2 октября 2022-го года на знаменитой сцене Малого зала имени М. И. Глинки Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоялся концерт камерной музыки «Россия-Якутия. Шедевры инструментальной музыки», посвящённый двум знаменательным датам 390-летию вхождения Якутии в состав России и 100-летию образования Якутской АССР.
Вот уже 390 лет Якутия является частью великой России, создавая с другими народами единое культурное и музыкальное пространство. Именно поэтому в юбилейном концерте прозвучали произведения как якутских, так и русских композиторов, каждое из которых несёт в себе уникальный, неповторимый культурный код своего народа. При этом важно отметить, что якутская композиторская школа является одной из самых молодых в России, она стала динамично развиваться в последние 70 лет после образования Якутской АССР, которая в этом году отмечает юбилейное 100-летие.
В этот вечер петербургская публика познакомилась с сочинениями, воспевающими красоту северной природы, отражающие мировоззрение якутского народа, его обычаи и верования. В концертной программе также прозвучали хорошо известные заинтересованной аудитории выдающиеся шедевры инструментальной музыки русских и советских композиторов.
Исполнители – выпускники разных лет Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) имени В.А. Босикова. Это высшее учебное заведение, основанное первым президентом Якутии Михаилом Ефимовичем Николаевым, создало новую культурную и духовную среду, организовав интенсивную музыкальную жизнь не только в Якутии, но и далеко за её пределами. Участники концерта – студенты Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, артисты симфонических оркестров Мариинского, Михайловского театров, симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», преподаватели Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных.
В программе прозвучали сочинения Рахманинова (Прелюдия, соч. 32 № 5; Прелюдия, соч. 23 № 5), Прокофьева («Наваждение»), Шостаковича (Фортепианное трио № 1), Герасимова («Тойук и Дэгэрэн» для скрипки и фортепиано), Степанова («Ритуальный танец шамана»), Григоряна (Концерт на якутские темы для скрипки с оркестром, III часть) и других.
По словам петербуржцев, они открыли для себя новую Якутию с богатой культурой, большим музыкальным наследием и светлым будущим в лице молодых музыкантов.