«Брасс белых ночей». Фестиваль медных духовых инструментов открывается в Мариинском

С 23 по 29 июня в Мариинском театре впервые пройдет фестиваль «Брасс белых ночей», посвященный медным духовым инструментам. Среди его участников — артисты Симфонического оркестра Мариинского театра, лауреаты конкурса имени П.И. Чайковского, гости из Москвы и других городов. События фестиваля пройдут на сцене Концертного зала.

Исполнители на валторне, трубе, тромбоне, тубе представят сольный классический репертуар, джазовые композиции, транскрипции и оригинальные сочинения для ансамблей медных духовых. На открытии и закрытии фестиваля выступает Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В программе этих концертов — «Поэма экстаза» Скрябина и Первый фортепианный концерт Шостаковича, Концерт для трубы Гуммеля (во всех сочинениях сольную партию на трубе исполняет Тимур Мартынов).

Наряду с опытными музыкантами на сцену Концертного зала выйдут и юные солисты, начинающие свой путь (концерт «Брасс-вернисаж» 26 июня). В программе фестиваля запланированы пять мастер-классов — они пройдут в зале Прокофьева 24, 25 и 27 июня.

Два вечера (27 и 29 июня) посвящены 100-летним юбилеям выдающихся трубачей, представителей ленинградской — петербургской школы: Вениамина Марголина и Юрия Большиянова. Среди их учеников — многие артисты российских и зарубежных оркестров, лауреаты международных конкурсов. Воспитанники Марголина и Большиянова сегодня работают и в оркестре Мариинского театра.

21-й международный музыкальный фестиваль STEREOLETO 12-13 июня 2022 года посетили более 15 000 человек!

Фестиваль STEREOLETO, который прошел в пространстве СевКабель Порт в эти выходные, посетили более 15 000 человек. За два дня на трех сценах фестиваля выступили более 35 музыкантов и музыкальных коллективов: Леонид Агутин, Жанна Агузарова, The Hatters, АВИА, Дайте танк (!), IOWA, Найк Борзов, Shortparis, POMPEYA, Dead Blonde, SQWOZ BAB, Lucidvox, Blizkey, Super Collection Orchestra, Андреграунд, Zarya, Стереополина и многие другие.
Говорит генеральный продюсер фестиваля STEREOLETO Илья Бортнюк: «Мы еще раз доказали нашим фестивалем, что Музыка – это то, что объединяет людей, заряжает положительными эмоциями, дарит им радость и дает надежду. Атмосфера была невероятной, в воздухе витала любовь, все улыбались друг другу, признавались в любви и было сделано как минимум одно предложение руки и сердца. Мы надеемся, что каждый посетитель оставил нам по половинe своего сердца, (а больше – не надо !) И как спел вчера один из участников нашего фестиваля – «О, жизнь, ты прекрасна, вполне !» Как минимум вчера и позавчера было именно так ! Ждем всех на фестивале Stereoleto 2023!»
Помимо традиционных и разнообразных зон стереофуд и стереомаркет все гости фестиваля могли посетить уникальную выставку “Виктор Цой. Фан-арт”, приуроченную к юбилею культового рок-музыканта, автором идеи и куратором которой выступил основатель и продюсер фестиваля STEREOLETO Илья Бортнюк, являющийся поклонником группы “КИНО” с 1984 года. Фан-арт – это разновидность творчества, когда поклонники того или иного произведения или персонажа воссоздают его образы в своих художественных работах, и границы тут определаются только воображением, талантом и подручными средствами. На выставке были представлены рисунки, коллажи, комиксы, цифровая живопись, стрит-арт, выполненные в различных техниках и с использованием самых разных материалов. Экспонаты собраны со всей России и даже за ее пределами, но всех авторов объединяет любовь к группе “КИНО” и Виктору Цою.
Стартовав с небольших событий для нескольких сотен человек, STEREOLETO сегодня – это одна из главных музыкальных достопримечательностей Санкт-Петербурга и событие, без которого город уже невозможно представить. STEREOLETO – это чисто петербургский фестиваль, харизматичный и тонко чувствующий, романтичный и по-настоящему авторский, который ориентируется не столько на топовых и кассовых артистов, сколько обращает внимание на свежее актуальное звучание и новые имена, которые формируют российский музыкальный ландшафт.
Следующий 22-й фестиваль STEREOLETO пройдет в 2023 году! До встречи!

