IX Транссибирский фестиваль завершился концертами в Самаре

Транссибирский Арт-Фестиваль – масштабный российский форум, каждый год представляющий премьеры сочинений современных композиторов Б. Юсупова, Л. Ауэрбах, А. Райкопулу, Э. Шнайдера, С. Губайдулиной, А. Раскатова, А. Пярта. Среди участников Фестиваля дирижеры К. Нагано, Ш. Дютуа, Л. Слаткин, Ж.-К. Казадезюс, В. Федосеев, В. Спиваков, меццо-сопрано О. Бородина, пианисты Р. Бухбиндер, Ж.-И. Тибоде, Д. Трифонов, скрипачи П. Цукерман, Д. Локвуд, Дж. Карминьола, К.-Д. Кан, виолончелисты М. Брунелло, М. Майский и многие другие.
20 и 23 октября 2022-го года в Большом зале Самарской филармонии прошли два заключительных концерта IX Транссибирского Арт-Фестиваля. По традиции программа Фестиваля состояла из двух вечеров: камерного и симфонического. Камерную программу 20 октября представили художественный руководитель Фестиваля Вадим Репин (скрипка), Нарек Ахназарян (виолончель, Армения) и Светлана Смолина (фортепиано, США-Россия). В программе вечера прозвучали Первая виолончельная соната Брамса, Вторая скрипичная соната Грига и Трио «Памяти великого артиста» П.И. Чайковского.
23 октября на финальном концерте девятого выпуска форума Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии под управлением Филиппо Десси исполнили Первую симфонию Грига, а Вадим Репин представил Интродукцию и Рондо-каприччиозо Сен-Санса и Первый скрипичный концерт Бруха.
Самара стала одной из важнейших станций музыкального Транссиба в 2017-м году. Ежегодные (за исключением 2021-го года) концерты составили 8 камерных и симфонических программ, в которых приняли участие Вадим Репин, пианисты Константин Лифшиц, Николай Луганский, Андрей Коробейников, виолончелисты Александр Бузлов и Александр Князев, а также артисты проекта TONALi TOUR Transsiberian Даниэль Голод (фортепиано), Артур Русановский (скрипка) и Иван Сканави (виолончель). Самарские концерты, наряду с концертом 14 октября в Санкт-Петербурге, составили заключительный аккорд IX Транссибирского Арт-Фестиваля, в рамках которого состоялось 32 концерта в 13 городах 2 стран (Россия и Италия), в программах форума приняли участие 12 коллективов, 31 солист, 11 дирижёров, состоялась одна мировая премьера и было проведено 17 мастер-классов и творческих встреч.
Важнейшее направление Фестиваля – работа с начинающими и молодыми музыкантами. Транссибирский Арт-Фестиваль высоко оценен Правительством России, его программы включены в культурную презентацию страны на международном уровне, а мероприятия Фестиваля входят в региональную составляющую федерального проекта «Творческие люди» нацпроекта «Культура».

Пятая «Аида» Громкая премьера в оперном театре Челябинска прошла 22-го, 23-го октября 2022-го года

В эти дни Челябинский театр оперы и балета имени М. Глинки стал одним из самых многолюдных мест областного центра. К началу спектакля спешили зрители. Оба дня аншлаг. Поклонники оперы, VIP-персоны, в том числе, губернатор Алексей Текслер с супругой, не смогли пройти мимо знакового события культурной жизни региона. Еще одна опера вошла в репертуар театра, вторая из произведений гениального итальянского композитора Джузеппе Верди.
За шестьдесят шесть лет существования челябинского оперного театра «Аида» блистает на сцене уже в пятый раз. Спектакль ставился в 1961-м, 1980-м, 2004-м и 2016-м годах. Предыдущая версия осуществлялась московским оперным режиссёром Екатериной Василёвой. Её ставили в режиме жесткой экономии без специальных декораций и костюмов. Из того, что было в театре, получился концертный вариант оперы. Но этот момент не принижает достоинства того спектакля, потому что исполнительское мастерство спасло отсутствие сценографии, и зрители ходили слушать великолепную музыку, наслаждаться оперными диалогами, которые в «Аиде» прекрасны, и искренностью актерской игры.
В 2022-м году зрители увидели самую яркую, масштабную, атмосферную «Аиду» за всю историю театра. Как и «Травиата», опера исполняется на итальянском языке. Если в первом случае спектакль поставил его носитель, оперный режиссёр из Италии Лука Джиберти, то на сей раз атмосферу Египта периода правления фараонов, используя язык композитора, создавал режиссёр Мариинского театра Иркин Габитов. Эскизы декораций и костюмов, которые всех восхитили, разработал народный художник России, главный художник Михайловского театра Вячеслав Окунев.
Специально для участия в премьере «Аиды» в Челябинск приехал солист Новосибирского театра оперы и балета, приглашённый солист Михайловского театра, в прошлом солист Большого театра России и Национального театра Мангейма в Германии Михаил Агафонов. Он участвовал во втором показе спектакля. Вместе с ним на сцене партию Аиды исполнила Наталия Быстрик. В самом первом показе главные роли сыграли челябинские солисты Павел Чикановский и Гузелья Шахматова.
«Получился очень красивый, объемный спектакль», – рассказал о новой постановке музыкальный руководитель и дирижёр Евгений Волынский.

