Чудо по имени Музыка

Пермская филармония представляет XI Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», который пройдет с 6 по 10 октября в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке министерства культуры РФ.

6 октября фестиваль откроется шедевром современного британского композитора Карла Дженкинса. Самый светлый из всех Реквиемов – «Реквием» Карла Дженкинса прозвучит в исполнении Национального филармонического оркестра России (НФОР), Академического большого хора «Мастера хорового пения» (художественный руководитель — народный артист России, профессор Лев Конторович) и солистки Надежды Гулицкой (сопрано). За дирижёрским пультом – народный артист СССР Владимир Спиваков.

Второй концертный вечер фестиваля (7 октября) посвящен шедеврам русской музыки. Одно из прекраснейших произведений симфонической музыки всех времен — Третья симфония Сергея Рахманинова прозвучит в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением маэстро Владимира Спивакова.
Сольную партию в Фортепианном концерте №2 Соль мажор исполнит Андрей Гугнин – один из наиболее ярких и тонких пианистов молодого поколения. Второй фортепианный концерт написан Чайковским с виртуозным размахом. Сложнейшее монументальное произведение посвящено выдающемуся пианисту-виртуозу Николаю Рубинштейну. Этот блестящий, эффектный концерт предоставляет исполнителю благодарные возможности для демонстрации своего виртуозного мастерства.

Как всегда, в рамках фестиваля Владимир Спиваков представит молодых талантливых музыкантов, стремительно завоевывающих свое место на музыкальном Олимпе. 8 октября вместе с НФОР выступят участницы Молодёжной оперной программы Государственного академического Большого театра России – лауреаты международных конкурсов вокалистов Виктория Каркачёва (меццо-сопрано) и Екатерина Петрова (сопрано).
На концерте прозвучит вокальная и инструментальная музыка из опер Петра Ильича Чайковского, Жоржа Бизе, Шарля Гуно, Джакомо Пуччини, Джузеппе Верди и других композиторов.

9 октября Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России представят концертную программу, посвященную 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена. Сочинения этого гениального композитора составляют значительную часть репертуара Владимира Спивакова и его оркестра. Объемные оркестровые фрески, яркие музыкальные образы, пьянящая энергия ритма — всё это привлекает Маэстро и его оркестр в масштабных полотнах «венского классика».
Концерт откроется редко исполняемым произведением Бетховена — Увертюрой «Освящение дома», которая изобилует динамическими, темповыми, ритмическими контрастами, и завершается блестящей кодой.
Затем прозвучит Концерт № 1 До мажор для фортепиано с оркестром, сольную партию в котором исполнит лауреат международных конкурсов Анна Цыбулёва.
В завершение концерта НФОР исполнит Симфонию № 1 До мажор.

10 октября фестиваль завершится большим симфоническим концертом. Национальный филармонический оркестр России предложит вниманию слушателей музыку Антонина Дворжака и Золтана Кодая. Рапсодия № 1 для скрипки с оркестром самого известного венгерского композитора ХХ века Белы Бартока и сочинение «Нигун» из Сюиты для скрипки и фортепиано швейцарско-американского композитора Эрнеста Блоха прозвучит в авторской версии для скрипки и оркестра. Соло на скрипке работы Антонио Страдивари исполнит сам маэстро Владимир Спиваков. Дирижёр — Арсентий Ткаченко.

Кроме концертных программ, в рамках фестиваля запланированы мастер-классы для юных пермских музыкантов, которые дадут лучшие солисты Национального филармонического оркестра России.

Открытие и закрытие фестиваля будет транслироваться в режиме онлайн из Большого зала в Органный концертный зал. Кроме того, состоятся прямые трансляции программ всех фестивальных дней в 25 территорий Пермского края – филиалов Виртуального концертного зала Пермской филармонии.
Вход свободный.

Денис Мацуев и его друзья в пятый раз провели фестиваль в Томске

С 20 по 22 сентября фестиваль «Денис Мацуев и друзья» в пятый раз прошел в Томске при поддержке администрации Томской области и лично губернатора Сергея Жвачкина. Среди его организаторов — Томская областная государственная филармония и Благотворительный фонд «Новые имена».

Формат фестиваля предусматривает три вечера с народным артистом России, выдающимся пианистом современности Денисом Мацуевым. Первый он по традиции провел вместе с Томским Академическим симфоническим оркестром, дирижировал которым его художественный руководитель и главный дирижер Михаил Грановский. Вместе с хэдлайнером фестиваля радость совместной игры с оркестром разделили скрипач Гайк Казазян и виолончелист Александр Рамм. Вместе с томскими музыкантами они играли музыку Чайковского, Паганини, Сен-Санса и Шопена.

Второй вечер отдан во власть музыки Петра Ильича Чайковского, произведения которого исполнили Денис Мацуев (фортепиано), Гайк Казазян (скрипка) и Александр Рамм (виолончель).
Третий вечер, как всегда, прошел в ритмах симфоджаза. На сцене вместе со Денисом Мацуевым играли Андрей Иванов (контрабас), Александр Зингер (ударные), Аркадий Шилклопер (духовые) и победители телевизионного конкурса «Синяя птица» — Анастасия Тюрина (балалайка), Софья Тюрина (саксофон), Ярослава Симонова (вокал).