В Москве пройдут Дни культуры Белоруссии в России

6 июня в Москве стартуют Дни культуры Республики Беларусь в Российской Федерации.
В рамках проекта в театре «Et Cetera» состоятся показы спектаклей «Павлинка» и «Женитьба» Национального белорусского театра им. Янки Купалы; в фойе театра «Et Cetera» пройдут: выставка «Гимн театру», а также выступления фольклорного ансамбля славянской песни «Збiцень» государственного учреждения «Гомельская областная филармония» и народного ансамбля народной песни и музыки «Шчодрыца» государственного учреждения «Минский городской дворец культуры».
В Новой Третьяковке будет развернута выставка картин современных белорусских художников, а в Центральном Доме кинематографистов состоятся Дни белорусского кино.
Главным событием Дней культуры Республики Беларусь в Российской Федерации станет показ спектаклей Национального белорусского театра им. Янки Купалы в Московском театре «Et Cetera». Спектакль «Павлинка» является старейшим спектаклем и за долгие годы своего существования превратился в настоящую визитку, символ Купаловской сцены. Секрет такого уникального успеха – в сочетании ярких народных характеров, интересного сюжета, а также народных песен и танцев. Премьера спектакля в постановке заслуженного деятеля искусств БССР Льва Литвинова состоялась в 1944 году в городе Томске, где театр находился в эвакуации.
Выставка «Гимн театру» в Московском театре «Et Cetera»
Основная идея выставки – показать историю становления и развития профессионального театрального искусства Беларуси на протяжении ХХ – начала ХХІ в., связанного с деятельностью Национального академического театра им. Янки Купалы.
1 мая 1917 г. артисты «Первого белорусского товарищества драмы и комедии», созданного актером и режиссёром Флорианом Ждановичем, представили на сцене губернского театра «Павлинку» Янки Купалы и «Зимним вечером» Элизы Ожешко. Актеры товарищества составили основу труппы Белорусского государственного театра (БГТ), открывшегося в здании на улице Энгельса 14 сентября 1920 г. Эта дата считается датой основания Купаловского театра.
На выставке представлены костюмы и афиши к спектаклям «Черная панна Несвижа», «Павлинка» Национального академического театра им. Янки Купалы, эскизы декораций и костюмов основателя белорусской сценографической школы Оскара Марикса (в 1922–1939 гг. – главный художник Купаловского театра).
Интерактивное пространство с использованием современных технологий раскроет историю становления и развития Национального академического театра им. Янки Купалы и его деятельность сегодня.
Выставка живописи белорусских художников
В рамках Дней культуры Республики Беларусь в Российской Федерации общественное объединение «Белорусский союз художников» представляет в залах Новой Третьяковки выставку живописи известных белорусских художников, которая является своеобразным срезом современного творческого процесса в Беларуси за последние шестьдесят лет. В экспозиции – более 70 работ авторов разных поколений. Среди участников выставки – народные художники, заслуженные деятели искусств Республики Беларусь.
Дни белорусского кино в Российской Федерации
В период с 6 по 8 июня 2022 г. в Центральном Доме кинематографистов Союза кинематографистов Российской Федерации (г. Москва, ул. Васильевская, 13, строение 1) пройдут Дни белорусского кино в Российской Федерации. Мероприятие входит в программу Дней культуры Беларуси в России.
Официальная церемония открытия Дней кино состоится 7 июня в 14.00. В рамках мероприятия российским зрителям будет представлен игровой фильм режиссера Дмитрия Астрахана «Судьба диверсанта» (Беларусь, Россия, 2020 г., 117 минут).
В рамках Дней кино также будут представлены лучшие образцы белорусского кинематографа, среди которых документальные фильмы «Уновис» и «Перезвон», анимационная программа: «Звезды 7-го неба», «Тошка и его друзья. Есть контакт», «Ложка для солдата», «Боевая машина», «263 ночи», – а также фильмы «Не игра», «Я родом из детства», «Война. Остаться человеком», «Тум паби дум».
Дни культуры проводятся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Республики Беларусь. Организатор мероприятий – ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.

В Казани завершился фестиваль «БЕЛАЯ СИРЕНЬ» – самый романтический фестиваль в России

1 июня в ГБКЗ им. Сайдашева Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан провёл заключительный концерт в рамках XI международного фестиваля «Белая сирень».
Благодаря поддержке Александром Сладковским детского и юношеского музыкального творчества, ежегодно на концертах фестиваля «Белая сирень» по приглашению маэстро выступают юные талантливейшие пианисты и пианистки России и зарубежья. В этом году в Международный день защиты детей на заключительном, пятом, концерте «Белой сирени» гостей фестиваля порадовала своей игрой лауреат международных конкурсов, одна из самых одарённых юных пианисток современности Варвара Кутузова. Вместе с ГАСО РТ она исполнила Концерт №1 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева. «Я счастлива вновь вернуться на этот фестиваль, ведь я играла здесь 4 года назад. Выступать с ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского всегда очень комфортно. Я думаю, что между нами есть особый тёплый душевный контакт», – поделилась своими впечатлениями солистка.
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан также исполнил два симфонических шедевра Сергея Рахманинова – симфоническую фантазию «Утёс» и оркестровую сюиту «Симфонические танцы». Дирижёром концерта-закрытия фестиваля был Михаил Татарников, впервые выступивший с ГАСО РТ. «Я безумно счастлив, что мне, наконец, удалось поработать с ГАСО РТ. Могу сказать, что в Татарстане сейчас один из самых ведущих оркестров России и Европы. Маэстро Александр Сладковский проделал титаническую работу», – заметил дирижёр.
В течение пяти концертов фестиваля, проходившего с 18 мая по 1 июня, в исполнении ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского прозвучали сочинения выдающегося русского композитора Сергея Рахманинова, а также фортепианные концерты его современников – Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и Родиона Щедрина.
На первом концерте фестиваля были исполнены Концерт № 3 для фортепиано с оркестром и Симфония № 2 Сергея Рахманинова. Солистка – заслуженная артистка России, лауреат престижных международных конкурсов Екатерина Мечетина. «Я всегда счастлива работать с ГАСО РТ. Каждый раз для меня это настоящий праздник. С Александром Сладковским мы знакомы уже более 20 лет, и я могу сказать, что его оркестр – настоящая визитная карточка Республики Татарстан», – отметила знаменитая пианистка. За дирижёрским пультом на концерте был Арсентий Ткаченко.
Второй фестивальный вечер, 21 мая, открылся одним из самых знаменитых произведений Рахманинова – Концертом № 2 для фортепиано с оркестром. Вместе с ГАСО РТ выступила лауреат международных конкурсов Полина Осетинская. Также Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан исполнил Симфонию № 3 Рахманинова. Дирижёром вечера был Офицер Ордена Звезды Италии, художественный руководитель Санкт-Петербургского Государственного театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело. «Я считаю, что это один из лучших коллективов России. Я очень рад, что с появлением Александра Сладковского оркестр стал еще более великим, чем уже был. Это уникальный коллектив», — поделился своими впечатлениями итальянский дирижёр.
25 мая на центральном концерте фестиваля «Белая Сирень» слушатели смогли насладиться совместным выступлением народного артиста России Дениса Мацуева с маэстро Александром Сладковским и Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан. Выдающийся пианист вместе с ГАСО РТ исполнил Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Родиона Щедрина. Также в исполнении ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского прозвучала Симфония № 2 Сергея Рахманинова.