На малой сцене НОВАТа 23 октября 2022-го года состоялась премьера новой оперы «Укрощение строптивой»

«Новосибирский академический театр оперы и балета посвятит этот сезон русской опере», – рассказал главный режиссёр Вячеслав Стародубцев. Первая опера, открывшая театральный сезон в сентябре, – «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, в октябре – «Укрощение строптивой» Виссариона Шебалина. Это произведение и стало первой работой в новосибирском театре режиссера-постановщика Ирины Гаудасинской, поэтому интерес к постановке был особый. Ирина Гаудасинская в 2022-м году стала лауреатом конкурса оперных режиссёров «Нано-опера» и получила право постановки спектакля в Новосибирске. Выпускница вокально-режиссёрского факультета Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова представила публике русскую оперу.
Известный шекспировский сюжет был превращён в оперу Виссарионом Шебалиным. Премьера состоялась в 1957-м году. В центре сюжета – Катарина и Петруччио. Сильные и неординарные личности, которые по воле судьбы должны быть вместе. Катарину не принимает и не понимает ее семья, а Петруччио нужны средства на существование. И то, что начиналось как непримиримая вражда, в итоге превращается в глубокое и сильное чувство.
«Малая сцена — идеальное пространство для оперы, при этом режиссёр-постановщик должен быть очень внимательным, так как на этой сцене мы лишены таких стандартных средств, как кулисы, здесь специфический свет, выходы по-другому устроены на сцену. Это дает пространство для творчества, а с другой стороны, у меня это первый опыт работы с концертной площадкой, – рассказала режиссёр-постановщик Ирина Гаудасинская.
Художнику-постановщику Тимуру Гуляеву при подготовке декораций и костюмов пришлось изучить огромное количество материала – от книг по истории итальянского костюма в Средневековье до самых различных постановок «Укрощения строптивой». Нужно было таким образом придумать декорации и костюмы, чтобы задача решалась на разных уровнях. Чтобы нравилось тем, кто все это придумал, нравилось артистам и, конечно, чтобы это нравилось зрителю. «Костюмы у главных героев имеют свое развитие, – отметил Тимур Гуляев. – А цветовая гамма для декораций была выбрана нарочито приглушённой монохромной, чтобы на этом фоне люди в своих костюмах выглядели выигрышно. Декорации выполняют роль нейтрального фона, как на старинных картинах.
Режиссёр-постановщик Ирина Гаудасинская уверена, что это произведение будет интересно зрителю и позволит отдохнуть душой и отвлечься от грустных мыслей.

Свердловская музкомедия с размахом открыла юбилейный театральный сезон.