За пять лет существования фестиваля на томской земле друзья Дениса Мацуева стали друзьями и томичей. Гайк Казазян и Александр Рамм, Аркадий Шилклопер и Софья Тюрина уже удивляли своей виртуозной игрой. Сцена Большого концертного зала Томской филармонии хорошо знакома и джазовым музыкантам – Андрею Иванову и Александру Зингеру. Пришло время познакомиться с юными дарованиями, которым удалось поймать «Синюю птицу». По сложившейся доброй традиции Денис Мацуев, как президент благотворительного фонда «Новые имена», зажёг свечу фонда и назвал имена юных томских музыкантов, которые влились в дружную семью «Новых имен». В дни фестиваля мастер-классы по специальностям «фортепиано» и «флейта» провели преподаватели Гнесинки и Московской консерватории Елена Березкина и Ольга Ивушейкова.

Афиша Пятого фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» – 2020

23 сентября (Московская программа фестиваля)
Антонин Дворжак. «Русалка», опера 16+
Спектакль Большого театра России

28 сентября (Московская программа фестиваля)
Игорь Стравинский. «Похождения повесы», опера.
Спектакль Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

2 октября
На сцене Театра имени Наталии Сац
Открытие региональной программы фестиваля
Спектакль «Независимого театрального проекта «Montecchivsopera»
Винченцо Беллини. «Капулети и Монтекки», опера12+
Оригинальнаясценическая версия в России с элементамииммерсивногоспектакля
Руководитель проекта, режиссёр-постановщик – Елизавета Корнеева

3 октября
Театр имени Наталии Сац
Малая сцена
«Картинки с выставки», балет на музыку Модеста Мусоргского 12+
Начало в 13.00

5 октября
На сцене Театра имени Наталии Сац
Проект Международного кинофестиваля «Золотой витязь»
«Бемби, лесная феерия». Хореографическая фантазия на музыку Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта 6+

6 октября, Театр Сац
На сцене Театра имени Наталии Сац
Евгений Загот. «Робин Гуд», мюзикл 12+
Спектакль Ивановского музыкального театра

7 октября
На сцене Театра имени Наталии Сац
Литературно-музыкальная композиция «Если бы я был взрослым» по мотивам рассказов В.Драгунского 6+
Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной

9 октября
Московский музыкальный театр п/р Г.Чихачева
«Мюзикл на чердаке»

9 октября
Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
«Зимний вечер в Шамони», оперетта

10 октября
На сцене театра «Новая опера»
Карл Орф. «Кармина Бурана», театральная мистерия в двух действиях 18 +
Спектакль Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А.Б.Соловьяненко

11 октября
«Геликон-опера»
Леонид Вайнштейн. «Золушка», опера 6+
Начало в 12.00

11 октября
Московский Детский театр эстрады
Валентин Овсянников. «Принцесса на горошине», мюзикл 6+
Начало в 15.00

13 октября
Концертный зал имени П.И.Чайковского, в рамках фестиваля к 75-летию композитора
Александр Журбин. «Анна К.», опера 16+
Государственная академическая капелла России п/у Валерия Полянского

13 октября
На сцене Центра оперного пения имени Галины Вишневской
М.Левиев, Ф.Закиров, А.Бабаев. «Чайхана», национальный музыкальный спектакль 12+
Спектакль Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана
Оnline-программа фестиваля

14 октября
На сцене Театра имени Наталии Сац
Карл Орф. «Умница», опера 18+
Спектакль Северского музыкального театра

15 октября
Театр имени Наталии Сац
Малая сцена
Филип Гласс. «Жестокие дети», опера по роману Жана Кокто, премьера 18+

17 октября
На сцене театра «Новая опера»
Сергей Прокофьев. «Любовь к трём апельсинам», опера 12+
Спектакль Самарского академического театра оперы и балета

18 октября
Джоаккино Россини. «Шелковая лестница», опера 18+
Государственный театр оперы и балета «Астана Опера»
Онлайн-программа фестиваля

19 октября
На сцене театра «Геликон-опера»
В.А.Моцарт. «Дон Жуан», опера 18+
Спектакль Башкирского государственного театра оперы и балета

20 октября
На сцене Театра имени Наталии Сац
Жак Оффенбах. «Прекрасная Елена», оперетта 12+
Спектакль Саратовского областного театра оперетты

21 октября
На сцене Театра имени Наталии Сац
Владислав Сташинский. «Пираты Карибского моря», мюзикл 6+
Спектакль Саратовского областного театра оперетты

22 октября
На сцене театра «Новая опера»
ДжакомоПуччини. «Сестра Анжелика», «ДжанниСкикки», одноактные оперы 12+
Спектакль Музыкального театра Республики Карелия

23 октября
На сцене театра «Новая опера»
ПьетроМасканьи. «Сельская честь», опера 12+
Спектакль Музыкального театра Республики Карелия

23 октября
На сцене РАМТа
Марк Самойлов. «Небесный тихоход», музыкальная комедия12+
Спектакль Нижегородского Камерного театра оперы и музыкальной комедии им. В.Т.Степанова

24 октября
Петр Чайковский. «Евгений Онегин», опера 18+
Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая
Онлайн-программа фестиваля

25 октября
«Серебряное копытце». Музыкальная сказка по мотивам произведений П.Бажова 6+
Театр музыки, драмы и комедии Новоуральского городского округа
На сцене Московского Губернского театра. В рамках Большого Детского Фестиваля

26 октября
Егор Шашин. «Клаус и принцесса заколдованного города», мюзикл
Северский музыкальный театр
На сцене Московского Губернского театра. В рамках Большого Детского Фестиваля

27 октября
На сцене театра «Геликон-опера»
Александр Даргомыжский. «Эсмеральда», романтическая драма в двух частях 16+
Спектакль Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»

27 октября
На сцене театра «Новая опера»
Владимир Дашкевич, Юлий Ким. «Ревизор», опера по мотивам произведений Николая Гоголя12+
Спектакль Астраханского государственного театраоперы и балета