«Любая музыка Рахманинова – и фортепианные прелюдии, и этюды-картины, и романсы, и все, что связано с оркестром, мною любимо. В музыке чем глубже ты ее постигаешь, тем больше открываешь в ней красот. Это естественный процесс. Познавая Рахманинова и открывая его для себя, я обожаю все его творчество», – рассказал маэстро Сладковский.
28 мая программу четвертого вечера составили три сочинения Рахманинова –Симфония № 1, симфоническая поэма «Остров мёртвых» и Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Солистка — лауреат более 40 детских и юношеских международных конкурсов Ева Геворгян, чьё выступление с ГАСО РТ стало яркой и незабываемой кульминацией концерта. «Это потрясающий оркестр. Я выступаю с ними уже в третий раз в своей жизни. Я чувствую, что этот коллектив как одна большая семья», – отметила Ева Геворгян. За дирижёрским пультом в это вечер был Димитрис Ботинис.
Фестиваль «Белая сирень» был основан в 2011 году по совместной инициативе Александра Сладковского и пианиста Дениса Мацуева как дань памяти одному из самых великих композиторов и пианистов ХХ века Сергею Рахманинову. За двенадцать лет существования фестиваль подтвердил свое международное значение и занял видное место среди престижных музыкальных форумов и фестивалей, проводимых как в России, так и за рубежом. За организацию фестиваля «Белая сирень» маэстро Александр Сладковский в апреле 2019 года был удостоен Международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации «Специальный проект во имя Рахманинова».

В Омске стартует Международный конкурс скрипачей им. Ю.И. Янкелевича

23 мая стартует V Международный конкурс скрипачей им. Ю.И. Янкелевича. Напомним, что дирекцией конкурса было принято решение о проведении состязания в online-формате. Члены жюри – именитые скрипачи и педагоги во главе с почетным президентом Владимиром Спиваковым – будет оценивать выступления конкурсантов по видеозаписям. Трансляции конкурсных туров будут доступны для просмотра на официальном сайте конкурса yankelevitch.com и на YouTube-канале Омской филармонии youtube.com/PhilharmonicOmsk. Итоги конкурса будут подведены 30 мая 2022 года.
После отборочного тура, завершившегося в феврале 2022 года, продолжить состязание в онлайн-формате приняли решение 15 конкурсантов в младшей возрастной категории от 9 до 15 лет и 7 конкурсантов в старшей– от 15 до 25 лет. Конкурсную программу по традиции откроют участники младшей возрастной категории, I тур их выступлений пройдет 23 и 24 мая. Объявление результатов выступлений участников младшей возрастной категории в I туре состоится 24 мая в 20.00 (17.00 по московскому времени).25 мая продолжится состязание юных скрипачей в онлайн-формате, по итогам оценки записей II тура в младшей возрастной категории будут объявлены шестеро финалистов.
Участники старшей возрастной группы приступят к виртуальному соревнованию 26 и 27 мая – два дня будут оцениваться записи I тура старших конкурсантов. Результаты оценки жюри будут объявлены 27 мая в 20.00 (17.00 по московскому времени). 28 мая и 29 мая пройдут завершающие туры конкурса, по итогам которых будут определены лауреаты старшей группы V Международного конкурса скрипачей им. Ю.И. Янкелевича. Имя обладателя Гран-При жюри назовет 30 мая.Полное расписание онлайн-туров конкурса можно посмотреть на официальном сайте: https://yankelevitch.com/schedule.
Все семь дней конкурса жюри ждет большая и сложная работа по оценке конкурсных программ юных скрипачей. Обсуждать работы конкурсантов им предстоит в дистанционном режиме. Приглашаем всех поклонников музыкального искусства и скрипичного исполнительства следить за ходом конкурса и болеть за его новых участников на официальном ресурсе конкурса yankelevitch.com. Поддерживайте конкурсантов и оставляйте комментарии в социальной сети конкурса ВКонтакте:https://vk.com/yankelevitch и на YouTube-канале Омской филармонии youtube.com/PhilharmonicOmsk.
Согласно обновленному Положению, все участники конкурса поборются за главный приз – один миллион рублей. Он может быть присужден решением жюри конкурсанту любой возрастной группы. Лауреаты конкурса в каждой из возрастных групп (младшей от 9 до 15 лет и старшей от 15 до 25 лет) получат дипломы Лауреата конкурса, наградные знаки и памятные сувениры, которые будут направлены им почтовым отправлением. По решению оргкомитета конкурса, заявленный ранее призовой фонд – антикварная скрипка работы итальянского мастера Джулио Дегани и смычок французского мастера Джозефа Артура Виньерона–разыгран не будет в связи с проведением состязания в online-формате.
Обладатель Гран-при конкурса примет участие в Гала-концерте, выступив на одной сцене с Омским академическим симфоническим оркестром. Дата проведения Гала-концерта будет объявлена дополнительно после согласования с победителем конкурса.