На сцене театра состоялось долгожданное событие – премьерный показ мюзикла «Маскарад» по знаменитой пьесе Михаила Лермонтова. Зрители с восторгом встречали яркие номера, грандиозные вокальные партии и историю, которая на протяжении нескольких веков волнует зрителей по всей стране.
Этот год для Свердловской музкомедии стал знаковым – театру исполняется девяносто лет. Честь открывать сезон выпала режиссеру Нине Чусовой, которая решила воплотить на сцене театра мюзикл «Маскарад». Постановка стала первой в юбилейном сезоне театра. Музыку для спектакля в двухтысячных написал петербургский композитор Игорь Рогалев, а автором либретто стал Юрий Димитрин. Последний решил перенести действие пьесы в XX век – герои становятся участниками Первой Мировой войны. Именно в августе 1914-го года, по его мнению, жизнь и культура России принципиально изменились. Атмосфера лермонтовского произведения идеально вписывается в замысел Ю. Димитрина – маски с героев, как и с царской России, пали.
«Мне показалось интересным и важным всмотреться в последние мгновения бала этой, казавшейся вечной культурной традиции, ушедшей целиком и безвозвратно. Работа эта посвящена Петербургу, и, разумеется, не потому, что в нем происходили события классического «Маскарада». Именно Петербург – его архитектура, флер, облик, – остается, быть может, единственным на земле островом воспоминаний о той «маскарадной эпохе», из которой, так или иначе, вышли мы все», – рассказал перед премьерой Юрий Димитрин.
Спектаклю совершенно точно нельзя отказать в зрелищности. Размах и фантазия художника-постановщика Евгении Швец восхищают и удивляют одновременно. На сцене – четыре шестиметровых колонны в виде гигантских слитков золота, каждая весом 100 килограммов. Их сменяют не менее масштабные лестницы, фигуры античных богов и восьмиметровый суперзанавес с изображением Евангелиста Марка.
Важно отметить, что в спектакле нет ни единой сточки от оригинальной пьесы. Сохранена лишь фабула и персонажи, однако стихи и песни полностью переделаны под жанр мюзикла. Это было сделано целенаправленно – для того, чтобы зрители не сравнивали спектакль с «Маскарадом» Лермонтова. В театре очень старались перенести на сцену дух пьесы, но не воссоздавать ее досконально.
Премьерные спектакли прошли в театре 30-го сентября,1-го, 21-го и 22-го октября.

“Оперный класс” Школа мастерства русской песни

Прием заявок до 1 ноября

В конце XIX- XX в.в. народная песня и старинный романс стали частью академического искусства. Великие оперные певцы Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, Н. Обухова стали исполнять русскую песню и старинные романсы в своих концертах и записывали их на грампластинки. Традиция сохранялась на протяжении всего XX века в творчестве С. Лемешева, И. Козловского, М. Максаковой, З. Долухановой, А. Ведерникова, И. Архиповой, Б. Штоколова, З. Соткилавы, А. Эйзена, В. Левко, Е. Образцовой, Е. Нестеренко, Т. Синявской, Д. Хворостовского и других певцов. Однако среди нового поколения академических вокалистов эта традиция почти утрачена. Сегодня в филармоническом формате практически не стало полных концертов русской песни и старинного романса в исполнении академических вокалистов.

Целью Молодёжного образовательно-творческого проекта «Оперный класс» – «Школа мастерства русской песни» является стремление вернуть русскую песню и старинный романс в академический вокальный репертуар как духовно-нравственную ценность русского народа.

Художественный руководитель проекта – всемирно известный оперный певец и дирижёр

Дмитрий Корчак.

Музыкальный руководитель проекта- Заслуженный артист России, главный дирижёр Академического Оркестра Русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова Андрей Шлячков.

Соорганизатор проекта – Благотворительный фонд Елены Образцовой.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В рамках проведения «Школы мастерства русской песни» проводится очный образовательный курс для академических вокалистов из разных регионов Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет.

В программу курса входят:

– знакомство с исполнительской традицией русской народной песни и старинного романса

– совершенствование исполнительского мастерства под руководством ведущих вокальных педагогов.

В числе педагогов проекта: руководитель Молодёжной оперной программы Большого театра России, Заслуженный деятель искусств, профессор Дмитрий Вдовин, педагог Молодёжной оперной программы Большого театра России, залуженная артистка России Любовь Орфёнова, Дмитрий Корчак, Андрей Шлячков, а также обладатель специального приза Фонда Елены Образцовой в конкурсе молодых режиссёров «Нано-Опера» проекта Музыкального театра «Геликон-опера» Ольга Мелкумова. Концертмейстер проекта – Елизавета Дмитриева.

Курс предусматривает лекции, общие и индивидуальные занятия по технике вокала и стилю исполнения русской народной песни и старинного романса академическим вокалистом, мастер-классы по сценическому поведению, работу с дирижером и оркестром русских народных инструментов.

