяновск в 1999 году и был поражен масштабом реки Волги.«Это был совсем другой Ульяновск и совсем другое время. Мы играли в Ленинском мемориале с симфоническим оркестром из Казани Концерт Рахманинова. Я тогда впервые увидел здесь Волгу, поэтому мне это выступление очень запомнилось. Я был на Волге в других городах, но впервые попал в Ульяновск, и меня поразило, что не вижу другого берега, что этот железнодорожный мост уходит куда-то вдаль, и не очень видно, где он заканчивается (в тот день еще был туман). Сегодня с Ульяновским симфоническим оркестром я выступил в первый раз и надо сказать, что у меня осталось очень приятное впечатление от этого коллектива, мне с ним очень удобно было играть, все хорошо звучит, при том, что в этом сочинении есть непростые вещи для оркестра, видно, что маэстро работает очень серьезно и все звучит на высоком уровне», – рассказал Петр Лаул.

Слушатели не хотели отпускать солиста и Лаул исполнил два бетховенских произведения на бис.

«Я часто хожу на концерты фортепианной и симфонической музыки, и впечатления от сегодняшнего концерта – самые наилучшие.Очень хорошо, что в это непростое время к нам приезжают такие замечательные солисты. Я в полном восторге, хотелось слушать еще и еще. Великолепный музыкант – Петр Лаул и наш симфонический оркестр – молодцы», – поделилась впечатлениями слушатель Ирина Карпунина.

«Когда раздались первые звуки бетховенской сонаты, в зале воцарилась какая-то благоговейная тишина, будто каждый, слушая пианиста, обратился вглубь себя и внутренне слился с этой гениальной музыкой. Пётр Лаул исполнял Бетховена с искренней страстностью, извлекая из рояля то бушующие звуковые потоки, то проникновенно-нежные интонации, подобные признанию в любви, – отметила музыковед Ирина Кривошеева. – Благородный, по-бетховенски мужественный тон царил и в исполнении фортепианного концерта. Солист и оркестр объединились в монолитный ансамбль, чему, по-видимому, способствовали, не только музыкальная чуткость и уверенная «дирижёрская хватка» маэстро Ильи Дербилова, но и общая петербургская школа, которая взрастила и пианиста, и дирижёра».

Валерий Гергиев продирижирует циклом «Кольцо нибелунга»

Уже на этой неделе Мариинский театр покажет оперный цикл Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Перенесенные с весны представления «Золота Рейна», «Валькирии», «Зигфрида» и «Гибели богов» пройдут под управлением Валерия Гергиева 8, 9, 11 и 12 декабря.

Мариинский театр был и остается единственным в России, где можно целиком услышать и увидеть грандиозное творение Вагнера. Первое «Кольцо» было поставлено в Мариинском с 1900 по 1905 год под руководством легендарного дирижера Эдуарда Направника. Нынешняя тетралогия — капитальный репертуарный проект Валерия Гергиева, ставший в 2000-х годах прорывом отечественного музыкального театра и утвердивший Мариинский в числе лучших оперных домов мира.

Его сценическое решение определилось не сразу. Первые две оперы цикла поставили немцы Готфрид Пильц и Йоханнес Шааф, но от их концепции театр отказался, и теперь все «Кольцо нибелунга» объединено пластическим замыслом знаменитого российско-американского художника и дизайнера Георгия Цыпина. Он задал постановке космический масштаб и вневременные координаты, вернув творение Вагнера в пространство мифа. Главный образ, придуманный Цыпиным, — слюдяные гиганты, великаны, похожие на истуканов с капища. Они молчаливо созерцают драму богов, валькирий и земных существ. Театральный художник Татьяна Ногинова соединила в костюмах греческие хламиды, римские тоги, татуировки самураев и перья ирокезов, а художник по свету Глеб Фильштинский создал изощренную световую партитуру, которая чутко реагирует на события в оркестре.

Петербургское «Кольцо» совершило триумфальное путешествие по Америке, Европе и Азии, получило признание на родине Вагнера — в Германии, где критикой были отмечены высокий уровень музыкального исполнения и оригинальность сценического решения. На собственном лейбле Мариинского театра выпущены «Золото Рейна» и «Валькирия». В записи принимали участие звезды мировой оперы Рене Папе, Йонас Кауфман, Аня Кампе, Нина Штемме.

За два с лишним десятилетия Валерию Гергиеву удалось воспитать истинно вагнеровский оркестр и плеяду вагнеровских певцов, ведь в Петербурге «Кольцо нибелунга» исполняют силами собственной труппы. Премьера готовилась при участии немецкого репетитора и консультанта Рихарда Тримборна, сегодня с солистами работает опытный концертмейстер Марина Мишук. В декабрьском цикле на сцене встретятся несколько поколений солистов. Признанные мастера Евгений Никитин, Михаил Петренко, Юрий Воробьёв, Млада Худолей, Татьяна Павловская, Екатерина Семенчук, и новые вагнеровские певцы — Михаил Векуа, Роман Бурденко, Евгения Муравьёва. Отметим также первое выступление в постановке Елены Стихиной, которая выйдет в «Валькирии» и «Зигфриде» (прежде она пела эти партии лишь в концертном исполнении).

С 1 по 22 ноября 2020 года в Санкт-Петербурге состоялся 10-й Международный конкурс пианистов-любителей «Фортепианные мосты» им. Наталии Добровольской.

Конкурс прошёл в один тур в онлайн-формате по видеозаписям. 55 конкурсантов из 21 страны соревновались по двум категориям: 1 категория — участники, имеющие среднее или высшее музыкальное образование и 2 категория — участники, не имеющие музыкального образования. Страны, представленные в этом году: Россия, США, Япония, Италия, Испания, Франция, Великобритания, Канада, Беларусь, Германия, Норвегия, Китай, Швейцария, ЮАР, Израиль, Мексика, Нидерланды, Румыния, Тайвань, Южная Корея и Новая Зеландия.

Лауреатами в 1-ой категории стали 7 участников, а во 2-й – 9 конкурсантов. I премии получили Закари Винер (США), Иоанн Коваль (Россия) – 1-я категория, а также Клэр Мейснер-Бернар (Швейцария) и Алексей Потребчук (Россия) – 2-я категория. Обладателем Приза зрительских симпатий им. Наталии Добровольской, который был разыгран путём голосования в группе «Фортепианных мостов» Вконтакте, стал Иоанн Коваль (Москва). А возможность выступления с оркестром получил Закари Винер (США), набравший наибольшее количество баллов среди участников обеих категорий. Конкурсное жюри представили 8 замечательных пианистов из России, Болгарии, Франции, Испании и США. Ими был отмечен высокий общий исполнительский уровень конкурсантов и серьёзные творческие достижения.

В рамках конкурса также состоялся онлайн-концерт «Новые имена», в котором приняли участие пианисты-любители, только начинающие свой путь на сцену. На открытии «Фортепианных мостов» выступили 12 обладателей 1-х премий конкурса разных лет, что послужило очередным подтверждением тесных музыкантских и дружеских связей пианистов-любителей со всего мира внутри большой «семьи» «Фортепианных мостов», которую создала 10 лет назад Наталия Добровольская.

Выступления участников и все конкурсные мероприятия можно посмотреть и послушать на You-Tube канале проекта https://www.youtube.com/user/pianobridges
Результаты конкурса опубликованы на сайте pianobridges.com, а также в сообществах проекта вконтакте, Facebook и Инстаграм.