28 октября
На сцене театра «Геликон-опера»
Гаэтано Доницетти. «Петр Первый, или Невероятные приключения русского царя»,шутливая мелодрама в двух актах 12+
Спектакль Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»

29 октября
На сцене Театра имени Наталии Сац
Иван Кушнир. «Шелк», мюзикл 18+
Спектакль театра Санкт-Петербургский мюзик-холл

1 ноября
На сценеМузыкального театра п/р Г.Чихачева
Сергей Пантыкин. «Кот в новый год», одноактный мюзикл 3+
Спектакль Передвижного Камерного музыкального театра «Живой театр»

1 ноября
Детский музыкальный театр юного актера
Алексей Сударенков. «Вождь краснокожих», музыкальный вестерн 6+

2 ноября
На сцене РАМТа
Сергей Никитин. «Большой секрет для маленькой компании», мюзикл 6 +
Спектакль Санкт-Петербургского Музыкального театра «Карамболь»

2 ноября
На сцене Театра имени Наталии Сац
Александр Чайковский. «Ермак», опера 18+
Спектакль Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского

3 ноября
На сцене Театра имени Наталии Сац
Джузеппе Верди. «Трубадур», опера 18+
Спектакль Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского

3 ноября
На сцене театра «Новая опера»
Сергей Прокофьев. «Золушка», балет 0+
Спектакль Театра оперы и балета Республики Коми

4 ноября
На сцене театра «Новая опера»
Имре Кальман. «Принцесса цирка», оперетта 6+
Спектакль Театра оперы и балета Республики Коми

5 ноября
На сцене театра «Новая опера»
Карл Орф. «Кармина Бурана», музыкально-хореографическая мистерия12+
Спектакль Волгоградского государственного театра «Царицынская опера»

7 ноября
«Новая опера»
Константин Боярский. «Пушкин», опера

7, 8 ноября
Государственный академический Большой театр России, Камерная сцена
Александр Журбин. «Мелкий бес», опера 18+
В рамках фестиваля к 75-летию композитора

9 ноября
«Геликон-опера»
Гала-концерт закрытие фестиваля. Церемония вручения премии «Легенда»

Фото: Карл Орф. «Кармина Бурана».
Спектакль Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А.Б.Соловьяненко

Чудо по имени Музыка

Пермская филармония представляет XI Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», который пройдет с 6 по 10 октября в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке министерства культуры РФ.

6 октября фестиваль откроется шедевром современного британского композитора Карла Дженкинса. Самый светлый из всех Реквиемов – «Реквием» Карла Дженкинса прозвучит в исполнении Национального филармонического оркестра России (НФОР), Академического большого хора «Мастера хорового пения» (художественный руководитель — народный артист России, профессор Лев Конторович) и солистки Надежды Гулицкой (сопрано). За дирижёрским пультом – народный артист СССР Владимир Спиваков.

Второй концертный вечер фестиваля (7 октября) посвящен шедеврам русской музыки. Одно из прекраснейших произведений симфонической музыки всех времен — Третья симфония Сергея Рахманинова прозвучит в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением маэстро Владимира Спивакова.
Сольную партию в Фортепианном концерте №2 Соль мажор исполнит Андрей Гугнин – один из наиболее ярких и тонких пианистов молодого поколения. Второй фортепианный концерт написан Чайковским с виртуозным размахом. Сложнейшее монументальное произведение посвящено выдающемуся пианисту-виртуозу Николаю Рубинштейну. Этот блестящий, эффектный концерт предоставляет исполнителю благодарные возможности для демонстрации своего виртуозного мастерства.

Как всегда, в рамках фестиваля Владимир Спиваков представит молодых талантливых музыкантов, стремительно завоевывающих свое место на музыкальном Олимпе. 8 октября вместе с НФОР выступят участницы Молодёжной оперной программы Государственного академического Большого театра России – лауреаты международных конкурсов вокалистов Виктория Каркачёва (меццо-сопрано) и Екатерина Петрова (сопрано).
На концерте прозвучит вокальная и инструментальная музыка из опер Петра Ильича Чайковского, Жоржа Бизе, Шарля Гуно, Джакомо Пуччини, Джузеппе Верди и других композиторов.

9 октября Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России представят концертную программу, посвященную 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена. Сочинения этого гениального композитора составляют значительную часть репертуара Владимира Спивакова и его оркестра. Объемные оркестровые фрески, яркие музыкальные образы, пьянящая энергия ритма — всё это привлекает Маэстро и его оркестр в масштабных полотнах «венского классика».
Концерт откроется редко исполняемым произведением Бетховена — Увертюрой «Освящение дома», которая изобилует динамическими, темповыми, ритмическими контрастами, и завершается блестящей кодой.
Затем прозвучит Концерт № 1 До мажор для фортепиано с оркестром, сольную партию в котором исполнит лауреат международных конкурсов Анна Цыбулёва.
В завершение концерта НФОР исполнит Симфонию № 1 До мажор.

10 октября фестиваль завершится большим симфоническим концертом. Национальный филармонический оркестр России предложит вниманию слушателей музыку Антонина Дворжака и Золтана Кодая. Рапсодия № 1 для скрипки с оркестром самого известного венгерского композитора ХХ века Белы Бартока и сочинение «Нигун» из Сюиты для скрипки и фортепиано швейцарско-американского композитора Эрнеста Блоха прозвучит в авторской версии для скрипки и оркестра. Соло на скрипке работы Антонио Страдивари исполнит сам маэстро Владимир Спиваков. Дирижёр — Арсентий Ткаченко.