Курс завершится 15 декабря концертом из числа участников проекта и художественного руководителя проекта Дмитрия Корчака на сцене Колонного зала Дома Союзов в сопровождении Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова ВГТРК.

К участию в проекте приглашаются солисты оперных театров, студенты и выпускники музыкальных учебных заведений. Отбор заявок – до 01 Ноября 2022 года. Результаты отбора будут опубликованы на сайте Фонда Елены Образцовой obraztsovafund.ru 15 ноября 2022 года.

Для участия в отборе на e-mail: operaclass@obraztsovafund.ru необходимо до 01 ноября прислать:

– краткую творческую биографию

– фотографию

– паспорт (1 страницу и прописку)

– контактный номер телефона (WhatsApp)

– список народных песен и старинных русских романсов

– видеозапись с исполнением народной песни или романса

Отобранным участникам проекта из регионов России проезд и проживание оплачиваются.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Подробнее на сайте https://obraztsovafund.ru/

Презентация фильма Дарьи Виолиной, посвященного Московскому театру оперетты, «Зачем России оперетта»

Извечный спор — что лучше: кино или театр? — нашел неожиданное решение! В год 95-летия Московского театра оперетты по его заказу был снят полнометражный фильм. Поведать удивительную историю неугасающей зрительской любви генеральный директор театра Владимир Тартаковский поручил известным документалистам Дарье Виолиной и Сергею Павловскому.
Многие фильмы этих соавторов награждены премиями международных фестивалей, но почти всегда их работы были посвящены самым драматическим периодам в жизни страны. Война, сталинские репрессии, Холокост. И вот такая неожиданная «смена регистра» — музыка, танцы, оперетта…
«Есть разные подходы к работе с документальным материалом. Для нас с Сергеем Павловским есть один, пожалуй, самый важный критерий — нам необходимо полюбить своих героев. И тогда появляется шанс сообщить эту любовь экрану и передать зрителям фильма. Надеюсь, что в случае с картиной «Зачем России оперетта» нам это удалось, потому что мы, на самом деле, искренне и глубоко полюбили людей, работающих в стенах Московского театра оперетты. Хорошо зная атмосферу многих творческих коллективов, мы начинали работу с некоторой тревогой. Но нам повезло — не только на сцене, но и за кулисами этого театра царит удивительный мир единомыслия и братства, в котором нет равнодушных, и каждый делает всё для общего успеха — делится своими впечатлениями автор фильма Дарья Виолина — обычно в наших фильмах довольно много авторского текста, но на этот раз мне хотелось дать слово героям, а их около 40 человек, и каждого важно услышать».
Фильм охватывает историю театра с 1927 года, когда его возглавлял основатель театра, знаменитый комик Григорий Ярон, проработавший здесь 36 лет, до наших дней, когда театром руководит Владимир Тартаковский, и тоже уже более 30 лет.
Рассказ о лучших классических опереттах в фильме соседствует с современными мюзиклами мирового класса, которые поразительным образом уживаются на одной сцене. И в этом тоже уникальность Московского театра оперетты, таким разнообразным репертуаром, наверное, не может похвастаться сегодня ни один музыкальный театр.
«Для меня самой сложной и необычной задачей в работе над этим фильмом стала не только необходимость познакомить зрителя за один час экранного времени с десятками настоящих шедевров этого жанра, но и сохранить ощущение праздника и бурлеска, которым ты заражаешься в зале как зритель. Я постарался и сам фильм сделать в жанре оперетты, сохранив очень высокий темпоритм повествования и задор, присущий этому жанру», — говорит режиссер фильма Сергей Павловский.
Конечно, увидеть на экране не только лучшие сцены из прославленных спектаклей, но и всё, скрытое от глаз обычного зрителя — закулисье и каторжный труд людей, выбравших творческую профессию. Читка пьесы, новые партитуры, балетный станок, долгие репетиции, и, наконец, премьера…
Среди героев фильма ушедшая великая Татьяна Шмыга и легендарные Герард Васильев, Светлана Варгузова, Юрий Веденеев, над которыми, кажется, не властно время, они и по сей день собирают полные залы. В кадре и новые поколения артистов, молодые и талантливые — на них держится современный репертуар.
Композиторы, режиссеры, поэты и даже знаменитые эстрадные исполнители, которые тоже начинали на сцене Театра оперетты — все в новом документальном фильме «Зачем России оперетта».

