Симфонический Островский
02.04.2023
Радио-Рахманинов звучит в Пензе
03.04.2023

Дозированное возвращение «Трубадура»

Серией из трёх показов в Большом прозвучал «Трубадур» – опера вернулась в главный театр страны через четверть века (последний спектакль предыдущей постановки состоялся в феврале 1998-го), но всего на три вечера (29 и 31 марта, 2 апреля).
На Исторической сцене Большого театра России с памятной во всех отношениях премьеры «Лоэнгрина» в феврале 2022-го года не было новых оперных постановок – все творческие порывы театр сосредотачивал на Новой и Камерной сценах. Первая оперная новинка дана только сейчас, и то не как полноценный спектакль, а как концертная версия.
Когда после глобальных геополитических изменений руководству Большого спешно пришлось перекраивать свои планы в виду оттока иностранных постановщиков и артистов, ставку на сотрудничество с которыми делалась все последние годы, «Трубадур» был поручен красноярскому режиссёру Роману Феодори, сделавшему в прошлом сезоне на Камерной сцене противоречивую постановку «Линды ди Шамуни»: об этом было заявлено в начале сезона. Однако позже без объяснений причин «Трубадура» заменили более раритетной «Луизой Миллер» того же автора (её ставит Георгий Исаакян – премьера в мае), а хитовый вердиевский опус решено было дать концертно.
Для Большого это – знаковая опера. В 1859-ом году именно здесь состоялась русская премьера «Трубадура», а последняя постановка (1972) держалась в репертуаре двадцать пять лет, в ней пели самые яркие звёзды труппы (Т. Милашкина, Е. Образцова, И. Архипова, В. Пьявко, Ю. Мазурок, З. Соткилава, Т. Синявская, М. Касрашвили, Ю. Гуляев) и именитые гастролёры (Г. Димитрова, М. Биешу, С. Лейферкус, А. Соловьяненко и другие). Это не случайно – опера требует первоклассного вокала.
В этот раз театр тоже попытался составить звёздный состав, правда, получилось это не сразу: изначально заявленного Ю. Эйвазова (Манрико) в итоге заменил И. Гынгазов из «Геликона», а К. Дудникову – А. Кулаева (Азучена). Леонору спела самая титулованная московская певица Х. Герзмава, Графа – И. Головатенко, Феррандо – Г. Джанелидзе. Голоса прозвучали ярко и эмоционально, хотя, о нюансах и деталях исполнения, конечно же, можно спорить. За дирижёрским пультом стоял Жорди Бернасер: участие редкого по нынешним временам иностранца привнесло в исполнение испанских страстей и одновременно – вердиевской стилистики. Не без шероховатостей, но в целом маэстро удалось грамотно подать не самую простую по драматургии и музыкальному материалу оперу мирового репертуара.

Автор – Александр Матусевич

Фотографии предоставлены пресс-службой Большого театра России. Авторы фотографий – Павел Рычков и Дамир Юсупов.