Грандиозный «Реквием века» будет исполнен в Омске

14 апреля на сцене Концертного зала филармонии Омский академический симфонический оркестр исполнит грандиозное произведение, удостоенное престижной премии «Grammy», –Реквием современного британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Коллектив обратится к этой музыке впервые. Услышать ее со сцены – большая редкость для меломанов во всем мире. К участию в предстоящем концерте приглашены Камерный хор «Певчие» (руководитель – заслуженный работник культуры России Лариса Сабитова), Хоровая капелла Томского государственного университета (руководитель – Михаил Давыдов), солисты – Анастасия Колотова (сопрано), Алексей Дмитриев (тенор) и Матвей Щукин (дискант).За дирижерским пультом – маэстро Дмитрий Васильев. Начало программы в 19.00.

Реквием выдающегося британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера (род.в 1948) – уникальное по содержанию, стилю и инструментальному составу произведение. В современной музыкальной культуре оно занимает особое место. В Реквиеме гармонично переплетаются, изменяя и обогащая друг друга, элементы духовной, академической и популярной музыки, рока и джаза. В трактовке канонического церковного произведения композитор нашел оригинальные музыкальные решения.
Реквием века, в котором отразились вселенские катастрофы,эпизоды созидания и разрушения цивилизации, – так описывают это произведение медиа. Композитор посвятил свое творение памяти жертв военных конфликтов в Северной Ирландии. Человеческое горе в музыке передано глазами ребенка, который видит всю эту трагедию, но ничего не в силах изменить. Именно поэтому Реквием открывает и закрывает солирующий детский голос. Партию дисканта в Омске исполнит учащийся ДШИ №6 им. Е.Ф. Светланова – юный певец Матвей Щукин.
«Детский голос и как бы испаряется, истаивает и гаснет в мировом космосе, вечной скорбью, мольбой и вечным вопросом о судьбе человечества», – писал интернет-портал «VN.RU».
Произведение Уэббера, которое на омской сцене будет исполняться впервые, требует большой выразительности, высокого мастерства всех солистов, хора и, конечно, оркестра. Партитура Реквиема необычна. Ее наполняет обилие духовых, ударных, в ней присутствует синтезатор, но при этом полностью исключены скрипки – основа оркестра.
Реквием Уэббера отличает роскошное хоровое звучание. В его интерпретации на омской сцене будут участвовать два хоровых коллектива – Камерный хор «Певчие» иХоровая капелла Томского государственного университета, которая в наш город приедет впервые.
Мировая премьера Реквиема Уэббера, состоявшаяся в 1985 году, имела большой успех, пластинка с этой музыкой сразу же раскупилась. Изумительной красоты ария «Pie Jesu» («Милосердный Иисус») – жемчужина Реквиема–зажила самостоятельной жизнью, став подлинным вокальным хитом. К произведению обращались звезды мировой величины – Сара Брайтман (сопрано), Пласидо Доминго (тенор), маэстро Лорин Маазель. В немалой степени популярности Реквиема способствовало его исполнение в СССР. В 1988 году произведение сенсационно прозвучало в Ленинграде и в Москве в присутствии самого автора, который оценил мастерство российских музыкантов.
Однако в силу большого и сложного состава партитуры, а также большой исполнительской трудности Реквием крайне редко звучит со сцены. Его появление в репертуаре становится настоящей сенсацией. У омских меломанов есть уникальный шанс услышать это великолепное произведение в Концертном зале.