Кроме концертных программ, в рамках фестиваля запланированы мастер-классы для юных пермских музыкантов, которые дадут лучшие солисты Национального филармонического оркестра России.

Открытие и закрытие фестиваля будет транслироваться в режиме онлайн из Большого зала в Органный концертный зал. Кроме того, состоятся прямые трансляции программ всех фестивальных дней в 25 территорий Пермского края – филиалов Виртуального концертного зала Пермской филармонии.
Вход свободный.

Пятый фестиваль музыкальных театров России «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» 23 сентября — 9 ноября 2020 года

С 23 сентября по 9 ноября в Москве при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда Президентских Грантов состоится Пятый фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ». Инициатор форума – Ассоциация музыкальных театров России, Фестиваль объединит в своей афише 40 спектаклей 27 российских музыкальных театров из 24 регионов и станет самым представительным и масштабным смотром отечественной музыкальной сцены.

В столицу приедут такие театры как Ивановский музыкальный театр, Донецкий государственный академический театр оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко, Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, Северский музыкальный театр, Самарский академический театр оперы и балета, Башкирский государственный театр оперы и балета, Саратовский областной театр оперетты, Музыкальный театр Республики Карелия, Нижегородский Камерный театр оперы и музыкальной комедии им. В.Т. Степанова, Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр «Карамболь», Государственный театр оперы и балета Республики Коми, Волгоградский государственный театр «Царицынская опера», Передвижной камерный музыкальный театр «ЖИВОЙ ТЕАТР», Санкт-петербургский «Мюзик-Холл», Красноярский театр оперы и балета им Д Хворостовского, Ростовский музыкальный театр, Астраханский театр оперы и балета. География Пятого фестиваля — огромна: зрители увидят спектакли буквально со всей России от Красноярска до Астрахани, и это — уникальная возможность увидеть реальное состояние сегодняшней российской музыкальной сцены, бесценный и для профессионального сообщества, и для публики опыт узнавания, а часто и знакомства с громадным материком музыкального театра нашей страны.

Спектакли фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» пройдут на сценах всех музыкальных театров Москвы в полутора месяцев, а завершится этот смотр-панорама современного российского музыкального театра 9 ноября в театре «Геликон-опера» торжественной церемонией и вручением премии «ЛЕГЕНДА» – тем, кто отдал жизнь музыке и сцене, тем, кого уважают и любят и зрители, и критики, тем, кому мы говорим: «ВЫ — ЛЕГЕНДА».

Помимо основной программы, Пятый фестиваль «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» — это несколько офф-программ, интересных не только профессионалам музыкального театра, но и широкой публике.

«ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА» фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» — это уникальная возможность посмотреть интересные, незаурядные музыкальные спектакли для юных зрителей, которые были поставлены в российских театрах за последние два сезона. Театры-участники фестиваля привозят в Москву свои самые яркие постановки, уже ставшие хитами у своей публики, и можно не сомневаться: они покорят и столичных зрителей. В этом году ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА включает в себя спектакли для детей любого возраста: для тех, кто еще только учится говорить, и тех, кто ходит в старшие классы школы.

«НЕЗАВИСИМЫЕ ПРОЕКТЫ». На фестивале будет представлено четыре проекта, созданных вне стен государственных театров, что для российского мира музыкальной сцены — ситуация если не уникальная, то исключительно редкая, требующая от создателей незаурядных сил и ресурсов. Поэтому фестиваль и решил поддержать этих смелых и фанатично влюбленных в музыку и театр людей — и представить широкой публике их проекты.

НАУЧНО-ПРЕКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ АССОЦИАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ (АМТ)

7 — 9 ноября на ведущих музыкальных площадках Москвы

Ежегодная осенняя Конференция АМТ в рамках фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – одна из важнейших профессиональных площадок, на которой деятели музыкального театра обмениваются идеями и опытом, укрепляют старые и завязывают новые контакты. Конференция – это время подвести итоги фестиваля: обозначить болевые точки современного театрального процесса, совместно выработать направления движения, обменяться успешными кейсами – наработками в практике театра, поделиться своими идеями и найти партнеров для совместных проектов. На Конференцию по традиции приедут руководители музыкальных театров России и представители молодого поколения творцов, чтобы вместе искать новый сценический язык и строить будущее музыкального театра России.

Надежда Дараган

Фото Евгений Загот. «Робин Гуд».

Спектакль Ивановского музыкального театра

ЧАЙКОВСКИЙ: к 180-летию со дня рождения

4 октября в 17:00 в зале НКЦ им. Славского г. Димитровграда Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ильи Дербилова выступит с программой, подготовленной к 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского.
Солист — обладатель I премии и Золотой медали XVI Международного конкурса имени П.И.Чайковского Сергей Догадин (скрипка, Москва).
Концерт проходит при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

В программе:
Полонез из оперы «Евгений Онегин»
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор
Фантазия «Франческа да Римини»

В честь юбилея П.И. Чайковского Ульяновский симфонический оркестр открывает новый концертный сезон программой, посвященной творчеству великого русского композитора.
Концерт для скрипки с оркестром(1878), созданный Чайковским в пору высокого творческого подъема,является одним из знаковых произведений русского музыкального искусства и входит в число самых знаменитых сочинений в концертном жанре во всей мировой музыкальной культуре. Симфонический размах музыки, виртуозный блеск органично сочетаются в нём с поэтической глубиной и трогательной задушевностью. Скрипичный концерт – одно из самых светлых произведений Чайковского, полное мелодической красоты и душевной гармонии.В работе над сольной скрипичной партией концерта Чайковскому помогал его друг и ученик по теории музыки скрипач Иосиф Котек.

