Премьера недели — опера-буффа «Мавра»
19.11.2015
Илья Абель – Транскрипция таланта
20.11.2015

Марина Андриевская – Ночь музыки – Ночь чудес

Самое масштабное музыкальное событие осени-2015, приуроченное ко Всемирному Дню музыки, состоялось 10 октября уже третий раз в столице. В рамках акции было около тридцати живых концертов, лекций, мастер-классов и других музыкальных мероприятий, многие из которых проходили бесплатно. Содержание их и места проведения – на любой вкус и самую разную аудиторию. Классика и джаз, духовная музыка, фанк и этно разных стран звучали на фестивале в этот раз не только в камерном варианте, но и на крупных открытых площадках от главного концертного зала столицы – Большого зала московской консерватории – до дизайн-завода «Флакон».

Фестиваль – ярко демократичный, иные выступления предполагали свободное посещение: уход-приход и даже «сон в осеннюю ночь» – что-то от street-art, и некоторым удалось посетить за вечер два и более музыкальных действа. Только нужно было зарегистрироваться, но на многие концерты регистрация была закрыта задолго до их начала.

Как было и на концерте виолончелиста Бориса Андрианова – одного из ведущих российских музыкантов в Конференц-зале Российской государственной библиотеки (бывшей «ленинке»), вмещающей до 500 зрителей. Но желающих послушать известного исполнителя оказалось намного больше, и организаторам пришлось даже задержать начало, чтобы разместить всех пришедших. Людей не остановил ни грустный московский дождик, ни закрытие в этот день на ремонт станции метро «Библиотека им.Ленина» – так некстати в это время. Явный прокол городских властей! Да, трудно было представить, что такое количество москвичей, таких разных в своих предпочтениях сделают аншлаг на классическом виолончельном концерте в субботнюю ночь!

Чопорный и холодный Конференц-зал в стиле сталинского ампира наполнился жизнью, теплом; люди пришли семьями, с детьми, непринуждённо и весело общались. Казалось, все друг друга знают – музыканты и не-, но их объединяло одно – жажда музыки и предчувствие праздника. Ведь и сама акция – ночь музыки вслед проводимых в Москве уже популярных ночей музеев – это нечто особенное. В романтический вечер (концерт начался за два часа до полуночи) люди собрались для общего действа: восприятия как соучастия в процессе творимых здесь и сейчас музыкальных чудес, которые возможны, конечно, когда играют такие выдающиеся исполнители, как Борис Андрианов. Не случайно дом Пашкова – основное здание библиотеки – когда-то называли волшебным замком. Современники вспоминали, что хозяева дома жили всегда весело и открыто.

andrianov

Борис Андрианов, музыкант экстра-класса, харизматичный и непосредственный, кроме блестящей игры в этот раз продемонстрировал и превосходный конферанс. Контакт с публикой был установлен сразу, а рассказы, которыми он предварял исполнения, были точно рассчитаны на неискушённую в академической музыке публику и тех, кто не в теме. Но таких, похоже, не было. Будучи убеждён, что всем людям от рождения свойственно чувство прекрасного, Андрианов уже много лет занимается популяризацией виолончели и несением классической музыки, высокого искусства в массы. Он – организатор и участник нескольких крупных и единственных в своём роде музыкальных фестивалей, проходящих не только в Москве, но и в разных регионах страны.

Мастер придумывать программу, музыкант в этот вечер построил её на сочетании академических номеров и поп-музыки и включил в неё своих учеников – студентов и выпускников Московской консерватории, в которой преподаёт: Анну Кошкину, Ярослава Сродных, Евгению Моргунову и Ярослава Чистова. И виолончель – инструмент, скажем так, не очень популярный в народе, была усилена многократно. А главная тема фестиваля этого года – «Музыкальная карта мира» – была представлена в произведениях композиторов разных стран: Германии, Чехии, Франции, Италии и конечно, России.