В «Сириусе» стартует VI концертный сезон

16 апреля в Парке науки и искусства «Сириус» состоится первый концерт сезона -2022. Его откроют музыканты Санкт-Петербургского Дома музыки – народный артист России Сергей Ролдугин (виолончель) и лауреат международных конкурсов Вазген Юсупов (кларнет).Музыканты выступят в сопровождении Сочинского симфонического оркестра.
«Мы счастливы открыть новый концертный сезон! При этом крайне символично, что первыми на сцену выйдут близкие «Сириусу» артисты: виртуозный виолончелист Сергей Ролдугин и воспитанник Образовательного Центра, кларнетист Вазген Юсупов. Наравне с выступлениями музыкантов Санкт-Петербургского Дома музыки в течение года мы будем радовать зрителей большим разнообразием концертов самых разных жанров: оперные выступления, вечера балета и танца, джаз и, конечно же, много красивейшей классической музыки в исполнении как больших симфонических оркестров, так и камерных коллективов. Важным изменением грядущего сезона станет обновленная концертная структура. Появятся новые тематические фестивали с четко очерченным периодом, среди них«Молодежный фестиваль искусств «Сириус», Музыкальный фестиваль «Сириус», «Зимний фестиваль искусств Федеральной территории «Сириус».
Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех»
В течение 2022 года в Парке науки и искусства «Сириус» планируется проведение более 70 концертов.Музыкальные вечера объединены в фестивали в зависимости от направления и периода их проведения. Так, в День защиты детей откроется «Молодежный фестиваль искусств «Сириус». Начавшись серией концертов Российского национального молодежного симфонического оркестра,он объединит выступления молодых артистов и коллективов. В летний период пройдет «Музыкальный фестиваль «Сириус», в рамках которого на сцену выйдут крупнейшие симфонические коллективы, ведущие музыканты и солисты современности – Сергей Ролдугин, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Павел Милюков, Вадим Репин и многие другие.
22 декабря стартует«Зимний фестиваль искусств Федеральной территории «Сириус». Он будет самым торжественным из всех и объединит праздничные концерты, посвященные Дню Федеральной территории «Сириус», новогодние и рождественские вечера.
Неотъемлемой частью программы нового сезона станут концерты солистов Санкт-Петербургского Дома музыки, в рамках его проекта «Музыкальная сборная России». Всего в период с апреля по декабрь 2022 года состоится 12 выступлений участников этого цикла – 7 камерных и 5 совместно с симфоническими оркестрами.
Запуск концертного сезона «Сириуса» выступлением представителей Санкт-Петербургского Дома музыки стало хорошей традицией, которая продолжится в текущем году. 16 апреля в Парке выступят художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,народный артист России Сергей Ролдугин (виолончель) и лауреат первой премии II Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие»Вазген Юсупов (кларнет).В сопровождении Сочинского симфонического оркестра музыканты исполнят произведения европейских композиторов XVIII-XIX вв.
Откроет вечер Увертюра к опере «Тангейзер»Рихарда Вагнера.Именно она считается бриллиантом всего произведения. Увертюра заключает в себе основную тему оперы, а также раскрывает и обобщает ее драматическую сущность – противостояние духовного и чувственного начал, их борьбу за человеческую душу. Благодаря этому Ференц Лист,интерпретатор произведений Вагнера,определил ее как «симфоническую поэму на сюжет оперы». Увертюра прозвучит в исполнении Сочинского симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и дирижера Алексея Асланова.
Продолжит вечер сочинение Карла Марии фон Вебера. В наследии немецкого композитора важная роль отведена произведениям для кларнета. Великолепные возможности инструмента ему открыл известный кларнетист того времени Генрих Берман.С подачи музыканта-виртуоза, для которого композитор писал произведения с участием этого инструмента, Вебер стал уделять активное внимание кларнету в том числе как солирующему инструменту. Так был написан Концерт №2 для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор. В нем автор сохранил трехчастную форму, но привнес романтические черты, заложив новый подход к трактовке жанра инструментального концерта.
Во втором отделении прозвучит самый известный во всем инструментальном творчестве Йозефа Гайдна Концерт №1 для виолончели с оркестром до мажор. Он был написан великим венским композитором для близкого друга и одного из лучших виолончелистов XVIII века Йозефа Вейгля. Более 200 лет ноты считались утерянными, пока партитура не была найдена в Пражском национальном музее в 1961 году.
Начало концерта в 19:30
Билеты можно приобрести на https://go.sochisirius.ru/park.html?concert=1352357816042022

Объявлена программа Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов

С 8 по 14 апреля 2022 г. впервые Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов в номинации «Современный танец» будет проходить в г. Йошкар-Оле. Конкурс учрежден распоряжением Правительства Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации. Организацию и проведение конкурса осуществляет ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.
Художественным руководителем конкурса является народный артист СССР,хореограф Большого театра России – Юрий Николаевич Григорович.

8 апреля (18.00) на сцене Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева состоится открытие Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов:Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева представит грандиозную премьеру – балет «Русский Гамлет»на музыку Л. Бетховена и Г. Малера в постановке Бориса Эйфмана. На решение Эйфмана – поставить «Русского Гамлета» в Йошкар-Оле– повлиял тот факт, что в 2000 году заглавную партию в балете исполнилтогда премьер Большого театра, заслуженный артист России, народный артист Марий Эл Константин Иванов, в настоящий момент возглавляющий театр и являющийся министром культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. В спектакле «Русский Гамлет» Борис Эйфман обратился к фигуре Павла I – одного из наиболее загадочных и противоречивых персонажей отечественной истории, – блестяще изобразив трагическое противостояние неординарной и душевно хрупкой личности враждебному миру, построенному на насилии, вероломстве и лжи.
Открытие Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов совпадет также с началом юбилейных мероприятий XX фестиваля балета в честь великой русской балерины Галины Улановой, который будет проводиться в г. Йошкар-Оле с 8 по 22 апреля.
Первый этап Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов был организован дистанционно: по присланным видеозаписям комиссия отобрала 59 участников старшей группы и 28 участников младшей группы из 22-х российских городов.
Очные II и III туры будут проходить на сцене Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева: II тур –10 апреля(12:00 -15:00,18:00-21:00);III тур –13 апреля(12:00 -15:00, 18:00-21:00).
Торжественное закрытие и гала-концерт лауреатов конкурса пройдут 14 апреля (18:00).