В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского.

Петр Ильич Чайковский считал «Франческу да Римини» (1876) лучшим из своих программных симфонических произведений. В основе оркестровой фантазии — пятая песнь первой части «Божественной комедии» великого Данте. Композитор предпослал партитуре собственную программу: «Данте, сопутствуемый тенью Вергилия, спускается во вторую область адской бездны. Воздух здесь оглашен стенаниями, воплями и криками отчаяния. <...> Адский вихрь неистово мчится, унося в своем диком кружении души людей, разум коих помрачила в жизни любовная страсть. Из бесчисленного множества кружащихся душ человеческих внимание Данте особенно привлекают две летящие в объятиях друг друга прекрасные тени Франчески и Паоло. <...> Тень Франчески, обливаясь слезами, рассказывает свою печальную историю».Чайковский нашёл впечатляющие выразительные средства как для обрисовки дантова ада, страшного в своей безысходности, так и для печальной исповеди Франчески, ставшей прекрасной мелодией любви.

Сергей Догадин после ярких побед на самых престижных мировых конкурсах приобрёл международную известность как один из лучших скрипачей современности.
В 2019 году Сергей завоевал Первую премию и Золотую медаль на XVI Международном конкурсе им. П.И.Чайковского в Москве. Он также является лауреатом Второй премии (Первая не присуждена) XIV конкурса им. П.И. Чайковского. Среди других его значимых побед — Международный конкурс им. Ю.И. Янкелевича,Международный конкурс им.Й.Йоахима в Ганновере, Международный конкурс скрипачей в Сингапуре и другие.

Сергей окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию, где был учеником народного артиста России, профессора В.Ю. Овчарека и заслуженного артиста России, профессора А.С. Догадина, брал мастер-классы у З. Брона, М. Венгерова. С отличием окончил Концертную аспирантуру Высшей школы музыки г. Кёльна в классе профессора М. Мартин, стажировался в Университете искусств в австрийском Граце и в Венской консерватории в классе профессора Б.И. Кушнира.

Сергей Догадин — стипендиат Министерства Культуры России, фонда «Новые имена», Моцартовского общества в городе Дортмунд (Германия), лауреат премии Юрия Темирканова и премии Президента России.
С момента дебюта в 2002 году в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Догадин выступает на всемирно известных сценах, таких как Золотой зал Музикферайн в Вене, залы Берлинской, Кёльнской и Варшавской филармоний, Концертгебау и Музикгебау в Амстердаме, Сантори-Холл в Токио, Symphony Hall в Осаке, Esplanade Concert Hall в Сингапуре, в лучших концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга.Тесные творческие контакты связывают Сергея Догадина с лучшими симфоническими оркестрами и выдающимися дирижерами мира.

С 2017 года Сергей Догадин является приглашенным профессором Международной академии искусств Лянчжу (Китай) и Музыкальной академии Маханайм (США).

Музыкант был удостоен чести играть на скрипках Никколо Паганини и Иоганна Штрауса. В настоящее время играет на скрипке Доменико Монтаньяна (Венеция, 1721), предоставленной в пользование «The Rin Collection» (Сингапур).
Цена билета: 350 рублей.

Подробную информацию вы можете узнать по телефонам: касса Ленинского мемориала 27-35-06, отдел работы со слушателями 44-19-73, на сайте http://www.leninmemorial.ru/ и в официальной группе филармонии ВК: http://vk.com/dom_muziki73. Приобрести билеты вы можете на сайте http://www.leninmemorial.ru/.

Театральные выходные в Детском центре Музея Москвы

Даты проведения: сентябрь-октябрь 2020 года.

Место проведения: Музей Москвы, Зубовский бульвар, д. 2. Детский центр.

Каждые выходные Детский центр Музея Москвы проводит семейные спектакли от лучших камерных театров.

26 сентября и 18 октября, 12:00

«Улитка и кит» (3+)

от «Театра из пластилина»

«…О дальних морях, о кораллах, о звездах, о птицах, зверях, и о том, как улитка, хотя и мала, Кита-великана спасла..»

Погрузимся в приключения с головой: послушаем шум моря, крики чаек, гудок корабля, вместе с Улиткой спасём Кита. После спектакля слепим из пластилина свою Улитку и заберем ее домой!

Продолжительность: 1 час

Стоимость детского билета: 750 рублей

Стоимость взрослого билета: 700 рублей

3 октября, 12:00

«Несу разное несуразное» (4+)

Проект Милы Же

Теневой и кукольный спектакль, основанный на мотивах авторских стихотворных сказок, которые перенесут зрителей в атмосферу необычного городского парка. В нем обитают большая летающая корова и ее друзья — очень маленькие комарики, зайцы, коты-звездочеты и едва заметные птички.

Продолжительность: 40 минут

Стоимость билета: 500 рублей

25 октября, 12:00

«Все подряд» (4+)

От театра «Моника и дрозд»

Давно ли вы разговаривали с чаем? А с воздухом? Удавалось ли вам взлетать до нижней ветки дуба? Где же прячется боль и как она звучит? Или это все – полная чепуха? Четыре сказки, пять коробок, кремовый плед и десять чашек чая расскажут вам о самом простом и самом сложном.