Первая половина концерта проходила под знаком волшебной тишины и какого-то особого пиетета: звучала Четвёртая Сюита И.С.Баха для виолончели соло. Как только в зале погас свет, прекратилось всякое движение, публика замерла, а многие закрыли глаза, внутренне медитируя. По-другому было нельзя: играл мастер, сочетая аутентичную европейскую манеру и барочную импровизационность со своим очень личным и непосредственным эмоциональным высказыванием – сам Андрианов называет сольные сюиты Баха «библией виолончелистов». Профессионалов же поразило свежее прочтение знаменитой музыки, почти «сиюминутность» исполнения, хотя сейчас Баха многие пытаются трактовать «по-новому». Но андриановская интерпретация, живая и динамичная, при этом вся как бы в полутонах – очень убедительна и современна, и лёгкое портато, немного непривычное для этой сюиты, было органично, а дыхание смычка естественно. Не говоря уже о превосходном чувстве стиля и формы, интересной полифонии во фразировке и тончайшем пиано. Да, уникальный инструмент в руках такого исполнителя звучит необыкновенно (Андрианов играет на виолончели 18го века итальянского мастера Доменико Монтаньяно)!

Потом была исполнена Сюита Д.Поппера ор.16 для двух виолончелей в пяти частях. Этот чешский композитор XIX века, популярный у виолончелистов (и сам выдающийся исполнитель и педагог), известен широкой публике разве что только по знаменитому виртуозному Танцу эльфов. И его дуэты редко исполняются даже в академических концертах. А жаль. Потому что красота музыки и исполнения заворожила, и многие открыли для себя новое имя. Борис Андрианов исполнил Сюиту вместе со своей коллегой и ученицей Анной Кошкиной, которая показала себя превосходным партнёром в ансамбле. Дуэт, инструментально очень сложный, жанрово и динамически насыщенный, был сыгран мастерски, вдохновенно и точно, с филигранной нюансировкой.

kvintet

«Фишкой» второй, популярной части концерта стало исполнение произведений, написанных по случаю бракосочетания и рождения сына Бориса Андрианова. Собственно этим двум событиям и посвятила свои пьесы для квинтета виолончелей московский композитор Марина Чистова: изысканный ostinato-блюз «Victoria» с цитатой из свадебного марша Мендельсона и лирично-шутливый bаby-вальс «To Pete» – Петру, с цитатами из музыки Петра Ильича Чайковского (название в год 175-летия композитора получилось с двойным смыслом!). Экспрессивно и нежно «говорила» со слушателями виолончель Андрианова, а ребята увлечённо и бережно выстраивали свой ансамбль. Конечно, не все узнали мотивы известных тем, но музыка не оставила равнодушных, а многие качались в такт, и только фонариков в зале не хватало!

Интересными были сольные номера двух Ярославов: Каприс Буассо в исполнении Я.Чистова и эффектная «Lamentatio» знаменитого современного итальянского композитора и виолончелиста Джованни Соллима – ярким почти фолк-исполнением пьесы публику порадовал Я.Сродных.

Вообще программа не была анонсирована заранее, и только в день концерта Андрианов её озвучил на радио «Говорит Москва». Поэтому безусловным брендом и кульминацией вечера стала Фантазия-попурри на темы Геннадия Гладкова из всеми любимого мультфильма «Бременские музыканты». Блестящую аранжировку для квартета виолончелей сделал сам Борис Андрианов, а историю написания он поведал залу перед исполнением. Музыкант играет её с разными партнёрами давно, но для многих это стало чудо-сюрпризом! В общем, Бременские – это было что-то феерическое, и слушатели с чисто детским восторгом и радостью реагировали на каждую любимую мелодию. Исполнители играли с азартом, и Фантазию приняли на «ура», а в финал-поклоне слушатели аплодировали стоя.

Да, в этом концерте Борис Андрианов показал, что может играть всё. И его, первоклассного солиста со своим неповторимым исполнительским «голосом» в ансамбле многие слышали впервые: безусловный лидер, дирижёр, зажигающий своим артистизмом партнёров, играющий с драйвом и шармом, эффектно и красиво, тонко фразируя. «Борис Андрианов негромко сводил публику с ума» – так написали потом в интернете.

Ночь музыки – ночь чудес закончилась, как и положено, сказкой. Будем ждать следующей!