Официальная премьера состоится в ноябре на канале “Культура”.

Федерация мужских хоров и ансамблей: презентация проекта

19 октября (среда) в 14:00
В ТАСС состоится пресс-конференция, посвященная созданию в России Федерации мужских хоров и ансамблей.
Об идее создания федерации, правилах вступления в нее, географии музыкальных коллективов, а также сохранении и возрождении традиций русского пения и певческого искусства расскажут президент Федерации мужских хоров и ансамблей, художественный руководитель и главный регент Праздничного хора московского Данилова монастыря Георгий Сафонов, министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, народный артист РФ Николай Бурляев, солистка московского театра “Новая опера” Полина Шамаева, ректор Академии хорового искусства имени В. С. Попова Александр Соловьев, художественный руководитель Большого детского хора имени В. С. Попова Анатолий Кисляков и декан факультета симфонического и хорового дирижирования Московской консерватории, художественный руководитель и дирижер хора Московской консерватории и Московского камерного мужского хора “Кастальский” Алексей Рудневский.
Пресс-конференция пройдет в гибридном формате. Вход на мероприятие только для представителей СМИ по предварительной аккредитации при наличии паспорта и редакционного удостоверения. Также представители СМИ могут принять участие в мероприятии дистанционно, заполнив ФОРМУ АККРЕДИТАЦИИ на странице анонса в разделе Пресс-центр ТАСС. При регистрации необходимо указать номер личного мобильного телефона, к которому привязано приложение WhatsApp.
Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в ВКонтакте.

Музыкальный театр Крыма представил зрителям большую премьеру к 350-летию со дня рождения Петра I

В Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым 17-го октября 2022-го года состоялась премьера музыкальной комедии «Табачный капитан». Горячими аплодисментами встретили зрители историю, разворачивающуюся во времена правления Петра I. Коллектив театра специально поставил спектакль о великом реформаторе в год 350-летия со дня его рождения. Главный режиссёр и режиссёр-постановщик Владимир Косов собрал команду единомышленников – дирижёра Михаила Сербиненко, балетмейстера Александра Гоцуленко, художника-сценографа Кирилла Еремина, художника по костюмам ГеттуПеткевич. Спектакль сияет танцами, красочными костюмами, яркими декорациями, музыкой, шутками и юмором.В основу спектакля также вошли песни из знаменитого фильма «Табачный капитан» композитора Игоря Цветкова и поэта Якова Голякова.
Историческая комедия из эпохи Петра I рассказывает о нерадивом боярском сыне Антоне Свиньине, которого Государь посылает в Голландию учиться морскому делу. Вместе с дворянином в Европу едет его крепостной холоп Иван, которого боярыня-матушка много лет назад выменяла на заморское зелье – табачный лист. В науках преуспевает не знатный недоросль, а его крепостной холоп Иван. Он-то и был произведен в офицеры, вернувшись в Россию, и выкуплен за табак по весу: тогда на одну чашу весов поставили Ваню, а на другую насыпали табак, и когда весы сравнялись, судьба крестьянина была решена. Отсюда и название спектакля – «Табачный капитан».
«Табачного капитана» до сих пор часто транслируют по различным телеканалам. Однако мало кто знает, что у Антона Свиньина был реальный прототип, причем вотчины этого «боярина» находились в пределах позднейшей Владимирской губернии, в том числе в дореформенном (в границах до 1778-го года) Владимирском уезде!
Поэт, драматург и либреттист Николай Альфредович Адуевданное произведение создал в 1944-мгоду. По одной из версий, Адуев однажды отдыхал в дальнем Подмосковье, где случайно оказался в селе Смоленском, ранее входившем в состав Владимирской губернии. Там он увидел родовую усадьбу Свиньиных, которая произвела на драматурга сильное впечатление. Узнав об истории бывших владельцев, в том числе о том, что один из них служил офицером флота при Петре Великом, Адуев использовал его фамилию в своем новом произведении, которое остается актуальным и интересным зрителям и сегодня.

Премьера балета «Раймонда» состоялась в Астраханском театре оперы и балета.