Продолжительность: 45 минут

Стоимость билета: 600 рублей

31 октября, 12:00

Спектакль «Мой папа — птиц» (4+)

от «Невзрослого театра»

Человек с крыльями! Эта любимая тема британского писателя Дэвида Алмонда предстанет в комическом варианте: папа девочки Лиззи решил, что он человекоптиц. А в город как раз съехались на соревнование летуны со всего света! И Лиззи, которая приглядывает за отцом, как за малым ребенком, не выдерживает: ей тоже хочется смастерить крылья и полететь вместе с папой…

Продолжительность: 45 минут

Стоимость детского билета: 600 рублей

Стоимость взрослого билета: 800 рублей

Без любви никак: МХАТ им. Горького открыл 123-й сезон «Красным Моцартом»

Жизнь наша полна не только пандемическими новостями, но и долгожданной возможностью встретиться с тем, что питает душу — с театром. И может, потому и начинает свой 123-й сезон легендарный МХАТ с оптимизма, что это состояние сейчас как никогда нужно всем. Художественный руководитель Эдуард Бояков так и говорит в программке самого спектакля: «МХАТ на глазах превращается в место радости, юмора, веселья, в точку пересечения жанров и талантов, в театр, который дарит зрителям счастье!». И правда, счастье искрит в каждой реплике и музыкальной фразе, забавных костюмах ушедшей советской эпохи, тексте Дмитрия Минченка и фразочках из произведений Николая Эрдмана.

Режиссер Рената Сотириади «с размаху» окунает зрителя в эту атмосферу легкого куража, забавных ситуаций и типажей — ты словно прыгаешь солнечным летним днем с обрыва в речку и весело хохочешь среди брызг. А любимые песни Дунаевского — словно привет из детства для тех, кто рожден в СССР, и неизведанная яркая страница для тех, кто родился позднее.

Каждый персонаж — отдельная история, есть среди них и непризнанные гении, и ловчилы, и люди в погонах — но вместе они так вкусны и выпуклы, что каждый по-своему ценен и важен. Весь этот советский гигантизм — дворцы, просторы и постановка задач по преобразованию мира — затягивает в свой водоворот. Ты словно то внутри фильма, то на концерте в колонном зале, то на отдыхе в традиционном советском санатории с непременными белыми скатертями и оркестром — если что, оркестр реально есть, и это ансамбль песни и пляски военно-космических сил РФ под управлением В.Г. Иванова.

И конечно, есть душа спектакля — тот самый Дуня Воробей в исполнении Тимура Дружкова — Дуней звали друзья самого Дунаевского, но даже не он герой, а его талант, талантище находить поводы быть счастливым, делать это изящно и просто, как собирать сладкие яблоки просто потому, что они созрели и ими хочется угостить всех вокруг.

«Нам нужен смех, и это серьезно» — говорит один из героев. «Вы должны найти то, что поведет за собой», — говорит Вождь, которого играет прекрасный Сергей Шакуров. И если снять, как у лука, первый слой того веселья, счастья и радости, что дарит нам постановка, то начинаешь задумываться о смыслах более широких. Ну, если вообще начинаешь задумываться. Ведь что такое 20-летие «преобразования мира»? Тот самый 37-й? Почему не может думать ни о чем, кроме потери трубки и возможного расстрела ранее сочинявший музыку Сокол (исп. Максим Дахненко)? А потому что невозможно о другом думать. Почему так сложно ищется музыкантами та счастливая тема, что поможет «небесам нас поддержать»? Потому что сложно писать хорошую музыку и быть фальшивым в жизни — а если не будешь, то ведь и ордер на комнату не дадут.

Сами герои — как сладкие красные яблоки, которые несут счастье одним тем, что они есть. И радуясь бесхитростно этой музыкальной круговерти, становится пронзительно страшно за них — таких милых, смешных, трогательных — ведь эти яблоки скоро заморозит злым инеем 37-й год, а всего через четыре года накроет кровавым снегом война. И пусть радуются, и пусть будет «широка страна родная», и… не зря в конце мы видим занавес тот самый, «железный». Потому что в жизни всегда так — боль и радость ходят рядом, а значит, как говорил Дуня Воробей — без любви никак. Именно она помогает создавать свое ощущение счастья и выжить красным яблокам под холодным снегом. Именно она дает простую радость в этом сложном мире. И МХАТ еще раз говорит именно о любви.

Алёна Август.

Величайшее достояние России

Пермская филармония открывает 85-й, юбилейный сезон Межрегиональным проектом «Духовный путь П.И. Чайковского», приуроченным к 180-летию гениального русского композитора.

Программа мероприятия включает в себя две составляющие. В арт-фойе Органного концертного зала будет открыта фотовыставка о жизни и творчестве композитора.

Музыковед, старший научный сотрудник Дома-музея П.И. Чайковского в Клину Галина Сизко презентует свою книгу «Духовный путь Чайковского».
Галина Степановна — прекрасный рассказчик, знающий о П.И. Чайковском и о его жизненном пути, как никто другой. 43 года научной, лекторской, методической работы позволили ей накопить не только багаж знаний, но и колоссальный опыт общения с очень разными людьми. Слушать ее одинаково приятно и полезно как детям, так и знающим историю взрослым людям.

Уральский государственный камерный хор Пермской филармонии под управлением народного артиста России Владислава Новика исполнит фрагменты «Литургии Святого Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского.
Дирижер — главный хормейстер, заслуженная артистка России Василя Фахразиева.

Специальный гость проекта – руководитель Международного благотворительного фонда Н.Ф. фон Мекк Денис Андреевич фон Мекк, прапраправнук Надежды Филаретовны фон Мекк по отцовской линии, прапраправнучатый племянник Чайковского (его любимая сестра Александра Ильинична — прямая прапрапрабабушка Дениса Андреевича, так же как и Надежда Филаретовна).

21 сентября в 15.00. Органный концертный зал.