8 апреля в 11.00 состоится традиционная жеребьевка участников.
В первый же день конкурса (с14.00 до 15.00)будет проходить творческая встреча с Борисом Эйфманом, на которой мастер поделится с публикой своими взглядами на искусство хореографии на примерах своих уникальных постановок.
В 16.00 организаторы проведут пресс-конференцию по случаю открытия балетного соревнования, а в 17.30 участников и гостей конкурса пригласят на открытие фотовыставки «Движение никогда не лжет», в названии которой – слова знаменитой американской танцовщицы и хореографа Марты Грэм. В экспозиции фотовыставки представлены работы четырех фотографов – Карины Житковой, Юлии Михеевой, Иры Яковлевой и Алисы Аслановой. Каждая из них по-своему видит движение в современном танце, имеет яркий и неповторимый почерк.

9 апреля (18.00) в рамках культурной программы пройдет Вечер современной хореографии, в уникальной программе которого объединены спектакли ярких молодых хореографов, лауреатов Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов, талантливо заявляющих о себе в пространстве современного танца в музыкальном театре. Это одноактные постановки «Арлекинада. New» Софьи Гайдуковой, «На дне рождения» Александра Могилева и «ЕСНО» Константина Кейхеля. Софья Гайдукова и Александр Могилев в этом году вошли в состав жюри Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов.
Балет «Арлекинада. New» на музыку Алексея Айгив хореографии Софьи Гайдуковой – история о любви, которую мы видим в реальной жизни. Спектакль представят солисты Воронежского государственного театра оперы и балета, лауреаты международных конкурсов Марта Луцко и Иван Негробов, заслуженная артистка Воронежской области Екатерина Любых, Максим Данилов.
Концепция балета «На дне рождения» на музыку Александра Муравьева в хореографии Александра Могилева основана на известном изречении М. Горького: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»… Постановку представят танцовщики компании современного танца ЭТО – Александр Могилёв, Анна Маркелова, Марьяна Левицкая, Яна Татарунис, Евгений Шишлянников, Мария Маракулина, Рузель Низамов.
Балет «ECHO» на музыку Константина Чистякова в хореографии Константина Кейхеля словно абстрактный пейзаж, вовлекающий в медитацию посредством музыки, света и хореографии, которую исполнят артисты компании «Inner Company».

11 апреля(18.00) участники и гости конкурса увидят балетный спектакль«Роден, ее вечный идол»на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. МасснеСанкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Спектакль посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов – Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.Постановка Эйфмана – это масштабное творческое высказывание на тему трагичности жизненного пути гениев. Используя уникальный пластический язык современного психологического балета, известный хореограф не просто являет новое осмысление мира человеческих страстей, виртуозно исследованного Роденом и Клодель в их работах, но создает произведение о непостижимой мистерии творческого процесса.

Стало хорошей традицией в период проведения Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов организовывать творческие лаборатории и встречи, мастер-классы и лекции.Так,на конкурсе этого года будут организованы мастер-классы педагога Академии танца Б. Эйфмана Балажа Бараньяи (08.04, 12.00-13.00, младшая группа; 13.00-14.00, старшая группа); доцента кафедры хореографии Самарского государственного института культуры Эльвиры Первовой (09.04, 11.30-12:30, младшая группа; 12.30-13:30, старшая группа); основателя школы и системы обучения танцу «ЭТО ЛЮДИ», директора фестиваля русского современного танца «ПРОБА №» Александра Могилева (11.04, 13.00-14.00, младшая группа; 14.00-15.00, старшая группа); педагога современного и сценического танца ГИТИСа Софьи Гайдуковой (12.04, 12:00-13:00, младшая группа; 13:00-14:00, старшая группа).

Кроме этого, в рамках культурной программы состоятся:лекция Марии Дудиной «Современный танец VS Современная хореография. Жанры и техники» (10.04, 15.30-17.30); Круглый стол «Современный танец: место и роль в художественном сознании времени» (12.04, 14:00-16:30).
В рамках конкурса для участников старшей группы также будет проходить «Творческая лаборатория по современному танцу» (08.04 в 15.30; 09.04 в 14.00; 11.04 в 11.00; 12.04 в 16:30). Автор и ведущая лаборатории – хореограф Анна Юдина.

Справка:
Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов имеет четырехлетний цикл, поэтапно представленный номинациями: «Характерный и народно-сценический танец», «Современный танец», «Хореографы», «Классический танец». В этом году Всероссийский балетный конкурс проводится в преддверии XIV Международного конкурса артистов балета, который состоится с 3 по 11 июня 2022 года в Государственном академическом Большом театре России.
Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов проводится по двум возрастным категориям: младшая возрастная группа с 14 до 18 лет включительно на день начала конкурса; старшая возрастная группа с 19 до 35 лет включительно на день начала конкурса. Организатор конкурса оплачивает проезд, проживание и питание участников и их партнеров на период участия в конкурсе.
В составе жюри Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов – авторитетные российские хореографы, артисты, педагоги, руководители театров, деятели хореографии.
Обладателям первых трех премий в старшей возрастной группе вручат медали и денежные призы в размере 200 тысяч рублей, 170 тысяч рублей и 140 тысяч рублей. Лауреаты в младшей возрастной группе получат вознаграждения в размере 170 тысяч рублей, 130 тысяч рублей и 100 тысяч рублей.
Подробные условия участия размещены на официальном сайте конкурса www.balletcontest.ru.

Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева – театр, известный и востребованный в России и за рубежом. Марийскому балету рукоплескали Франция, Германия, Италия, Мексика и другие страны. Именно марийскую труппу приглашали представлять русский классический балет на такие престижные фестивали, как Дни русского искусства в Каннах или Фестиваль русского искусства в Венеции. На родине театр признан на высоком уровне – он лауреат Премии Правительства «За вклад в развитие театрального искусства России им. Ф. Волкова». И вряд ли найдется крупный город, в котором не знали бы о таком уникальном феномене, как марийский балет, созданным премьером Большого театра, заслуженным артистом России Константином Ивановым. Достижения балетной труппы ежегодно подтверждаются не только престижными гастролями, но и победами на многих самых главных балетных конкурсах и фестивалях, премиями и высокими наградим.

ФГБУК РОСКОНЦЕРТ, являясь правопреемником Государственного концертно-гастрольного бюро СССР – «Союзконцерта», ведет свою историю с 1967 года.
ФГБУК РОСКОНЦЕРТ проводит масштабные фестивали искусств, перекрестные года и обменные Дни культуры, а также всероссийские и международные конкурсы и творческие проекты, в числе которых: Международный конкурс им. П. И. Чайковского, Международный конкурс артистов балета и хореографов, Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени Сергея Рахманинова Фестиваль спорта и культуры народов Северного Кавказа, фестиваль «Балтийские дебюты», Всероссийский музыкальный конкурс, Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, Фестиваль искусств «Балтийские сезоны», День славянской письменности и культуры, фестиваль «Территория мира – Территория музыки» и мн. др.
С 2020 года РОСКОНЦЕРТ – крупнейший гастрольно-концертный центр, реализующий все мероприятия в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана, включая такие масштабные проекты, как программа «Большие гастроли» и «Мы – Россия».
Учреждение подведомственно Министерству культуры Российской Федерации.

VI Фестиваль Новой музыки в Омске завершится двумя мировыми и одной российской премьерой

Фестиваль Новой музыки, проводимый Омской филармонией, завершится 31 марта. В этот вечер со сцены Концертного зала Омский симфонический оркестр исполнит две мировые и одну российскую премьеру. Все эти произведения созданы современными композиторами. Омичи станут их первыми слушателями. В предстоящей концертной программе, получившей название «Рикошет», ожидаются и другие сюрпризы, которые приятно удивят публику. За дирижерским пультом – художественный руководитель и главный дирижер коллектива, заслуженный деятель культуры Омской области Дмитрий Васильев. Начало программы в 19.00.

Предстоящая концертная программа завершает VI Фестиваль Новой музыки. Именно потому она стала самой насыщенной по количеству премьер – не только российских, но и мировых. Мировой премьерой станет каприс для оркестра «Fractured and again» («Мир сломанных вещей») российского композитора Григория Зайцева (род.в 1983 г.), кандидата искусствоведения, создавшего более 100 сочинений в разных жанрах, опубликовавшего четыре книги по культурологии. Он считается автором первых в мире сочинений для русских народных инструментов, написанных в эстетике минимализма. Каприс для оркестра «Fractured and again» посвящен проблеме сломанного как такового. Эта идея отражена в самой форме произведения: оно состоит из небольшого количества «осколков» – интонационных блоков, которые все время собираются по-разному, но никогда так полностью и не подходят друг к другу, вновь и вновь рассыпаясь на составляющие. По признанию композитора, «Fractured and again» – это эскиз процесса поиска идеальной неломающейся вещи.

Продолжат концерт-закрытие «Образы души» израильского композитора Беньямина Юсупова (род.в 1962 г.). Его творчество не ограничено ни жанровыми, ни общекультурными рамками. Оно объединяет все возможные стили и влияния, что создает неповторимый язык автора. В своих сочинениях Юсупов опирается на западные и восточные музыкальные традиции, включает в партитуры этнические мотивы и инструменты. Концерт для двух кларнетов «Образы души» – попытка постичь тайну души, выразить ее сакральные порывы в звуке. Четыре части этого новаторского полотна – «Эхообразные размышления», «Шуршание и переполох», «Мощь тишины», «Буйные ритмы души» – рассказывают о путешествии души из горнего мира в дольний. Страсть, безмятежность, тревога – обо всем том, что наполняет душу, рассказано в музыке концерта. Меломаны услышат имитацию наигрышей дудука – души армянского народа, а также пронзительное клейзмерское музицирование – еврейскую национальную традицию.

Мировой премьерой станет сочинение «Game. Set and Match» канадского композитора Гая Бакоса, автора музыки для театра, кино, рекламы и концертного исполнительства. Пьесу «Game. Set and Match» он посвятил своему кумиру – великому швейцарскому теннисисту Роджеру Федереру. Посредством музыки и звуков произведение рисует все перипетии теннисного матча. Партитура пронизана духом спортивной игры, в ней явно слышны аплодисменты, фанфары, с которых начинается матч. Сама игра изображена очень ярко, динамично и виртуозно. Пьеса Гая Бакоса не проста для исполнения, она требует серьезной технической подготовки и для оркестра, и для солирующего пианиста.
Мировая премьера «Game. Set and Match» будет посвящена нашему прославленному соотечественнику – первой ракетке мира Даниилу Медведеву. Именно его успехи и достижения вдохновили Омский академический симфонический оркестр на исполнение этого произведения.