15 и 16 октября 2022-го года Астраханский театр оперы и балета представил зрителям балет «Раймонда» Александра Глазунова, созданный композитором в 1897-м году.
«Раймонда» продолжит классический репертуарный список АГТОиБ, куда вошли такие балеты, как «Лебединое озеро», «Сильфида», «Жизель», «Щелкунчик» и другие любимые зрителями образцы высокого хореографического искусства. «Раймонда» – балет в 2-х актах Александра Глазунова на либретто Мариуса Петипа. Это романтическая классика со сложнейшей партией прима-балерины, и не только. Каждый из множества персонажей представляет свое танцевальное полотно: зрителей завораживает страстный танец Абдерахмана, яркие мужские дуэты и, конечно же, вальс. Балет «Раймонда» оказался последней успешной работой Мариуса Петипа в крупной форме. Для композитора Александра Глазунова это, напротив, был первый опыт обращения к такому жанру. Который, впрочем, оказался самым удачным во всем его творчестве. До наступления XX века оставалось всего три года, и именно «Раймонда» стала символом и отправной точкой нового витка симфонизации классического балета XIX века и объединения усилий хореографа и композитора в развитии музыкальной драматургии.
Над постановкой спектакля работала заслуженная артистка России Вера Арбузова, которая рассказала некоторые подробности, связанные с подготовкой первой балетной премьеры нового театрального сезона. За музыкальную составляющую спектакля отвечал художественный руководитель и главный дирижёр Астраханского театра оперы и балета Валерий Воронин. Художественным руководителем постановки является народный артист России Юрий Клевцов,который в начале сентября стал новым балетмейстером театра.
В субботу, 15 октября, партии Раймонды и Жана де Бриена исполнили прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка РФ Евгения Образцова и премьер Большого театра Егор Геращенко. Во второй премьерный вечер, 16 октября, в этих партиях зрители смогли увидеть ведущих солистов Астраханского театра оперы и балета Айгуль и Артура Альмухаметовых.
Театральная публика смогла оценить невероятное по размаху зрелище, костюмы и декорации для которого создал народный художник России Вячеслав Окунев – один из ведущих театральных художников современности (главный художник Михайловского театра (Санкт-Петербург), художник-постановщик Мариинского театра).

В Воронеже выступили звёзды Большого театра, МАМТа, театра «Кремлёвский балет» и Татарского театра оперы и балета

С 12-го по 16-ое октября 2022-го года в Воронежском театре оперы и балета прошёл фестиваль классического балета. Это одно из самых ожидаемых событий осени. За время своего существования форум зарекомендовал себя как успешный и интересный зрителям проект. Праздник танца, стартовавший в 2016-м году, продолжает своё творческое развитие. На сей раз художественный руководитель фестиваля, заслуженный артист Воронежской области Александр Литягин презентовал свой проект с изменённым названием «Звёзды мирового балета в Воронеже». И ещё одно новшество – в этом сезоне фестиваль классического балета вместе с фестивалем современной хореографии «RE:Форма танца» объединены в театральный проект CONTRAST, получивший грантовую поддержку правительства Воронежской области.
Основная концепция фестиваля классического балета, принятая худруком ещё в 2016-м году, остаётся неизменной. Как и прежде его программа включает лучшие репертуарные спектакли театра с участием в главных партиях приглашённых солистов крупнейших балетных трупп страны.
12-го октября на открытии «Звёзд мирового балета в Воронеже» зрители увидели недавнюю премьеру театра – спектакль Л. Минкуса «Баядерка». В рамках фестиваля на сцену вышли прима-балерина и премьер Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля, лауреаты международных конкурсов Аманда Гомес и Вагнер де Карвальо.
Шедевром П.И. Чайковского «Лебединое озеро» зрители восхищались 13-го октября. В главных партиях выступили звёзды театра «Кремлёвский балет» – заслуженная артистка России Екатерина Первушина и премьер кремлёвской труппы Даниил Росланов.
15-го октября – следующий спектакль фестивальной программы – балет П.И. Чайковского «Спящая красавица» собрал на воронежской сцене блистательный ансамбль звёзд крупнейших столичных театров. В главных партиях выступили солисты МАМТ имени Станиславского и Немировича Данченко Камилла Исмагилова и заслуженный артист Республики Тыва Субедей Дангыт.
Завершился фестиваль 16-го октября грандиозным Гала-концертом с участием воронежских мастеров сцены и приглашённых на праздничный вечер солистов Большого театра России – заслуженной артистки России Нины Капцовой, Кристины Карасёвой, Егора Хромушина.