Справка
В марте 2020 года стартовал межрегиональный проект «Духовный путь Чайковского», приуроченный к 180-летию композитора и поддержанный грантом Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2019-2020».
Мероприятия проекта будут проходить до октября 2020 года в городах России, связанных с жизнью и творчеством Петра Ильича Чайковского. Это —
Воткинск, Ижевск и п. Игра Удмуртской Республики, г. Клин Московской области, Пермь и Чайковский Пермского края, Екатеринбург и Алапаевск Свердловской области, Таганрог Ростовской области, Санкт-Петербург.
Состоятся христианские духовно-нравственные мероприятия для молодежи и взрослых с участием священнослужителей, деятелей культуры и искусства, историков и краеведов.
Это беседы о духовно-нравственных идеалах современного человека, гражданина России, презентация книги «Духовный путь Чайковского», фотовыставка о жизни и творчестве композитора, концерт духовной музыки.
Проект стартовал после издания книги в мае 2019 года, которая получила огромный интерес и признание аудитории. И вот долгожданное событие случилось — на средства гранта напечатан благотворительный тираж книг «Духовный путь Чайковского» в количестве — 1000 штук. Каждой организации-партнеру проекта, книги будут торжественно переданы на мероприятиях в городах России. Также книги будут бесплатно раздаваться на презентации издания тем, кто будет активен и проявит живой интерес.
Проект реализуется совместно Международным благотворительным фондом имени Надежды Филаретовны фон Мекк (Москва) и Городским благотворительным фондом «Фонд местного сообщества г. Чайковского» (Пермский край) при поддержке благочиний Русской православной церкви, государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, общественных организаций.

Без зрителей. И вместе с ними

Это открытие останется в истории не только юбилейной цифрой, двумя томскими премьерами и гениальным солистом – Вадимом Репиным. Прежде всего, оно войдет как открытие в режиме онлайн, когда музыканты играли не на публику, а на камеры. За тем, что происходит на сцене, поклонники симфонической музыки, друзья Томской филармонии следили из дома, расположившись у экранов своих компьютеров и гаджетов.

За порогом ожидания

Хотя за пять месяцев работы в условиях ограничения массовых мероприятий из-за коронавирусной угрозы такой формат концерта для Томской филармонии стал уже привычным, пустота тысячного зрительного зала по-прежнему вызывает психологический дискомфорт у музыкантов. Они привыкли, что ощущение приближающегося концерта идет из зала и даже из зрительского фойе. Нестройный гул голосов публики, просачиваясь, за кулисы, помогает уловить волну зрительской положительной энергии, и еще до того, как дирижер даст ауфтакт, они готовы послать ответную волну радости. И вот тогда, когда две волны встретятся, вспыхивает та самая магическая «вольтова дуга», которая соединяет зал и сцену. И вот ничего этого нет. Нет слушателей, которые в ожидании музыки переговариваются, обсуждают программу, высказывают свое мнение по поводу того или иного сочинения, солиста, предвкушают предстоящий выход музыкантов и своим ожиданием разогревают до нужного градуса атмосферу в Большом концертном зале, начинают ее менять, заряжая пустоту огромного пространства флюидами радости.

Врачам и всему миру

…В семь часов вечера по томскому времени режиссер трансляции Дмитрий Ушаков дал сигнал технической группе о начале прямого эфира. Одна из камер была направлена на ведущую концерта музыковеда Василину Сыпченко. Она объявила, что Томская филармония открывает юбилейный сезон посвящением медицинским работникам и волонтерам, которые борются за наши жизни. И в их честь звучит знаменитая Ария Иоганна Себастьяна Баха в оркестровой версии Леопольда Стоковского. В полной тишине, без привычных зрительских аплодисментов на сцену вышел художественный руководитель и главный дирижер оркестра Михаил Грановский. Пандемия наложила отпечаток не только на форму концерта, но и на содержание программы, вернее на восприятие музыки. Ария Иоганна Себастьяна Баха, Концерт Макса Бруха, симфония Густава Малера, песни Александра Зацепина и Владимира Шишкарева, пропущенные сквозь призму этого внемузыкального обстоятельства, приобрели философский оттенок, заставив размышлять о духовных ценностях, о нерасторжимости двух начал бытия – жизни и смерти. То, что происходило на сцене Большого концертного зала на протяжении почти полутора часов, было похоже на… богослужение. Богом была Музыка. Торжество света и добра рождалось из переплетения мелодических линий скрипок, альтов и виолончелей в Арии Баха, а плотный басовый звук контрабасов, возникающий на контрасте, напоминал о бренном и земном… Так, уже первым произведением была задана тема гуманизма, которая потом получит свое развитие в Десятой симфонии Малера. Как иконопись называют богословием в красках, так и музыку Баха можно считать трактатом о любви к Человеку, а Арию – квинтэссенцией баховской философии. Шедевр, звучавший меньше шести минут, как камертон, настроил душу на восприятие какой-то неземной красоты.