Главным сюрпризом вечера станет концерт для пинг-понга с оркестром «Ricochet» американского композитора Энди Акихо (род.в 1979 г.). Его творчество прочно связано с игрой на стальных барабанах, искусство которой он постигал в Тринидаде. Металлические звуки этих экзотических инструментов, а также элементы театральности и перфоманса наполняют его произведения. Концерт для пинг-понга с оркестром «Ricochet» был написан им для ежегодного музыкального фестиваля в Шанхае. Идея произведения переосмысливает исторический эпизод: пятьдесят лет назад холодная война между США и коммунистическим Китаем, была ослаблена благодаря настольному теннису. Исторический визит американской команды по пинг-понгу в Китай имел масштабы, изменившие мир. Маленький шарик для пинг-понга соединил континенты, также как и музыка во все времена соединяет людей разных взглядов и национальностей. Мощные, динамичные ритмы пронизывают музыку концерта «Ricochet» почти первобытной силой. На сцене появляются два игрока, и под пульсирующий аккомпанемент оркестра начинают матч, который становится частью мелодии.
Чтобы исполнить уникальное произведение «Ricochet» Энди Акихо, в центре сцены Концертного зала будет установлен теннисный стол, вокруг которого будет располагаться Симфонический оркестр (100 человек во главе с дирижером Дмитрием Васильевым). Спортсмены Федерации настольного тенниса Арина Павлий и Тимур Исмаилов исполнят теннисную партию в музыкальном произведении. Для исполнения сочинения специально были закуплены 400 теннисных шариков.
VI Фестиваль Новой музыки уже прочно занял достойные позиции на российской музыкальной карте. Он познакомил слушателей с редко или никогда не исполнявшимися произведениями, представил мировые и российские премьеры, многообразие жанров и выразительных средств современной музыки, открыл имена новых авторов, чье творчество авангардно. Этот творческий форум в очередной раз доказал: современная симфоническая музыка – это калейдоскоп новаторских идей, экспериментов и открытий.
С полной программой фестиваля и его участниками можно познакомиться на сайте https://newmusic55.ru/

«Камень глупости». Прямая трансляция премьеры в РТБД

26 и 27 марта на сцене Республиканского театра белорусской драматургии состоится премьера спектакля «Камень глупости» по пьесе современного белорусского драматурга Константина Стешика в постановке молодого режиссера из Екатеринбурга Дмитрия Зимина. Планируется, что спектакль будет показан в разных городах России, а также войдет в программу XVI Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, который пройдет в Москве в 2023 году.

О СПЕКТАКЛЕ
«Камень глупости» – это совместный проект Регионального общественного фонда поддержки Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, Международной конфедерации театральных союзов и Республиканского театра белорусской драматургии (РТБД), который объединяет в себе деятелей театра из Беларуси и России. В команду проекта вошли драматург Константин Стешик (Беларусь), режиссер Дмитрий Зимин (Россия), художник Алёна Игруша (Беларусь), композитор Александр Ситников (Россия) и артисты театра.

Популярным сюжетом в картинах голландских художников Средневековья было «извлечение камня глупости», согласно которому хирург якобы излечивает больного от глупости. В переводе с голландского «вырезать камень» означает обмануть, поэтому действие на картинах больше похоже на шарлатанство, чем на настоящую операцию.
Современная история белорусского драматурга Константина Стешика – это меланхоличные сцены из жизни человека, перенесшего сложную операцию на головном мозге. Избавившись от своего «камня глупости», главный герой Роман начинает остро ощущать бессмысленность происходящего в его жизни и вокруг. Кажется, так было всегда: близкие, которые обманывают себя, проповедуя чужие им «правила жизни», пустые встречи, разговоры. Только теперь это стало более очевидным и невыносимым.

Чем для главного героя спектакля Романа окажется «камень глупости»? И только ли в негативном контексте возможно его прочтение? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в новом спектакле РТБД.

Константин Стешик – один из самых ярких современных белорусских драматургов. Неоднократно становился финалистом и лауреатом крупнейших конкурсов и фестивалей драматургии, среди которых – «Любимовка» и «Ремарка». Над постановкой спектакля «Камень глупости» работает российский режиссер Дмитрий Зимин, несмотря на молодой возраст, за его плечами более 30 спектаклей.

Дмитрий Зимин: «Этот спектакль – про иллюзорность смысла жизни и про человеческое одиночество внутри этой иллюзии. «Камень глупости» – история о том, насколько человеку нужен человек, тот, с кем не страшно оставаться собой».

Сценографию и костюмы для проекта разработала художник театра и кино Алёна Игруша, на счету которой 75 спектаклей в театрах Беларуси и России, в том числе 11 – в РТБД. Музыку к спектаклю написал Александр Ситников – российский музыкант и артист, основатель экспериментального проекта «4 позиции Бруно» (Екатеринбург), музыканты которого создают интеллектуальную психоделическую электронику.

«Камень глупости» – второй совместный проект Международной конфедерации театральных союзов и Республиканского театра белорусской драматургии. Первой работой стал спектакль «Тихий шорох уходящих шагов» (2013), который и сегодня идет на сцене РТБД. В 2015 году спектакль был показан в рамках XII Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.