О чем пела скрипка Репина

И эта красота была явлена в облике Скрипичного концерта соль минор Макса Бруха. В трактовке Михаила Грановского и солиста Вадима Репина он превратился в Поэму о Человеке, который, преодолевая драматические обстоятельства, идет к божественному озарению и обретает силу в радости. Появление Вадима Репина музыканты приветствовали постукиванием смычков, а зрители – виртуальными аплодисментами. В масштабах концерта-открытия совместная игра знаменитого солиста и оркестра стала действительно ярким, незабываемым событием и украшением вечера. Сколько нежности и разрывающей душу грусти и любви было в игре Вадима Репина! Его скрипка работы Страдивари то речитативом утверждала, что жизнь человека подобна свече на ветру – от сильного пламени она сгорает или гаснет от порывов ветра (неблагоприятных обстоятельств), то протяжно пела о любви, вернее, о душе, которая томится без любви и страстно ее желает, даже если любовь будет причинять страдания. Эту тему страсти и томления подхватывал оркестр Михаила Грановского, и энергетическая волна в какие-то минуты накрывала с головой, накал эмоций был настолько мощный, что, казалось, сердце не выдержит такого напряжения чувств. Если в первой части солирующая скрипка была подобна Гомеру, который неспешно начинает повествование об эпической драме человечества, и в глухом рокоте литавр слышались отголоски минувших эпох, то вторая часть – божественное Adagio, эта подлинная жемчужина, впечатляла редкой красотой мелодических образов. Оркестр, вступая в диалог с солистом, ритмически упруго выводил слушателя на простор, где широкая экспрессивно насыщенная лирическая мелодия брала верх над драматическими пульсациями энергии любви. А скрипка Вадима Репина тем временем начинала тихо баюкать и врачевать душевные раны, обещая неземные блаженства. И вот так, то упиваясь мастерством скрипача, то восхищаясь мощью оркестра, слушатель подошел к энергичной блестящей коде, которая венчала Концерт. Ах, если бы в зале были зрители! То, уверены, сцену захлестнула бы Девятый вал восторга, любви и радости. Но вся эта радость рассредоточилась по миру. Трансляцию смотрели и в других городах России, и в комментариях в социальных сетях писали, что восторг от игры Вадима Репина не передать словами, благодарили оркестр и дирижера Михаила Грановского за блестяще исполненный Концерт.

Есть только миг

После такого выплеска энергии очень трудно привлечь внимание песней. И перед солистом Томской филармонии Евгением Штейнмиллером стояла невероятно сложная задача – перевести регистр слушательского восприятия в режим камерной музыки. Правда, в этом деле ему помог владыка Иларион, митрополит Волоколамский, викарий патриарха Московского и всея Руси. Его видеообращение, посвященное памяти отца Александра Меня, выдающемся проповеднике Слова Божия, миссионере, принявшем мученическую смерть от руки убийц ровно 30 лет назад, 9 сентября, настроило зрителей на иной лад. Оно заставило размышлять о силе человеческого духа, о верности выбранному пути, о верности Ученика, следующего за своим Учителем. Не на каждом концерте к слушателям обращается духовное лицо столь высокого ранга, а если брать историю Томской филармонии, так и впервые. Но тут тот случай, когда духовное служение и служение искусству имеет одну основу – служение. И несмотря на то, что отец Александр не был музыкантом, его имя в программе концерта оказалось связанным с двумя песнями. «Есть только миг между прошлым и будущим», — пел Евгений Штейнмиллер любимую песню Александра Меня. Об этом особом миге возвестила труба Михаила Струганова, а вступившая следом гитара Алексея Пиоттуха всколыхнула воспоминания, и многие слушатели почувствовали щемящее чувство о невозвратно ушедшей жизни. «Есть только миг…» — и этим мигом-жизнью была звучащая музыка… А следом прозвучала вторая песня, уже самим названием посвященная Александру Меню — «Памяти отца Александра», Лиричная Владимира Шишкарева. Напевная мелодия и особенно слова его песни, наполненные метафорами божественного света, заставили переживать, ощутить подкатившийся к горлу ком слез и остро почувствовать краткость жизненного срока. К слову, оркестровал песню Владимира Шишкарева томский музыкант Григорий Лосенков, а Томский симфонический оркестр подарили ей сценическую жизнь.

Не надо пугать Малером!

Сложность и «мучительность» симфонической музыки Густава Малера – миф, не понятно кем и для чего придуманный. Слушателю XXI века, который слышал сочинения авангардной музыки ХХ века, она не кажется непонятной, нечеловеческой. Малер не дожил даже до Первой мировой войны, а мы живем с памятью о двух мировых войнах и множестве других трагедий. И то, что писал умирающий композитор в 1910 году, посылая миру свой прощальный привет, очень близко нам, сегодняшним. Да, мы – другие, но Малер – тот же. В этом секрет вечности и величия его музыки. Его Десятая симфония, вернее ее первая часть Адажио в исполнении Михаила Грановского и Томского Академического симфонического оркестра – это триумф идей гуманизма. Именно так можно сказать, перефразируя Жан-Поля Сартра, автора философского трактата «Экзистенциализм – это гуманизм». В своей музыке, особенно в Десятой симфонии Малер за полвека до Сартра высказал то, что писатель-философ сформулировал словами: страдание – это эмоция, которую люди испытывают, осознав, что несут ответственность не только за себя, но и за все человечество. Маэстро Грановский акцентировал не муки, а любовь, свет, который звучит уже в самом начале Адажио. Мука и любовь соединились и стали молитвой, обращением к Всевышнему о прощении и Свете. (Помните, булгаковский Мастер получил покой, но не свет). А вечером, в завершении концерта-открытия Божественный свет лился через оркестр, лился со сцены. И когда в партиях струнных и арфы в конце Адажио возникла гармония, Ниагарский водопад необъяснимого счастья внезапно обрушился на слушателей, в том числе и на автора этих строк.
…У Хемингуэя есть роман «To have and to have not» («Иметь и не иметь») – почти то же самое можно сказать о Томской филармонии, работающей в режиме онлайн, в отношении слушателей. Открытие юбилейного 75-го творческого сезона прошло без публики. И вместе с ней.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Игорь ВОЛК, Рубин ГАЙНУТДИНОВ.